Рабочая программа "Мир природы и человека"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Елена Владимировна 68

Рабочая программа "Мир природы и человека" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody_i_cheloveka-gotovo.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Мир природы и человека

Пояснительная записка

 

Программа составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта   образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки № 1599 от 19.12.2014г.);

2.Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (вариант 1).

       Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Цели образовательно-коррекционной работы заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

       Достижение данной цели предусматривает решение следующих основных задач:

  • уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
  • формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
  • конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;
  • вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

Основные задачи, стоящие перед предметом «Мир природы и человека» во 2 классе:

  • развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
  • закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на

Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года;

  • изучение воды и ее свойств, формирование представлений о роли и

участии воды в жизни живой природы;

  • воспитание в детях интереса и бережного отношения к природе.

Содержание учебного предмета «Мир природы и человека»

 

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца.

Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень.

Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш.

 Наблюдения за зимующими птицами.

Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж.

Рыбы зимой.

Труд человека в разное время года

Работа в саду, огороде.

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.

Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.

Неживая природа

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть.

Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры.

Вода горячая, холодная.

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.

Живая природа

Растения

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения).

Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.

Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.

Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями.

Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов данной местности.

Уход за растениями сада и огорода.

Животные

Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк.

Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.

Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.

Человек. Безопасное поведение

Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

      На реализацию программы по математике  в учебном плане предусмотрено 68часов (2 часа в неделю)

Календарно-тематическое планирование


п /п

Тема урока

Стр.

Дата проведения

по

плану

по

факту

Сезонные изменения

1.

Влияние солнца на смену времён года.

4-5

2.

Сутки.

6-7

3

Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток (утро, день, вечер, ночь).

4

Долгота дня  летом.

8-9

5

Долгота дня  зимой.

10-11

Времена года

6

Времена года. Осень.

13-15

7

Экскурсия в природу.

16-17

8

Знакомство с названиями осенних месяцев

9

  Растения   осенью.

18-19

10

11

Наблюдения за деревьями, кустарниками, травами (тополь, акация, клён). Экскурсия.

Листопад, увядание трав. Экскурсия.

12

13

 Животные осенью.

Птицы осенью

24-25

14

Занятия людей осенью.

26-27

15

Работа в саду, огороде.

16

Профилактика простудных и вирусных заболеваний.

17

Времена года . Зима.  

29-30

18

Знакомство с названиями зимних месяцев

30-31

19

 

Наблюдение за погодой (похолодание, заморозки). Экскурсия.

20

   Растения  зимой.

32

21

Животные зимой.

32-34

22

Занятия людей зимой.

35-37

23

Время года. Весна.  

40-41

24

Знакомство с названиями весенних месяцев

42-43

25

  Растения   весной.

44-46

26

 Животные весной.

   

47

27

 

Занятия людей весной.

   

48-50

28

Время года. Лето.  

51-52

29

Знакомство с названиями летних месяцев

52-53

30

Растения   летом.

54-55

31

  Животные летом.

56

32

Занятия людей летом.

57-59

Неживая природа

33

Вода.

60-62

34

Вода горячая и холодная.

63

35

Температура воды.

64

36

Вода в природе.

65-68

37

Значение воды.

69-70

Живая природа

38

Части растений.

5-11

39

Жизнь растений.

12-14

40

Растения влаголюбивые  и засухоустойчивые .

15-16

41

Светолюбивые  и тенелюбивые растения .

17

42

Комнатные растения.

18

43

Уход за комнатными растениями.

19-20

44

   Овощи.

21-22

45

Огород.

23-25

46

  Овощи в питании человека.

26

47

Сад.

27

48

  Фрукты.  

28-29

49

 Фрукты в питании человека.

30

50

Уход за растениями сада и огорода.

31

51

Животные.

32-33

52

Кошка и рысь.

34-37

53

Кошка и рысь.

34-37

54

Породы кошек.

38-39

55

Собака и волк.

40-44

56

Собака и волк.

40-44

57

Породы собак.

45-46

58

Рыбы.

47-49

59

Рыбы

49-51

60

Человек.  Гигиена тела человека.

52-54

61

Органы пищеварения человека.

55-56

62

Питание человека.

57-58

63

Продукты питания.

59-61

64

 Кто готовит нам обед?

62-66

65

Обобщение знаний по теме «Живая природа»

Безопасное поведение

66

Правила питания.

67-68

67

Профилактика отравлений.

69-70

68

Закаливание.

------

Планируемые результаты освоения обучающимися

учебного предмета «Мир природы и человека»  второго года обучения

Минимальный уровень

  • называть изученные объекты и явления;
  • различать 2–3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за

комнатными растениями;

  • различать наиболее распространенные овощи и фрукты;
  • различать домашних и диких животных, рыб;
  • выполнять элементарные гигиенические  требования, правила приёма пищи;
  • различать признаки времен года.

Достаточный уровень

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • различать 3–4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за

комнатными растениями;

  • различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять,

где они растут, как используются человеком;

  • различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки,

образ жизни;

  • выполнять элементарные гигиенические правила;
  • различать признаки времен года, объяснять причину сезонных

изменений в природе.

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе

Материально – техническое обеспечение:

-ноутбук;

- проектор;

-презентационные материалы;

-карточки для индивидуальной работы;

-комплекты обучающих карточек.

Учебно–методическое обеспечение:

-  учебник для 2 класса «Мир природы и человека», авторы: Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, издательство «Просвещение», 2018 г.

- рабочая тетрадь для 2 класса «мир природы и человека», авторы:                             Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, издательство «Просвещение», 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Человек и природа"

Цель курса: формирование нравственных, гуманистических идеалов у учащихся как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе. На основе современных естественно - научных представлени...

Рабочая программа по учебному курсу "Мир природы и человека" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ".

Рабочая программа по учебному курсу "Мир природы и человека" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП.Разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы о...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Мир природы и человека"

Рабочая программа и КТП по предмету "Мир природы и человека" разработаны на основе примерной АООП для учищся 1 класса с интеллектуальными нарушениями....

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа).

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочий лист по предмету Мир природы и человека на тему: "Живая природа. Растения"

Рабочий лист по предмету Мир природы и человека "Живая природа. Растения" предназначен для закрепления пройденого материала, самостоятельной, проверочной работы, изучения новой темы....