Методическая разработка урока по окружающему миру "Времена года"
методическая разработка по окружающему миру
методическая разработка урока по окружающему миру "Времена года". Урок о формировании представлений о годовом цикле — временах года, месяцах, их последовательности, показать зависимость природных явлений от смены времён года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_vremena_godaih_osobennosti_-1_klass.docx | 327.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 « б» классе «УМК «Школа России». Зотова Г.В.
Тема: Времена года, их особенности. | |||||||
Тип: открытие новых знаний, изучение нового материала. | |||||||
Цель урока - формировать представления о годовом цикле — временах года, месяцах, их последовательности, показать зависимость природных явлений от смены времён года. | |||||||
Задачи | |||||||
Образовательные: | Развивающие: | Воспитательные: | |||||
-пополнить знания о временах года, осенних, зимних, весенних и летних месяцах; -научить детей называть времена года и месяцы в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; - учить детей устанавливать зависимость природных явлений от смены времён года; | -развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; -обогащать словарный запас учащихся; | -воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; -повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности. | |||||
Планируемые результаты | |||||||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: | |||||
- знание времён года, месяцев; - соотносить времена года и месяцы; - рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о временах года и месяцах; - работа с презентацией, с раздаточным материалом, извлечение из них необходимой информации; -устанавливать зависимость природных явлений от смены времён года; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Регулятивные: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». | Познавательные: - освоение способов решения проблем поискового характера; - освоение основ познавательной рефлексии; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; - установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; - овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | Коммуникативные: -активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; -умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | - уважение к мнению других; - мотивация учебной деятельности; - самоопределение; - проявлять целостный социально ориентированный взгляд на мир; - овладеть начальными навыками адаптации в мире; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; | |||
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная, групповая | ||||||
Методы обучения | Частично-поисковый, практический, интерактивный, деятельностный, объяснительно-иллюстративный | ||||||
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, презентация | ||||||
Наглядность | Годовой круг ,учебник «Окружающий мир» часть 1, автор А.А.Плешаков, карточки для работы в группах. | ||||||
Методы: | Словесный, наглядный, практический |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент. | Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. К нам сегодня пришли гости, Поприветствуем мы их. А теперь за парты сели. На меня все посмотрели. | Приветствуют учителя, друг друга, гостей, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. Внимательно слушают, делают внутреннюю установку на урок. (Коммуникативные УУД). |
2.Повторение пройденного материала. | Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного, но сначала вспомним, а о чем мы говорили на прошлом уроке? - Давайте вспомним, что мы узнали о днях недели, поиграв в игру « Верно, неверно». - Я буду говорить предложения, если они верны – вы хлопаете в ладоши, а если нет, хлопать не надо .
-Сколько же дней в неделе? -Перечислите их по порядку. -Молодцы, вы хорошо справились с заданием. -Назовите по порядку дни недели. -Сколько всего дней в неделе? | Внимательно слушают учителя, выбирают правильные действия. Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД). Отвечают на вопрос учителя |
3. Актуализация знаний. | -Сегодня вы тоже узнаете много нового. А о чем пойдет речь вы узнаете, отгадав загадку. Загадка. В саду царском стоит дерево райское На одном боку цветы расцветают, На другом боку-плоды созревают, На третьем-листы опадают, А на четвертом-снег да вьюга гуляет! (Времена года) -О чем мы будем говорить сегодня? | Уметь проводить сравнение по заданным критериям(Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).
Слушают учителя Ответы детей: Высказывают предположения |
4.Постановка учебной задачи. Слайд 1. | -Какая тема урока? -Какие задачи мы поставим перед собой? Чему мы должны будем научиться? 1. Узнать порядок (последовательность) времен года 2. Учиться соотносить времена года и месяцы. (дополняет ответы детей) | Уметь проводить сравнение по заданным критериям(Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Времена года Высказывают предположения |
5. Построение проекта выхода из затруднения
Слайд 2. Слайд 3,4 Слайд5-11 Слайд 12-18 Слайд 19-25. Слайд 26-31. Слайд 32. | - Скажите, а в какое время года у детей начинаются самые длинные каникулы? -К нам сегодня на урок снова пришёл Муравьишка , и он тоже очень хочет знать, когда же наступит лето? -Для того, чтобы дать правильный и точный ответ на этот вопрос, я предлагаю ответить Муравьишке позже, а пока получше и подробнее познакомиться с временами года. Итогом нашего урока будет проект. Вы спроектируете страницу, которая войдёт в книгу «Времена года». ( представители команд подходят и берут конверты с заданием) Но прежде мы должны вспомнить всё, что знаем о временах года и месяцах. И в конце урока мы постараемся ответить на вопрос Муравьишки: Когда же наступит лето? -А для этого я вам предлагаю отправиться в путешествие по временам года. -Вы любите путешествовать? -А путешествовать мы будем на большом воздушном шаре. -С собой возьмём круг. Он будет для нас как компас, чтобы не заблудиться, не улететь в другую сторону. -Итак, сядьте поудобнее, отправляемся. Закройте глаза и послушайте загадку. Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зима) -Откройте глаза. Посмотрите, мы оказались в гостях у Зимы. - А как вы догадались, что это зима? - По каким признакам? (Снег, лед, сугробы, …). -Скажите, какие зимние месяцы вы знаете? -Посмотрите на круг, где мы были в гостях, у какого времени года? (У зимы). Давайте отгадаем загадки о зимних месяцах. - А каким цветом мы обозначим их на круге? - Полетим дальше? -Снова садимся на свой воздушный шар и отправляемся с дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза и послушайте загадку. Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает? (Весной). -Откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Весны. - По каким признакам? Что вы увидели? (Тает снег, распускаются почки, зеленеют листочки, трава зеленеет…). - Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь. - А какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май). - Ребята, посмотрите снова на круг, где мы были в гостях, у какого времени года? (У весны). - Давайте отгадаем загадки о весне - А каким цветом обозначим на круге? (зелёным) - Вам понравилось у Весны? -Отправляемся дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Солнце печёт, Липа цветёт, Рожь поспевает. Когда это бывает? (Летом). -Откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Лета. - А как вы догадались, что это лето? - По каким признакам? (Трава зелёная, много цветов, поспевают ягоды, можно купаться…). -Лето – очень красивое время года. И делает его таким изобилие цветов на лугах, в садах и парках. - А какие летние месяцы вы знаете? (Июнь, июль, август). - Посмотрите снова на нашу карту, где мы были в гостях, у какого времени года? (У лета). - Загадки о летних месяцах - А как вы думаете, каким цветом обозначим на круге? -Послушайте пословицы Красное лето никому не наскучило. Лето красное – пора прекрасная. -В старину словом «красный» называли что-то красивое . - Вам понравилось у Лета? - Полетим дальше. -Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает, Когда это бывает? (Осенью). -Откройте глаза. Посмотрите, мы оказались в гостях у Осени. - А как вы догадались, что это осень? - По каким признакам? (Дождь, жёлтые листья, листопад… ). -А какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь,октябрь,ноябрь). - Посмотрите снова на нашу карту, где мы были в гостях, у какого времени года? (У осени). - Загадки об осенних месяцах. - А каким цветом обозначим на круге? - Вам понравилось у Осени? - Полетим дальше. -Сядьте поудобнее, мы отправляемся. Закройте глаза и послушайте После осени пришла. -Откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались снова у Зимы. - Что же получается? Мы с вами совершили круг, вернулись снова к зиме. Время очень быстро летело во время путешествия и прошёл целый год - круглый год, прошли 4 времени года или 12 месяцев. - Вам понравилось путешествие? - А что вы узнали во время путешествия? - Сколько остановок мы делали? Как они назывались? Давайте обратимся к помощнику-карте. Назовите времена года в той последовательности, как мы путешествовали (Зима, весна, лето, осень). | - Летом. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов(Познавательные УУД). -ответы детей слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД). -(Зимой). Высказывания детей. (-Декабрь, январь, февраль). Ответы детей -голубым (разукрашивают) |
| Игра с мячом «Бывает или не бывает» - Бывает весной иней? -Бывает летом снег? - Бывает зимой мороз? - Бывает осенью ледоход? - Бывает весной капель? - Бывает зимой листопад? - Бывает осенью метель? - Бывают весной заморозки? - Бывает зимой дождь? - Бывает летом гроза? | |
3. Первичное закрепление. 1..Практическая работа Слайд33-36 | -Сейчас мы вместе определим под каким знаком зодиака родился каждый из вас и запишем на годовом круге каждый свой знак. Научимся определять сколько дней в каждом месяце. -Молодцы. Всё определили верно. | Фронтальная работа. |
4.Работа с учебной литературой | -А теперь откройте учебник на стр 9 и постарайтесь найти ошибки на рисунках Муравьишки. Можем мы ответить на вопрос Муравьишки «Когда же придёт лето?» | Работают с иллюстрацией учебника Отвечают, слушают высказывания одноклассников. |
5. Работа в группах. | Группы получают конверты с загадкой о времени года, картинку и карточки с названием времен года, расположить правильно. | Образуют группы по 8 человек.
Обсуждают, выполняют работу, один человек выходит к доске и рассказывает. |
6.Закрепление. | Ответьте на вопросы по картинкам презентации. | |
7. Итоги урока . Рефлексия Слайд 19 | - А теперь давайте вспомним какие задачи мы поставили на этот урок. (Чтение задач урока, если не вспомнят) - Какой из предложенных фраз вы бы хотели закончить сегодняшний урок? --Сегодня на уроке я узнал…… --Я расскажу дома…. Оцените свою работу при помощи смайликов. -А теперь покажите с каким настроение вы уходите с урока. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Красный цвет – я все понял на уроке, зелёный – столкнулся с трудностями, синий- было трудно. Клеят смайлики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"
Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...
Методическая разработка урока по окружающему миру для 2 класса по УМК " Перспективная начальная школа"
Урок окружающего мира по теме " Кто такие звери"...
Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.
Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...
Методическая разработка урока по окружающему миру "Вода и ее свойства"
Урок-презентация....
Методическая разработка урока по теме "Времена года".
Разработка урока по курсу «Окружающий мир» в 1 классе. Тема: «Когда наступит лето?» Тип урока - комбинированный. Цель урока: создать условия для формирования представлений о годовом цикле – временах...
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"
Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...