№ п\п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Формирование УУД |
1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности: Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством актуализации ситуации успеха прошлых уроков. | 1.-Велика и прекрасна наша страна – Россия. На необъятных её просторах есть уголок земли, где ты живёшь, место, где находится твой дом – Краснодарский край, или Кубань (так часто называют наш край по имени его самой многоводной реки. Сегодня мы совершим путешествие по краю, в котором живём. | Слушают. | Анализ, синтез. |
2 | Актуализация знаний. Цель: 1) повторить уже известные опасные места
2)предъявить задания, близкие жизненному опыту детей;
| 2.Организация задания на повторение. 1). Индивидуальное задание по карточке. -Рассказать о нашем крае, используя карту. (План ответа: 1.Географическое положение. 2.Соседи. 3.Столица, крупные города.) 2)-Решите задачу. Общая протяженность границ нашего края 1540 км. Вычисли длину сухопутных границ, если длина морских составляет 740км. -Какова длина сухопутных границ? Как вы узнали? 3). Индивидуальная работа у интерактивной доски: -Вспомним, какие водные объекты находятся в нашем крае и составим список. Первый и второй ученик работают с учебником «Кубановедение», а так же с краеведческой литературой. Третий и четвёртый ученик – с картой нашего края. Пятый ученик ищет материал в сети Интернет. Моря реки озёра водохранилища лиманы
Проверка. -Что мы записали в столбиках? -Какова роль водоёмов в жизни людей? -Как жители Кубани используют водоёмы своей местности? | Работа с картой. Высказывание различных вариантов решения данной проблемы.
Индивидуальная работа у интерактивной доски. Работа с учебником «Кубановедение», а так же с краеведческой литературой. Работа в сети Интернет. Проверка.
| Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основании что известно, усвоено Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: Умение полно и точно выражать свои мысли.
|
3 | Подготовка к изучению нового материала Цель: повторить уже известные опасные места
| 3. -Посмотрим на политико-административную карту России. Где расположена территория нашего края? Что можно о нем рассказать? -Площадь нашего края сравнительно небольшая -76000 км.2 Если поделить территорию России на 225 равных частей, то одна из них придётся на Краснодарский край. Протяженность с севера на юг – 372 км, с запада на восток -380 км. -Рассмотрим диаграмму, в которой указана часть территории нашей страны, которая принадлежит Краснодарскому краю. Подготовка к изучению нового материала. -Прочитайте тему урока: «Поверхность нашего края». -Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? -Что бы вам хотелось узнать на уроке? (Сформулируйте свои вопросы). 4. Физкультминутка. 1). Игра на внимание. Я бросаю мяч и называю водоём, вы отвечаете каким водным объектом он является (Кубань-река, Кирпили-река, Абрау- озеро, Черное-море и т.д.) 2). Присесть столько раз, сколько морей в нашем крае.(2, назовите их) 3). Игра с мячом: -Я бросаю вам мяч, а вы называете любой город нашего края. | Работа с политико-административной картой России.
Выполнять задания по ранее выработанному алгоритму действия. Работа с диаграммой.
Игра с мячом. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основании что известно, усвоено Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли. |
4 | Выявление места и причины затруднения: Цель: построить план действий и зафиксировать его в речи.
| 5.Открытие нового знания. –Как используется территория нашего края? -Рассмотрим слайды поверхности нашего края. -Какой рельеф вы видите? ~ Работа в группах. Внимательно рассмотрите физическую карту Краснодарского края. Какой рельеф вы видите? -Составьте рассказ: 1 и 2 группы: Восточно-Европейской равнина . 3 и 4 группы: Холмы. 5 и 6 группы: Горы. План. 1) Условное обозначение на карте. 2)Месторасположение на карте края. 3) Описание поверхности. 4)Выполнить модель поверхности (вылепить из пластилина). Проверка. Обратить внимание на строение холма и горы (У холма есть подошва, склон, вершина и у горы есть подошва, склон и вершина. В чем разница?). Рассмотреть модели поверхностей. Оценка деятельности. - А сейчас догадайтесь, о чем идет речь? -Они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые склоны и почти нет растительности (Овраги).
| Работа в группах и обсуждение плана действий. Анализировать различные задания и принимать решения о нужных действиях. Работа с картой. Работа с пластилином: выполнить модель поверхности. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом Регулятивные: прогнозирование уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
5 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи: Цель: зафиксировать во внешней речи алгоритм.
| 6.Организация работы по закреплению. Первичное закрепление знаний. ~ Работа по учебнику, стр.139. (Ученики самостоятельно читают текст.) -Что нового узнали? (Овраг превращается в балку) -Предлагаю вам сравнить овраг и балку. (Работа в парах с последующей коллективной проверкой) Сходства | Различия | Овраг | Балка |
|
|
|
-Прочитайте в учебнике о борьбе с оврагами на с. 141. -О каких методах борьбы с оврагами вы узнали? -Почему необходимо бороться с оврагами? (они разрушают поверхность земли, разрушают почву). Работа в рабочей тетради с. 67№2 (Записать определение оврага и балки). -Какое определение слова «овраг» дано в толковом словаре Ожегова?
7.Физкультминутка. -Кто сегодня в гостях? (Мишка, Зайка и Леопард- талисманы олимпиады в Сочи).
Наши друзья предлагают нам поиграть в игру «Собери из букв слова», а вы произносите названия слов, которые вы отгадали. РНИКОШЕ(орешник), ИКЛЗИ(кизил),РБГА(граб). -Какие слова получились? -Что общего между названиями деревьев? (Растут в лесостепи нашего края) -Рассмотрите гербарий данных растений. Кто в жизни встречал эти растения? Какие ещё растения вы поместили бы в свой гербарий? Эти знания пригодятся для проекта «Мой атлас-определитель». | Работа по учебнику стр.139.
Работа в рабочей тетради. Работа с толковым словарем Ожегова.
Игра «Собери из букв слова».
Работа с гербарием.
| Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений Познавательные: построение логической цепи рассуждения Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: Цель: 1)тренировать способность к самоконтролю и самооценке; 2) проверить умения работать по алгоритму. | 8. Самостоятельная работа с проверкой. Работа по учебнику с.143-144. -Мы знаем, что еще одной формой поверхности являются необычные горы (Терриконы). -Чем опасны терриконы? (Занимают плодородные земли и загрязняют воздух и воду). -Как люди с этим борются? (Высаживают растения) -Возможно ли возместить урон, нанесенный природой в этих случаях? -Какое участие в охране поверхности нашего Краснодарского края школьники? -Работа в рабочей тетради с. 67 №3. (Работа в парах, с последующей коллективной проверкой). | Работа в рабочей тетради.
Работа в парах, с последующей коллективной проверкой. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений Познавательные: построение логической цепи рассуждения Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
7 | Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1) включить новый способ действий в систему знаний; 2)тренировать способность применять данный алгоритм
| 9.Просмотр презентации. ~ Какова поверхность нашего края? Викторина «Узнай меня» *Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора) *У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм) *Меня создал человек, я распространяю пыль и могу гореть. (Террикон). *Я – углубление в земной поверхности, у меня пологие склоны, покрытые травой и кустарниками. (Балка) *Я образовался от неправильного распахивания земли, нахожусь на конце поля. (Овраг) 10.Домашнее задание Создание книги для гостей нашего края. Каждый готовит 1-2 странички. В книгу войдут рассказы о: 1группа: растения нашего края 2группа: животные нашего края: 3 группа: почвы нашего края 4 группа: поверхность нашего края 5 группа: водоемы нашего края 6 группа: охрана природы Проиллюстрируйте книгу стихами, рисунками, интересными фотографиями. Придумать название и оформление обложки. | Просмотр презентации.
Ответы на вопросы.
Запись домашнего задания в дневник. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений Познавательные: построение логической цепи рассуждения Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
8 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить собственную деятельность на уроке; 3)зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности.
| 11.Итог урока. -Какую тему окружили вниманием? -Какие трудности возникли в работе? -Что было наиболее интересным на уроке? 12. Рефлексия. -Кому было интересно на уроке? -Подведите итоги работы группы. | Ответы детей. Дети выражают свои эмоции по поводу урока. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом Регулятивные: оценка – осознание качества и уровня усвоения Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог |