Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Поверхность нашего края".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Надежда Викторовна Юркова

В данном материале представлен конспект урока окружающего мира, в 4 классе "Поверхность нашего края". На уроке  у учащихся формируется представление о поверхности родного края, а также даются основные теоретические понятия: овраг, балка, терриконы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yurkova_konspekt_uroka_poverhnost_nashego_kraya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 4 классе.

Тема урока: Поверхность нашего края.  

 Цель: сформировать у учащихся представление о поверхности родного края.

Раскрыть основные понятия: овраг, балка, терриконы.

Совершенствовать умение работать с картой, умение работать в группах.  

 Задачи: 1).Познакомить с поверхностью нашего края и познакомить младших школьников с той терминологией, которая употребляется  при раскрытии основных понятий.

Способствовать развитию устной  речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать любовь к родному краю, проявлять интерес к культуре и истории своего края.

2).  Действовать по плану, делать вывод, обобщать.

3). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  оценивать правильность выполнения действия;  высказывать своё предположение.

Оборудование: презентация «Поверхность Краснодарского края», карточки для индивидуальной работы, толковый словарь Ожегова, гербарий,  слайды, интерактивная доска, политико-административная карта России, физическая карта Краснодарского края.

Ход урока

п\п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формирование УУД

1

Мотивация (самоопределение)  

 к учебной деятельности:

Цель:  мотивировать учащихся к

учебной деятельности посредством актуализации ситуации

успеха

прошлых уроков.

1.-Велика и прекрасна наша страна – Россия. На необъятных её просторах есть уголок земли, где ты живёшь, место, где находится твой дом – Краснодарский край, или Кубань (так часто называют наш край по имени его самой многоводной реки. Сегодня мы совершим путешествие по краю, в котором живём.

Слушают.

Анализ, синтез.

2

Актуализация знаний.

Цель:

1) повторить

 уже известные опасные места

2)предъявить задания, близкие жизненному опыту детей;

2.Организация задания на повторение.

1). Индивидуальное задание по карточке.

-Рассказать о нашем крае, используя карту.

(План ответа:

1.Географическое положение.

2.Соседи.

3.Столица, крупные города.)

2)-Решите задачу.

Общая протяженность границ нашего края 1540 км. Вычисли длину сухопутных границ, если длина морских составляет 740км.

-Какова длина  сухопутных границ? Как вы узнали?

 3). Индивидуальная работа у интерактивной доски:

-Вспомним, какие водные объекты находятся в нашем крае и составим список. Первый и второй ученик работают с учебником «Кубановедение», а так же с краеведческой литературой. Третий и четвёртый ученик – с картой нашего края. Пятый ученик ищет материал в сети Интернет.

Моря         реки        озёра       водохранилища       лиманы

Проверка.

-Что мы записали в столбиках?

-Какова роль водоёмов в жизни людей?

-Как жители Кубани используют водоёмы своей местности?

Работа с картой.

Высказывание различных вариантов решения данной проблемы.

Индивидуальная работа у интерактивной доски.

Работа с учебником «Кубановедение», а так же с краеведческой литературой.

Работа в сети Интернет.

Проверка.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи на основании что известно, усвоено

Познавательные: умение осознанно и  произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные:

Умение полно и точно выражать свои мысли.  

3

Подготовка к изучению нового материала

Цель:

 повторить

 уже известные опасные места

3. -Посмотрим на политико-административную карту России. Где расположена территория нашего края? Что можно о нем рассказать?

-Площадь нашего края сравнительно небольшая -76000 км.2

Если поделить территорию России на 225 равных частей, то одна из них придётся на Краснодарский край. Протяженность с севера на юг – 372 км, с запада на восток -380 км.

-Рассмотрим диаграмму, в которой указана часть территории нашей страны, которая принадлежит Краснодарскому краю.

Подготовка к изучению нового материала.

-Прочитайте тему урока:

«Поверхность нашего края».

-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

-Что бы вам хотелось узнать на уроке?

(Сформулируйте свои вопросы).

4. Физкультминутка.

1). Игра на внимание. Я  бросаю мяч и называю  водоём, вы отвечаете каким водным объектом он является (Кубань-река, Кирпили-река, Абрау- озеро, Черное-море и т.д.)

2). Присесть столько раз, сколько морей в нашем крае.(2, назовите их)

3). Игра с мячом:

-Я бросаю вам мяч, а вы называете любой город нашего края.

Работа с политико-административной картой России.

Выполнять задания по ранее выработанному алгоритму действия.

 Работа с диаграммой.

Игра с мячом.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи на основании что известно, усвоено

Познавательные: умение осознанно и  произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли.  

4

Выявление места и причины затруднения:

 Цель:

построить

план действий

и зафиксировать его в речи.

5.Открытие  нового знания.

–Как используется территория нашего края?

-Рассмотрим слайды поверхности нашего края.

-Какой рельеф вы видите?

~ Работа в группах.

Внимательно рассмотрите физическую карту Краснодарского края. Какой рельеф вы видите?

-Составьте рассказ:

1 и 2 группы:  Восточно-Европейской  равнина .

3 и 4 группы:  Холмы.

5 и 6 группы:   Горы.

План.

1) Условное обозначение на карте.

2)Месторасположение  на карте края.

3) Описание поверхности.

4)Выполнить модель поверхности (вылепить из пластилина).

Проверка.

Обратить внимание на строение холма и горы (У холма есть подошва, склон, вершина и у горы есть подошва, склон и вершина. В чем разница?).

Рассмотреть модели поверхностей.

Оценка деятельности.

- А сейчас догадайтесь, о чем идет речь?

-Они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые склоны и почти нет растительности (Овраги).

Работа в группах и обсуждение плана действий.

        

Анализировать различные задания

и принимать решения

о нужных действиях.

Работа с картой.

Работа с пластилином:  выполнить модель поверхности.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Регулятивные: прогнозирование

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные:

 планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

5

Первичное закрепление

с проговариванием во внешней речи:

Цель: зафиксировать

во внешней

речи

алгоритм.

6.Организация работы по закреплению. Первичное закрепление знаний.

 ~ Работа по учебнику, стр.139.

(Ученики самостоятельно читают текст.)

-Что нового узнали? (Овраг превращается в балку)

-Предлагаю вам сравнить овраг и  балку. (Работа в парах с последующей коллективной проверкой)

Сходства

Различия

Овраг

Балка

-Прочитайте в учебнике о борьбе с оврагами на с. 141.

-О каких методах борьбы с оврагами вы узнали?

-Почему необходимо бороться с оврагами? (они разрушают поверхность земли, разрушают почву).

Работа в рабочей тетради с. 67№2 (Записать определение оврага и балки).

-Какое определение слова «овраг» дано в толковом словаре Ожегова?

7.Физкультминутка.

-Кто сегодня в гостях? (Мишка, Зайка и Леопард- талисманы олимпиады в Сочи).  

Наши друзья  предлагают нам поиграть в игру «Собери из букв слова», а вы  произносите названия слов, которые вы отгадали.

РНИКОШЕ(орешник), ИКЛЗИ(кизил),РБГА(граб).

-Какие слова получились?

-Что общего между названиями деревьев? (Растут в лесостепи нашего края)

-Рассмотрите гербарий данных растений. Кто в жизни встречал эти растения? Какие ещё растения вы поместили бы в свой гербарий?  Эти знания пригодятся для проекта «Мой атлас-определитель».

Работа по учебнику стр.139.

Работа в рабочей тетради.

Работа с толковым словарем Ожегова.

Игра «Собери из букв слова».

Работа с гербарием.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Регулятивные:    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений

Познавательные: построение логической цепи рассуждения

Коммуникативные:

  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Цель:

1)тренировать способность

к самоконтролю

и самооценке;

2) проверить умения  работать

по алгоритму.

8. Самостоятельная работа с проверкой.

Работа по учебнику с.143-144.

-Мы знаем, что еще одной формой поверхности являются

необычные горы (Терриконы).

-Чем опасны терриконы? (Занимают плодородные земли и загрязняют воздух и воду).

-Как люди с этим борются? (Высаживают растения)

-Возможно ли возместить урон, нанесенный природой в этих случаях?

-Какое участие в охране поверхности нашего Краснодарского края школьники?

-Работа в рабочей тетради с. 67 №3.

(Работа в парах, с последующей коллективной проверкой).

Работа в рабочей тетради.

Работа в парах, с последующей коллективной проверкой.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Регулятивные:    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений

Познавательные: построение логической цепи рассуждения

Коммуникативные:

  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

7

Включение

в систему знаний

 и повторение.

Цель:

1) включить новый способ действий

в систему знаний;

2)тренировать способность применять данный алгоритм

9.Просмотр презентации.

~  Какова поверхность нашего края?

Викторина «Узнай меня»

*Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора)

*У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм)

*Меня создал человек, я распространяю пыль и могу гореть. (Террикон).

*Я – углубление в земной поверхности, у меня пологие склоны, покрытые травой и кустарниками. (Балка)

*Я образовался от неправильного распахивания земли, нахожусь на конце поля. (Овраг)

10.Домашнее задание

Создание книги для гостей нашего края. Каждый готовит 1-2 странички. В книгу войдут рассказы о:

1группа: растения нашего края

2группа: животные нашего края:

3 группа: почвы нашего края

4 группа: поверхность нашего края

5 группа: водоемы нашего края

6 группа: охрана природы

Проиллюстрируйте книгу стихами, рисунками, интересными фотографиями. Придумать название и оформление обложки.

Просмотр презентации.

Ответы на вопросы.

Запись домашнего задания в дневник.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Регулятивные:    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений

Познавательные: построение логической цепи рассуждения

Коммуникативные:

  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

8

Рефлексия учебной деятельности

на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3)зафиксировать неразрешенные затруднения,

если они есть,

как направления будущей учебной деятельности.

11.Итог урока.

-Какую тему  окружили вниманием?

-Какие трудности возникли в работе?

-Что было наиболее интересным на уроке?

12. Рефлексия.

-Кому было интересно на уроке?

-Подведите итоги работы группы.

Ответы детей.

Дети выражают свои эмоции по поводу урока.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Регулятивные:    оценка – осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 4класс"Животноводство нашего края."

Открытый урок по окружающему миру 4класс"Животноводство нашего края."...

Открытый урок по окружающему миру 4класс"Животноводство нашего края."

Открытый урок по окружающему миру 4класс"Животноводство нашего края."...

Конспект урока по окружающему миру "РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ"

Цели урока: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае, познакомить с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство), расширить знания о раст...

Конспект урока по окружающему миру "Животноводство в нашем крае" 4 класс Школа России

Предлагаю конспект по окружающему миру в 4 классе УМК "Школа России"...

Открытый урок по окружающему миру "Водные богатства нашего края"

https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/10/20/vodnye_bogatstva_nashego_kraya.docx...

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края" (УМК "Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о водоемах нашего края.Планируемые результатыПредметные: знать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного про...

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края"

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края"...