Cценарный ход урока по формированию функциональной грамотности (литературное чтение, 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Технологическая карта по учебному предмету "Литературное чтение" с включениями заданий по формированию читательской грамотности .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта по учебному предмету литературное чтение

 Класс 3

УМК « Школа России»

Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Литературное чтение. 3 кл. В 2 ч.: учебник. -

М.: «Просвещение», 2019 г.

 

Тема урока

А.П.Чехов «Степь»

Тип урока

урок открытия нового знания

Цель урока

создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. А.П.Чехова ; развивать устную речь обучающихся; способствовать развитию умений читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе

Основные термины и понятия

Степь, ковыль, рогожка, обложной дождь, зной, багровый, явственно, фосфор, тюк, потемки, оглобля, томился.

Информационно-образовательная среда

Ресурсы

        Информационный материал

Учебник

Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир И образование, 2015.

Демонстрационный материал

Портрет А.П.Чехова. Выставка книг А.П.Чехова

Видеоролик «А.П.Чехов» https://videouroki.net/video/30-chiekhov-anton-pavlovich.html

Фотография степи, растительного и животного мира

Межпредметные связи

Русский язык (работа со словарём)

Окружающий мир (степь, растительный и животный мир степи)

Планируемые результаты (из федеральных или примерных рабочих программ учебных предметов https://edsoo.ru/Rabochie_programmi_nachal.htm)

Предметные

  • понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;

Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

Познавательные  универсальные учебные действия:

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;

Личностные

  •  - понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Этапы урока

Формируемые УУД,  компоненты ФГ

  1. Мотивационно-ориентировочный этап

Приём, используемый для создания мотивационной основы учебной деятельности (подчеркните нужное):

  • игровая ситуация; проблемный вопрос, проблемная ситуация, ситуация затруднения, антиципация, учебно-познавательная или учебно-практическая.

Компоненты читательской ФГ:

-готовность извлекать информацию и преобразовывать ее в соответствие с учебной задачей;

-стремление        к совершенствованию собственной языковой культуры.

Интегративные компоненты ФГ:

Коммуникативная грамотность (умение слушать и вступать в диалог).

Познавательные УУД

 - читать доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и

стихотворные произведения (без отметочного оценивания);

Регулятивные УУД

 - принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости

от учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию поставленной задачи

чтения;

Коммуникативные УУД

 - читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям,

героям произведения;

Проектирование задания

 - Ребята, посмотрите на выставку книг. Кто же автор этих произведений?

- Правильно. Это Антон Павлович Чехов (показ портрета А.П. Чехова)

-Какие произведения Антона Павловича Чехова вам уже знакомы?

- А ваши родители читают произведения А.П. Чехова?

 - Для кого писал А.П. Чехов, если читали не только вы, но и взрослые?

«Пахнет осенью. А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое. Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями»

«Жизнь без природы, без людей, без отечества – это не жизнь».

«Леса учат понимать человека прекрасное»

 -Что мы узнаем  об отношении автора к природе, животным из этих строк? Как вы их понимаете? (А.П. Чехов  очень любил природу, поэтому много писал о людях, природе и о животных)

Мотивационная основа включения учащихся в учебную деятельность (подчеркните нужное):

  • познавательный интерес, желание помочь персонажу, стремление применять свои знания, получить практический (личностно значимый) результат, потребность в самоутверждении, самореализации, получении удовольствия).

Проектирование задания

-Я предлагаю вам узнать, как называется  произведение, которое мы будем изучать, отгадав загадку:

Какая ширь здесь и приволье,

Куда ни глянь - полей раздолье,

Южнее полосы лесов

Лежит ковёр из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам,

Здесь суховеи любят петь,

А зовётся это:

- Как вы думаете, почему автор написал произведение о степи?

Найдите ответ в  отрывке из письма А.П. Чехова: "Вчера ездил глядеть море. Хорошо! Вокруг города Таганрога простиралась необъятная степь. Степь я люблю и когда-то чувствовал себя в ней как дома.  Особенно красива степь весной, когда зацветают цветы и травы…»

  - Верно, ребята, вокруг города, в котором жил А. П. Чехов, простиралась необъятная степь, этим и объясняется его любовь к степи.

Цель учащихся (цель учебной деятельности – УД) выявление проблемы и определение учебной задачи.

Проектирование задания

 - Что такое степь? (Затрудняются ответить)

 -  Когда мы с вами сможем ответить на этот вопрос? (Прочитав отрывок)

 - Сформулируйте цель нашего урока красиво. (Знакомство с отрывком из повести А. П. Чехова «Степь»)

Учебная задача (УЗ) знакомить обучающихся с темой урока и его задачами,сформировать         позитивный        настрой         на        эффективную учебную деятельность.

Проектирование задания

– Итак, какие задачи выполним на этом уроке? (Отвечают, используя опорные слова):

  • Мы познакомимся с…
  • Мы узнаем…(об авторе повести , что такое степь)
  • Мы вспомним…(другие произведения о природе и животных)
  • Мы        будем        учиться…        (правильному        и        осознанному        чтению, ориентироваться в тексте, высказывать свою точку зрения)
  • Мы сможем поразмышлять…(о героях рассказа, их поведении)
  1. Поисковый этап

Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися плана предстоящей деятельности (определение шагов для достижения цели, решения учебной задачи)

Компоненты читательской ФГ:

-готовность применять различные виды чтения в зависимости от поставленной задачи;

-анализировать и обобщать полученную информацию;

Интегративные компоненты ФГ:

коммуникативная грамотность (умение слушать и вступать в диалог, самостоятельно выражать свои мысли).

Познавательные УУД

-        выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

-        ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания).

Коммуникативные УУД

-        планирование.

Регулятивные УУД

-        осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей.

Проектирование задания

–Составим план урока. Что запланируем для тренировки техники чтения?

1.Речевая разминка

- Прежде чем читать произведение, предлагаю познакомиться с автором.

2.Знакомство с биографией Антона Павловича Чехова

- Какой этап запланируем для знакомства с новыми словами?

3. Словарная работа.

- Какой основной этап урока?

4. Знакомство с отрывком из повести «Степь»

- Как я узнаю, что вы усвоили хорошо материал?

5. Самостоятельная работа.

Составляемый учащимися (при участии педагога) план

Укажите форму фиксации плана (графическая, устная, письменная и др.)

Проектирование задания

1.Речевая разминка

2.Знакомство с биографией Антона Павловича Чехова

3. Словарная работа.

4. Знакомство с отрывком из повести «Степь»

5. Самостоятельная работа.

  1. Практический этап

Опишите формы организации учебной деятельности учащихся по реализации каждого из пунктов плана по форме:

1.Речевая разминка:

Упражнения для интонации:

Часовщик, прищурив глаз

Чинит часики для нас.

  Произнести с чувством радости.

  Произнести  с чувством огорчения.

  Произнеси с чувством обиды.

2.Знакомство с биографией А.П.Чехова.

Форма организации учебной деятельности: просмотр. Предполагаемый итог работы: знакомство с биографией.

-Что вы можете вспомнить  о жизни и творчестве А.П.Чехова?  Рассказ заранее подготовленного ученика (или группы учеников)

Просмотр видеоролика «А.П.Чехов»

3.Словарная работа.

Форма организации учебной деятельности:работа в группах. Предполагаемый итог работы: открытие нового знания.

Учитель организует работу в группах. У каждой группы – толковый словарь, набор слов, картинок

 -В  произведение вам встретятся  незнакомые слова, нам нужно научиться объяснять значение этих слов, в этом нам поможет толковый словарь.  

ЗНОЙ – сильная жара

БАГРОВЫЙ – красный цвет, густого тёмного оттенка

ГРОЗА – бурное ненастье с громом, дождём, молнией

ФОСФОР – светящийся светлым светом минерал

ЯВСТВЕННО – хорошо различимый, ясный

РОГОЖА – грубая, плетёная ткань

ТЮК – большой мягкий перевязанный свёрток

ПОТЁМКИ – темнота, отсутствие света

ОГЛОБЛИ – в упряжи одна из двух круглых  длинных  жердей, укреплённая на повозке

ТОМИЛСЯ – мучился

-Что же такое степь?

-Чтобы узнать, что такое степь, кто живёт и что растёт в степи,  вам нужно поработать в группах.

-Давайте проведём исследование  и узнаем «Что такое Степь». Каждая группа выполнит  своё задание.

-У вас на столах конверты. Прочитайте задания. В течение 2 – 3 минут найдите ответы на поставленные вопросы (задания отражаются на доске)

Найти изображение степи среди других пейзажей. Сформулируйте вывод: что такое степь с помощью справочника, словаря? (работа 1 группы)

Ученики. Степь — равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах северного и южного полушария. В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы спрятаться от хищников. В степи живут суслик, хомяки, мыши-полевки. В норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у животных часто под цвет растительности.

-Степь – широкие участки земли, поросшие травой, ковылём.

Какие животные обитают в степи? (работа 2 группы в карточке на партах)

Ученики. Суслик, степной орел, ящерицы, богомол, тушканчики, хомяки, сайгаки.

 Какие растения можно встретить в степи?  (работа 3 группы с помощью гербария на партах)

Ученики. Ковыль, «Перекати-поле», тюльпаны.

Выбрать из предложенных «звуков» то, что можно услышать в степи (работа 4 группы в карточке на партах)  

 -Что, не читая, мы уже можем рассказать о произведении? Что мы знаем? Жанр? Автор? Где происходит событие, в какой местности.

( это отрывок из повести, действие происходит в степи)

4.Работа с отрывком повести.

Форма организации учебной деятельности: работа с текстом произведения в учебнике.

Предполагаемый итог работы: освоение содержания рассказа.

Первичное знакомство с произведением.

-Давайте на минуту закроем глаза и представим себе, что вы оказались в степи. Постарайтесь во время слушания мысленно нарисовать картины, о которых вы услышите.

(Прослушивание аудиозаписи.)

-Какие картины вы нарисовали? (Ожидание грозы, молния, туча, ветер, темнота,  дождь и т.д.)

(Учитель фиксирует опорные слова на доске)

-О чём же это произведение?

(О грозе.)

-Почему же называется «Степь»?

(Отрывок из повести.  Действие происходит в степи.)

-О ком рассказывается в новом произведении, которое мы прочитали? (о Егорушке…)

-Что хотели бы вы узнать о нём?

- Не возникли ли у вас вопросы к нему?

(Кто  же такой Егорушка?  Почему он оказался в степи? С кем? Куда  направлялся?)

-Где об этом можно узнать?  (В самой повести; в предисловии к книге.)

-Для этого вам необходимо самостоятельно или с помощью взрослых прочитать повесть «Степь»

 Физминутка

Попробуйте представить, что вы оказались в степи. Присядем на корточки.  

Вы слышите приближение грозы, покажите  жестами, движением. 

Изобразите сильный ветер, гром – хлопки в ладоши, покажите движением силу грозы.

 Чем ближе гроза, чем сильнее, тем выше мы поднимаемся. Кульминация – гром, хлопки в ладоши.

Ветер. Движения руками. Послышались звуки музыки. Гроза успокоилась. Все сели на место.

5. Выборочное чтение и анализ произведения.

Форма организации учебной деятельности: работа с текстом учебника, эвристическая беседа.

Предполагаемый        итог        работы:        актуализация освоенных        ранее представлений.

 - Сейчас мы будем читать текст вместе. При чтении попробуем разделить текст на части и озаглавить их.

1.Чтение  до слов «Вдруг  рванул ветер» - 1 – часть.

 – О чём говориться в этой части?

    (приближение грозы.)

Что происходит в природе с приближением грозы?

(природа томилась, небо темнеет, поднялся  ветер)

- Чьими глазами мы видим приближение грозы?

 (Глазами мальчика Егорушки.)

- Найдите в этой части слова – глаголы,  которые помогают нам ярче представить,  почувствовать  приближение грозы.

-Что автор говорит о молнии?

(осветила часть степи…)

-Что чувствовал Егорушка в этот момент?

(тревогу, страх, он перекрестился, стал быстро надевать пальто)

-Как можно  озаглавить эту часть? (« Приближение грозы»)

 2.Продолжаем читать и проследим,  как усиливается дыхание грозы.-2-часть

(читает ученик 2 абзаца)

- Что помогает нам почувствовать силу приближающейся грозы?

( усиление ветра)

- Найдите слова, которые помогают нам оценить  силу ветра?

(рванул, понёсся, закружился, дул, нёс с собой облака)

- Давайте прочитаем слова на доске (чтение  про себя)

Ветерок

Ветер

Вихрь

Буря

Ураган

-Расположите их по степени увеличения силы. ( работа на доске)

- Произнесите эти слова медленно и протяжно.

- Что  вы чувствуете в звучании этих слов?

 - Как можно озаглавить эту часть?  («Ветер»)

 3. Продолжим читать, и узнаем как Егорушка ждал дождя. (читает ученик)- 3-часть

-  На что надеялся Егорушка? (туча уходит мимо)

 - Что  увидел Егорушка, выглянув из – за рогожи? (колени не прикрыты)

 - А теперь вспомните летний день. Начинается дождь. Крупные  капли дождя падают на ваши ладони. Какие они? Что вы ощущаете, когда падают капли дождя?

 - А как  А. Чехов сказал о первых каплях дождя? Зачитайте.

-Какие слова использовал?

- Как можно озаглавить эту часть?  («Ожидание дождя»)

 Проверка восприятия

Давайте, найдём (исследуем) те средства художественной выразительности, которые использует писатель для того, чтобы сделать текст ярким, образным и выразительным.

Какие средства выразительности вы знаете?

(Эпитеты, сравнения, олицетворение)

-Итак, вы сейчас выступите в роли исследователей  и будете находить в тексте для определённого образа-явления природы то средство художественной выразительности, которое применил автор.

Найдите, кого «оживил» А. П. Чехов? Докажите текстом.

(В результате выборочного чтения на экране выстраивается  группа слов-образов: молния, даль, дождь, туча, ветер, рогожа, звёзды, облака пыли, вихри, перекати-поле, гром, чернота)

В результате групповой  работы на экране появляется таблица:

образ

олицетворение

молния

бледная, фосфорическая полоска; мигнула, блеснула

даль

почернела

дождь

кто-то прошёлся по железной крыше…босиком; капля упала, другая поползла по руке.

туча

надвигалась не спеша; большие чёрные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и левом горизонте.

образ

олицетворение

ветер

со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился; дул с чёрной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли.

рогожа

Встрепенувшись, рогожа рванулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки.

звёзды

звёзды ещё больше нахмурились

облака пыли

спешили куда-то

образ

олицетворение

вихри

Вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо

перекати-поле

около самой чёрной тучи летали перекати-поле, и как должно быть, им было страшно.

гром

Загремел сердито гром, покатился по небу справа налево, потом назад и замер около передних подвод

чернота

Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнём

- Какой ещё приём помогает автору ярче показать свою степь?

(Это сравнение. Ребята зачитывают из повести сравнения.)

образ

сравнение

молния

точно отразившись в зеркале, как будто кто чиркнул по небу спичкой

даль

мигала бледным светом, как веками

дождь

он (дождь) и рогожа как будто поняли друг друга, заговорили о чём-то быстро, весело и препротивно, как две сороки

туча

Чёрные лохмотья слева уже поднимались кверху, и одно из них, грубое, неуклюжее, похожее на лапу с пальцами, тянулось к луне.

- Зачем А.П.Чехов в свою повесть поместил так много образов? (Много образов, как бисер, сливаются в одну картину и дают нам яркое представление о степи.)

Художник рисует картину красками, а писатель? (словами)

 - Что же дарит человеку родная природа? (Радость, счастье. Иногда страх, беспокойство)

 - Родная природа вызывает чувство любви к Родине, к родному краю. А.П.Чехов любуется ею, ее звуками, ее раздольем, ее красотою.

Компоненты читательской ФГ:

  • прогнозирование темы текста по его заголовку;
  • применение просмотрового чтения в процессе поиска нужной информации, анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного.

Интегративные компоненты ФГ:

  • коммуникативная грамотность (участие в учебном диалоге).

Познавательные УУД

 - исследовать текст: находить средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора)

Регулятивные УУД

 - выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и результата

деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.

Коммуникативные УУД

- соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать

вопросы к учебным и художественным текстам;

4.Рефлексивно-оценочный этап

4.1.Рефлексия, нацеленная на выявление учащимися факта и способов достижения цели, решения УЗ

Компоненты читательской ФГ:

-анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного.

Интегративные компоненты ФГ:

- проведение самооценки по данной инструкции, пользуясь предложенным инструментарием.

Познавательные УУД

-        проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения.

Регулятивные УУД

-осуществлять контроль.

Коммуникативные УУД

-признавать возможность существования разных точек зрения;

-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

Учитель организует подведение итогов урока. Проводит беседу по вопросам.

–        Можем ли мы уже ответить на вопросы, которые задали себе вначале урока?

–        Все        ли        задачи        нам        удалось        выполнить?

–        Что показалось особенно легко выполнить?

–        Где возникло затруднение?

–          Что особенно заинтересовало вас во время урока?

–        Что же мы узнали  о новом произведении А.П. Чехова?

–        Что новое  мы для себя открыли?

–        Пригодятся ли в жизни вам знания, полученные сегодня на этом уроке?

4.2. Оценка учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся

Организует самооценку учебной деятельности

-Наш урок заканчивается. Оцените свою работу в листе самооценки.

Лист самооценки

ФИ ученика_________________

1. На уроке я работал

активно

пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

3. Урок для меня показался

коротким

длинным

4. За урок я

устал

не устал

5. Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

Учитель знакомит с содержанием вариативного домашнего задания. Выбор:

  1. Прочитать повесть «Степь» полностью самостоятельно или с помощью родителей
  2. Прочитать рассказ А.П.Чехова «Белолобый»
  3. Перечитать понравившийся эпизод повести «Степь», выучить его наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности .Математика. 1 класс.

В данном материале предлагаются пять заданий с описанием по формированию функциональной грамотности учащихся  на уроках математики в 1 классе....

Разработка урока физической культуры направленного на формирование функциональной грамотности в 4 классе по теме «Гимнастика»

Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока уч...

«Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики средствами образовательного портала «Учи.ру»

laquo;Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики средствами образовательного портала «Учи.ру»...

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства".

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства"....

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка".

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка"....

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии".

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии"....