Cценарный ход урока по формированию функциональной грамотности (литературное чтение, 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Технологическая карта по учебному предмету "Литературное чтение" с включениями заданий по формированию читательской грамотности .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_formirovaniyu_funktsionalnoy_gramotnosti.docx | 51.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по учебному предмету литературное чтение | |
Класс 3 | |
УМК « Школа России» | |
Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Литературное чтение. 3 кл. В 2 ч.: учебник. - М.: «Просвещение», 2019 г. |
Тема урока | А.П.Чехов «Степь» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | урок открытия нового знания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока | создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. А.П.Чехова ; развивать устную речь обучающихся; способствовать развитию умений читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные термины и понятия | Степь, ковыль, рогожка, обложной дождь, зной, багровый, явственно, фосфор, тюк, потемки, оглобля, томился. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информационно-образовательная среда | Ресурсы Информационный материал Учебник Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир И образование, 2015. Демонстрационный материал Портрет А.П.Чехова. Выставка книг А.П.Чехова Видеоролик «А.П.Чехов» https://videouroki.net/video/30-chiekhov-anton-pavlovich.html Фотография степи, растительного и животного мира | Межпредметные связи Русский язык (работа со словарём) Окружающий мир (степь, растительный и животный мир степи) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты (из федеральных или примерных рабочих программ учебных предметов https://edsoo.ru/Rabochie_programmi_nachal.htm) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные
| Метапредметные Регулятивные универсальные учебные действия:
Познавательные универсальные учебные действия:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
| Личностные
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Формируемые УУД, компоненты ФГ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приём, используемый для создания мотивационной основы учебной деятельности (подчеркните нужное):
| Компоненты читательской ФГ: -готовность извлекать информацию и преобразовывать ее в соответствие с учебной задачей; -стремление к совершенствованию собственной языковой культуры. Интегративные компоненты ФГ: Коммуникативная грамотность (умение слушать и вступать в диалог). Познавательные УУД - читать доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания); Регулятивные УУД - принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию поставленной задачи чтения; Коммуникативные УУД - читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проектирование задания - Ребята, посмотрите на выставку книг. Кто же автор этих произведений? - Правильно. Это Антон Павлович Чехов (показ портрета А.П. Чехова) -Какие произведения Антона Павловича Чехова вам уже знакомы? - А ваши родители читают произведения А.П. Чехова? - Для кого писал А.П. Чехов, если читали не только вы, но и взрослые? «Пахнет осенью. А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое. Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями» «Жизнь без природы, без людей, без отечества – это не жизнь». «Леса учат понимать человека прекрасное» -Что мы узнаем об отношении автора к природе, животным из этих строк? Как вы их понимаете? (А.П. Чехов очень любил природу, поэтому много писал о людях, природе и о животных) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивационная основа включения учащихся в учебную деятельность (подчеркните нужное):
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проектирование задания -Я предлагаю вам узнать, как называется произведение, которое мы будем изучать, отгадав загадку: Какая ширь здесь и приволье, Куда ни глянь - полей раздолье, Южнее полосы лесов Лежит ковёр из трав, цветов. Здесь простор ветрам и птицам, Грызунам, волкам, лисицам, Здесь суховеи любят петь, А зовётся это: - Как вы думаете, почему автор написал произведение о степи? Найдите ответ в отрывке из письма А.П. Чехова: "Вчера ездил глядеть море. Хорошо! Вокруг города Таганрога простиралась необъятная степь. Степь я люблю и когда-то чувствовал себя в ней как дома. Особенно красива степь весной, когда зацветают цветы и травы…» - Верно, ребята, вокруг города, в котором жил А. П. Чехов, простиралась необъятная степь, этим и объясняется его любовь к степи. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель учащихся (цель учебной деятельности – УД) выявление проблемы и определение учебной задачи. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проектирование задания - Что такое степь? (Затрудняются ответить) - Когда мы с вами сможем ответить на этот вопрос? (Прочитав отрывок) - Сформулируйте цель нашего урока красиво. (Знакомство с отрывком из повести А. П. Чехова «Степь») | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебная задача (УЗ) знакомить обучающихся с темой урока и его задачами,сформировать позитивный настрой на эффективную учебную деятельность. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проектирование задания – Итак, какие задачи выполним на этом уроке? (Отвечают, используя опорные слова):
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися плана предстоящей деятельности (определение шагов для достижения цели, решения учебной задачи) | Компоненты читательской ФГ: -готовность применять различные виды чтения в зависимости от поставленной задачи; -анализировать и обобщать полученную информацию; Интегративные компоненты ФГ: коммуникативная грамотность (умение слушать и вступать в диалог, самостоятельно выражать свои мысли). Познавательные УУД - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания). Коммуникативные УУД - планирование. Регулятивные УУД - осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проектирование задания –Составим план урока. Что запланируем для тренировки техники чтения? 1.Речевая разминка - Прежде чем читать произведение, предлагаю познакомиться с автором. 2.Знакомство с биографией Антона Павловича Чехова - Какой этап запланируем для знакомства с новыми словами? 3. Словарная работа. - Какой основной этап урока? 4. Знакомство с отрывком из повести «Степь» - Как я узнаю, что вы усвоили хорошо материал? 5. Самостоятельная работа. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составляемый учащимися (при участии педагога) план Укажите форму фиксации плана (графическая, устная, письменная и др.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проектирование задания 1.Речевая разминка 2.Знакомство с биографией Антона Павловича Чехова 3. Словарная работа. 4. Знакомство с отрывком из повести «Степь» 5. Самостоятельная работа. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Опишите формы организации учебной деятельности учащихся по реализации каждого из пунктов плана по форме: 1.Речевая разминка: Упражнения для интонации: Часовщик, прищурив глаз Чинит часики для нас. Произнести с чувством радости. Произнести с чувством огорчения. Произнеси с чувством обиды. 2.Знакомство с биографией А.П.Чехова. Форма организации учебной деятельности: просмотр. Предполагаемый итог работы: знакомство с биографией. -Что вы можете вспомнить о жизни и творчестве А.П.Чехова? Рассказ заранее подготовленного ученика (или группы учеников) Просмотр видеоролика «А.П.Чехов» 3.Словарная работа. Форма организации учебной деятельности:работа в группах. Предполагаемый итог работы: открытие нового знания. Учитель организует работу в группах. У каждой группы – толковый словарь, набор слов, картинок -В произведение вам встретятся незнакомые слова, нам нужно научиться объяснять значение этих слов, в этом нам поможет толковый словарь. ЗНОЙ – сильная жара БАГРОВЫЙ – красный цвет, густого тёмного оттенка ГРОЗА – бурное ненастье с громом, дождём, молнией ФОСФОР – светящийся светлым светом минерал ЯВСТВЕННО – хорошо различимый, ясный РОГОЖА – грубая, плетёная ткань ТЮК – большой мягкий перевязанный свёрток ПОТЁМКИ – темнота, отсутствие света ОГЛОБЛИ – в упряжи одна из двух круглых длинных жердей, укреплённая на повозке ТОМИЛСЯ – мучился -Что же такое степь? -Чтобы узнать, что такое степь, кто живёт и что растёт в степи, вам нужно поработать в группах. -Давайте проведём исследование и узнаем «Что такое Степь». Каждая группа выполнит своё задание. -У вас на столах конверты. Прочитайте задания. В течение 2 – 3 минут найдите ответы на поставленные вопросы (задания отражаются на доске) Найти изображение степи среди других пейзажей. Сформулируйте вывод: что такое степь с помощью справочника, словаря? (работа 1 группы) Ученики. Степь — равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах северного и южного полушария. В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы спрятаться от хищников. В степи живут суслик, хомяки, мыши-полевки. В норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у животных часто под цвет растительности. -Степь – широкие участки земли, поросшие травой, ковылём. Какие животные обитают в степи? (работа 2 группы в карточке на партах) Ученики. Суслик, степной орел, ящерицы, богомол, тушканчики, хомяки, сайгаки. Какие растения можно встретить в степи? (работа 3 группы с помощью гербария на партах) Ученики. Ковыль, «Перекати-поле», тюльпаны. Выбрать из предложенных «звуков» то, что можно услышать в степи (работа 4 группы в карточке на партах) -Что, не читая, мы уже можем рассказать о произведении? Что мы знаем? Жанр? Автор? Где происходит событие, в какой местности. ( это отрывок из повести, действие происходит в степи) 4.Работа с отрывком повести. Форма организации учебной деятельности: работа с текстом произведения в учебнике. Предполагаемый итог работы: освоение содержания рассказа. Первичное знакомство с произведением. -Давайте на минуту закроем глаза и представим себе, что вы оказались в степи. Постарайтесь во время слушания мысленно нарисовать картины, о которых вы услышите. (Прослушивание аудиозаписи.) -Какие картины вы нарисовали? (Ожидание грозы, молния, туча, ветер, темнота, дождь и т.д.) (Учитель фиксирует опорные слова на доске) -О чём же это произведение? (О грозе.) -Почему же называется «Степь»? (Отрывок из повести. Действие происходит в степи.) -О ком рассказывается в новом произведении, которое мы прочитали? (о Егорушке…) -Что хотели бы вы узнать о нём? - Не возникли ли у вас вопросы к нему? (Кто же такой Егорушка? Почему он оказался в степи? С кем? Куда направлялся?) -Где об этом можно узнать? (В самой повести; в предисловии к книге.) -Для этого вам необходимо самостоятельно или с помощью взрослых прочитать повесть «Степь» Физминутка Попробуйте представить, что вы оказались в степи. Присядем на корточки. Вы слышите приближение грозы, покажите жестами, движением. Изобразите сильный ветер, гром – хлопки в ладоши, покажите движением силу грозы. Чем ближе гроза, чем сильнее, тем выше мы поднимаемся. Кульминация – гром, хлопки в ладоши. Ветер. Движения руками. Послышались звуки музыки. Гроза успокоилась. Все сели на место. 5. Выборочное чтение и анализ произведения. Форма организации учебной деятельности: работа с текстом учебника, эвристическая беседа. Предполагаемый итог работы: актуализация освоенных ранее представлений. - Сейчас мы будем читать текст вместе. При чтении попробуем разделить текст на части и озаглавить их. 1.Чтение до слов «Вдруг рванул ветер» - 1 – часть. – О чём говориться в этой части? (приближение грозы.) Что происходит в природе с приближением грозы? (природа томилась, небо темнеет, поднялся ветер) - Чьими глазами мы видим приближение грозы? (Глазами мальчика Егорушки.) - Найдите в этой части слова – глаголы, которые помогают нам ярче представить, почувствовать приближение грозы. -Что автор говорит о молнии? (осветила часть степи…) -Что чувствовал Егорушка в этот момент? (тревогу, страх, он перекрестился, стал быстро надевать пальто) -Как можно озаглавить эту часть? (« Приближение грозы») 2.Продолжаем читать и проследим, как усиливается дыхание грозы.-2-часть (читает ученик 2 абзаца) - Что помогает нам почувствовать силу приближающейся грозы? ( усиление ветра) - Найдите слова, которые помогают нам оценить силу ветра? (рванул, понёсся, закружился, дул, нёс с собой облака) - Давайте прочитаем слова на доске (чтение про себя) Ветерок Ветер Вихрь Буря Ураган -Расположите их по степени увеличения силы. ( работа на доске) - Произнесите эти слова медленно и протяжно. - Что вы чувствуете в звучании этих слов? - Как можно озаглавить эту часть? («Ветер») 3. Продолжим читать, и узнаем как Егорушка ждал дождя. (читает ученик)- 3-часть - На что надеялся Егорушка? (туча уходит мимо) - Что увидел Егорушка, выглянув из – за рогожи? (колени не прикрыты) - А теперь вспомните летний день. Начинается дождь. Крупные капли дождя падают на ваши ладони. Какие они? Что вы ощущаете, когда падают капли дождя? - А как А. Чехов сказал о первых каплях дождя? Зачитайте. -Какие слова использовал? - Как можно озаглавить эту часть? («Ожидание дождя») Проверка восприятия Давайте, найдём (исследуем) те средства художественной выразительности, которые использует писатель для того, чтобы сделать текст ярким, образным и выразительным. Какие средства выразительности вы знаете? (Эпитеты, сравнения, олицетворение) -Итак, вы сейчас выступите в роли исследователей и будете находить в тексте для определённого образа-явления природы то средство художественной выразительности, которое применил автор. Найдите, кого «оживил» А. П. Чехов? Докажите текстом. (В результате выборочного чтения на экране выстраивается группа слов-образов: молния, даль, дождь, туча, ветер, рогожа, звёзды, облака пыли, вихри, перекати-поле, гром, чернота) В результате групповой работы на экране появляется таблица:
- Какой ещё приём помогает автору ярче показать свою степь? (Это сравнение. Ребята зачитывают из повести сравнения.)
- Зачем А.П.Чехов в свою повесть поместил так много образов? (Много образов, как бисер, сливаются в одну картину и дают нам яркое представление о степи.) Художник рисует картину красками, а писатель? (словами) - Что же дарит человеку родная природа? (Радость, счастье. Иногда страх, беспокойство) - Родная природа вызывает чувство любви к Родине, к родному краю. А.П.Чехов любуется ею, ее звуками, ее раздольем, ее красотою. | Компоненты читательской ФГ:
Интегративные компоненты ФГ:
Познавательные УУД - исследовать текст: находить средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора) Регулятивные УУД - выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия. Коммуникативные УУД - соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Рефлексивно-оценочный этап | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1.Рефлексия, нацеленная на выявление учащимися факта и способов достижения цели, решения УЗ | Компоненты читательской ФГ: -анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного. Интегративные компоненты ФГ: - проведение самооценки по данной инструкции, пользуясь предложенным инструментарием. Познавательные УУД - проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения. Регулятивные УУД -осуществлять контроль. Коммуникативные УУД -признавать возможность существования разных точек зрения; -корректно и аргументированно высказывать своё мнение; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель организует подведение итогов урока. Проводит беседу по вопросам. – Можем ли мы уже ответить на вопросы, которые задали себе вначале урока? – Все ли задачи нам удалось выполнить? – Что показалось особенно легко выполнить? – Где возникло затруднение? – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что же мы узнали о новом произведении А.П. Чехова? – Что новое мы для себя открыли? – Пригодятся ли в жизни вам знания, полученные сегодня на этом уроке? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2. Оценка учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся Организует самооценку учебной деятельности -Наш урок заканчивается. Оцените свою работу в листе самооценки. Лист самооценки ФИ ученика_________________
Учитель знакомит с содержанием вариативного домашнего задания. Выбор:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках математики.
Формы и методы для формирования математической грамотности....
Формирование функциональной грамотности .Математика. 1 класс.
В данном материале предлагаются пять заданий с описанием по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики в 1 классе....
Разработка урока физической культуры направленного на формирование функциональной грамотности в 4 классе по теме «Гимнастика»
Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока уч...
«Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики средствами образовательного портала «Учи.ру»
laquo;Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики средствами образовательного портала «Учи.ру»...
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства".
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства"....
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка".
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка"....
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии".
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии"....