Конспект внеурочного занятия на тему: Семейный бюджет. 3 класс.
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Конспект внеурочного занятия на тему: Семейный бюджет. 3 класс. Интегрирование с окружающим миром и технологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_semeynyy_byudzhet.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

План урока (занятия)

Форма проведения активности: Внеурочная деятельность

Этап 1 Вводная беседа.

Создание проблемной ситуации для учащихся.

Дети инсценируют семейную беседу Ромы и его родителей.

Уточняющий вопрос: «Ребята, как вы думаете, что ответит Рома?»

Давайте обсудим с одноклассниками для чего нужен семейный бюджет.

Учащиеся открывают тетрадь и выполняют задание №1 в Рабочей тетради.

Каждый ученик записывает свой вариант ответа в рабочую тетрадь.

Развивается умение формулировать понятие «семейный бюджет».

Этап 2 Знакомство с новым материалом.

Учитель задает вопрос: «Из чего складывается семейный бюджет?»

В ходе появления новых понятий учитель дает пояснения каждому видов доходов. (Кто может получать такие выплаты? Почему они называются единовременными? Когда и кому платят стипендию?) Учитель сообщает, что все доходы семьи можно разделить на две группы: постоянные (те, которые выплачиваются регулярно) и непостоянные (эпизодические).

Учитель предлагает провести примеры к каждой из этих групп. Закрасьте зеленым цветом карточки, на которых записаны способы получения постоянного дохода, а синим цветом – те виды дохода, которые относятся к непостоянным.

Учащиеся отвечают на вопрос и составляют кластер на электронной доске.

Учащиеся приводят примеры к каждой из групп. Дети самостоятельно выполняют задание с цветными карандашами. Осуществляется взаимопроверка с доски.

Учащиеся учатся распознавать составные части семейного бюджета.

Отрабатывают умения распознавать постоянные и непостоянные выплаты и объединять их в группы.

Этап 3 Закрепление изученного материала.

Учитель задает вопрос: Мы узнали как появляются деньги в семейном бюджете. А куда же они тратятся?

На какие группы мы можем разделить все расходы семьи?

Проверка в парах.

Закрепление изученного материала в форме  игры на сайте LearningApps.org - создание мультимедийных интерактивных упражнений.

Каждая семья показала умение разумно вести трату денег из семейного бюджета.

Учащиеся рассуждают куда тратятся деньги, зачем они нужны.

Учащиеся в паре выполняют задание в рабочей тетради.

Дети играют по предложенным правилам.

Ребята учатся анализировать семейные траты, получают умения распределять на группы расходы семьи. Отрабатывают навыки полученных знаний из семейного бюджета в игровой форме.

Этап 4 Подведение итогов.

Вы планировали свои расходы, вы планировали свой бюджет. А что получится, если не планировать семейные расходы?

Учитель вывешивает на доску карточки со словами: долги, кредит, займы и т. д.

На обратной стороне карточки появляются слова: планируй семейный бюджет.

Давайте вернемся к началу нашего урока и поможем ответить Роме на вопрос: «Что это у вас?»

И ваши родители тоже планируют семейный бюджет.

Дети высказывают своё мнение.

Отвечают на вопрос: Планируют семейный бюджет.

Форма проведения активности: Обязательное включение по ФГОС (окружающий  мир)

Этап 1. Первичное закрепление

1.1

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)

Ребята, мы узнали, что такое семейный бюджет и из чего он складывается. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы?»

У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица.
Цифрами я указала № вопросов.
Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...».

 Вы обсуждаете ответы в парах.
Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

Вопросы:

Верите ли вы…

1.  Что семейный бюджет складывается из доходов и расходов семьи?  +

2.  Что лучшим считается бюджет, в котором доходы меньше расходов?  -

3.  Что налогоплательщики это люди, которые платят налоги? +

4. Что дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами?  +

5.  Что экономия – это расточительное ведение хозяйства? –

Давайте проверим полученные результаты.

Слушают учителя, обсуждают и выполняют задание в парах.

Проверяют правильность выполненного задания. Обсуждают допущенные ошибки.

Дети учатся на слух определять верность информации. Закрепляют новые знания о семейном бюджете.

Этап 2. Применение изученного. Практическая работа.

Каждая семья имеет не только  доходы, но и расходы.
- На что можно потратить заработанные деньги?  

На какой период может составляться бюджет семьи?

- Самый удобный срок - на месяц.  Давайте представим, что каждая группа это семья. У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет, если общая сумма доходов составляет 30000. Список товаров и услуг/Цена, руб. Приложение А.

– Выслушаем, что у вас получилось.

 – Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?

– Добропорядочные граждане в первую очередь должны заплатить все налоги, сделать необходимые платежи.

А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.

Ответ: доходы могут быть равны расходам,

превышать расходы,

быть меньше расходов.

- Правильно. А какая формула будет лучшей? (Та, в которой доходы больше, чем расходы.)

– Итак, давайте проверим. Что вы можете сказать о бюджете ваших «семей»?

(превышение расходов над доходами -    дефицит, а что такое экономия?  
(бережливое ведение хозяйства) Словарь

В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдете на карточках-подсказках.

– Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? (Если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно делать сбережения.)

– На чем можно сэкономить?

Варианты ответов:

-сладости и излишества в еде;

-транспорт

-коммунальные услуги

-развлечения

-одежда и обувь

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание. Обсуждают в группах возможные варианты выполнения.

Делают выводы о дефиците и экономии. Определяют возможность формирования сбережений.

Выбирают возможные варианты экономии.

Обсуждают объективность выбранных вариантов.

Идёт практическое применение знаний о бюджете. Формирование понятий «дефицит», «экономия». Различия между ними. Умение тратить деньги рационально, исходя из потребностей и доходов.

Определение сценария бюджета: экономия или возможность сбережений.

Формирование умения правильно выбирать  объекты экономии.

Форма проведения активности: Дополнительное включение (технология)

Этап 1 Вводная беседа.

1.1

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем делать с вами очень простую, но очень полезную поделку. Но прежде, чем мы начнём, я хочу загадать вам загадки

Бывают они медные, блестящие, бумажные, но для любого из людей, поверьте, очень важные!

Что это? А зачем человеку деньги?

Сейчас, я хочу напомнить вам легенду о том, как появились деньги. Древние люди просто обменивали товар на товар: кто- то рыбачил, кто – то выращивал пшеницу, поэтому люди обменивались своими товарами. Но это было неудобно, стали они думать и поняли, что им необходимо общее средство обмена. Сначала расплачивались камешками, позже ракушками, потом появились металлические деньги – их изготавливали из различных металлов. И были они разной формы: квадратные, прямоугольные. Потом, появились круглые деньги – монеты, но они были очень большие, тяжелые и занимали много места, но впоследствии стали выпускать круглые маленькие монетки. И, наконец, человек придумал бумажные деньги. Их называют банкноты. Современные бумажные деньги и банкноты выглядят совсем по – другому в отличие от первых. Закон разрешает пользоваться только банкнотами и монетами, выпущенными государством.        

Учащиеся отгадывают загадку.

Школьники высказывают свои предположения. Учащиеся слушают легенду.

Учащиеся расширят знания о деньгах, о их назначении

Этап 2  Целеполагание.

А вот что мы сегодня будем делать, вам нужно отгадать загадку:

Таня на базар ходила,

Ничего там не купила.

Всем, конечно, невдомёк,

Что забыла

Конечно, кошелёк.

Сегодня мы изготовим кошелек.

Учащиеся практическим путем узнают ценность денег.

Этап 3 Изготовление изделия.

Учитель показывает поэтапное выполнение изделия.

Учащиеся готовят необходимый материал к поэтапному выполнению изделия (бумага, клей, украшения), ставят чёткую цель в выполнении задания.

В процессе изготавливают кошелёк с опорой на мультимедийную презентацию (либо видео - материал из интернет-источника).

- у учащихся воспитывается любознательность, экономичность, аккуратность, бережное отношение к деньгам, уважение к труду взрослых

Этап 4 Закрепление.

А теперь, мы поиграем в игру «Доходы и расходы». Я буду называть действие и бросать мяч, а вы должны назвать, доход это или расход.

Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему?

Как нужно относиться к деньгам?

Рефлексия:А теперь, тот кому наше занятие пришлось по душе положит в свой кошелек зеленую банкноту, кому было трудно и неинтересно –синюю.

Школьники применяют знания, ранее полученные на других уроках по этой же теме. На уроке учащиеся закрепляют полученный материал в игровой форме, формируя навык и умения различать доходы от расходов.

Отвечают на вопросы учителя, размышляют, дают полный ответ на поставленные вопросы, высказывают своё мнение.

Ученики подводят итоги урока в игровой форме, наглядно демонстрируя полученные знания по данной теме.

Закрепляются знания и умения по теме «Доходы и расходы» и воспитания бережного отношения к деньгам как продукту труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: "Семейный бюджет"

Данный конспект разработан для использования на классном часе или уроке окружающего мира, посвящённом теме "Семейный бюджет". Для создания конспекта были использованы идеи учителей, работающ...

Конспект воспитательной работы на тему «Семейный бюджет» 7 -11 лет

Целью воспитательного  часа является знакомство детей с понятиями “бюджет”, “доход”, “расход”, “накопление”, “экономия”, правилами составления семейного бюджета....

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Семейный бюджет»Цели урока: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Семейный бюджет»Цели урока: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны....

Конспект урока. Окружающий мир. Тема. Семейный бюджет.

Окружающий мир. Тема. Семейный бюджет.Цели урока: познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет»Задачи:1) Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете. Закре...

Внеурочное занятие по теме: «Семейный бюджет»

Цель: формировать у учащихся понятие «семейный бюджет».Задачи: - Дать понятие семейного бюджета; выявить основные источники формирования семейного бюджета.- Развивать способность осуществл...