Внеурочное занятие по окружающему миру "Природа Ленинградской области"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Кравченко Юлия Викторовна

Авторская разработка занятия  «Природа Ленинградской области»  направлена на формирование основ экологических знаний и популяризации экологической культуры  среди  детей младшего школьного возраста.

Методические проблемы, на решение которых направлена разработка – это обеспечение правильного планирования своей деятельности, использование ИКТ на уроке для повышения мотивации к изучению природы родного края и улучшения качества образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_vneurochnogo_zanyatiya.docx40.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Природа Ленинградской области

Педагогическая цель

 

Задачи

Познакомить детей с  разнообразием природы Ленинградской области.

1.Формировать общее представление о Ленинградской области.

2.Показать красоту природы Ленинградской области.

3.Расширить кругозор и углубить знания учащихся о природе Ленинградской области.

4.Активизировать познавательную деятельность учащихся.

5.Фрмировать информативную грамотность учащихся на основании исследования объектов и явлений окружающего мира.

6.Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип внеурочного занятия

Изучение нового материала

Планируемые

результаты:

предметные

– школьник расширит свое первоначальное представление о разнообразии природы Ленинградской области;

–  школьник научится совершать воображаемое путешествие по Ленинградской области, опираясь на рассказ учителя, жизненный опыт и презентацию;

-школьник будет знать природу Ленинградской области;

личностные

- школьник будет понимать  необходимость бережного отношения к природе.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; контроль, коррекция, выделение того, что усвоено, самооценка.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Образовательные ресурсы

Карта  Ленинградской области, презентация

Технологическая карта внеурочного занятия

этап

продолжит. (мин.)

деятельность учителя

деятельность учеников

взаимодействие (фронт./групп\ пары/индив)

результат этапа

ресурсы

I. Мотивирование

к учебной деятельности. (Организационный момент)

1 мин.

Учитель настраивает учащихся на плодотворную работу и желает хорошего настроения на внеурочном занятии

Приветствуют учителя.

фронтальное

Готовность обучающихся к активной познавательной деятельности

II. Актуализация знаний

2мин

 Учитель  помогает определить  тему и цель внеурочного занятия.

-Как называется наша страна?

– Ребята, что для нас значит Россия?

–Что вы можете сказать о ней?

–А кто знает, как называется столица нашей Родины?

– Как можно назвать, то место, где человек родился и живет?

– Какая у вас малая родина?

Российская федерация

Родина; страна, в которой мы живем.

Россия самая большая

Москва

Малая родина

Колпино, Санкт-Петербург, Ленинградская область

фронтальное

Систематизация изученного материала и готовность учащихся к изучению нового материала

III.Постановка учебной задачи

(определение темы и целей урока)

3 мин

Учитель ставит учебную задачу перед учащимися ,

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на нашем занятии?

– Правильно, молодцы. Мы сегодня будем говорить о природе нашего края, нашей малой родины. Тема нашего занятия  так и называется Природа Ленинградской области. Внимательно посмотрите на карту Ленинградской области. Ленинградская область расположена на северо-западе России т прилегает к Финскому заливу. Граничит с Эстонией  и Финляндией.Площадь-85,2 тыс.кв. км. Протяженность с запада на восток-450км ,с севера на юг-320 км.

–На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с разнообразием природы нашего края.

Смотрят  1слайд

О природе нашего края ,о Ленинградской области

Слайд №2

фронтальное

Школьники расширят свое первоначальное представление о местоположении Ленинградской области на карте

Презентация

Карта Ленинградской области

IV. Включение в систему знаний.

(Изучение особенности природы Ленинградской области)

а) Рельеф

2  мин

Учитель знакомит учащихся с особенностями рельефа Ленинградской области.

-В какой части света мы живем ? Где находится Ленинградская область?

Рассматривают следующий слайд № 3

Смотрят слайд №4

Ответы детей

фронтальное

Школьники научатся совершать воображаемое путешествие по Ленинградской области

Презентация

б) Климат

3  мин

Учитель знакомит  детей с климатом Ленинградской области.

Ответы детей

Смотрят слайд №5

фронтальное

Учащиеся расширят свой кругозор, слушая рассказ учителя об особенностях климата Ленинградской области

Презентация

в) Подзона Южной тайги

3 мин

Учитель информирует учащихся о том ,  к  какой подзоне относится территория Ленинградской области.

Практически вся территория Ленинградской области находится в подзоне  южной тайги, лишь небольшая часть относится к зоне смешанных лесов. Более половины территории региона занято лесами, однако считается, что они истощаются ,так как в области уже долгие годы активно валят лес. Проблема еще в том, что сосновые и еловые леса после вырубки часто замещают мелколиственными  лесами ,которые менее ценные .В Ленинградской области можно найти: дуб, клен, ольху, осину, сосну, ель, несколько видов берез, клен, липу, вяз ,ясень, лещину. Изредка встречаются другие виды деревьев, которые высаживались искусственно и в этих широтах не встречаются каштан, серебристая ель.

Ответы детей

Смотрят слайды  №6,№ 7

групповое

Школьники узнают к какой подзоне относится Ленинградская область

Презентация

г) Растения Ленинградской области

5 мин

 Игра « Узнай дерево по описанию». Учитель читает задания к каждой  группе детей.

-Назовите хвойные деревья, которые произрастают на территории Ленинградской области?

Игра « Угадай-ка». Учитель предлагает загадки для каждой группы учащихся.

-Отгадайте 1 загадку:

«Есть сестра у елки- неколючие иголки. Но в отличие от елки, опадают все иголки.»

-Отгадайте 2 загадку:

«Стоит красавица, небес касается.

Зимой и летом в шубу одета.

Шубой колючей цепляет тучи.»
- Отгадайте 3 загадку:

« Зимой и летом одним цветом.»

Учитель предлагает детям познакомиться с деревьями лиственного леса.

-Какие ярусы леса вам известны?

Ответы детей

Ответы детей

Смотрят слайд №8

Лиственница

Смотрят слайд №9

Сосна.

Смотрят слайд №10

Ель

Ответы детей.

Слайд №11

Слайд №12,13

групповое

групповое

Школьники углубят свои знания о растительном мире Ленинградской области

Презентация

Презентация

Презентация

Презентация

Презентация

Презентация

д) Животные Ленинградской области.

5 мин

Игра « Угадай животное по описанию» .Учитель предлагает задания каждой группе узнать животное по его признакам.

- Какие животные Ленинградской области вам известны?

Млекопитающих в Ленинградской области-68 видов. Наиболее распространены: белки, хорьки, кроты ,куницы , зайцы ,мыши ,крысы, ежи. Крупные животные встречаются гораздо реже, среди них стоит отметить медведей ,кабанов ,косуль, лосей ,лисиц ,рысей ,выдр, бобров ,нерп .С точки зрения охоты Ленинградская область является не самым привлекательным регионом ,по крайней мере ,соседней Карелии она проигрывает в этом смысле весьма значительно.

Игра « Узнай птицу по трем признакам». Учитель знакомит учащихся с правилами игры.

-Какие птицы обитают в лесах Ленинградской области?

Птиц насчитывается более 300 видов, наиболее распространенные: глухари, куропатки, тетерева ,гуси ,утки, рябчики ,кулики, голуби, кукушки ,дятлы, дрозды, синицы, вороны ,снегири.

Ответы детей

Слайд №14

Ответы детей

Ответы детей

Слайд №15

групповое

групповое

Школьники углубят свои знания о животном мире Ленинградской области и расширят свои знания

Презентация

Презентация

е) Водные объекты Ленинградской области.

5 мин

Учитель информирует  детей о водных объектах Ленинградской области.

Главной рекой Ленинградской области является Нева, вытекающая из Ладожского озера и впадающая в Невскую губу Финского залива Балтийского моря.

-Какие еще крупные реки нашего региона вам известны?

Водные объекты Ленинградской области относятся к водосбору Балтийского моря. Здесь расположены реки: Нева, Нарва, Луга. Другие крупные реки региона: Вуокса  ,Волхов ,Свирь впадают в Ладожское озеро

Какие крупные озера нашего региона вы знаете?

В северо-западной части региона находятся наиболее крупные водоемы Ленинградской области. В юго-восточной части области озер немного, однако они довольно крупные. Это -Ладожское и Онежское озера.

-Какие обитатели водоемов вам запомнились?

Игра « Кто самый внимательный»

-Кто самый внимательный, кто больше всех запомнил названия рыб, обитающих в реках Ленинградской области?

Нева

Слайд № 16

Вуокса,Волхов,Свирь,Нарва,Луга.

Ладожское, Онежское.

 

Ответы детей

Ответы детей

Слайды  №17,№ 18.

фронтальное

групповое

Школьники расширят свои знания о водных объектах Ленинградской области

Карта

Реки и озера Ленинградской области

 Презентация

Презентация

ж) Мероприятия по охране окружающей среды Ленинградской области.

2 мин.

 Учитель информирует учащихся о том, какие мероприятия проводятся по охране окружающей среды в Ленинградской области. Активно проводятся мероприятия по охране окружающей среды в Ленинградской области. (ООПТ- особо охраняемые природные территории.) 

Слайд №19

групповое

Школьники будут понимать необходимость бережного обращения к природе

Презентация

V. Физ.минутка

1 мин.

Учитель читает текст и показывает движения руками:

«Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.

Как они сядут ,тоже покажем.

Крылья сложили назад».

Учащиеся выполняют действия и повторяют за учителем движения руками

групповое

Школьники снимут эмоциональное напряжение

VI. Закрепление знаний и способов действий

2мин.

– Скажите, что вам больше всего запомнилось  о природе Ленинградской области?

– Расскажите, какие растения произрастают в Ленинградской области?

-Какие животные обитают в наших краях?

-Какие рыбы обитают в водоемах Ленинградской области?

Ответы детей

Ответы детей

Ответы учащихся

Ответы  учащихся

фронтальное

Учащиеся расширят свое первоначальное представление о разнообразии природы Ленинградской области

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

1 мин

Учитель подводит итог внеурочного занятия, задает вопросы

-Я думаю, что наше занятие оставило  след в вашей душе. Вы будете бережно относится к родной природе. Любите родную природу и приумножайте ее богатства!

–Вы сегодня большие молодцы!  Наше занятие окончено.

Ответы учащихся

фронтальное

Список информационных источников

  1. Алексеев С.В., Гущина Э.В. Окружающая среда Санкт-Петербурга. СПб. ООО «Сезам-Принт», 2005
  2. Нестеров Е.М., Соломин В.П., Дзюба О.Ф. Природа Санкт-Петербурга. СПб,   ООО «Тесса», 2006
  3. Тихонов А.В., Рысакова И.В. «Природа России» определитель. – М., ЗАО «Росмэн-пресс», 2010
  4. Презентации http://lotoskay.ucoz.ru/load/prezentacii/botanika/100
  5. Учебник по ботанике http://www.botanik-learn.ru/
  6. Выбираем книгу. Ботаника http://www.alexandra-goryashko.net/choise_book/choise..
  7. Проект "Вся биология" http://sbio.info/list.php?c=materials


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по окружающему миру 1 класс

Внеурочное занятие по окружающему миру 1 класс "По страницам Красной книги"....

Внеурочное занятие по окружающему миру для 3-4 класса "Умеем ли мы правильно питаться"

Занятие "Умеем ли мы питаться " в виде исследовательской лаборатории. Проводилось во время изучения темы "Пищеварительная система"....

Внеурочное занятие по окружающему миру

Внеурочное занятие по окружающему миру, 3 классВикторина «Вместе весело шагать»Цель: обобщить и проверить знания учащихся по изученному материалу, развивать познавательную активность, логическое мышле...

Открытое внеурочное занятие по окружающему миру

Открытое внеурочное занятие по окружающему миру...

Конспект внеурочного занятия по окружающему миру "День птиц"

Праздничное мероприятие, посвящённое Дню птиц (22 марта)...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «БУДЕМ БЕРЕЧЬ ЗДОРОВЬЕ. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ»

Внеурочное занятие по предмету «окружающий мир»Класс: 2Тема: Если хочешь быть здоров. Правильное питание.Цель: способствовать формированию правильного понимания гигиены питания, активной позиции в отн...

план конспект внеурочного занятия "Животные и растения Курской области"

В материале представлена разработка внеурочного занятия в 1 классе, соответствующая ФГОС НОО...