Конспект внеурочного занятия по окружающему миру "День птиц"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) по теме
Праздничное мероприятие, посвящённое Дню птиц (22 марта)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеурочное занятие | 127 КБ |
vn.zanyatie.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 2 класс /О.Н.Федотова/
Тема: «Разнообразие животных»
Цель: Развитие мотивации на расширение кругозора обучающихся.
Задачи урока:
- повторить материал об известных детям группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- обогатить знания обучающихся сведениями о новых группах животных (земноводные и пресмыкающиеся);
- обсудить с детьми отличительные признаки животных разных групп;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Учебно-методическое обеспечение.
- О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С,А. Трафимов, учебник окружающего мира, 2 класс, 2 часть.
- О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С,А. Трафимов, тетрадь окружающего мира, 2 класс, 2 часть.
Время реализации занятия – 45 минут.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: поисковый, словесный, наглядный, использование элементов технологии критического мышления.
Авторский медиапродукт – презентация слайд (среда POWER POINT).
МЕДИАПРОДУКТ
1. Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word.
2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала
3. Структура презентации.
№ | Структурные элементы | Временная реализация | № слайда |
1. | Целевая установка | 2 минуты | № 2 |
2. | Стадия вызова | 3 минуты | № 3 |
3. | Стадия осмысления | 3 минуты | № 4-7 |
4. | Решение проблемного вопроса | 7 минут | № 8-10 |
5. | Закрепление изученного материала | 6 минут | № 11-17 |
6. | Домашнее задание | 1 минута | № 18 |
4. Схема взаимосвязи кадров презентации.
5. Содержание кадров:
1–2. Титульный лист
3. Вхождение в тему. Работа со схемой
4–7. Стадия осмысления. Отличительные признаки животных разных групп
8–10. Проблемный вопрос
11–17. Закрепление изученного материала
18. Домашнее задание
19. Спасибо за урок
Целесообразность использования медиапродукта на занятии.
- Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
- Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
- Формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации).
- Развитие понятийного мышлении за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи.
План занятия
№ | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Организационный момент | Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. | Положительный настрой на урок. | 2 |
2 | Постановка цели и задачи урока | Определение темы и цели работы на уроке |
| 3 |
3 | Стадия вызова. Систематизация знаний обучающихся по данной теме | Направлена на вызов у обучающихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. | Определение общих и отличительных черт растений и животных | 3 |
4 | Стадия осмысления. Отличительные признаки животных разных групп | Формируется вызов на получение новой информации. | Сообщение ранее изученного материала | 3 |
5 | Физминутка. Игра “Рыбы, птицы, звери” | Направлена на сохранение здоровья | Динамическая пауза | 2 |
6 | Решение проблемного вопроса. Работа с учебником | Организация работы в парах по открытию новых знаний. | Работа в парах | 8 |
7 | Осмысление отличительных признаков группы “земноводных” | Организация работы с учебником и толковым словарем. | Осмысление новой информации | 5 |
8 | Осмысление отличительных признаков группы “пресмыкающиеся” | Организация работы с учебником и толковым словарем. | Осмысление новой информации | 5 |
9 | Закрепление изученного материала. Вывод. Обобщение. | Наблюдение за работой обучающихся. Помощь по необходимости. | Определение животных по группам. | 5 |
10 | Работа в тетради для самостоятельной работы | Осуществление контроля и проверки полученных знаний. | Выполнение практических заданий на основе изученной информации. | 5 |
11 | Итог урока. Рефлексия | Обобщить знания обучающихся. | Творчество и умения обобщать. | 3 |
12 | Задание на дом | Разъяснение задания на дом | Запись в дневник | 1 |
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка цели и задачи урока
3. Стадия вызова. Определение общих и отличительных черт растений и животных
а) Работа с интерактивной доской
Картинки распределить на живую и неживую природу.
б) Выделить общие и отличительные черты растений и животных.
Животные и растения относятся к живой природе (рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются).
в) Различаются по способу питания. (Зеленые растения производят питание из воды и углекислого газа с помощью зеленых листьев на свету. А животные не могут создавать для себя пищу.)
4. Стадия осмысления. Систематизация знаний обучающихся по данной теме
Дополнить схему, сделанную Машей, примерами животных своего края.
5. Отличительные признаки животных разных групп
Насекомые (Тело насекомых разделено на три отдела – голову, грудь, брюшко; у них три пары ног)
Рыбы (Тело покрыто чешуей)
Птицы (Тело покрыто перьями)
Звери (Тело покрыто шерстью, четыре ноги)
6. Игра “Рыбы, птицы, звери”
Учитель перечисляет название животных. Когда дети слышат название рыбы, они с помощью пантомимы показывают, как плывут рыбы в воде. Когда слышат название птицы, машут руками-крыльями, имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.
Перечень слов: щука, дятел, еж, сом, медведь, глухарь, карась, лось, воробей, рысь, чайка, окунь, белка.
7. Решение проблемного вопроса. Работа с учебником
а) Для всех ли животных есть место в схеме? Куда в схему Маши поместить лягушку?
б) А змею куда поместить? У нее нет ни плавников, ни шерсти, ни ног.
Рассуждения Миши.
8. Работа в парах
По очереди ученики читают два текста. Затем один рассказывает, почему в схему нельзя поместить лягушку, а другой – змею.
9. Дополнительные сведения
Жизнь земноводных связана и с водой, и с сушей. Рождается земноводные в воде, а во взрослом состоянии эти животные часть жизни живут на земле, а часть – в воде. Вследствие этого они и получили такое название.
10. Осмысление отличительных признаков группы “земноводных”
У всех земноводных голая, влажная кожа.
11. Осмысление отличительных признаков группы “пресмыкающиеся”
Они ползают, “пресмыкаются”, их тело покрыто кожей с сухими чешуйками или панцирем.
12. Работа с толковым словарем
Дополнительные сведения о земноводных и пресмыкающихся. Их общий признак – температура тела зависит от окружающей среды.
13. Вывод
Схему дополнить еще двумя группами животных (земноводные и пресмыкающиеся).
14. Обобщение
– Назвать животных, определить, к какой группе относятся каждое из них. (Оса – насекомое, кобра – пресмыкающиеся, ворона – птица, крот – зверь, жаба – земноводное, горбуша – рыба).
15. Закрепление. Работа в тетради для самостоятельной работы
Задания 1–4
Задание 1, дополнить схему “Разнообразие животных” примерами животных своего края.
Задание 2, назвать характерные признаки групп животных (обратить внимание на группу паукообразных).
Задание 3, найти название лишнего животного в каждом ряду.
(1-й – паук, остальные насекомые;
2-я – летучая мышь, остальные птицы;
3-й – уж, остальные земноводные.)
Задание 4, придумать задания для соседа по парте.
16. Итог урока
- Сейчас мы с вами попробуем составить синквейт. (Нужный ответ выписать на доску)
- О чем сегодня узнали на уроке? (Земноводные)
- Какие они? (Гладкие, голые)
- Как они передвигаются? (Плавают, прыгают, ползают)
- Ваше отношение к земноводным? (Их надо охранять, изучать, наблюдать, любить)
- Как можно назвать одним словом всех земноводных? (Животные)
17. Домашнее задание по выбору
- Прочитать в учебнике стр. 5–8.
- Нарисовать животное и рассказать о нем.
- Подготовить сообщение о животном.
Литература
- Методические рекомендации.
- Интернет ресурсы (картинки, фото).
Тема урока – Урок изучения нового материала
Форма урока – групповая, индивидуальная
Время реализации занятия – 45 минут
Учебно-методическое обеспечение
- Чуракова Р.Г. УМК “Перспективная начальная школа”.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. “Окружающий мир”, учебник, часть 2. Москва Академкнига/ Учебник, 2010.
- Гулуева Т.С., Лободина Н.В. “Окружающий мир”, поурочные планы. Волгоград “Учитель”, 2010.
Необходимое оборудование: Персональный компьютер, проектор, экран.
Авторский медиапродукт:
- Операционная среда – Microsoft Windows XP, Microsoft Word, Microsoft Office Power Point.
- Вид медиапродукта
Наглядная презентация учебного материала (14 слайдов в Power Point).
Структура презентации
п/п | СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ | Временная реализация (мин.) | № слайда |
1 | Целевая установка | 2 | 2 |
2 | Стадия вызова | 3 | 3 |
3 | Актуализация опорных знаний | 6 | 4–5 |
4 | Постановка проблемы | 6 | 6 |
5 | Решение проблемного вопроса | 10 | 7–8 |
6 | Обсуждение вывода | 7 | 9–11 |
7 | Закрепление материала | 4 | 12 |
Схема взаимосвязи кадров презентации
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- повышение мотивации к обучению;
- повышение эффективности усвоения материала;
- развитие проектно-исследовательской и коммуникативной компетентностей обучающихся;
- интенсификация учебно-воспитательного процесса;
- эффективность индивидуального подхода к работе обучающихся;
- развитие их творческих способностей;
- развитие наглядно-образного мышления.
Задачи урока:
- Образовательные: систематизировать материал об известных группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), познакомить с новыми группами (пресмыкающиеся, земноводные), выделить существенные признаки животных разных групп.
- Развивающие: способствовать развитию умений сравнивать и выделять главное; способствовать развитию познавательного интереса.
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Технологии, методы:
- ИКТ;
- Словесный, наглядный, исследовательский.
План занятия
№ | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1 | Организацион-ный момент. Эмоциональный настрой. | Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. | Положительный настрой на урок. | 2 |
2 | Стадия вызова. Деление объектов на две группы. | Направлена на вызов у обучающихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности. | Обучающиеся используют полученные знания при выполнении задания. | 2 |
3 | Актуализация знаний. | Фиксирует информацию. | Выполняют задания на основе полученных знаний. | 6 |
4 | Вхождение в тему. Постановка проблемы. | Организует работу в группах | Групповая работа. Классификация животных по группам. | 6 |
5 | Физминутка. | Направлена на сохранение здоровья обучающихся. | Динамическая пауза. | 2 |
6 | Решение проблемного вопроса. | Наблюдает, помогает. | Работа в группах. Исследовательская работа. | 10 |
7 | Коллективное обсуждение гипотезы. | Направляет, корректирует. | Выступления учащихся. | 7 |
8 | Закрепление. Кроссворд. | Побуждает к осмыслению, фиксирует. | Выполнение заданий. | 4 |
9 | Рефлексия. Подведение итога. | Оценка деятельности обучающихся. | Высказывание мнений об уроке. | 3 |
10 | Домашнее задание. | Разъяснение задания. | Запись в дневниках. | 3 |
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. (2 мин.)
Звучит музыка “В мире животных” Слайд№2
Слово учителя.
– Мир животных очень разнообразен. Каких только животных нет! Крошечных и огромных, красивых и не очень, пугливых и пугающих, ползающих и летающих – всех не перечислишь. Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воздухе в воде.
II. Стадия вызова (2 мин.)
Учитель демонстрирует на экране фотографии с изображением березы, жука, розы, медведя, сосны, сома, брусники, голубя, окуня. Слайд 3. Приложение 1, Приложение 2
– Разделите все изображения на две группы. (Растения: берёза, роза, брусника, сосна и животные: голубь, медведь, сом, жук, окунь.) По щелчку мыши появляются слова: растения и животные, и изображения распределяются на две группы.
III. Актуализация опорных знаний (6 мин.)
– Выберите общие свойства растений и животных. (Неживая природа, размножаются, живая природа, растут, прыгают, рождаются, передвигаются, питаются, дышат.) Слайд№4. Дети называют общие признаки, по щелчку неправильные слова “улетают”, а остальные распределяются в два столбика, дети проверяют свои ответы.
– Выделите отличительные признаки растений и животных. (Различаются растения и животные по способу питания.) Слайд 5
– Расскажите о способе питания растений. (Зеленые растения производят питание из воды и углекислого газа с помощью зеленых листьев на свету.)
– Расскажите о способе питания животных. (Они питаются растениями, другими животными или тем и другим.) Все ответы детей проверяются и корректируются на слайдах.
IV. Вхождение в тему (6 мин.)
(Тема и цель урока спрятаны в задании.) Слайд№6. По щелчку появляется слайд с заданием:
– Распределите животных по группам. (Щука, снегирь, волк, окунь, аист, муха, стрекоза, лиса, змея, лягушка. Дети объединяются в группы, работают на листочках, распределяя данных животных по группам:1-ая – щука и окунь, 2-ая – волк и лиса, 3-я – аист и снегирь, 4-я – муха и стрекоза.
– Назовите каждую группу животных одним словом.
По щелчку появляются слова: рыбы, птицы, звери и насекомые. При проверке выясняется, что змея и лягушка ни в одну из групп не вошли.)
– А куда поместить змею и лягушку?
V.Физкультминутка. Игра “Рыба, птица, зверь” (2 мин.)
Учитель называет животных: щука, карась, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, окунь, лось, синица, кот.
Учащиеся, когда слышат название рыбы, то с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – “крыльями”, имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.
VI. Решение проблемного вопроса (10 мин.)
Слайд 7. Остался открытым вопрос:
– Куда поместить змею и лягушку?
Работая в группах, ребята выясняют, куда поместить лягушку, куда – змею. Проводят исследовательскую работу: по отличительным признакам насекомых, птиц, рыб и зверей, отмечают их место обитания, покров тела и как они передвигаются. Все записи фиксируют на листочках, потом один от группы выступает. По щелчку открываются характеристики птиц, рыб, зверей и насекомых. Ни змея, ни лягушка ни в одну из групп не вошли.
Слайд 8. Далее обучающиеся анализируют особенности змеи и лягушки, отмечая, что лягушка хорошо плавает и прыгает по суше, кожа у неё гладкая и влажная, а змея ползает по земле, у неё нет ни плавников, ни шерсти, ни ног. И предполагают, что существует ещё две группы животных.
VII. Коллективное обсуждение гипотезы (7 мин.)
Свою гипотезу проверяют по материалу. Слайд 9–10
– Что вы выяснили про змею?
(Тело змеи покрыто кожей с чешуйками, у неё нет ног, ползает по земле.)
– Кто ещё похож на змею и ведет такой же образ жизни?
(Ящерицы, черепахи, крокодилы и змеи – все они, без ног или с ногами, ползают по земле – “пресмыкаются”. Вот почему их назвали пресмыкающимися.
– Что вы выяснили про лягушку?
(Лягушка хорошо плавает, прыгает по земле, кожа у неё гладкая, влажная.)
– Кто похож на лягушку?
(Лягушки, жабы, тритоны живут возле воды или во влажных местах. Но где бы они ни жили, все они рождаются в воде. Часть жизни эти животные проводят на земле, а часть – в воде. Поэтому, их и назвали земноводными)
На схеме появляются названия групп “земноводные” и “пресмыкающиеся”. Слайд 11
VIII. Закрепление (4 мин.)
– Решите кроссворд (слайд №12) и прочитайте ключевое слово в выделенных клетках. (Ученики работают в группах. У каждой группы на столе лист с кроссвордом.)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
Ёжик вырос в десять раз,
Получился… (дикобраз).
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Через море-океан
Плывет чудо-великан,
Прячет ус во рту,
Растянулся на версту. (Кит)
Кто на своей голове лес носит? (Олень)
Под полом таится,
Кошки боится? (Мышь)
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
– Какое ключевое слово у вас получилось? (Животные)
– Назовите группы животных. (Ответы детей.)
IX. Подведение итога. Рефлексия (3 мин.)
На слайде 13 задание:
– Назвать все группы животных.
(Дети называют группы, и по гиперссылке (выделено слово все) переходим для проверки и закрепления на 11 слайд с таблицей.)
– Какой этап работы вам показался трудным? Почему?
– Какой этап работы вам показался интересным? Почему?
– Полезным был для вас урок или нет?
(После этого по гиперссылке (выделено слово животные) переходим на 14 слайд.)
X. Домашнее задание (3 мин.)
– Приготовить проект: 1-ая группа по теме “Жизнь пресмыкающихся”, 2-я группа по теме “Жизнь земноводных”.
(Учитель объясняет детям задание и даёт примерный план, по которому они готовят проект:
1. Введение.
2. Сведения о пресмыкающихся (о земноводных).
3. Питание.
4. Места обитания.
5. Примеры из жизни пресмыкающихся (земноводных).
6. Секреты выживания.
7. Пресмыкающиеся (земноводные) Красной книги.
Список литературы
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. “Окружающий мир”, учебник, часть 2. Москва Академкнига/ Учебник, 2010.
- Гулуева Т.С., Лободина Н.В. “Окружающий мир”, поурочные планы. Волгоград “Учитель”, 2010.
- Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. “Исследовательская деятельность младших школьников”. Волгоград “Учитель”, 2008.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
| Лесихина Надежда Петровна |
| Учитель начальных классов МБОУ «Ниижнеенангская средняя школа», с. Нижний Енангск, Кичменгско –Городецкий район, Вологодская область. |
| Окружающий мир, внеурочная деятельность |
| 2 класс |
| Праздник «День птиц» |
| Разработка учебного занятия |
| УМК Перспективная начальная школа |
| Цель: Приобщение детей к народным традициям, обычаям и формирование у младших школьников основ экологического воспитания. Задачи: *Использовать знания и умения, учащихся по теме «Птицы нашего края» в практической деятельности. *Воспитывать бережное отношение к окружающей природе и прививать любовь к птицам. *В атмосфере праздника дать возможность проявить детям творческую инициативность, эмоциональную восприимчивость. |
9.Список использованных информационных ресурсов | 1.Всё о животных: Птицы 2.Джонсон Джини «Птицы». Перевод с английского С.Н. Анисимова; Оформл. А. Кузнецова 3.Элдертон Дэвид «Всемирная энциклопедия птиц» пер. К. Молькова |
Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему: "День птиц"
Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО; материал занятия направлен на развитие коммуникативных навыков у младших школьников.
Автор: Лесихина Надежда Петровна, учитель начальных классов, МБОУ «Нижнеенангская средняя школа»
Тип занятия: комбинированный.
Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия.
Образовательная цель: Приобщение детей к народным традициям, обычаям и формирование у младших школьников основ экологического воспитания.
Развивающая цель: развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Воспитательная цель: воспитывать культуру общения, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.
Задачи: 1. Использовать знания и умения, учащихся по теме «Птицы нашего края» в практической деятельности.
2.Воспитывать бережное отношение к окружающей природе и прививать любовь к птицам.
3.В атмосфере праздника дать возможность проявить детям творческую инициативность, эмоциональную восприимчивость.
Формирование УУД:
Личностные УУД
Формировать положительное отношение к природе, учить обсуждать добрые дела.
Познавательные УУД
Учить делать вывод в результате совместной работы коллектива, учить решать проблемы, наблюдать и самостоятельно делать выводы.
Регулятивные УУД
Формировать умения взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Коммуникативные УУД
Формирование умений доносить свою позицию до других учеников, формулировать свои мысли в устной речи.
Духовно-нравственное развитие и воспитание.
Воспитывать нравственные чувства, развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, взаимопомощи и поддержки, дать начальное представление о правилах поведения в природе, бережное отношение к ней.
Межпредметные связи: взаимосвязь с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Математика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеурочного занятия по окружающему миру
Конспект внеурочного занятия по окружающему миру для 3 класс на тему "Осень-славная пора.Бал овощей"....
Конспект внеурочного занятия по окружающему миру для 1 класса
Конспект внеурочного занятия по окружающему миру для 1 класса...
конспект внеурочного занятия по окружающему миру на тему Насекомые
материал поможет Вам составить конспект внеурочного занятия по окружающему миру на тему "Насекомые"...
конспект внеурочного занятия по окружающему миру на тему вода 2 кл
вода-наша жизнь...
конспект внеурочного занятия по окружающему миру на тему воздух 2 кл
прозрачность воздуха...
Конспект внеурочного занятия Тема: Мастерская оригами «Птица счастья»
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ Название курса (кружка): «Город мастеров»Направленность внеурочной деятельности: общекультурноеКласс / возраст детей: 2, 8-9 летТема: Мастерская оригами ...