Технологическая карта урока по теме "Что такое хвоинки?" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Урок разработан с применением исследовательской технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока 1 класс | 32.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Грибоедова Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов, МКОУ СОШ № 10 г.Бирюсинска.
Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» в 1-ом классе на тему «Что такое хвоинки?»
Тип урока: Урок введения нового знания
Цель: Задачи: | Создание условий для формирования у детей представления о хвойных растениях леса (ель, сосна, кедр, лиственница); развитие умений выделять особенности хвойных деревьев - изучение видов листьев, их сходства и различия; уточнение понятия «вечнозеленое дерево». 1. Развивать мыслительную деятельность обучающихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать. 2. Развивать первоначальное умение практического исследования природных ресурсов. 3. Воспитывать любовь к природе, учиться бережно, относиться к природным ресурсам. Формировать УУД: Личностные универсальные учебные действия: повышение уровня мотивации учебной деятельности за счет результатов групповой работы; развитие аналитического мышления, образного воображения, формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке. Регулятивные универсальные учебные действия: развивать умение принимать задачу и сохранять, планируя свои действия в соответствии с ней; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий. Познавательные универсальные учебные действия: умение работать с учебной и справочной литературой, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, обобщение по заданным критериям; формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные универсальные учебные действия: умение выразить собственное мнение, умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, строить речевые высказывания в устной форме. |
Планируемый результат: | Предметные: научаться определять и распознавать хвойные деревья, выделять особенности хвойных деревьев, отличать хвойные деревья от лиственных, определять понятие «вечнозеленые деревья». Метапредметные: Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с гербарием и иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им. Познавательные УУД: Логические – выделять особенности хвойных деревьев, находить отличия хвойных деревьев от лиственных; Общеучебные - определять и распознавать хвойные деревья, выделять особенности хвойных деревьев, знакомиться с хвойным деревом, которое сбрасывает листву на зиму (лиственница сибирская), объяснять понятие «вечнозеленые деревья». Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру. |
Основное содержание: | Хвойные деревья, отличия от лиственных. Ель, сосна, кедр – вечнозеленые деревья. Хвойное дерево, которое не сбрасывает листву на зиму – лиственница. |
Форма работы: | Фронтальная работа, индивидуальная работа, исследовательская работа в группе. |
Образовательные ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир, 2017 год, 1 класс, часть 1. Стр. 30 – 31.
Презентация к уроку Музыка «Звуки леса. Пение птиц» (аудиозапись). Гербарий по теме «Хвойные растения». Загадки про хвойные и лиственные деревья. Картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев. Карточки для индивидуальной работы. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; | Отвечают на вопросы учителя. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки. | -Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А вот куда, вы попробуете догадаться сами, в этом вам поможет моя загадка и музыка. Слушайте внимательно: Есть у ребят Зеленый друг, Веселый друг, хороший, Он им протянет Сотни рук И тысячи ладошек. (лес) Слайд №2 -Итак, куда же мы с вами отправимся? |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5 мин) | Отвечают на вопросы учителя, доказывают. | Предлагает задание, побуждает к высказыванию своего мнения с обоснованием. По мере отгадывания загадок на экране появляются картинки с изображением деревьев. | -Сейчас мы с вами по тропинке отправимся в лес. Вот на небе появляется солнышко и предлагает нам первое задание. Отгадать загадки: Слайд №3 (6 щелчков) 1.Зимой и летом зелена, В лесу живёт она. А на ней иголки И коротки, и колки. (ель) 2. На мне колючие иголки, 3. Он — украшение тайги, (кедр) 4. Стоят столбы белы, На них шапки зелены. (береза). -Вот мы с вами и в лесу. |
Мотивирует обучающихся к пробному учебному действию и к его самостоятельному осуществлению. | -Ребята, посмотрите внимательно на экран и скажите, какое дерево здесь лишнее? (Береза) -Докажите. (У березки листочки, а у остальных иголочки). - А кто знает, как по- другому можно назвать иголочки. Слайд №4 Хвоинки – это видоизмененные листочки. К какой группе мы можем отнести эти деревья? (хвойные деревья) | ||
3. Физкультминутка(1мин) | Выполняют задания учителя. | Организует подвижную игру на внимание | Игра «Сосенки, пенечки, березки». |
4. Постановка учебной задачи. 4 мин) Цели: -организовать формулировку темы урока детьми; - организовать постановку цели урока детьми | Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. | Организует формулировку темы урока детьми. Организовать постановку цели урока детьми. | - Кто мне может сказать, какую тему мы будем изучать на этом уроке? Слайд №5 - Тема нашего урока «Хвойные деревья» - В течении урока нам нужно будет ответить на следующие вопросы: Слайд №6 1) Какие хвойные деревья вы знаете? 2)Почему они называются хвойные и какие у них листья? 3) Как отличить между собой хвойные деревья? - Посмотрите на вопросы нашего урока и ответьте мне, кто уже сейчас знает ответ на некоторые из вопросов? А на какие вопросы мы пока не знаем ответ? Слайд №7 - Сравните общий вид сосны и ели. Чем они похожи? Чем отличаются? - Посмотрите на веточки, которые лежат у вас. Возьмите веточку ели, сосны, кедра. Слайд №8 - А теперь внимательно рассмотрите картинки ели, сосны и кедра. К каждой веточке положите шишку. |
5. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) (10 мин.) | Отвечают на вопросы учителя. Работают в группе. Проводят исследование хвойных растений, делают схематический рисунок веточки с хвоинками. Отвечают на вопросы учителя. Индивидуально готовят материал о лиственнице, сосне, ели, кедре (хвоинки на веточках собраны в пучки. Они короткие, мягкие. Осенью желтеют и опадают, как листья с лиственных деревьев. Поэтому это дерево и назвали лиственница) | Ставит детей в проблемную ситуацию. Организует групповую работу. Выдает раздаточный материал на группу – гербарий хвойных растений, шишки разных видов и карточку, для исследования | (Учитель организует исследовательскую работу в группах) Давайте внимательно исследуем веточки ели, сосны и кедра. - Как расположены хвоинки и какого они размера, цвета. Слайд №9 -1 группа описывает веточку ели, 2 группа – веточку сосны, 3 группа- веточку кедра, 4 группа – сравнит шишки этих деревьев(Каков их размер, цвет, форма) Ель – хвоинки располагаются поодиночке, короткие, колючие.(сообщение) Сосна – хвоинки располагаются парами. Хвоинки жесткие, колючие, длинные. (сообщение) Кедр – хвоинки выходят по 6 штук. Они длиннее, чем у сосны. Цвет темно-зеленый. (сообщение) Слайд №10 - 4 группа сравнивала шишки по форме, цвету, размеру. Слайд №11 Не называя дерева, учитель демонстрирует веточку лиственницы, предлагает рассмотреть рисунок на слайде и спрашивает: «Можно ли это дерево отнести к хвойным? (Да, потому что у него есть хвоинки.) Как они расположены? (Пучками.) Чем это дерево отличается от других хвойных деревьев? Слайд №12 (Осенью желтеет и сбрасывает хвою.) (сообщение) - Что мы выяснили про лиственницу? |
6. Физкультминутка (2 мин.) | Выполняют задания учителя. | Организует подвижные игры. | Ели на опушке - До небес макушки (тянутся на носочках, руки вверх) Слушают, молчат, Смотрят на внучат (повороты в стороны) - А внучата елочки, Тонкие иголочки – (приседают пружинкой) У лесных ворот Водят хоровод. (кружатся вокруг себя) |
7. Первичное закрепление. (4 мин.) Цель: - организовать закрепление в форме коммуникативного взаимодействия.
| Пытаются с помощью тактильных ощущений, с закрытыми глазами узнать дерево по веточкам и шишкам. | Организует работу обучающихся с веточками и шишками из гербария. | -Ребята, сегодня вы были исследователями, учились находить отличия одного дерева от другого. -Сейчас я посмотрю насколько вы были внимательными: для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай дерево» |
8. Самостоятельная работа с применением дифференцированного подхода со взаимопроверкой по эталону. (4 мин) Цели: - организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы; -организовать самостоятельную проверку и исправление ошибок | Выполняют задание по индивидуальным карточкам. Выполняют проверку по эталону (предложенному учителем) и исправляют ошибки. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы. Создает ситуацию успеха для каждого обучающегося, мотивирующую к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Организует проверку. | Самостоятельная работа. - Ребята, те у кого синий стикер, возьмут конверты и соберут картинку дерева. А те у кого желтый стикер –возьмут карточки для индивидуальной работы и отметят хвойные деревья зеленым цветом, а лиственные красным цветом. Слайд №13 Организация взаимопроверки по эталону. |
9. Включение в систему знаний и повторение. (3 мин.) | Отвечают на вопросы учителя, доказывают. | Выявляет границы применимости нового знания. Подбирает задание, в котором тренируется использование нового знания. | Слайд №14 -Вернемся к плану нашего урока и посмотрим на все ли вопросы мы ответили? 1) Какие хвойные деревья вы знаете? 2)Почему они называются хвойные и какие у них листья? 3) Как отличить между собой хвойные деревья? - Ребята, заинтересовала вас тема сегодняшнего урока? Что бы вы хотели еще узнать? Где можно получить информацию? |
10.Рефлексия деятельности (итог урока) (2 мин.) | Оценивают свою работу. | Организует рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. | Слайд №16 - У вас на столах лежат смайлики. Выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. - Кто сегодня на уроке сделал для себя открытие, активно работал на уроке? (желтый) - Кому на уроке было интересно? (зеленый) - Кому урок не подарил хорошего настроения? (красный) Слайд №17 Словно сказочной книги страница Лес открылся, листвою звеня. Понимаю и зверя и птицу, И они понимают меня. - Все молодцы! Спасибо за урок! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по русскому языку 2 класс. Что такое имя существительное?
Технологическая карта по русскому языку 2 класс. Что такое имя существительное?...
Технологическая карта урока "Кто такие насекомые? Окружающий мир,1 класс Школа России"
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе из раздела "Что и кто?". В результате изучения предмета «Окружающий мир» в первом классе обучающийся научится: различать объекты живой и неживой пр...
Технологическая карта урока. Русский язык 2 класс. Что такое глагол?
Русский язык 2 класс. Что такое глагол?...
Технологическая карта по окружающему миру 3 класс на тему: " Что такое деньги"
УМК " Школа России"...
Технологическая карта урока музыки во 2 классе с применением здоровьесберегающих технологий. Тема: «Такие разные марши».
Урок музыки во 2 классе с применением здоровьесберегающих технологий.Тема: «Такие разные марши»....
Технологическая карта по русскому языку, 3 класс, "Что такое омонимы"
Технологическая карта по русскому языку, 3 класс, "Что такое омонимы"...
Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...