Значение комнатных растений в экологическом воспитании и образовании детей
статья по окружающему миру (1 класс)

Кукуева Лариса Ивановна

Озеленение учебных заведений играет большую роль в экологическом воспитании и образовании младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

Значение комнатных растений в экологическом воспитании и образовании детей

Озеленение учебных заведений  имеет большее значение. Растениям принадлежит важная роль в улучшении среды, окружающей человека.

Комнатные положительно влияют на микроклимат помещения: снижают содержание углекислого газа в воздухе, повышают его влажность и обогащают кислородом, смягчают шум, уменьшают запыленность, выделяют фитонциды,  Кроме этого, комнатные растения оказывают и благотворное эмоциональное воздействие: красота и разнообразие форм и окраски влияют на чувства человека, помогают снять физическое и нервное напряжение.

Комнатные растения в интерьере класса и всей школы играют особую роль: они являются не только украшением, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная работа с разведением и уходом за комнатными растениями расширяет представления детей о живой природе, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями. Дети много времени проводят в школе, поэтому важна гигиеническая роль растений.

Знакомя детей с разными видами комнатных растений, необходимо обращать внимание на окраску и рисунок на листьях, на разные оттенки зеленого цвета. Таким образом, можно развить наблюдательность у детей.

Особое место занимают красивоцветущие растения. Учитель помогает ребенку увидеть эту красоту, обращая внимание на то, что каждое растение – это чудо природы, что  каждый цветок красив по- своему, что декоративные качества растения, его насыщенность окраски, цветения полностью зависят от людей. Какие условия человек создаст растению, так растение и отреагирует своим внешним видом и цветением. Поэтому, ухаживая за растениями, ребёнок  должен знать, что внешний вид растения полностью зависит от него. Таким образом, воспитывается чувство ответственности.

Живые растения рядом с детьми - это не только украшение, но и живая природа, нуждающаяся в заботе и покровительстве.

   Учитель   вместе с ребятами заботится о растениях – это и есть образец взаимодействия с природой. Зеленое царство комнатных растений, расположенное на окне, безусловно, вызывает интерес ребенка. Учителю важно  вовлечь  его в наблюдение за таинственным миром комнатной флоры.

     

      Приучая школьника к регулярным наблюдениям за комнатными растениями вместе со взрослыми, ребенок научится распознавать, где окраска растений бледная, а где она достаточно насыщенная, где стебель тянется к свету, а где он растет нормально, где регулярно появляются новые побеги и листья, а где они «стоят на месте». При систематическом общении с растениями ребенок делает для себя открытие, что внешние показатели: цвет, форма, размер и другие признаки – это, прежде всего, показатели степени благополучия растения.

              Научившись понимать состояние растений, ребенок будет им «сочувствовать» и «помогать». Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сначала вместе с учителем, а затем и самостоятельно, школьник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям. Овладение этими практическими умениями, несомненно, важно для подготовки детей к трудовой деятельности.  При решении практических задач в процессе труда создаются условия, благоприятные для развития наблюдательности, речевой деятельности, формируется умение дать словесное объяснение, спланировать работу и рассказать о предстоящей деятельности. В процессе выращивания растений воспитывается положительное отношение к труду, самостоятельность, настойчивость в достижении результата.

Таким образом, знакомя детей с комнатными растениями, прививая навыки ухода за ними,  можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология помещений и значение комнатных растений

Значение комнатных растений в создании благоприятной среды классного помещения...

«Социализация учащихся начальной школы через экологическое воспитание и образование»

«Социализация учащихся начальной школы через экологическое воспитание и образование»...

Экологическое воспитание и образование младших школьников

Данный материал раскрывает важность экологического воспитания младших школьников.Содержит тематическое планирование кружка "Краеведение"Структура экологических занятий....

Экологическое воспитание и образование младших школьников

Цели и задачи экологического воспитания учеников начальных классов.Театическое планирование кружка "Краеведение"...

Использование комнатных растений в экологическом образовании младших школьников.

Согласно отечественной традиции, преподавание экологии детям младшего и среднего возраста в значительной степени основано на приоритете  естественно-научных знаний, но, по мнению ученых, приорите...

Изучение понятий «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»

Статья о  понятиях «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»...

Родительское собрание «Воспитание и образование детей. Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей»

Конспект родительского собрания на тему«Воспитание и образование детей. Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей»...