Использование комнатных растений в экологическом образовании младших школьников.
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) по теме

Согласно отечественной традиции, преподавание экологии детям младшего и среднего возраста в значительной степени основано на приоритете  естественно-научных знаний, но, по мнению ученых, приоритет должен отдаваться чувственному, эмоциональному  восприятию природы.Соответственно, и работа в плане экологического образования должна проводиться таким образом, чтобы:

- детям не было скучно, чтобы постоянно удовлетворялась их потребность в эмоциональном насыщении;

-у них не иссякло , а наоборот возрастало желание, стремление учиться;

-возникали новые и укреплялись имеющиеся познавательные интересы, склонности к различным видам деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                           «Средняя общеобразовательная школа №1» города Альметьевска РТ

Использование комнатных растений в экологическом образовании младших школьников.

Учитель первой квалификационной категории                                                                Гимадиева Илсоя Ильдаровна

  1. Согласно отечественной традиции, преподавание экологии детям младшего и среднего возраста в значительной степени основано на приоритете  естественно-научных знаний, но, по мнению ученых, приоритет должен отдаваться чувственному, эмоциональному  восприятию природы. Мы полностью разделяем точку зрения американского ученого  Рейчел  Карсон, которая писала: «Я искренне верю, что для ребенка не так важно знать, как  чувствовать.  Если факты- семена , которые дадут всходы знания и мудрости, то впечатления и эмоции – та плодородная почва, в которую должны упасть эти семена». Соответственно, и работа в плане экологического образования должна проводиться таким образом, чтобы:

- детям не было скучно, чтобы постоянно удовлетворялась их потребность в эмоциональном насыщении;

-у них не иссякло , а наоборот возрастало желание, стремление учиться;

-возникали новые и укреплялись имеющиеся познавательные интересы, склонности к различным видам деятельности.

С учетом всего ранее сказанного, была разработана структура и содержание экологического факультатива с использованием комнатного цветоводства.

Факультативный курс рассчитан на 17 занятий: 1 час в неделю для 2 класса по программе 1-4.

Программа курса содержит три основных раздела. Для каждой темы указано рекомендованное количество часов, однако, учитель вправе перераспределять часы и темы по своему усмотрению. В конце каждого раздела, а также в конце учебного года предусмотрены обобщающие занятия для подведения итогов.

Программа факультативного курса «Комнатное цветоводство»

(17 часов)

Введение (1ч.)

Растение и человек. Многообразие комнатных растений.

Тема 1. Экологические факторы среды(6ч).

Среда обитания дикорастущих и комнатных растений. Факторы среды, влияющие на рост и развитие живых организмов. Значение почвы и воды. Загрязнение воды. Загрязнение воздуха: причины и последствия. Растения-фильтры. Движение растений. Окраска растений. Заключительное занятие: игра «Чистый остров».

Практические работы:

1.Значение света и воды.

2.Загрязнение воды.

3.Загрязнение воздуха распылителями.

4.Значение света.

5.Движение  растения за источником света.

Тема 2. Многообразие мира комнатных растений.(6ч.)

Растение- живой организм. Родина комнатных растений. Влажные тропические леса. Растения пустыни. Водные растения.

Адаптация (способы приспособления) растений. Взаимосвязи в природе.

Растительные этажи.

Демонстрация: адаптация у растений.

  1. Сад в бутылке - тропический сад.
  2. Аквариум - мини-водоем.
  3. Лесные этажи.
  4. Борьба за территорию

Тема 3. Мы и комнатные растения (4ч.)

Как почувствовать себя цветком? Есть ли вредные или полезные растения? От чего зависит цвет комнатных растений?

Итого:17ч.

Рассмотрим возможности комнатных растений на примере некоторых факультативных занятий и уроков с использованием комнатных растений.

Тема факультативного занятия: «Значение почвы и  воды».

Задача: опытным путем выявить  значение воды и почвы для жизни растений.

Оборудование: комнатные растения, лучше бальзамины.

Беседа начинается с демонстрации двух  одинаковых растений, растущих в разных условиях, одно - в цветочном горшке с землей, другое - в пустой емкости или в текущей воде. Длительность опыта определяется условиями его закладки: растение в пустой емкости начнет увядать значительно быстрее чем то, которое будет стоять в воде.

Различия внешнего вида растений очень заметны, сделать вывод будет нетрудно: без почвы жизнь растений невозможна, в ней находятся необходимые для него питательные вещества. Пока растения только завяли и их можно спасти. Предложите детям стать на время «докторами», поставить диагноз и назначить лечение «больным»- посадить их в хорошую землю.

На следующем этапе выясняют другой важный для жизни растений фактор неживой природы - это вода.

Под руководством учителя дети проводят опыт в течение одной недели: по два одинаковых растения помещают в разные условия.

Опыт: одни растения регулярно поливают, вторые- нерегулярно или прекращают поливать совсем.

С целью формирования чувственного отношения к природе можно в заключение использовать эмоциональную ситуацию,  задать вопрос: «Что чувствуют растения?»

Наши учителя с большой заинтересованностью относятся к межпредметной модели экологического образования, стараются включать в процесс формирования экологических знаний содержание всех учебных предметов начальной  школы.

В качестве примера рассмотрим интегрированный урок рисования в 1 классе «Изобразительное искусство и художественный труд»

Тема: Узоры на стекле.

Цель: определить, как влияет освещение на окраску листьев комнатных растений.

Оборудование: комнатные растения (колеус, бегония, диффенбахия), альбомные листья и краски.

Учитель демонстрирует детям картины с изображением зимних   пейзажей и

задает вопрос:

-Почему именно зимой нас так трогает красота цветущего комнатного растения? Посмотрите на цветущий кактус, бегонию, розу. Послушайте стихотворение Ю. Марцинкявичюса «Ледяные цветы».

Не дождавшись тепла,                                                                                                            Среди зимнего дня                                                                                           Распустились цветы                                                                                                                   На окне у меня.

Подошел я к цветам,

Стала мокрой щека,

От того, что окна

Я коснулся слегка,

                                                                                                                                                              Но не пахли они…,

Для чего ж они выросли

В зимние дни?

Затем проводится беседа о красоте зимнего пейзажа за окном, оттенках в зимних красках, значении ярких цветов в жилых помещениях. Учитель отмечает необходимость света для растений. Дети сравнивают окраску листьев одинаковых растений, расположенных в разных местах класса с различной степенью освещения ярко-окрашенные листья теряют свои цвета.

Далее учитель предлагает детям нарисовать комнатное растение на фоне замерзшего окна. На листе цветной бумаги сделать отпечаток в технике «Монотипия» белой краской- получится рисунок разукрашенного морозными узорами окна. На этом фоне изобразить цветущее комнатное растение и постараться как можно точнее обозначить форму и цвет листьев.

  1. Радужный мир.

Давно подмечено, что общение со цветами благоприятно сказывается на психо-эмоциональном состоянии человека.

Наиболее сильное воздействие оказывает, конечно, цвет. Холодные: фиолетовые, синие, голубые  и зеленые тона успокаивают нервную систему.

Композициями из синевато-голубых цветков хорошо любоваться вечером, перед сном. Это стимулирует мышечное расслабление, способствует хорошему сну, быстрому восстановлению работоспособности. Теплые: красные, оранжевые, желтые тона наоборот помогают проснуться. Растения, имеющие цветки с ярко-красной окраской (цикламены, антуриумы), возбуждают, бодрят, повышают работоспособность и снижают  утомление. Их хорошо вносить в помещение во время утренней гимнастики в конце рабочего дня.                                                       Считается, что растения с розовыми  цветками (фиалка, бегония, пеларгония) устраняют грусть и меланхолию. Оранжевые цветки (кальцеолярия) оказывают тонизирующее действие, излечивают депрессию. От вида цветков с желтой и золотистой окраской (хризантемы) уменьшается усталость глаз от работы на компьютере.

Не последнюю роль играет и цветовая гамма листьев. Она варьирует от почти белой до фиолетовой, проходя через все цвета спектра в самых разнообразных сочетаниях.  Пурпурно-зеленая  (бегония, драцена), сизо-пурпурная (бриофиллюм) и обычная зеленая листва (каланхоэ) и кора  растений (мирт) создает ощущение легкости. Пестро окрашенные листья (фотиния, пилея) способствуют работоспособности. Не случайно подобные растения все чаще используют для оформления офисов и производственных помещений. Надо только учитывать , что восприятие цвета листьев зависит от их расположения на побегах и ветвления растения.

К тому же листья будут выглядеть темнее и однороднее, если растения в группе расположены плотно. Когда растение стоит свободно и хорошо освещено, то и листья  кажутся светлее и разнообразнее. Кожистый лист отражает лучи и при ярком свете кажется и более эффективным, а опущенный, наоборот, как бы вбирает в себя солнечные лучи и гасит их яркость. Листья тропических и многих субтропических растений не меняют окраски в течение всего года.

Влияние на эмоциональное состояние человека оказывает даже форма кроны растений. Активизируют психическую деятельность растения с раскидистой (циссус) и пирамидальной (туя) кроной,  успокаивают – растения с овальной (калина лавролистная, самшит) и ампельной (пилея, традесканция) кроной.

Искусство правильного подбора и сочетания растений, с тем, чтобы они оказали максимально благоприятное воздействие на физическое и духовное состояние человека, как раз и является полем деятельности медицинских фитодизайнеров. Впрочем, его основы можно освоить самостоятельно.

  1. Живые очистители воздуха.

Воздушная среда городских помещений далека от идеальной. Помимо обычной пыли часто воздух помещений имеет повышенное содержание химических соединений, выделяемых отделочными материалами, мебелью, продуктами жизнедеятельности. Даже самые современные технические средства не всегда обеспечивают здоровую воздушную среду.

Значительного улучшения воздуха в закрытых помещениях можно добиться, используя для озеленения определенные растения. Под воздействием летучих выделений растений снижается  общее число микроорганизмов в помещениях на 70-80%, эффективнее технических средств очистки воздуха. Известно также , что летучие вещества многих растений уже в концентрации 5мг/кв.м улучшают самочувствие людей.

Механизм действия летучих фитонцидов заключается в том, что они вызывают разнообразные изменения микробной клетки: Подавляют дыхание, растворяют и разрушают поверхностные слои и составные части протоплазмы, ферменты и др. Фитонциды не позволяют микроорганизмам создавать собственные механизмы защиты. Существенно, что при этом генетический аппарат  микроорганизмов не изменяется , то есть фитонциды не обладают мутагенными свойствами.

Фитонциды- это вещества, выделяемые растениями и способствующие угнетению жизнедеятельности многих бактерий, грибов, актиномицетов и простейших. У людей, находящихся в зоне действия летучих выделений растений, повышаются защитные силы организма, нормализуются процессы возбуждения и торможения нервной системы, увеличивается работоспособность и выносливость при физических нагрузках. Особенно важна для здоровья человека фитонцидная активность комнатных растений в зимне-весенний период, так как именно в это время возрастает число острых респираторных заболеваний. Наиболее интенсивно летучие вещества выделяют молодые органы растений. Разное количество выделяют листья,  бутоны, цветы. Фитонцидные свойства сильнее всего выражены в тканях мякоти листа и стенках завязи.

Ученые Центрального сибирского ботанического сада СО РАН составили ассортимент растений, которые можно использовать для профилактических и лечебных целей дома и в местах массового скопления людей: в детских садах, школах, лечебно-профилактических и других учреждениях. Их  можно объединить в три группы:

1-я группа - фитонцидные растения; их летучие выделения обладают выраженной антибактериальной, антивирусной, антифунгальной активностью. Это плющ обыкновенный, аукуба японская, пеперомия туполистая.

2-я группа - летучие выделения растений улучшают сердечную деятельность, повышают иммунитет, обладают успокаивающим, противовоспалительным и другими лечебными действиями (мирт, лимон, герань, розмарин лекарственный).

3-я группа – растения фитофильтры, поглощают из  воздуха вредные газы (фикус  Бенджамина, некоторые вида семейства бромелиевых).

Ученые разработали ассортимент из 35 видов комнатных растений, легко размножаемых, неприхотливых, не вызывающих аллергию. Рекомендуются для использования в детских учреждениях.

Большинство жилых городских помещений –малогабаритные квартиры в панельных домах. Для них характерна  малая освещенность, низкая влажность воздуха, особенно зимой, высокая микробная насыщенность. Многие виды растений обычно непригодны для жизни в таких помещениях. Для них рекомендуются неприхотливые растения, обладающие антимикробной активностью: алоэ, толстянка , бегония. К хорошим увлажнителям воздуха относятся гибискус (китайская роза) и спатифиллюм Уэлиса.

Растения также служат фильтром вредных веществ, действуя как «зеленая печень». Они могут аккумулировать из атмосферы многие загрязнители, особенно соединения серы, азота, углерода, и использовать из как источник для своей жизнедеятельности. Среди комнатных растений, пригодных для любых помещений, широко известен фитофильтр-хлорофитум хохлатый.

Полагают, что он очищает воздух гораздо лучше, чем специальные технические  устройства. В современных школах ряд синтетических отделочных материалов выделяют токсичный формальдегид.  В классной комнате средней величины потребуется примерно 10 растений хлорофитума для очистки воздуха от такого рода выделений. Этим же свойством обладают и фикусы, особенно фикус Бенджамина. Фикусы эффективно очищают воздух от ядовитых формальдегидов, причем они не только связывают ядовитые вещества, но и питаются ими, превращая их с помощью особых ферментов в сахар и аминокислоты. Установлено, что фикусы успешно  отфильтровывают из воздуха и другие ядовитые вещества, например, продукты испарения бензола: трихлороэтилен, пентахлорфенол.

Ряд растений своими летучими выделениями оказывают лечебный эффект на организм человека. Так деревце кофе аравийского на 30 % снижает число микроорганизмов в воздухе комнаты. Кроме того, летучие биологически активные вещества этого растения благотворно влияют на сердечную деятельность, а мякоть плодов укрепляет сердечную мышцу.

Лимон и другие цитрусовые  растения улучшают умственную деятельность, повышая амплитуду биотоков мозга. Запах лимонных листьев дает ощущение бодрости, способствует улучшению общего состояния. Это растение полезно иметь людям умственного труда.

Папоротник – это одно из самых удивительных растений. Недаром именно его цветы искали  в ночь на Ивана Купалу: оно способно хорошо жить даже на телевизоре, потому, что для существования папоротнику необходимо много энергии. Так что папоротник- настоящий энергетический вампир. Обитая на телевизоре, он поглощает электромагнитные излучения и только сытеет и жиреет, напитываясь вредоносными для человека колебаниями. Произрастая над не очень благополучной энергетической зоной, папоротник убирает часть вредной для человека энергии и помогает повысить иммунитет. Очень полезны и обладают даже исцеляющими способностями такие растения как кактус, японский клен, герань, мох, традесканция. Все они давние и любимые обитатели наших школ.

В каком классе не увидите вы ниспадающую со стены вьющуюся ветвь традесканции?  Было бы достаточно света и влаги, а так традесканция неприхотлива. Но какую большую пользу оказывает она нам! Сама того не замечая, мы черпаем из ее кладовой необходимую энергию, традесканция способствует хорошему самочувствию. Это растение- великолепный индикатор. По ней можно определять  обстановку в вашем классе.

Кактус тоже помогает нам подкачаться энергией.  Он делится ею со всеми, но без особого энтузиазма. Часто кактус служит резервуаром для отрицательных полей. Он изымает отрицательную энергетику, тем самым дает нашему организму хорошо отдохнуть. Большое достоинство кактуса и в том, что, собрав отрицательную энергию, он умеет ее перерабатывать и затем  снова отдает

нам – людям.

Герань душистая обладает  успокаивающим действием, ее рекомендуют при заболеваниях нервной системы и бессоннице. Она великолепно собирает энергетическую грязь и очищает ее.  Отдает хорошую энергию она хуже, но в качестве фильтра может использовать очень активно. В комнате, где растет герань, всегда удивительно свежий ароматный воздух. Особенной силой обладает , по мнению ученых, цветущая герань. И предпочтительно в класс брать герань красную.

Но существует целая группа растений, опасных для нас с вами. Одно из центральных мест занимает монстера, к сожалению, популярный нынче цветок. Это крупная лазающая  лиана, у нее множество воздушных корней, листья крупные, кожистые. Монстера иногда вырастает огромной даже в наших условиях. Но за ней довольно сложно ухаживать, постоянно надо пересаживать, особым способом подготавливать почву, смешивать между собой различные компоненты. В то же время она теневынослива и неплохо приспосабливается к любому температурному режиму. Казалось бы, не цветок, а находка для полутеневых северных комнат. Оказывается, все не так. Монстера, конечно, очень красивое растение. Но крайне нежелательно для нас. Потому что она выкачивает из нас  всю полезную энергию,  пьет нашу силу. Не в этом ли причина ее хорошего самочувствия даже в плохих условиях?

Основная проблема детских учебных заведений - микробы. Для уменьшения их числа рекомендуется использовать мирт, лаванду, розмарин, бегонию. Не последнюю роль в профилактике бронхо –легочных заболеваний играет влажность воздуха. Для поддержания ее на необходимом уровне в детских учебных заведениях рекомендуется использовать любящие частый полив пеллионию,  пеперомию, санхезию. Что касается эстетических соображений, то для достижения максимального психо-эмоционального воздействия рекомендуется использовать всевозможные декоративнолистные и  красивоцветущие растения. Исключение составляет диффенбахия, алоказия, а также молочай, акалифа, кротон, чей жгучий сок при попадании на кожу может вызвать аллергию, а также растения обладающие колючками: агава, молочай, понцирус. На каждые 10 кв.м в детских учреждениях должно приходиться не менее 3-4 развитых крупномерных растений, то есть 25-30 и более экземпляров на стандартное помещение объемом от 150 кв.м.

Главная проблема современных развитых школ – компьютеры и другая оргтехника. Продуцируемое ими электромагнитное поле, ультрафиолетовое и ионизирующее излучение дисплеев, а также повышенный уровень шума крайне

неблагоприятно сказывается  на психофизиологическом состоянии человека. У людей, большую часть дня работающих за компьютером, отмечаются зрительные нарушения, сонливость или, напротив, бессонница, перепады кровяного давления, боли в области сердца. Справиться с этими неблагоприятными факторами нам также помогут растения.

Однако сразу надо предупредить – кактусы от излучения компьютеров не защищают. Электромагнитное поле, которое создает различная бытовая техника, скорее привычна нам , нежели растениям. Серьезное объяснение физиков, что «… именно через иголки кактуса все вредные для здоровья человека заряды уходят в тело кактуса, нейтрализуя воздействие компьютера на работающего за ним», у работников ничего кроме улыбки,  не вызывает.

Ведь для того, чтобы иголки воспринимали заряды электрического поля, они должны быть мокрыми, а избыток влаги приводит к гибели растения, так как кактусы – жители засушливых пустынь. Но не отчаивайтесь, выход из ситуации все же есть. И на компьютер найдется управа в виде растений, в большом количестве выделяющих летучие фитоорганические вещества которые способствуют снятию усталости, очищают и оздоравливают воздух, усиливают иммунитет человека. Поэтому, на период работы перед компьютером рекомендуется выставлять горшки с различными, лучше всего эфирными растениями – бегонией, геранью, лавандой, миртом, мятой, туей и конечно же кактусами.

Необходимо запомнить, что ставить горшки с растениями непосредственно на оргтехнику категорически запрещено во избежание несчастных случаев и порчи самой оргтехники. По завершению рабочего дня не забудьте вернуть растения на их законное место на подоконник. В классе нужно по 2 развитых растения на 10кв.м.

Экологические условия наших помещений крайне неблагоприятны, как для человека, так и для растений. Далеко не каждый «зеленый друг» выдержит их запыленность, а также спокойно воспримет повышенный уровень шума. К счастью, в нашем расположении имеются такие «железные» растения к

циссус, тетрастигма.  Обязательно разведите хлорофитум – это непритязательное растение убережет вас от химических загрязнений. Розмарин, мирт будут способствовать увеличению влажности и осаждению пыли.

Природа конечно создала большое число растений, которое можно было бы использовать для решения проблемы чистоты воздуха в закрытых помещениях. Однако я представила вам только те виды, действия летучих фитоорганических веществ которых хорошо изучено. Предлагаемые вашему вниманию сведения не являются программой профилактики здоровья, но в значительной степени помогут созданию здоровой среды обитания.

  1. Волшебная сила комнатных растений.

В классном коллективе учатся дети, рожденные под разными знаками зодиака. У них у каждого свои характерные особенности, увлечения, способности. Оказывается у каждого знака, созвездия есть свой цветок. Правильно выбранное растение поможет вам и каждому ребенку в успешном обучении и энергетическом очищении классного кабинета. Единственное условие – нужно любить свой цветок, разговаривать с ним, и что удивительно, они это действительно чувствуют и слышат. Многие цветы способны приносить успех, радость людям и поэтому я сейчас хочу вас ознакомить со цветочным гороскопом.

Овен - его цветы герань ( с красными или темно-алыми цветами), индийская и японская азалия (красные, темно-алые цветы), королевская бегония, карликовый  гранат. Герань  обладает успокаивающим действием, усиливает чувство юмора, уменьшает напряжение, головную боль, превращает негативную информацию в позитивную.  Азалия улучшает атмосферу в классе, она полезна для «сов». Бегония же помогает медлительным, долго думающим ученикам, нейтрализует отрицательную энергию, возникающую в ходе споров.

Телец -  символом этого знака является узамбарская фиалка, персидский цикламен, прекрасная ипоксиния. Эти цветы помогают своему хозяину увеличить физическую выносливость. Фиалка успокаивает, улучшает память, оберегает от болезней горла. Цикламен повышает настроение, полезен всем, кто страдает аллергией к холоду.

Близнецы- их цветы: аспарагус, папоротник, перьевидная пальма, традесканция. Они улучшает память, приносят успех в учебе. Аспарагус впитывает отрицательную энергию, успокаивает  непосед, неспокойных, гиперактивных детей, полезен от легочных заболеваний. Пальма увеличивает силу, энергию ,прибавляет доверие. Традесканция приносит радость, нейтрализует зависимость.

Рак - бегония Мэсона, гибридная фуксия,американская агава. Они приносят рожденным под знаком рака счастья. Бегония Мэсона помогает выразить свою мысль понятно и доступно, повышает активность, развивает талант, положительно влияет на пищеварительную систему. Американская агава оберегает от споров и противостояний.

Лев - его цветы японская камелия, жасминообразная гардения, царская герань, китайская роза, бальзамин. Камелия- вдохновитель тех,  кто часто впадает в депрессию, она оберегает наше сердце. Китайская роза полезна людям с пониженным артериальным давлением и слабой сердечной деятельностью. Они способны впитывать пассивную энергию и превратить ее в энергию активной деятельности.

Дева -  японская аукуба, аспарагус, филодендрон. Эти цветы полезны для улучшения здоровья и повышения умственных способностей. Аукуба помогает стеснительным детям раскрыть свои таланты. Драцена приносит радость, помогает в учебе, полезна для заикающихся  учеников. Все цветы Девы оказывают помощь в улучшении деятельности желудочно - кишечного тракта.

Весы – индийская азалия( цветы белые), зигокактус (декабрист), стручковый (мексиканский) перец, мелкоцветущая хризантема, гелиотроп, гортензия. Они улучшают эстетический вкус. Декабрист любит место скопления людей, стручковый перец способен спустить слишком мечтательных учеников на землю. Хризантема хороша для тех, у кого существует противоречие между умом и чувствами, эмоциональными, т.к. помогает созданию равновесия. Цветы оказывают положительное влияние на нервную систему, на деятельность почек.

Цветы скорпиона- кактус, драцена, алоэ, олеандр. Они очень хорошо помогают детям и взрослым в занятиях спортом, улучшают характер. В частности кактус  нейтрализует  отрицательные эмоции, чувство обиды. Драцена придает силу и уверенность, содействует в оценке своих достоинств. Олеандр охраняет от вредных привычек.

Стрелец  - его цветы «тещин язык», святой фикус, лимон –полезны для любителей путешествовать, стремящихся познавать окружающий мир. «Тещин язык» (трехполосная сансевиерия) освобождает от плохих мыслей, поглощает грубую и резкую энергию, создает благоприятную почву для занятий искусством. Лимон способен образумить эгоистов, увеличивает духовное богатство, улучшает состав крови, деятельность печени. Фикус забирает тяжелую энергетику, положительно влияет на нервную систему, толкает на добрые шаги.

Козерог – душистая драцена, каучуковый фикус, серебристая толстянка (денежное дерево). Драцена учит порядку, собранности, положительно влияет на зубы и костно- мускульную систему, полезна от кожных заболеваний. Фикус хорош тем, что помогает рассеянным, неспособным сосредоточить свое внимание на важных вопросах.

Водолей -  трехцветная маранта, прекрасная пуансетия. Они помогут Водолеям в подборе нетрадиционных способов решения задач, сберечь эмоциональное и физическое здоровье, улучшить микроклимат в классе. Маранта погашает энергию споров, повышает настроение окружающих. Пуансеттия приносит  радость, упрощает общение.

Рыбы- их цветы магнолия, лилия, орхидея, душистая  герань – увеличивают духовное богатство. Они все  отличаются красивыми, душистыми цветами. Орхидея освежает мысли, налаживает отношения, пробуждает светлые, радостные чувства. Все цветы знака рыб положительно  влияют на нервную, лимфо и эндокринные системы, создают благоприятную спокойную атмосферу в классе.

  1. Это интересно!

У каждого народа есть излюбленные цветы. Растения- непременные участники волшебных сказок, легенд и мифов, со многими из них связаны истории стран и народов, их религий и искусства, военные победы. Когда погружаешься в цветочную символику, вникаешь в тонкие эмоциональные связи человека и растения, это само по себе уже хорошая психотерапия. Даже если с названием  растения не связана какая-то красивая легенда, часто сами названия эти очень романтичны. Особенно если перевести их с греческого или языка древних ацтеков.

Амариллис получил свое название по имени прекрасной пастушки из идиллий древнегреческого поэта Теокрита.

Папоротник Адиантум назван так за изящество ниспадающих каскадом побегов с крохотными листочками….

Мята получила свое название у римлян в честь прекрасной нимфы Менты,  олицетворяющий разум (отсюда и название специфического вещества из травы мяты- ментол).

Шалфей – получил название за свои чудодейственные лекарственные свойства. По одной догадке – от латинского слова «сальвия» - здоровье, от другой- от древнегреческих слов :«сол»-солнце и «хелл» -здоровье, благополучие.

Имя прелестного розмарина связано с водой.  На латыни оно обозначает                     «морская роса». Считалось, что он появился из морского прибоя.

Пальмы получили свое родовое название от латинского слова «пальма»- ладонь, из-за формы листьев. Одна из этих красавиц –финиковая пальма названа в есть легендарной птицы Феникс. Почувствовав приближение смерти, эта птица с женской головой сама себя сжигает, но потом возрождается из пепла еще более молодой и красивой.

Довольно редко встретишь в комнатах евпаторию  с крупными листьями и нежными сиреневыми цветками, собранными в сложные соцветия. Родом она из Мексики, а названа так в честь понтийского царя Митридата 4-го Евпатора.  Известно, что он употреблял это растение для лечения печени. Не менее интересно происхождение календулы  (ноготков). Их русское название – от сходства семян с птичьими коготками, а латинское название связано с календарем. Римляне назвали словом «календэ» первые и последние дни месяца, отсюда и происходит название такой привычной вещи, как календарь. Растение же получило такое имя за то, что цветет все лето, из месяца в месяц. Особенно много ноготков разводили во Франции в 15 веке. В Люксембургском саду в Париже есть статуя королевы  Наваррской Маргариты Валуа с ее любимым цветком- календулой в руках. А вот комнатный колокольчик с водопадом белых, голубых или фиолетовых  цветков.  За прекрасный наряд его  называют в народе «невестой». Научное же  название – кампанула напомнит историю еще одного хорошо знакомого предмета. Считается, что форма этого цветка подсказала итальянскому епископу Пауллинио замечательную идею – отлить мелодичный музыкальный инструмент из меди. Это случилось в 1500 году в итальянской провинции Кампанья.

Русские названия комнатных растений не всегда такие же благозвучные, как греческие или латинские. Но уж точно корректные и меткие. Дело вкуса, как  вы будете называть нежное растение с розывыми или красными цветами- бальзамином или недотрогой , огоньком или «Ванькой мокрым».

У мощной лианы из тропических лесов темно-зеленые листья с причудливыми вырезами, свисающие воздушные корни и два имени – торжественное  монстера и простоватое «плакса». Если в пасмурную погоду сесть под ее листья, с  них может пролиться настоящий дождь.

Цветущий  гемантус удивляет контрастом своих плотных мясистых ремневидных листьев и необыкновенно изящного цветка с многочисленными тычинками.  А в народе его называют «тещин язык».

Аукубу назвали «золотым» или «колбасным деревом»  за листья, напоминающие косо нарезанные ломтики  колбасы. Только пятнышки на них не белые, а золотые. Аукуба  родом из Японии, она очень декоративна и неприхотлива.

Сансевьера получила свое прозвище «щучий хвост» тоже за окраску листьев. А светло-зеленом фоне темные полоски, как на рыбьем туловище.  Аспидистра названа «дружной семейкой», потому что все листья у нее одного размера и кучно вырастают из корневища.

Кактус эпифиллюм знают все. Его яркие розовые цветы чаще всего распускаются в декабре,  к Вариному дню, вот и прозван он «декабрист», или «Варин цвет». Его родственник кактус Селеницереус в комнатах встречается нечасто.Но его под именем «царица ночи» знают многие петербуржцы. В начале лета по городскому радио передают специальное сообщение. Все желающие полюбоваться его цветением приглашаются в оранжерею Ботанического сада в необычное для посещений время: «царица ночи» цветет только несколько часов -  с 10 вечера до 3 часов ночи.

Бывает, что какая-то  характерная черточка растения подмечена и в научном, и  в бытовом названии.  В старинных русских книгах для цветоводов герань называли «журавлиным носом». И латинское название пеларгония происходит от слова «пеларгос-журавль. Столбик цветка герани после опыления разрастается в длинный «клювик», напоминающий клюв журавля». Зефирантес цветет красиво и называется «выскочка».  Его цветочные стрелки развиваются очень быстро, как бы выскакивают из земли и уже через 1-2 дня зацветают.

Бытовое название традесканции звучит грубовато: «бабьи сплетни». Такое имя она получила, наверное, за внешний вид свисающих побегов. Скромный хлорофитум в комнатах встретишь  так же часто, как и традесканцию. Но не все знают, что в иностранной литературе для цветоводов его называют «зеленой лилией», а еще почему-то «летучим голландцем». Может, потому , что в Голландии это полезное растение очень распространено.

Среди комнатных растений и красивоцветущие, и ароматные, и с декоративными листьями. А есть и, казалось бы, совсем непримечательные. Вот плектрантус. Не имеет он ни красивых цветков, ни особо декоративных листьев, но в комнатах прижился хорошо.  Даже если хозяева этого растения не знают ни его научного названия, ни народного. Прозвано оно «мольным деревом», считается эффективным средством от моли.

Нередко названия цветов связаны  с именами людей. Традесканция получила свое  латинское название по фамилии английского ботаника 17 века Дж.Традеаканта. Бегония с ее оригинальными цветками названа в честь Л.Бегона, большого любителя и собирателя цветов. У некоторых видов бегонии лист по форме и по красноватому оттенку «изнанки» похож  на большое отмороженное  ухо. Существует более 900 видов бегонии, так что это очень конкретное прозвище одного из них.

Почти на каждом подоконнике можно встретить фиалку узамбарскую. У нее пушистые темные листья и нежные цветы синей, голубой, розовой, белой или фиолетовой окраски.  Это растение поселилось в домах только в середине 19 века. Долгое время француз Сен-поль по долгу службы находился в Африке.  Как-то на отдыхе возле реки он увидел симпатичные цветущие растеньица, напоминающие ему фиалки родных мест и вызвавшие прилив ностальгии. Сен-Поль послал образцы растений во Францию своему отцу, известному  ботанику. После этого африканская  гостья прочно обосновалась не только в ботанических садах, но и на подоконниках квартир, и была названа в честь отца и сына сенполией.

И таких красивых историй, связанных с комнатными растениями, очень много. Их мир настолько разнообразен, что в нем каждый из нас найдет своего зеленого друга или утешителя в трудную минуту, или своего целителя.

Экологическое воспитание школьников происходит через ряд этапов, и его содержание усложняется по мере взросления и развития ребенка.  Значит и деятельность педагогов по успешному экологическому воспитанию учащихся начальных классов зависит от того, на сколько эффективно эта работа проводилась с детьми дошкольного возраста – в семье, детском саду, какой нравственно-эстетический  и экологический опыт они накопили.

В последние годы, когда стала доступна информация о состоянии окружающей среды, человечество начало осознавать серьезность стоящих перед ним экологических проблем.

Человек, благодаря своим интеллектуальным и физическим способностям, создал для себя искусственную среду обитания, весьма удобную, но порой вредную для всего живого на планете.

Ученые на основе научных исследований предполагают, что через несколько десятков лет вода, воздух и почва могут быть настолько «отравлены», что проживание человека на Земле станет невозможным. Не в моих силах отодвинуть трагические последствия пренебрежительного отношения людей  к природе, но  своими тревогами я делюсь с моими маленькими учениками. Начиная с 1 класса, стараюсь воспитывать  у них бережливую любовь к природе. Мы вместе размышляем над тем, что можно сделать, чтобы наша Земля стала краше, зеленей, богаче, выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.

   Подвожу ребят к выводу: природа беззащитна перед человеком. Но если мы не будем беречь биосферу, эту  тонкую живую оболочку Земли, то станем свидетелями  угасания жизни на нашей прекрасной планете. Мое беспокойствие  за разрушение человеком природного равновесия передается детям. Хочется верить, что наши уроки добра и любви к родной природе не будут закрыты.

  Человеку,  животным и растениям нужен  для дыхания чистый воздух. Растения сами отлично очищают воздух от пыли и вредных примесей. Солнечный свет позволяет растениям создавать питательные вещества. Этот сложный процесс, в ходе которого из углекислого газа и воды образуется сахар, а в воздух выделяется кислород, происходит в листьях.

  Чем больше зелени окружает человека, тем чище и здоровее воздух вокруг него. Все растения надо беречь. Помогая выжить растениям, мы помогаем жить себе!

Использованная литература

Аренский С.М. «Домашние лечебные средства». Санкт-Петербург,1972.

Аринштейн А.И. и др. «Мир душистых  растений». М.Колос,1983.

Верзилин Н.М. «Сады и парки мира». Л.: Дет.лит,1964.

Колбасина Э.и др. «Лесные незнакомцы» в нашем саду.Москва,1990.

«Комнатные растения» \Под ред .Б.Н.Головкина. М.: Лесная промышленность,1989.

Носаль М.А. Носаль И.М. «Лекарственные растения и способы их применения в народе». Киев:  Госмедиздат УССР,1961.

Постушенко Л.В.и др. «Лекарственные растения. Использование в народной медицине и в быту» Л.:Лениздат,1990.

Приходько С.Н. «Лечебница на подоконнике». Киев: Наукова думка,1966.

Н.И.Долинина, М.В.Рошаль «Большая книга по цветоводству».Москва ОНИКС 21 век, 2004.

УСЛОВИЯ

ПОДХОДЯЩИЕ РАСТЕНИЯ

СОЛНЕЧНОЕ ОКНО

Подоконник или место в непосредственной близости от выходящего на южную сторону окна. В середине лета может потребоваться притенение.

Растущие в горшках клумбовые однолетки, бугенвилия, гибискус, гиппеаструм, жасмин , зебрина ирезина, кактусы и др. суккуленты, каллистемон,кислица, колеус, лантана, нерина, олеандр, пеларгония, роза, целозия, цитрус.

ПРЯМОЕ СОЛНЦЕ РЕДКО

Подоконник или место в непосредственной близости от выходящего   на восточную или западную сторону окна. Летом может потребоваться притенение.

Бальзамин, белопероне, гинура, зебрина, кодемум, кордилина верхушечная, куфея, нертера, пуансеттия, сансевьерия, стручковый перец, традесканция, фикус каучуконосный, хлорофитум, хойя, хризантема.

СВЕТЛО, НО БЕЗ СОЛНЕЧНЫХ ЛУЧЕЙ

Подоконник, куда не попадают прямые солнечные лучи, или место возле хорошо освещенного окна.

Азалия, антуриум, аспарагус, бегония королевская,виноград, диффенбахия, зигокактус, колумнея, монстера, нарцисс, пеперомия, пилея, плющ, спатифиллюм, сциндапсус,

филодендрон, фуксия, хлорофитум, цикламен .

ПОЛУТЕНЬ

Возле неосвещаемого солнцем окна или в стороне от хорошо освещенного окна.

Аглаонема, аспидистра, драцена окаймленная, драцена душистая, папоротники, плющ обыкновенный, сансевьерия, сциндапсус, толмия, фатсия, фикус карликовый, филодендрон лазящий, фиттония.

ТЕНЬ

Далеко от окна, но света достаточно, чтобы читать газету.

Аглаонема, аспидистра, глоксиния, сциндапсус (пестролистые формы в тени теряют декоративную окраску), филодендрон лазящий. Любое из растений, пригодных для выращивания в полутени, может в течении 1-2 месяцев выносить полную тень; некоторые растения могут постоянно находиться в тени.

ПРОХЛАДНОЕ МЕСТО ЗИМОЙ

Араукария, аспидистра, белопероне, гортензия, гравилат, кактусы, кливия, роза, камнеломка плетеносная, плющ обыкновенный, сеткризия, стрептокарпус, толмия, фатсия, хлорофитум, цикламен, цинерария.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОТОПЛЕНИЕ ЗИМОЙ

Увеличьте влажность воздуха. Сухой воздух переносят бальзамин, бильбергия, драцена Годсефа, гревиллия, зебрина, кактусы и др. суккуленты, олеандр, пальмы, пеларгония, пеперомия, хлорофитум,эхмея.

Растения, снижающие общее содержание микробных клеток      в воздухе помещений.

Название растений

Максимальный уровень снижения, в %

Название растений

Максимальный уровень снижения, в %

Бегония

80

Бересклет

50

Мирт

80

Жимолость

50

Пеларгония

80

Калина

50

Розмарин

80

Колеус

50

Агонис

70

Самшит

50

Антуриум

70

Смолосемянник

50

Диффенбахия

70

Циссус

50

Молочай

70

Алоэ

40

Пеллиония

70

Дуранта

40

Пилея

70

Инжир

40

Сансивьера

70

Лаванда

40

Секвоя

70

Лавр

40

Толстянка

70

Лавровишня

40

Традесканция

70

Фикус

40

Туя

70

Плющ

35

Эвкалипт

70

Агава

30

Аукуба

60

Агапантус

30

Кипарис

60

Офиопогон

30

Олеандр

60

Тетрастигма

30

Эпипремнум

60

Бирючина

20

Аглаонема

50

Мушмула

15

Санхезия

70

Магнолия

50

 

   

     


Растения, летучие выделения которых обладают абиотической активностью.

Название

Микробы и бактерии

Споры грибов

Грамположительные

Грамотрицательные

Стафилококки

Стрептококки

Сарцина

Кишечная палочка

Сине-гнойная палочка

Клебсиелла

Агава

+

Аглаонема

+

+

+

+

Агонис

+

+

Акалифа

+

+

+

+

Алоэ

+

Антуриум

+

+

+

+

+

Арум

+

+

Аукуба

+

+

+

+

Ацидантера

+

+

Бегония

+

+

Бересклет

+

+

+

+

+

Бирючина

+

+

Бриофиллюм

+

+

Герань

+

+

+

+

Гибискус

+

+

+

+

Гуайва

+

Диффенбахия

+

Дуранта

+

Жимолость

+

+

Иссоп

+

+

+

+

+

+

Каланхоэ

+

+

Кипарис

+

+

+

+

+

Колеус

+

+

+

+

Лаванда

+

+

+

+

+

+

+

Лавр

+

+

+

Лвровишня

+

Калина лавролистная

+

+

+

Магнолия

+

+

+

Мелисса

+

+

+

+

+

+

Мирт

+

+

+

+

+

Молочай

+

Монарда

+

+

+

+

+

+

Муррая

+

Мята

+

+

+

+

+

+

Олеандр

+

+

Пеперомия

+

+

Пилея

+

+

Плющ

+

+

+

+

Примула

+

+

+

+

Псидиум

+

+

Розмарин

+

+

+

+

+

+

+

Руэллия

+

+

Самшит

+

+

+

Сансевьерия

+

+

+

+

Санхезия

+

+

Секвоя

+

+

+

Смолосемянник

+

+

+

Тетрастигма

+

+

+

Туя

+

+

+

Фикус

+

+

+

Фиттония

+

+

Циссус

+

+

+

+

Шалфей

+

+

+

+

+

+

Эвкалипт

+

+

+

+

+

+

Эпипремиум

+

+

+

Юстиция

+

+

Якобиния

+

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.

Одна из важнейших задач современной школы  – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школ...

ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...

Учебный проект как средство экологического образования младших школьников

Методическая разработка посвящена экологическому образованию младших школьников через проектную деятельность. Она раскрывает, как формировать и развивать экологиче...

Проблемы современного экологического образования младших школьников

 Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. “Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор.” (Н....

Национально-региональный компонент в экологическом образовании младших школьников (1-4 классы)

Чтобы сохранить и приумножить богатства нашего края нужно воспитывать у наших детей бережное отношение к окружающему миру с малых лет....

Методическая рекомендация "Экологическое образование младших школьников"

В настоящее время обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня все возрастающее внимание общества к...