Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Неволин Леонид Ринатович

Тема урока «Золотое кольцо России»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: Формировать представления о Золотом кольце России, культурно-исторических ценностях городов Золотого кольца.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с понятием «Золотое кольцо»;

2. Сформировать представление у обучающихся о городах, входящих в состав Золотого кольца России;

3. Сформировать представления обучающихся об исторических  достопримечательностях городов Золотого кольца России.

Предметные:

1. Уметь давать определение понятию «Золотое кольцо»;

2. Знать, какие города входят в Золотое кольцо;

3. Знать достопримечательности городов Золотого кольца.

Развивающие:

1. Развивать память и речь;

2. Развивать интерес к предмету.

Личностные:

1. Проявлять интерес к изучению новой темы;

2. Высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах;

2. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoe_koltso_25.04.pptx.docx246.42 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 25.04.23

Школа: МКОУ "СОШ №3" г. Аши

Класс: 3 Б

Урок: 1

Время: 8:00 - 8:40  Кабинет: 1

Учитель: Сивачёва Г.С.

Методист: Горячёва С.Л.

Разработчик: Неволин Л.Р.

Тема урока «Золотое кольцо России»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: Формировать представления о Золотом кольце России, культурно-исторических ценностях городов Золотого кольца.        

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с понятием «Золотое кольцо»;

2. Сформировать представление у обучающихся о городах, входящих в состав Золотого кольца России;

3. Сформировать представления обучающихся об исторических  достопримечательностях городов Золотого кольца России.

Предметные:

1. Уметь давать определение понятию «Золотое кольцо»;

2. Знать, какие города входят в Золотое кольцо;

3. Знать достопримечательности городов Золотого кольца.

Развивающие:

1. Развивать память и речь;

2. Развивать интерес к предмету.

Личностные:

1. Проявлять интерес к изучению новой темы;

2. Высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах;

2. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

УМК: «Перспективная начальная школа», учебник Окружающий мир: 3 кл.: Учебник в 2 ч., ч. 2. О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приёмы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающихся

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 минуты)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Форма: фронтальная

Словесный метод: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте,  ребята. Садитесь. Меня зовут Леонид Ринатович, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Сядьте правильно: ноги поставьте ровно на пол, спинки выпрямите, а руки положите на парту.

Организуют своё рабочее место.

УУКД:

планировать учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 минут)

Готовность мышления и осознание потребности

к построению нового способа действий

Формы:

фронтальная

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

- Ответьте на вопрос, что мы изучали на прошлом уроке?

- Что называют Золотым кольцом?

- Какие города мы изучали на прошлом уроке?

- Какие достопримечательности вы помните?

- Золотое кольцо России

Золотое кольцо России – это древние русские земли, на которых стоят старинные города, хранящие уникальные памятники культуры и истории – храмы, монастыри, кремли.

- Сергиев-Посад, Переславль Залесский, Ростов, Ярославль

- Троице-Сергиева лавра

Музей Ботик

Ростовский кремль

УУПД:

постановка и формулирование проблемы;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

УУРД:

составлять план действий;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Слайды 1-4

Постановка учебной задачи

(4-5 минут)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока.

- Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.

- Какие цели урока мы можем поставить?

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

- Тема нашего урока «Золотое кольцо России»

- Узнаем,  что такое Золотое кольцо России.

- Познакомимся с городами Золотого кольца и их достопримечательностями.

УУКД:

уметь выражать свои мысли.

УУРД:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Слайды 5-7

«Открытие» детьми новых знаний

(7-8 минут)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Организует парную работу по поиску ответов на вопросы / решение проблемы.

- Продолжим знакомиться с городами Золотого кольца.

- Ярославль. Это самый крупный волжский город Золотого кольца. Основан он в 1010 году князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Познакомимся с церковью Ильи Пророка, построенной в XVII веке. На рисунке в учебнике вы можете видеть в центре церкви большой пятиглавый храм. Слева от него две постройки, которые называются шатровыми, или шатрами. Один из шатров — это продолжение церкви, а другой — восьмигранная колокольня. В настоящее время в храме идут реставрационные работы. Стены храма внутри украшены росписями замечательных художников XVII века Гурия Никитина и Силы Савина.  Такие росписи по штукатурке называются фресками. Эти фрески сейчас и восстанавливают.  Фрески Гурия Никитина и Силы Савина вы сможете увидеть в Костроме, о котором далее пойдет речь.

- Кострома — древний волжский город, построенный на пять лет позже

Москвы.

- Когда была основана Москва?

- В каком году была основана Кострома, если она была основана на пять лет позже Москвы?

- Кострома, как и Москва, и Переславль Залесский, основана князем Юрием Долгоруким.

- Основными достопримечательностями Костромы являются торговые ряды и церковь Воскресения на Дебре.  Западные ворота храма, украшенны фигурками животных в кирпичных окошечках. Обратите внимание на столбики, на которые опираются арки ворот. Они называются кубышками. Также в Костроме есть  Ипатьевский монастырь, основанный в XVI–XVIII веках, где находятся фрески Гурия Никитина и Силы Савина.

- Далее ознакомимся с городом  Владимир. Этот город заложен великим князем Владимиром Мономахом в 1108 году на берегу реки Клязьмы. В былые времена в город можно было въехать через «Золотые ворота». Сейчас Владимир — большой современный город. «Золотые ворота» — это как бы вход в его древнюю часть — в Старый город.

- Во Владимире находятся два самых древних из уцелевших храмов Древней Руси, построенных в XII веке. Оба стоят у берегового обрыва Клязьмы. Один из них — пятиглавый Успенский собор. Этот собор дважды знаменит: во-первых, его расписал фресками гениальный русский иконописец Андрей Рублев; во-вторых, собор послужил образцом для архитекторов, строивших Успенский собор на территории Московского Кремля. Другой знаменитый храм — Дмитриевский собор. Его стены украшают несколько сотен каменных изображений растений и сказочных животных. На рисунке в учебнике школьники видят

Дмитриевский собор и фрагменты стен, украшенных изображениями удивительных животных.

Высказывают свои предположения и доказывают свою точку зрения.

- В  1147 году

- В  1152 году

УУПД:

выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений.

УУКД:

Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

УУРД:

составлять план действий.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Первичное закрепление

(4-5 минут)

Усвоение нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Откройте ваши тетради для самостоятельных работ на странице 39. Прочитайте вопрос 51

- Выделите оставшиеся города, что мы с вами сегодня обсудили  на уроке.

- Назовите эти города

- Прочитайте вопрос 53

- Назовите эти города

- Рассмотри в тетради на с. 45 схему, связывающую в единый туристический маршрут города золотого кольца России. Отметь на ней те города-музеи, которые посетили ученики из села Мирного во время экскурсии и запиши их названия.

Выполняют задание

- Ярославль, Кострома, Владимир

- Назови и запиши названия городов Золотого кольца? Которые, как и Москва, были основаны великим князем Юрием Долгоруким.

- Переславль Залесский, Кострома

УУПД:

Выявлять причинно-следственные связи.

УУКД:

формулировать собственное мнение и позицию

УУРД:

составлять план и последовательность действий.

Физкультминутка (1 минута)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 минут)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации

Практический метод: работа в раздаточном материале

Форма контроля: взаимопроверка

Организовывает деятельность обучающихся по применению полученных теоретических сведений на практике.

- Сейчас у нас будет небольшая самостоятельная работа. Возьмите розданные вам листочки и подпишите их. Вам нужно соотнести достопримечательности и города, где эти достопримечательности находятся. На это задание дается 5 минут.

- Время вышло, обменяйтесь листами с соседом по парте и проверьте работы по эталону на экране. Если работа выполнена без ошибок – оценка 5, 1 ошибка – оценка 4, 2 ошибки, оценка 3, 3  ошибки  – оценка 2.

- Передаем листы с задних парт

Выполняют задание и обмениваются листочками для взаимопроверки.

Выполняют самостоятельную работу

Выполняют самопроверку

УУПД:

Выявлять причинно-следственные связи.

УУКД:

формулировать собственное мнение и позицию

Слайд 15-16

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 минут)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод:  презентация

Форма контроля: внешний

Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

- Вернемся к нашим тетрадям.  Прочитайте вопрос 55

- Какие слова вы записали?

- Где же находятся торговые ряды?

- Как в наши дни узнать, что каждому товару отводилось свое место?

- Чем вам запомнится экскурсия по древнерусским городам?

Какой город вам захотелось посмотреть больше всего?

В каких городах, кроме Москвы, есть кремли?

В каком городе находится Успенский собор, по образцу которого построен Успенский собор в Московском Кремле? - Какие города Золотого кольца основаны князем Юрием Долгоруким?

Выполняют предложенные задания.

- Рассмотри план города Костромы. В центре города, от которого расходятся веером улицы, расположены старинные торговые ряды. Обведи их на плане кружком. В прежние времена каждому товару отводилось свое место. А как мы можем узнать об этом в наши дни?

- Там, где улицы, расположенные в виде веера, сходятся, и построены Торговые ряды.

- В прежние времена

каждому товару отводилось свое место. Об этом мы узнаем в наши дни по названиям Торговых рядов (Масляничные, Пряничные, Мучные, Табачные и т.д.).

- Ростов

- Владимир

- Кострома, Переславль Залесский

УУКД:

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

УУРД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Рефлексия деятельности

(2-3 минут)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации

Практический метод: ответы на вопросы учителя

Создаёт ситуацию для анализа своей работы на уроке.

- Какова была тема урока?

- Какая цель была поставлена?

- Цель достигнута?

Подводит итоги урока.

- Вы работали замечательно. Это была дружная совместная деятельность, результатом которой явилось открытие вами нового знания. Спасибо за урок

Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат

- Золотое кольцо России

- узнать о городах Золотого кольца и их достопримечательностях 

УУПД:

осуществлять анализ объектов.

УУКД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

УУРД:

адекватно воспринимать оценку учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе по теме "На воде и в лесу" (Школа России).

Цели и задачи: Уточнить знания об основных правилах безопасного поведения на воде и в лесу;сформировать умение различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых;умение анализиров...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».

Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии....

Технологическая карта урока окружающего мира 2 «В» класс (УМК Школа России) «В гости к осени»

Дать представление о характерных признаках осени в живой и неживой природе; расширить знания учащихся об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц; показать связь между живой и неживой прир...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. «Патриоты России» (4 класс) УМК "Школа России"

Тема урока «Патриоты России»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представлений о патриотах России, об их нравственных ценностях; знаний о К.М...