Технологическая карта урока окружающего мира 2 «В» класс (УМК Школа России) «В гости к осени»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Миколаенко Анастасия Алексеевна

Дать представление о характерных признаках осени в живой и неживой природе; расширить знания учащихся об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц; показать связь между живой и неживой природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_gosti_k_oseni.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема

«В гости к осени»

Педагогическая цель

Дать представление о характерных признаках осени в живой и неживой природе; расширить знания учащихся об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц; показать связь между живой и неживой природой.

Тип урока

Урок – экскурсия.

Планируемые результаты (предметные)

Называть изменения, происходящие осенью в живой и неживой природе; овладеть новыми терминами: заморозки, ледостав, иней, линька, спячка; устанавливать связи в жизнедеятельности растений и животных осенью; осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Личностные результаты

Осознавать важность изучения материала по теме; формировать положительную мотивацию; проявлять учебно-познавательный интерес

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. 

Познавательные: научиться наблюдать изменения в природе и устанавливать взаимосвязь

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Основные понятия и термины

Заморозки, ледостав, иней, линька, спячка.

Методы и формы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая; методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные ресурсы

Мультимедийный проектор, экран, компьютер, м/м презентация, учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков 2 класс, рабочая тетрадь к учебнику, лист с заданиями

Этап урока

Виды работ

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

1. Приветствие

2.Эмоциональный настрой

3. Повторение правил поведения на природе.

Здравствуйте, дети! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Анастасия Алексеевна.

Бродит осень по дорогам,

Ищет осень, где присесть,

Чтобы с грустью и тревогой

О себе оставить весть...

-Вот и   заглянула к нам осень. Мы сейчас пойдем и посмотрим, какие весточки она нам оставила.

-Ребята! Сегодня наш урок пройдет в необычной форме – в форме экскурсии. Мы отправимся в гости в осенний парк. Но для начала нам необходимо вспомнить правила поведения на природе. (Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать или забрать мусор с собой. Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них. Не разорять муравейники и птичьи гнезда. Не рвать цветы, не делать букеты цветов)

-Вам необходимо взять с собой лист с заданиями, который я вам приготовила, ручку, цветные карандаши трех цветов: зеленый, красный, желтый и рабочую тетрадь, для того чтобы удобно было делать записи.

-Теперь строимся по парам и спускаемся вниз.

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на работу, мотивирует на получение новых знаний

Повторяет с детьми правила поведения на природе

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Под руководством учителя вспоминают правила поведения на природе

II. Беседа

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

1) Изменения погоды

2) Изменения в неживой природе

3) Изменения в жизни растений

4) Изменения в жизни птиц

5) Изменения в жизни животных

- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

- Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей)

- Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно. Осадки, без осадков. Ветрено, безветренная погода.)

- Внесите данные в вашу таблицу.

-Летом солнце поднималось высоко в небе, дни были длинными, поэтому земля получала много тепла. Осенью солнце поднимается не так высоко, как летом, дни становятся короче. Это называется похолоданием. Осенью можно заметить такое явление природы, как иней. Однажды утром вы посмотрите в окно и увидите, что земля, трава и крыши побелели. Это и есть иней. Если он появился, значит на улице начались заморозки. Первые заморозки обычно бывают вначале сентября.  Осенние дожди не похожи на летние, они мелкие, моросящие, затяжные. Над водоемами всё чаще нависают густые туманы. В самом конце осени происходит ледостав – реки, озёра, пруды покрываются льдом.

- А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

- Посмотрите внимательно на деревья. Что вы заметили? (Листья

меняют окрас, опадают с деревьев)

- Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена (шиповник). Но с похолоданиями в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать. Следует отметить, что с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильнее опадают листья после заморозков.

- Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам. Опишите свои ощущения, чувства.

- И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной.

- С чем сравнивал лес И. Бунин? (С теремом)

- Почему? (Потому что лес такой же разноцветный и красивый)

- А теперь посмотрите на деревья и кусты. На всех ли деревьях начинается листопад? (Нет)

- А какие деревья не сбросят листву? (Хвойные)

- Как вы думаете, ребята, почему же в природе происходит листопад? (Ответы детей)

- Сбрасывая листья, растения спасаются от засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.

- Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными весь год? (Ответы детей)

Листья хвойных деревьев покрыты кожицей, такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев.

-Ребята, а теперь я вам предлагаю выполнить 4 задание в ваших листах с заданиями. Время на работу 5 минут.

- Видели ли вы летом насекомых? (Да)

- Каких? (Мошки, мухи, комары, пауки, бабочки и т.д)

- А сейчас с приходом осени их больше или меньше стало? (Меньше)

- Где они прячутся? (В норах, в деревьях)

- У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромное место, другие зимуют в стадии личинки или куколки.

- А что можно сказать о птицах? Больше их стало или меньше? (Меньше)

- А куда они спрятались? (Улетели в теплые края)

- А вы знаете, почему же птицы улетают в теплые края?

- Птицы питаются разнообразным кормом. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилие плодов и семян, замерзают водоемы. Поэтому птицы летят туда, где есть корм.

- Все ли птицы улетают осенью? Кто улетает?

-Какие остаются и как они себя ведут? (Ответы детей)

- Птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь. Устают.  Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган.

Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся для поиска пищи или отдыхающую на деревьях и кустарниках. А птиц, оставшихся на зиму, надо подкармливать.

- Теперь внимательно оглянитесь и запишите, каких насекомых и птиц вам сегодня удалось увидеть или услышать. Время на выполнение задания 2 минуты.

-Я надеюсь, что вы успели справиться с заданием. А сейчас я прочитаю вам описания животных, а вы должны угадать, о ком я говорю. Хоровые ответы я не принимаю. Если догадались, поднимаем руку.

- Мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (Лиса)

-Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. (Медведь)

-Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые», вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей. (Заяц)

-Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали! Нам нужно возвращаться в класс, поэтому построились по парам и идем в школу. Не забываем, что мы идем тихо, не разбегаемся.

Ставит учебную задачу: определить характер погоды

Проводит с учащимися беседу об изменении в жизни растений, задает вопросы, объясняет новый материал

Задает учащимся вопросы, объясняет новый материал, помогает с выполнением задания на листе наблюдений

Ставит учебную задачу: определить животного по описанию, описывает изменения животных в рассказе

Описывают погоду, вносят данные в таблицу

Отвечают на

вопросы учителя, рассматривают деревья, выполняют задание в листе наблюдений

Принимают учебную задачу, отвечают на вопросы учителя, записывают результаты наблюдений в лист наблюдений

Принимают учебную задачу, внимательно слушают учителя, по описанию угадывают животного, выделяют опорные слова для определения животного

III. Закрепление изученного материала

Цель: закрепить знания, полученные в ходе урока; развивать внимание и логическое мышление.

1) Анализ листов наблюдений

2) Отгадывание загадок

-Ребята, а теперь давайте проверим, верно ли вы заполнили листы наблюдений. Не забываем, что с места мы не выкрикиваем, а поднимаем руку.

-Ребята, вы большие молодцы! А теперь мы закрепим изученный материал, отгадывая загадки.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (Осень)

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто... (Листопад)

 

Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке — бархат синий.

Это что такое? (Иней)

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (Дождь)

    Он с весны висел на ветке,
    Был зелёный – пожелтел,
    Только дунул слабый ветер, 
    Он уже и полетел. (Лист)

Осуществляет проверку заполнения листов наблюдений в соответствии со своим образцом

Загадывает учащимся загадки на осеннюю тематику

Отвечают на вопросы учителя, проверяют правильность заполнения листов

Отгадывают загадки

Рефлексивно-оценочный.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

1. Подведение итогов

2) Рефлексия

3) Домашнее задание

Ребята, Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик прислали вам конверт с заданиями. Готовы их выполнить?

В конверте находятся вопросы:

1.Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

2.Как готовятся животные к зиме?

3.Что происходит осенью с растениями?

-Продолжите предложения:

-Я понял, что….  

-Было интересно….

-Было трудно….

-Мне захотелось….

-У меня получилось….

-Ребята, вашим заданием на дом будет прочитать страницы учебника 36-39 и выполнить задание 1 в рабочей тетради на странице 20.

-Наш урок подошел к концу. Вы большие молодцы! Очень было приятно с вами работать. До свидания!

Задает учащимся вопросы, подводит к правильной формулировке ответов

Осуществляет рефлексию путем продолжения фраз детьми

Задает учащимся домашнее задание, записывает задание на доске

Отвечают на вопросы учителя, внимательно слушают

Продолжают фразы, предложенные учителем, в соответствии со своим мнением

Записывают домашнее задание

Подпись методиста _______________ (Пищулина Н.И.)

Подпись учителя ________________ (Горбань Н.А.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Будь природе другом. Проект "Красная книга, или Возьмём под защиту"

Обобщение представление о факторах, угрожающих живой природе. Знакомство с важнейшими правилами поведения в природе, направленных на её сбережение. Работа над проектом....

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс (УМК Школа России) «Дикие и домашние животные»

Дать представление о диких и домашних животных, отработать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних....

Технологическая карта урока окружающего мира "Страна городов" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тема урока «Страна городов»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний об облике и жизни Древнерусских городов и знакомство учащихся с архитектурными пам...

Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана растений" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Охрана растений»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о бережном отношении к природе и закрепление знаний о значении растений в жизни ж...

Технологическая карта урока окружающего мира «Температура воздуха» (УМК Школа России); 3 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование знаний об изменениях температуры воздуха в природе и зависимости температуры от ряда факторовЗадачи урока:Дидактические:1....