Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Тема урока «Золотое кольцо России»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: Формировать представления о Золотом кольце России, культурно-исторических ценностях городов Золотого кольца.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить обучающихся с понятием «Золотое кольцо»; 2. Сформировать представление у обучающихся о городах, входящих в состав Золотого кольца России; 3. Сформировать представления обучающихся об исторических достопримечательностях городов Золотого кольца России. | Предметные: 1. Уметь давать определение понятию «Золотое кольцо»; 2. Знать, какие города входят в Золотое кольцо; 3. Знать достопримечательности городов Золотого кольца. |
Развивающие: 1. Развивать память и речь; 2. Развивать интерес к предмету. | Личностные: 1. Проявлять интерес к изучению новой темы; 2. Высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами. |
Воспитательные: 1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах; 2. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoe_koltso_21.04.pptx.docx | 53.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 21.04.23 Школа: МКОУ "СОШ №3" г. Аши Класс: 3 Б Урок: 2 Время: 8:55 - 9:35 Кабинет: 1 | Учитель: Сивачёва Г.С. Методист: Горячёва С.Л. Разработчик: Неволин Л.Р. |
Тема урока «Золотое кольцо России»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: Формировать представления о Золотом кольце России, культурно-исторических ценностях городов Золотого кольца.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить обучающихся с понятием «Золотое кольцо»; 2. Сформировать представление у обучающихся о городах, входящих в состав Золотого кольца России; 3. Сформировать представления обучающихся об исторических достопримечательностях городов Золотого кольца России. | Предметные: 1. Уметь давать определение понятию «Золотое кольцо»; 2. Знать, какие города входят в Золотое кольцо; 3. Знать достопримечательности городов Золотого кольца. |
Развивающие: 1. Развивать память и речь; 2. Развивать интерес к предмету. | Личностные: 1. Проявлять интерес к изучению новой темы; 2. Высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами. |
Воспитательные: 1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах; 2. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. |
УМК: «Перспективная начальная школа», учебник Окружающий мир: 3 кл.: Учебник в 2 ч., ч. 2. О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приёмы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающихся | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 минуты) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Форма: фронтальная Словесный метод: беседа | Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Леонид Ринатович, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Сядьте правильно: ноги поставьте ровно на пол, спинки выпрямите, а руки положите на парту. | Организуют своё рабочее место. | УУКД: планировать учебное сотрудничество | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 минут) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы: фронтальная | Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. - Ответьте на вопрос, что мы изучали на прошлом уроке? - Сейчас вы должны взять карточки на ваших партах и решить задания. Карточка. 1.Поставьте промежутки времени в порядке увеличения. Век, месяц, неделя, сутки, час, год (Час, сутки, неделя, месяц, год, век) 2. Сопоставьте событие из истории России и век: 1) 1703 г.- Основание Санкт-Петербурга. (18 в.) 2) 1961 г.- первый полет вокруг Земли Ю.А.Гагарина. (20 в.) 3) 2012г. Учёным удалость прорастить найденные на Колыме в вечной мерзлоте семена. Их возраст более 25 000 лет. (21 в.) 4)1993 г. Сотрудник заповедника обнаружил на острове Врангеля останки мамонтов, возраст которых был определён от 7 тысяч лет. Они жили на острове еще во времена строительства египетских пирамид. (20 в.) 5) 1757 г. Создание русского артиллерийского орудия М. В. Даниловым –Единорог. Своим названием орудие обязано фамильному гербу — изображению фантастического зверя-единорога. (18 в.) 6) 1899 год. в Санкт-Петербурге крепостной Ефим Михеевич Артамонов изобрел велосипед. Он представил четырехколесных экипаж, рассчитанный на перевозку двух пассажиров. (19 в.) 3. Ответьте на вопросы: В каком году закончился 19 век? (1901) В каком году начался 20 век? (1901) В каком году 1 января начнется 22 век? (2101) Проверим выполнение. Молодцы, ребята. - Сегодня мы продолжим путешествовать. Чему будем посвящено путешествие вы узнаете, прослушав стихотворение. Города старинные, Звон колоколов. Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов. На широкой Волге Плёс и Кострома, Башенки резные, Чудо-терема. Здесь дружины храбрые в бой вели князья. Конного и пешего недруга разя. Города старинные, мастерами славные. Улицы кузнечные, улицы гончарные. Города старинные – к солнышку лицом – Для России стали Золотым кольцом. - Названия, каких городов вы можете назвать? - Что вы знаете об этих городах? - Что же мы посетим? - Как вы думаете, что называют Золотым кольцом? | - На прошлом уроке мы изучали ленту времени. Работают с карточкой - Суздаль, Ростов, Плёс, Кострома. Ответы детей - Золотое кольцо России Ответы детей | УУПД: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. УУРД: составлять план действий; делать выбор и брать ответственность за решение. | Слайд 1 Слайд 2 |
Постановка учебной задачи (4-5 минут) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа | Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока. - Попробуйте сформулировать тему нашего занятия. - Какие цели урока мы можем поставить? - Хорошо ребята. Сегодня на уроке мы с вами подробнее узнаем городах Золотого кольца и их достопримечательностях | Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. - Тема нашего урока «Золотое кольцо России» - Узнаем, что такое Золотое кольцо России. - Познакомимся с городами Золотого кольца и их достопримечательностями. | УУКД: уметь выражать свои мысли. УУРД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Слайды 3-6 |
«Открытие» детьми новых знаний (7-8 минут) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа | Организует парную работу по поиску ответов на вопросы / решение проблемы. - Рассмотрите на форзаце в начале учебника схему, на которой города объединены в единый туристический маршрут. Как вы думаете, почему оно так называется? Почему именно кольцо? Почему именно Золотое? - Золотое кольцо России – это наше историческое наследие, так называют древние русские земли, на которых стоят старинные города, хранящие уникальные памятники культуры и истории – храмы, монастыри, кремли. - Посмотрите на план размещения городов в Золотом кольце. Они действительно расположены кругом, беря свое начало в столице нашей Родины – Москве. - С городом Москва вы ознакомитесь подробнее в 4 классе, а сегодня наша экскурсия начнется с города Сергиев Посад. Это древний город на территории Московской области. Город знаменит тем, что здесь находится главный монастырь России — Троице-Сергиева лавра. Монастырь основан знаменитым монахом Сергием Радонежским, поэтому и город называется Сергиев Посад, а монастырь — Троице-Сергиева лавра. Монастырь возведен в XIV веке (около 1335 года). В те далекие времена монастырь окружали только глухие леса. Но уже при жизни Сергия была проложена широкая дорога от Москвы к монастырю и дальше в северные города. Монастырь Троице-Сергиева лавра поражает всех не только своей красотой, но и размерами. Его крепостные стены, усиленные 11 сторожевыми башнями, тянутся на 1120 м. Высота стен 15 м, а толщина 10 м. - Почему монастырь называют лавра? Лавра — это особый титул, который присваивается самому главному монастырю государства. Троице-Сергиевому монастырю этот титул был присвоен в 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны — дочери Петра I. Здесь и в наше время находятся самые крупные в России Московская духовная академия и семинария, где учатся будущие служители церкви. Здесь расположен и знаменитый церковно-археологический музей, в котором хранятся древние иконы, священные книги и старинные предметы церковного убранства. - Далее мы отправляемся с вами в город Переславль Залесский, который основан князем Юрием Долгоруким. - Вспомните, какой еще известный город был основан князем Юрием Долгоруким? - Посмотрите на достопримечательности Переславль Залесского: храмы, которые были построены в XVI–XVII веках; музей «Ботик», расположенном на берегу Плещеева озера. Название музея произошло от слова «бот» — небольшое судно. Около музея на улице находятся якоря — современники Петра I. Здесь Петр I построил первую в России флотилию. И здесь же на воде Плещеева озера проводил военные учения. На рисунке в учебнике учащиеся могут увидеть единственное уцелевшее от этой флотилии судно. Оно называется «Фортуна», что означает удача, счастливый случай. - Следующий город в нашем маршруте Ростов Великий. Этот город раскинулся на берегу широкого, но неглубокого озера Неро. Ростов Великий — один из древних городов Золотого кольца. В летописях он упоминается еще с 862 года. - Ростов Великий старше или младше Москвы? - В каком году было первое упоминание города Москва? - А значит какой город старше? Самая древняя и красивая часть города — ростовский кремль. Весь кремль отражается в водах озера Неро, видны и его крепостные стены со сторожевыми башнями, и белокаменные храмы с золотыми куполами. Постройки эти были возведены в основном в XVII веке. В Ростов приезжают туристы, чтобы увидеть крепостные стены кремля и услышать звон ростовских колоколов. Самые большие колокола имеют свои имена. Колокол «Сысой» весит 32 тонны! У него самый густой тон. «Лебедь» и «Баран» — колокола поменьше и у них другие голоса. - Хочу обратить ваше внимание, что неповторимый облик городам Золотого кольца придают сохранившиеся архитектурные памятники XII–XVII веков: храмы, монастыри, кремли. Древние каменные стены кремлей возвышаются на местах деревянных укреплений IX–XI веков, которые строили наши предки для защиты от врагов. Поэтому кремли обычно располагаются на высоком месте, на берегу реки или озера. Позднее кремль становился центром города. | Высказывают свои предположения и доказывают свою точку зрения. - Эти города имеют богатое культурное наследие. Кольцо, потому что положение городов образуют форму кольца. - Москва Ответы детей - В 1174 году - Ростов Великий | УУПД: выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений. УУКД: Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. УУРД: составлять план действий. | Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 |
Первичное закрепление (4-5 минут) | Усвоение нового способа действий | Формы: фронтальная, индивидуальная, парная Словесный метод: беседа Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации | Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. - Откройте ваши тетради для самостоятельных работ на странице 39. Прочитайте вопрос 51 - Выделите те города, что мы с вами сегодня обсуждали на уроке. - Назовите эти города - Ответьте на вопросы - Фотография какого города украшает начало главы «Путешествие в прошлое»? - В каком городе Троице-Сергиева лавра? - Почему монастырь назвали лаврой? - Что вы можете рассказать о Ростове? Чем он знаменит? | - Рассмотри в тетради на с. 45 схему, связывающую в единый туристический маршрут города золотого кольца России. Отметь на ней те города-музеи, которые посетили ученики из села Мирного во время экскурсии и запиши их названия. Выполняют задание - Сергиев-Посад, Переславль Залесский, Ростов. - Ростов Великий - В городе Сергиев-Посад - Троице-Сергиевому монастырю этот титул был присвоен в 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны — дочери Петра I | УУПД: Выявлять причинно-следственные связи. УУКД: формулировать собственное мнение и позицию УУРД: составлять план и последовательность действий. | |
Физкультминутка (1 минута) | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 минут) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации Практический метод: работа в раздаточном материале Форма контроля: взаимопроверка | Организовывает деятельность обучающихся по применению полученных теоретических сведений на практике. - Сейчас у нас будет небольшая самостоятельная работа. Возьмите розданные вам листочки и подпишите их. Вам нужно соотнести достопримечательности и города, где эти достопримечательности находятся. На это задание дается 5 минут. - Время вышло, обменяйтесь листами с соседом по парте и проверьте работы по эталону на экране. Если работа выполнена без ошибок – оценка 5, 1 ошибка – оценка 4, 2 ошибки, оценка 3, 3 ошибки– оценка 2. - Передаем листы с задних парт | Выполняют задание и обмениваются листочками для взаимопроверки. Выполняют самостоятельную работу Выполняют самопроверку | УУПД: Выявлять причинно-следственные связи. УУКД: формулировать собственное мнение и позицию | Слайд 14-15 |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 минут) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа Наглядный метод: презентация Форма контроля: внешний | Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. - Вернемся к нашим тетрадям. Прочитайте вопрос 52 - Какие слова вы записали? - Прочитайте вопрос 54. - Что вы ответили? | Выполняют предложенные задания. - Прочитай текст и дополни его недостающими словами. - Неповторимый облик городам музеям Золотого кольца придают архитектурные памятники 17–19 веков. Это храмы и древние каменные стены кремлей возвышаются на местах деревянных укреплений 17-19 веков, которые строили наши предки для защиты от врагов. - На каком озере раскинулся один из самых древних городов Золотого кольца? Назови озеро и город. Чем знаменит этот город? - Город Переславль Залесский стоит на берегу озера Плещеева. Знаменит он тем, что основателем этого города был князь Юрий Долгорукий, а так же в нем родился Александр Невский. | УУКД: Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. УУРД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | |
Рефлексия деятельности (2-3 минут) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Формы: фронтальная Словесный метод: беседа Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации Практический метод: ответы на вопросы учителя | Создаёт ситуацию для анализа своей работы на уроке. - Какова была тема урока? - Какая цель была поставлена? - Цель достигнута? Подводит итоги урока. - Вы работали замечательно. Это была дружная совместная деятельность, результатом которой явилось открытие вами нового знания. Спасибо за урок | Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат - Золотое кольцо России - узнать о городах Золотого кольца и их достопримечательностях | УУПД: осуществлять анализ объектов. УУКД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций. УУРД: адекватно воспринимать оценку учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе по теме "На воде и в лесу" (Школа России).
Цели и задачи: Уточнить знания об основных правилах безопасного поведения на воде и в лесу;сформировать умение различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых;умение анализиров...
Технологическая карта урока окружающий мир в 3 классе УМК "Школа России" по теме: "Дыхательная и кровеносные системы"
...................................................................................
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».
Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии....
Технологическая карта урока окружающего мира 2 «В» класс (УМК Школа России) «В гости к осени»
Дать представление о характерных признаках осени в живой и неживой природе; расширить знания учащихся об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц; показать связь между живой и неживой прир...
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе (Урок-исследование) УМК «Школа России»
Методическая разработка урока.....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. «Патриоты России» (4 класс) УМК "Школа России"
Тема урока «Патриоты России»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представлений о патриотах России, об их нравственных ценностях; знаний о К.М...