Технологическая карта урока окружающего мира "Сокровища России и их хранители" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Куракина Мария Сергеевна
Цель деятельности учителя:

формирование представления о языке народа как носителе культуры, традиций и истории каждого народа.

Задачи урока:

Дидактические:

1. сформировать представление о значении языка в каждом народе.

2. сформировать знания о природных объектах родного края.

Развивающие:

1. развивать умение сравнивать и делать выводы.

2. развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы.

3. развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Воспитательные:

1. воспитывать воспитывать бережное отношение к культуре народов.

2. воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. научатся уважать: традиции, культуру, язык, как достояние народа.

2. научатся определять природные объекты родного края на карте.

Личностные:

1. принятие и освоение социальной роли обучающегося.

2. готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

3. формировать способность к оценке своих действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 03.09.2023

Школа: МАОУ «СОШ  №104»

Класс: 4

Урок: 3

Время: 9:50 -10:30        Кабинет: 212

Студент: Куракина Мария Сергеевна

Группа: 41

Учитель: Расчектаева Светлана Васильевна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока: «Сокровища России и их хранители»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о языке народа как носителе культуры, традиций и истории каждого народа.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) сформировать представление о значении языка в каждом народе;

2) сформировать знания о природных объектах родного края;

Предметные: научатся:

1) уважать: традиции, культуру, язык, как достояние народа;

2) определять природные объекты родного края на карте;

Развивающие:

1) развивать умение сравнивать и делать выводы;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы

Личностные:

1) принятие и освоение социальной роли обучающегося;

2) готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

3) формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать бережное отношение к культуре народов

2) воспитывать умение работать в коллективе.

УМК: УМК «Школа России», учебник окружающего мира 4 кл.: Учебник в 2ч./ А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2017. -Ч.1; презентация; раздаточный материал, видеоролик

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Мария Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. (слайд 1)

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение, повернитесь к своему соседу и улыбнитесь!

- Отлично. Теперь у всех хорошее настроение и мы можем начать урок.

1.Приветсвуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Учебная презентация

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Актуализация по прошлому уроку

- Давайте ответим на несколько вопросов по предыдущим темам.

1. Чему учат нас пословицы родного народа о семье?

2. Для чего в старину пели колыбельные песни маленьким детям?

3. Какие народные сказки вы хотели бы в будущем рассказать своим детям?

Вы большие молодцы. Отлично усвоили

пройденные темы. Значит можно приступить к следующей.

Отвечают на вопросы.

1. Пословицы о семье учат нас любить и уважать наших близких.

2. Для того чтобы дети успокаивались и быстрее засыпали.

3. Теремок, По щучьему веленью и тд.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Учебная презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

- У всех народов, живущих в России, есть пословицы о семье. Подумайте пословица какого народа изображена на слайде.

- Человек без семьи как отшельник в пустыне.

- В недружной семье добра не бывает.

- В семье любовь да совет, так и нужды нет.

- Старое дерево на молодое опирается.

- Какие семейные ценности подчеркиваются в этих пословицах?

- Давайте сделаем вывод. Что главное в жизни каждого человека?

- Посмотрите на вывод, который сделала я. Прочитаем его.

- Попробуйте прочитать тему урока, пользуясь родным языком: СGfsокроrвwищiа vРwоссJиqи и их£ £храβниΩтелΩи

-Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока?

-Верно, а какую цель мы поставим перед собой?

- А что надо сделать, чтобы изучить эту тему?

- Я предлагаю вам план, но пункты плана не закончены.

- Продолжите фразы.

ПЛАН

1. Узнать о …

2. Выполнить ...

3. Сделать выводы …

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- Молдавская

- Чеченская

- Русская

- Мордовская

- Любовь, согласие, уважение, почитание старших.

- В жизни каждого человека главное – это семья, близкие. Старики необходимы молодым, чтобы учиться мудрости, молодежь, чтобы поддерживать их в старости. Без детей нет семьи. Все семейные ценности передаются в роду из поколения в поколение. Этому учат народные сказки, пословицы, … и родной язык. Язык- это достояние культурного наследия, это настоящая сокровищница России.

Тема: «Сокровища России и их хранители»

Цель: Выяснить почему язык является сокровищем, достоянием и кто его хранители

План:

1) Узнать какую ценность для народа несет язык.

2)Выполнить самостоятельную работу.

3) Сделать выводы о значении языка в народе.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Учебная презентация

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

1. Работа с учебником

- Откроем страницы 38-39 учебника.

- Прочитайте их самостоятельно и ответьте на вопросы, которые вы видите на слайде.

- Назовите устойчивый признак, который отличает один народ от другого.

- Какое значение имеет родной язык для народа?  

- Что ученые могут определить по названию природного объекта?

- Можем ли мы сделать вывод, в чем же ценность языка? Почему язык сокровище страны?

1.  Открывают учебник.

- Бесценный источник сведений о прошлом народа

-  Учёные могут судить о переселении народов, об исторических событиях и пр.

- Язык – достояние народа, его гордость и отличающая от других.

УУПД:

Работать с информацией, анализировать, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами, стоить речевые суждения.

 

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения, выстраивать отношения сотрудничества

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи, контролировать ход решения проблемы, оценивать, корректировать действия

Учебная презентация

Работа с учебником

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1. Организует первичное закрепление.

- Если есть ученые, значит есть и наука, которая изучает названия природных объектов.

Посмотрим на слайд

- Топонимика-греч. Топос- место, Онима-имя.

2. Работа с учебником

Откройте стр.40 в учебнике, рассмотрим таблицу.

-Прочитайте, что означает Алтай?

что означает Волга?

что означает Днепр?

что означает Енисей?

что означает Урал?

 3. Организует практическую работу в группах.

- А сейчас мы сами заполним такую таблицу, но в первой колонке будут названия природных объектов нашего края.

- Работать мы будем в группах. Давайте вспомним правила такой работы.

- Вам необходимо прочитать информацию о природных объектах, посовещаться в группе и заполнить 1 строку таблицы, во второй колонке выписать по плану следующее: из какого языка происходит и что означает название.

- Когда вы будете слушать о других названиях, ответственный по группе пусть обязательно запишет ответ, в конце работы я соберу эти листочки и пойму какая группа слушала внимательнее всех ответы других.

Учащиеся работают в группах на листочках, затем проводится коллективная проверка.

1. Выполняют задание и объясняют свой выбор

2. Работают в учебнике

Читают информацию с учебника.

3.  Выполняют задание, работая в группах

Названия «Таганай», «Зюраткуль», «Аша», «Аракаим», «Челябинск»

УУПД:        воспроизведение способа действия, знания, объединение объектов по определённому признаку.

 УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.  

 УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей, оценивание результатов, коррекция.

Учебная презентация

Раздаточный материал

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения из видео.

- Хорошо, присаживайтесь на свои места.

1.Выполняют динамическую паузу.

Видеоролик

Самостоятельная работа с самопроверкой

(5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа практических методов: работа со схемой

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу.  

- А для того чтобы проверить ваши полученные знания, выполним самостоятельную работу.

-На листочках которые я вам раздала, сверху пишем свою фамилию, имя и вариант, всего их будет 2. В первом задании вам нужно дописать предложение, а во втором определите по происхождению название природного объекта и запишите.  На выполнение работы вам дается 5 минут.

Допишите предложение:

1. Самый устойчивый признак, который отличает один народ от другого,— это… (Его родной язык.)

Определите по происхождению название природного объекта и напишите:

- А теперь поменяйтесь листочками, возьмите карандаш или ручку другого цвета и проверьте друг друга сверяясь с эталоном на слайде. Критерии так же расположены на доске.

Все правильно – «5»,

1 ошибка – «4»,

2 ошибки – «3»,

3 и более ошибок – «2».

- Поднимите руки те, у кого были ошибки.

- И те у кого не было ошибок.

1.Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют взаимопроверку.

Поднимают руки.

УУПД:             Определять существенный признак для классификации.

УУРД:

контролировать свои действия по алгоритму, оценивать результаты.

Раздаточный материал

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Внешний контроль

1. Организует повторение изученного.

- Может быть кто-то знает историю происхождения названия нашего города?

- Посмотрим на слайд.

- Название Челябинск происходит от татарского слова «чилеби», что означает «теплый» или «жаркий». Название города было дано в честь реки Челяба, которая протекает вблизи города

- Для жителей города Челябинск название стало символом своей истории и традиций. Оно увековечивает кусочек прошлого города и своим звучанием передает наследие его предков.

- Может кто-то интересовался происхождением своего имени?

-Моё имя – Мария. Имя Мария уходит корнями в древнееврейский язык. Оно походит от Мариам, которое означает «любимая». В других переводах слово имеет другое значение – «печальная». Это одно из наиболее распространённых имён во всём мире.

2. Работа с учебником

-Прочитайте текст на стр. 42-43.

- Подготовьтесь отвечать на вопросы устно, в карточках, которые я вам раздам. Работать мы будем в парах.

- Вспомним основные правила такой работы.

-Кто является главным хранителем языка предков?

-Почему важно сохранить народную мудрость и в письменности?

-О каком хранителе чувашского языка вы узнали в тексте?

-Какой вклад он внес в сохранение чувашской культуры?

- Кто является основателем русской Азбуки?

-Так какая же перед нами предстоит задача? Как нужно относиться к родному языку?

-Правильно ребята. Сохранить язык могут только те люди, которые сами на нем говорят и пишут.

1. Повторяют материал.

2. Работают с учебником

Отвечают на вопросы

-Народ, люди, которые говорят на родном языке.

- Так язык долго сохранится, можно будет обучать языку детей.

-Об Иване Яковлевиче Яковлеве.

-Он создал чувашскую письменность.

- Кирилл и Мефодий

- Бережно хранить свой язык и уважать

УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

УУПД:

Включать новые знания и умения в систему имеющихся знаний, сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Учебная презентация

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации,

Внешний контроль

1.Организует анализ работы по критериям.

- И наконец, подведем итоги нашего урока

-Продолжите предложения.

-Самый устойчивый признак, отличающий один народ от другого -…

-Право на сохранение родного языка в России дает …

-Главный хранитель языка-…

-Народ передает язык из поколения в поколение через …

-Каждый язык нуждается в сохранении с помощью…

-Кириллица - это …

-Какой вывод вы сделали?

Работа с учебником.

Прочитаем вывод из учебника на странице 43.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какую цель на урок мы ставили?

- Посмотрим на план. Все ли пункты мы выполнили?

2. Организует рефлексию деятельности обучающихся.

- Оцените ваши старания и работу на уроке. Выберите смайлик, более подходящий к вашему настроению. Зеленый – если урок прошел отлично. Было нетрудно. Вы довольны своей работой и поняли тему урока. Желтый – если урок прошел хорошо. Было нелегко, но вы вполне довольны своей работой. А тему нужно повторить. И красный – если урок прошел плохо. Было очень трудно, и вы не довольны своей работой, вам нужна помощь, чтобы разобраться в теме.

1.Анализируют свою работу на уроке.

 

Продолжают предложения

Ответы детей

Читают вывод из учебника.

 Тема: «Сокровища России и их хранители»

Цель: Выяснить почему язык является сокровищем, достоянием и кто его хранители

План:

1) Узнать какую ценность для народа несет язык.

2)Выполнить самостоятельную работу.

3) Сделать выводы о значении языка в народе.

Самооценка

УУРД:

Оценивать свою работу.

УУКД:

Строить взаимоотношения на основе адекватной самооценки.

Учебная презентация


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование у учащихся знаний о некоторых городах России, их культуре и достопримечательностях.Задачи урокаДидактические:сформировать знания о городах России;сформировать знания о достопр...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...

Технологическая карта урока окружающий мир «Россия на карте» УМК "Школа России", 2 класс

Тема урока: «Россия на карте» Тип урока: урок «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования умений работать с картой; представления об о...