Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля |
Деятельность учителя, его речь |
Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) |
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Приветствует учащихся - Здравствуйте, ребята, меня зовут Мария Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. (слайд 1) 2. Проверяет готовность обучающихся к уроку - Давайте подарим друг другу хорошее настроение, повернитесь к своему соседу и улыбнитесь! - Отлично. Теперь у всех хорошее настроение и мы можем начать урок. | 1.Приветсвуют учителя.
2. Проверяют свою готовность к уроку
|
УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению |
Учебная презентация
|
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) |
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий |
Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Актуализация по прошлому уроку - Давайте ответим на несколько вопросов по предыдущим темам. 1. Чему учат нас пословицы родного народа о семье? 2. Для чего в старину пели колыбельные песни маленьким детям? 3. Какие народные сказки вы хотели бы в будущем рассказать своим детям? Вы большие молодцы. Отлично усвоили пройденные темы. Значит можно приступить к следующей. | Отвечают на вопросы.
1. Пословицы о семье учат нас любить и уважать наших близких. 2. Для того чтобы дети успокаивались и быстрее засыпали. 3. Теремок, По щучьему веленью и тд.
|
УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.
УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать |
Учебная презентация
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) |
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока |
Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации
Внешний контроль
| 1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. - У всех народов, живущих в России, есть пословицы о семье. Подумайте пословица какого народа изображена на слайде. - Человек без семьи как отшельник в пустыне. - В недружной семье добра не бывает. - В семье любовь да совет, так и нужды нет. - Старое дерево на молодое опирается. - Какие семейные ценности подчеркиваются в этих пословицах? - Давайте сделаем вывод. Что главное в жизни каждого человека? - Посмотрите на вывод, который сделала я. Прочитаем его. - Попробуйте прочитать тему урока, пользуясь родным языком: СGfsокроrвwищiа vРwоссJиqи и их£ £храβниΩтелΩи -Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока? -Верно, а какую цель мы поставим перед собой? - А что надо сделать, чтобы изучить эту тему? - Я предлагаю вам план, но пункты плана не закончены. - Продолжите фразы. ПЛАН 1. Узнать о … 2. Выполнить ... 3. Сделать выводы … | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.
- Молдавская - Чеченская - Русская - Мордовская - Любовь, согласие, уважение, почитание старших. - В жизни каждого человека главное – это семья, близкие. Старики необходимы молодым, чтобы учиться мудрости, молодежь, чтобы поддерживать их в старости. Без детей нет семьи. Все семейные ценности передаются в роду из поколения в поколение. Этому учат народные сказки, пословицы, … и родной язык. Язык- это достояние культурного наследия, это настоящая сокровищница России. Тема: «Сокровища России и их хранители»
Цель: Выяснить почему язык является сокровищем, достоянием и кто его хранители План: 1) Узнать какую ценность для народа несет язык. 2)Выполнить самостоятельную работу. 3) Сделать выводы о значении языка в народе. |
УУПД: Формулировать цель
УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение
УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий |
Учебная презентация
|
«Открытие детьми нового знания» (5 мин) |
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению |
Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог
Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации
Внешний контроль | 1. Работа с учебником - Откроем страницы 38-39 учебника. - Прочитайте их самостоятельно и ответьте на вопросы, которые вы видите на слайде. - Назовите устойчивый признак, который отличает один народ от другого. - Какое значение имеет родной язык для народа? - Что ученые могут определить по названию природного объекта?
- Можем ли мы сделать вывод, в чем же ценность языка? Почему язык сокровище страны? | 1. Открывают учебник.
- Бесценный источник сведений о прошлом народа - Учёные могут судить о переселении народов, об исторических событиях и пр. - Язык – достояние народа, его гордость и отличающая от других.
|
УУПД: Работать с информацией, анализировать, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами, стоить речевые суждения. УУКД: Воспринимать и формулировать суждения, выстраивать отношения сотрудничества
УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи, контролировать ход решения проблемы, оценивать, корректировать действия
|
Учебная презентация
Работа с учебником
|
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий
| Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | 1. Организует первичное закрепление. - Если есть ученые, значит есть и наука, которая изучает названия природных объектов. Посмотрим на слайд - Топонимика-греч. Топос- место, Онима-имя. 2. Работа с учебником Откройте стр.40 в учебнике, рассмотрим таблицу. -Прочитайте, что означает Алтай? что означает Волга? что означает Днепр? что означает Енисей? что означает Урал? 3. Организует практическую работу в группах. - А сейчас мы сами заполним такую таблицу, но в первой колонке будут названия природных объектов нашего края. - Работать мы будем в группах. Давайте вспомним правила такой работы. - Вам необходимо прочитать информацию о природных объектах, посовещаться в группе и заполнить 1 строку таблицы, во второй колонке выписать по плану следующее: из какого языка происходит и что означает название. - Когда вы будете слушать о других названиях, ответственный по группе пусть обязательно запишет ответ, в конце работы я соберу эти листочки и пойму какая группа слушала внимательнее всех ответы других. Учащиеся работают в группах на листочках, затем проводится коллективная проверка. | 1. Выполняют задание и объясняют свой выбор
2. Работают в учебнике
Читают информацию с учебника.
3. Выполняют задание, работая в группах
Названия «Таганай», «Зюраткуль», «Аша», «Аракаим», «Челябинск» | УУПД: воспроизведение способа действия, знания, объединение объектов по определённому признаку. УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей, оценивание результатов, коррекция. |
Учебная презентация
Раздаточный материал |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | 1.Организует динамическую паузу. - Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения из видео. - Хорошо, присаживайтесь на свои места.
| 1.Выполняют динамическую паузу.
|
|
Видеоролик
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа практических методов: работа со схемой Внешний контроль | 1.Организует самостоятельную работу. - А для того чтобы проверить ваши полученные знания, выполним самостоятельную работу. -На листочках которые я вам раздала, сверху пишем свою фамилию, имя и вариант, всего их будет 2. В первом задании вам нужно дописать предложение, а во втором определите по происхождению название природного объекта и запишите. На выполнение работы вам дается 5 минут. Допишите предложение: 1. Самый устойчивый признак, который отличает один народ от другого,— это… (Его родной язык.) Определите по происхождению название природного объекта и напишите: - А теперь поменяйтесь листочками, возьмите карандаш или ручку другого цвета и проверьте друг друга сверяясь с эталоном на слайде. Критерии так же расположены на доске. Все правильно – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 и более ошибок – «2». - Поднимите руки те, у кого были ошибки. - И те у кого не было ошибок. | 1.Выполняют самостоятельную работу.
Выполняют взаимопроверку.
Поднимают руки. | УУПД: Определять существенный признак для классификации. УУРД: контролировать свои действия по алгоритму, оценивать результаты. |
Раздаточный материал
Учебная презентация
|
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) |
Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
Фронтальная Группа словесных методов: беседа Внешний контроль | 1. Организует повторение изученного. - Может быть кто-то знает историю происхождения названия нашего города? - Посмотрим на слайд. - Название Челябинск происходит от татарского слова «чилеби», что означает «теплый» или «жаркий». Название города было дано в честь реки Челяба, которая протекает вблизи города - Для жителей города Челябинск название стало символом своей истории и традиций. Оно увековечивает кусочек прошлого города и своим звучанием передает наследие его предков.
- Может кто-то интересовался происхождением своего имени?
-Моё имя – Мария. Имя Мария уходит корнями в древнееврейский язык. Оно походит от Мариам, которое означает «любимая». В других переводах слово имеет другое значение – «печальная». Это одно из наиболее распространённых имён во всём мире. 2. Работа с учебником -Прочитайте текст на стр. 42-43. - Подготовьтесь отвечать на вопросы устно, в карточках, которые я вам раздам. Работать мы будем в парах. - Вспомним основные правила такой работы.
-Кто является главным хранителем языка предков?
-Почему важно сохранить народную мудрость и в письменности?
-О каком хранителе чувашского языка вы узнали в тексте?
-Какой вклад он внес в сохранение чувашской культуры?
- Кто является основателем русской Азбуки? -Так какая же перед нами предстоит задача? Как нужно относиться к родному языку? -Правильно ребята. Сохранить язык могут только те люди, которые сами на нем говорят и пишут.
| 1. Повторяют материал.
2. Работают с учебником
Отвечают на вопросы -Народ, люди, которые говорят на родном языке.
- Так язык долго сохранится, можно будет обучать языку детей. -Об Иване Яковлевиче Яковлеве. -Он создал чувашскую письменность. - Кирилл и Мефодий
- Бережно хранить свой язык и уважать
| УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. УУПД: Включать новые знания и умения в систему имеющихся знаний, сравнивать, сопоставлять, классифицировать |
Учебная презентация
Раздаточный материал |
Рефлексия деятельности (по продукту) ( 2-3 мин) |
Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, Внешний контроль | 1.Организует анализ работы по критериям. - И наконец, подведем итоги нашего урока -Продолжите предложения.
-Самый устойчивый признак, отличающий один народ от другого -…
-Право на сохранение родного языка в России дает …
-Главный хранитель языка-…
-Народ передает язык из поколения в поколение через …
-Каждый язык нуждается в сохранении с помощью…
-Кириллица - это …
-Какой вывод вы сделали? Работа с учебником. Прочитаем вывод из учебника на странице 43.
- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? - Какую цель на урок мы ставили?
- Посмотрим на план. Все ли пункты мы выполнили? 2. Организует рефлексию деятельности обучающихся. - Оцените ваши старания и работу на уроке. Выберите смайлик, более подходящий к вашему настроению. Зеленый – если урок прошел отлично. Было нетрудно. Вы довольны своей работой и поняли тему урока. Желтый – если урок прошел хорошо. Было нелегко, но вы вполне довольны своей работой. А тему нужно повторить. И красный – если урок прошел плохо. Было очень трудно, и вы не довольны своей работой, вам нужна помощь, чтобы разобраться в теме. | 1.Анализируют свою работу на уроке. Продолжают предложения
Ответы детей
Читают вывод из учебника. Тема: «Сокровища России и их хранители» Цель: Выяснить почему язык является сокровищем, достоянием и кто его хранители План: 1) Узнать какую ценность для народа несет язык. 2)Выполнить самостоятельную работу. 3) Сделать выводы о значении языка в народе.
Самооценка | УУРД: Оценивать свою работу.
УУКД: Строить взаимоотношения на основе адекватной самооценки. |
Учебная презентация
|