Окружающий мир 1 класс по теме" Почему идёт дождь и дует ветер"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
• Окружающий мир, 1 класс, автор учебника: Плешаков А.А
• Тема урока: « Почему идёт дождь и дует ветер?»
• Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создать условия для формирования представлений о дожде и ветре.
Задачи:
- Образовательная: познакомить учащихся с причинами возникновения дождя и ветра;
- Развивающая: продолжить развивать связную речь, память, произвольное внимание, наглядно-действенное мышление;
Воспитательная: продолжить воспитывать познавательный интерес к предмету.
Дидактические средства:
- для учителя – учебник, карточки с темой и целью урока;
- для обучающегося – учебник, раздаточный материал.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
1. | Организационный этап. | Приветствие Мотивация с помощью стихотворения | - Здравствуйте, ребята! Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. | Здороваются с учителем. Садятся. | Фронтальная, индивидуальная | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция |
2. | Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний. | Беседа, подведение к теме. | - На нашей удивительной планете Земля происходят самые разнообразные явления. - Закройте глаза, расслабьтесь, послушайте. Звучит шум дождя, шум ветра. - Что вы услышали? - Он пришёл, наполнил кадки, Поливал усердно грядки, С шумом окна промывал, Побродил по крыше вволю И ушёл по лужам в поле. - Носится, свищет, Мечется, рыщет, Где пробежит – листик дрожит. Где пронесётся – дерево гнётся. (Ветер) - Предположите, о чём сегодня пойдёт на уроке. - Прочитайте тему урока на с. 36 учебника. - Какую цель поставим на урок? - Давайте составим план на урок Узнаем… Научимся… Закрепим… | (если дети затрудняются, можно загадать загадки) - Дождь - Ветер - О дожде и ветре - Почему идёт дождь и дует ветер? - Узнать, почему идёт дождь и дует ветер - Узнаем, что такое дождь и ветер. Научимся определять причины возникновения дождя и ветра. Закрепим полученные знания. | Фронтальная, индивидуальная | Формирование УУД: (Р) самоконтроль: осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. |
3. | Первичное усвоение новых знаний. | Беседа | - Ребята, послушайте стихотворение: Мокнет дождик, мокнет птичка, Мокнет в поле электричка, Мокнут ветки и соседки: Не успели до беседки. Мокнут зонтики и шляпы, Мокнут чьи-то мамы, папы. Мокнут лавочки, ограды. Лишь лягушки очень рады: Скачут, в лужах пляшут И зелёным флагом машут - Какое у вас возникло настроение при слушании стихотворения? - А какое у вас бывает настроение во время летнего дождя? –А какую пользу приносит дождь? - Откуда берётся дождь? - На Земле очень много водоёмов: ручейки и реки, пруды и реки, моря и океаны. Солнце нагревает поверхность водоёмов. Вода испаряется. Она превращается в прозрачный пар и поднимается кверху, туда, куда увлекает её за собой тёплые потоки воздуха, потому что тёплый воздух легче холодного, он всегда стремиться умчаться вверх. - Пар тёплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в крохотные капельки воды. Их очень много и очень лёгкие, они образуют облако. - Постепенно капелек становится всё больше. В верхней части облака они превращаются в льдинки (там очень холодно), растут, тяжелеют. Облако превращается в тучу. | Ответы детей. Ответы детей. Поливает растения, наполняет водой водоемы. Предположения детей. | Фронтальная | Формирование УУД: (Р) формирование познавательной инициативы. (П) умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; |
4. | Первичная проверка понимания. | Работа с учебником на стр. 36 | - Какие бывают дожди? На доске карточки с надписями: ливень, ситничек, косохлёст -Как вы думаете, о каких дождях идёт речь? Подвести детей к объяснению: Ситничек – сито – однокоренные слова, косохлёст образовано из двух слов: косо, хлещет. -Узнайте эти дожди на иллюстрациях на странице 36 учебника | - предположения детей. дети выдвигают свои предположения 1 – ливень, 2 – ситничек, 3 - косохлест | Фронтальная, индивидуальная | Формирование УУД: (Р) оценка, контроль, коррекция (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; П) умение делать предположения и обосновывать их. |
ФИЗМИНУТКА Капля - раз, капля - два, Очень медленно сперва, (Хлопки руками на каждое слово) А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом. (Бег). Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово) Кап-кап, кап-кап.(Свободные движения пальчиками.) Зонтики скорей раскроем, От дождя себя укроем. (Соединить руки над головой). | ||||||
5. | Первичное закрепление. | Работа с учебником стр. 37 | – Итак, вода, испаряясь из водоёмов, образует тучи. Но тогда дожди должны идти только над водоёмами: реками, озёрами, морями… Как же тучи оказываются над любыми участками суши? - Можете ли вы сделать ветер? - Откуда он взялся? - Мы заставили воздух двигаться. - У нас получился ветер? - Сделайте вывод, что такое ветер? - Это движение воздуха. Оно на земле происходит постоянно. - Подумайте, почему же воздух движется в природе, что его это заставляет делать? - Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Тёплый воздух легкий. Он всегда поднимается вверх. Высоко он охлаждается и опускается вниз. Холодный воздух тяжёлый, он стелется понизу. Таким образом, получается ветер. Значит, ветер – это воздух, который приходит в движение. Это движение воздуха! - Ветер бывает разный. А какой – разный? Как мы его можем охарактеризовать ветер? - Откройте учебник на стр. 37. Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Какие слова подойдут для описания ветра. - Молодцы. - Какую пользу приносит ветер? - Верно. Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев. Ветер не даёт застояться плохому воздуху в большом городе, очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населённых пунктов. Ещё в древности человек научился строить лодки и корабли, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабль вперёд. - Он всегда бывает полезным? | - Тучи гонит ветер если дети не догадаются, как это сделать, подсказать им, помахав веером или просто листом бумаги. Предположения детей. - Да. - Ветер – движение воздуха. Ответы детей. - безветренно, слабый, сильный - Ветер может быть другом человека. Люди научились пользоваться силой ветра. Ветер приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодцев или пруда, вырабатывают электричество. - Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, приносить людям несчастья. Обрывать провода, валить деревья, срывать крыши с домов. Сильные и опасные ветры называются ураган, тайфун, смерч. | Фронтальная, индивидуальная | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности |
6. | Рефлексия (подведение итогов занятия). Информация о д.з. | Обобщающая беседа. | - Почему идёт дождь? Почему дует ветер? Прочитайте то, о чем мы с вами говорили на уроке, и что нужно запомнить на странице 37 - Молодцы! - Над какой темой работали? - Какую цель ставили? - Достигли ли мы цели урока? Почему? - Молодцы, поднимите красный карандаш, если вы работали на уроке неактивно, у вас были трудности; зеленый – если вы все поняли и легко справлялись с заданиями. - Домашнее задание – ответить на вопросы из рубрики «Проверь себя» - Спасибо за урок! | Ответы детей Ответы детей Ответы детей | Фронтальная, индивидуальная | – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); –формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Почему идёт дождь и дует ветер"
Урок окружающего мира по теме "Почему идет дождь и дует ветер", проведенный в 1 класс, УМК "Школа России"...
урок окружающего мира 1 класс . почему идёт дождь и дует ветер ?
урок окружающего мира 1 класс . почему идёт дождь и дует ветер ?...
Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс Школа России
Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс Школа России...
Презентация к уроку окружающего миру по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс
Презентация к уроку окружающего миру по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс...
Урок окружающего мира по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Это урок был проведен в 3 четверти, как открытый. структура урока соответствует уроку по ФГОС...
Рабочий лист по теме:"Почему идёт дождь и дует ветер?", окружающий мир, 1 класс.
Рабочий лист по теме:"Почему идёт дождь и дует ветер?" содержит задания для фронтальной работы с классом при изучении данной темы по курсу окружающий мир "Школа России", 1 класс....
Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Это урок новых знаний.Выбранная структура урока рациональна для решения поставленной цели, т.е. объяснения причин возникновения природных явлений, что обеспечива...