Детское экспериментирование - как средство развития познавательной активности у старших дошкольников.
презентация к уроку по окружающему миру

Жаркова Мария Ивановна

Формирование познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_moya.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Расскажи – я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Презентация практических достижений профессиональной деятельности Жарковой Марии Ивановны воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16 » Арзамас

Слайд 2

Тема презентации: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у старших дошкольников»

Слайд 3

Аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Л. С. Выготского , А. Н. Поддьякова О. В. Дыбиной и других. А. Н. Поддьяков - «Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника». Становление современных подходов в экспериментировании имеют работы, рассматривающие деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин , А.В.Запорожеца ). Д.Б. Эльконин - «творческая деятельность, совершается ребенком с определенным материалом, и каждый раз воплощение замысла осуществляется с помощью разных изобразительных средств, в разном материале…». Развитие творческих способностей деятельности (Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной , Н. Д. Б. Богоявленская) Организация экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина ) Условия формирования личного вклада

Слайд 4

Модернизация дошкольного образования: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ ФГОС ДО от 17.10.2013 № 1155 п. 2.7.: познавательно – исследовательская деятельность как сквозной механизм развития ребёнка; проектная деятельность как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании . Технологии, методики: О.В. Дыбина « Н еизведанное рядом» Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Актуальность

Слайд 5

Принципы организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка Партнерский характер взаимодействия взрослых и детей ( со действие и со трудничество детей и взрослых) Построение образовательного процесса с дошкольниками на адекватных возрасту формах работы с детьми Систематичность и последовательность при организации образовательного процесса Интеграция содержания образовательных областей (направлений)

Слайд 6

Цель: Задачи: формирование познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности . Продолжать обогащать предметно – пространственную среду лабораторным оборудованием, дидактическими, наглядно – иллюстративными пособиями, обеспечивающими познавательную активность детей. Развивать психолого - педагогическую компетентность родителей в вопросах познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Обеспечить организацию экспериментирования через проектную деятельность для формирования познавательного интереса старших дошкольников.

Слайд 7

Деятельностный аспект личного вклада Направление Содержание деятельности Организация предметно-пространственной среды подборка опытов с описанием их проведения; изготовление карт-схем опытов; пополнение уголка экспериментирования приборами-помощниками и материалами для исследования; создание дидактических материалов и т.д. Работа с детьми непосредственно образовательная деятельность. наблюдения, беседы, эксперименты. игровые обучающие ситуации, игровые проблемные ситуации Взаимодействие с родителями привлечение родителей к пополнению предметно-пространственной среды группы семинары-практикумы, круглый стол по обмену опытом. памятки, буклеты, стендовая информация. консультации для родителей (по запросам)

Слайд 8

Этапы деятельности Этапы работы Содержание деятельности Предполагаемый результат Подготовительный Изучение методических материалов: регулярный обзор периодических изданий, методической литературы приобретение и использования в работе методических новинок регулярный просмотр Интернет-ресурсов Формирования теоретической базы Накопление научно-теоретических материалов по теме самообразования Формирование электронной базы научно-теоретических материалов Повышение профессионального уровня: изучение опыта работы коллег через участие в работе мастер-классов, круглых столов, через интернет ресурсы обучение на курсах повышения квалификации Практический Работа с детьми Разработка перспективного плана работы с детьми старшей и подготовительной к школе группы. Оформление мини-лаборатории с набором элементарных приборов. Создание картотеки опытов и экспериментов. Разработка и проведение НОД с детьми: - Беседа "Волшебные свойства бумаги» - Эксперименты с глиной и песком - Эксперименты с воздухом - раздувание краски через соломинку «Забавная клякса» - Беседа «Воздух в воде» - Эксперимент с почвой «Огородники» - Интегрированное занятие «Такая разная земля» - Опыты с магнитом «Притягивает - не притягивает» Эксперимент «Волшебные стёклышки» - НОД «Волшебная бумага» - НОД «Знакомство с магнитом и его свойствами» НОД «Свойства песка» Разработка и реализация исследовательского проекта с детьми «Зачем нужно чистить зубы» - Привлечение родителей в создании мини-лаборатории для экспериментирования. Картотека опытов Проведение организованной образовательной деятельности с детьми. Создание методической копилки Оформление наглядного материала (презентации, стенгазеты, фотоальбомы). Показ открытых мероприятий с детьми подготовительной группы в МБДОУ д /с № 16 .

Слайд 9

Этапы деятельности (продолжение таблицы) Практический Работа с родителями - Стендовая информация «Опытно-экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников» - Памятки: «Как организовать в домашних условиях мини – экспериментальную студию», «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» - Акция «Посади дерево» - Анкетирование родителей. Выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей. - Оформление папки «Мои открытия» - Создание альбома «Наши открытия» - Рекомендации в уголок «Опыты со снегом» - Родительское собрание: показ презентации «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников), «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» Практическая часть: презентация проектов по экспериментированию. - Мастер-класс: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» -Фотовыставка «Как мы экспериментируем » - Выставка работ, выполненных детьми совместно с родителями. Аналитический Анализ и обобщение результатов работы, соотношение результатов поставленным целям и задачам. Определение перспектив Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества

Слайд 10

Фрагмент перспективного плана работы с детьми старшей группы. Сентябрь – Октябрь «Экспериментирование с песком и глиной» Ознакомить детей со свойствами песка, способствовать развитию умения, планомерно и последовательно рассматривать объекты, подмечать малозаметные компоненты, способствовать развитию наблюдательности детей, умению сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Ознакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш). Тема экспериментальной деятельности Задачи экспериментальной деятельности Интеграция образовательных областей Тема 1: Песочная страна Закрепить знания детей о свойствах песка. Познание (математика): измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки. Социализация: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу. Тема 2: Глина, какая она? Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная) Художественное творчество: моделирование изделий из глины. Социализация: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу. Тема 3: Песок и глина – наши помощники. Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия Художественное творчество: Ленка из глины по замыслу Здоровье: физ.минутка. «По дорожке ты шагай» Тема 4: Ветер и песок Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком Художественное творчество «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги) Игра-рефлексия «Цветок для Винни-Пуха » Тема 5: «Песочные часы» Знакомство с песочными часами Художественное творчество «Песчаные художники» Познание: «Что было до…» ( О.В.Дыбина ) Тема: «Часы».

Слайд 11

Организация предметно-пространственной среды пополнение материалами для исследования и творчества с ним Создание уголка творческого развития « Юный художник » создания уголка экспериментирования «Любознайка »

Слайд 12

Организация работы с детьми Эксперимент с почвой «Огородники» Эксперимент «Волшебные стёклышки» Комплексное занятие «Волшебная бумага» Беседа «Эксперименты с глиной и песком»

Слайд 13

«Не рвите цветы - не рвите» Реализованный проект

Слайд 14

Взаимодействие с родителями Стендовая информация, беседы и индивидуальные консультации Родительское собрание: «Роль семьи в развитии творческих способностей детей через экспериментирование»

Слайд 15

Защита исследовательского проекта « Зачем нужно чистить зубы» Личностный вклад в образование

Слайд 16

Результативность деятельности 65% детей видя различные предметы, стали чаще задумываться о способах применения их в творчестве, 35% детей еще не реализуют свой замысел 70% детей умеют выделяют проблемы в экспериментировании, активно задают вопросы, строят гипотезы, проводят эксперименты и анализируют, 30% затрудняются сравнивать и не могут рассказывать о полученных результатах

Слайд 17

Перспективы на будущее Расширять картотеку опытов; Разработать перспективный план по реализации исследовательских проектов для детей среднего дошкольного возраста; Систематизировать материал по данной теме и представить его в рамках педагогического сообщества.

Слайд 18

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности Распространение опыта в педагогических интернет - сообществах «Общие требования к написанию календарного плана в системе планирования образовательного процесса ДОУ по ФГОС ДО». «Экспериментирование как средство познавательного развития у дошкольников». «Организация предметно-пространственной среды по физическому развитию в группе по ФГОС ДО ». Открытое занятие внутри детского сада по теме: «Такая разная почва» Педагогические советы

Слайд 19

Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995 . Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников ); Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. «365 научных экспериментов» (Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников). Издательство : Hinkler Books , 2010. dohcolonoc.ru pedkopilka.ru n sportal.ru maam.ru Информационные источники

Слайд 20

Транслируемость практических достижений Выступление на ГМО по познавательному развитию дошкольников с опытом работы по реализации проекта «Волшебная капелька», 2014 г. Распространение опыта в педагогических интернет-сообществах Выступление на педагогическом совете ДОУ с темой «Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании».

Слайд 21

Поддьяков Н.Н . Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста . Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995. Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А . Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// ( из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н . Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001 . Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. – 80 с. dohcolonoc.ru pedkopilka.ru vospitatel.com.ua/ maam.ru Информационные источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся

Это оабота по самообразованию учителя начальных классов...

Статья.Тестовые задания-одно из средств развития познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения.

Вот уже несколько  лет я успешно применяю тестовые технологии в работе над текстом на уроках литературного чтения. Недавно я опубликовала ряд тестовых заданий  для у...

Создание мультипликационного фильма как средство развития познавательной активности младших школьников

В статье рассматривается познавательная активность младших школьников, одним из средств развития которой может являться  создание мультипликационного фильма при изучении художественного произведе...

Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....

"Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"

В статье рассматриваются основы экспериментирования как естественного способа познания окружающего мира детьми....

Квест-технология как средство развития произвольного внимания старших дошкольников с задержкой психического развития.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ИННОВАЦИИ. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции 14-15 ноября 2019 года....

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с различными материалами....