Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся
статья по теме
Это оабота по самообразованию учителя начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navatelnoy_aktivnosti_mladshih_shkolnikov.docx | 163.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему.
Проблема познавательной активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.
Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.
Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Я понимаю, мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Особый интерес педагогов вызывает технология проектно _исследовательской деятельности. В статье В.В. Гузеева подчеркивается: «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:– личностностно ориентированное;– использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия;– представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру, эвристическое и проблемное обучение, дискуссию, командное обучение;– самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;– поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной психомоторной областях на всех уровнях – знания, понимания, применения; анализ и синтез;– приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда»
Метод творческих проектов – это инновационный метод обучения школьников, активизирующий их деятельность и познавательную активность.
Актуальность данной проблемы в современном образовании подвела меня к выбору темы моей курсовой работы «Метод проектов как средство развития познавательной активности младших школьников».
Цель моей курсовой работы изучить влияние метода проектов на развитие познавательной активности младшего школьника.
Объектом моего исследования - обучение младших школьников
Предметом исследования – метод проектов как средство обучения, способствующее развитию познавательной активности младшего школьника.
Гипотеза исследования – я предполагаю, что включенность младшего школьника в использование при обучении метода проектов стимулирует развитие познавательной активности, является средством ее развития и средой, оптимизирующей развитие такой активности, если
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- активность воспроизведения знаний будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;
- творческая активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем;
- педагог будет понимать значимость использования методов проектов обучения в целях развития и воспитания младших школьников, владеть технологией включения активных методов проектов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими.
Задачи исследования:
- проанализировать состояние проблемы развития познавательной активности младших школьников путём использования методов проектов в обучении в психолого-педагогической литературе
- определить условия повышения эффективности развития познавательной активности младших школьников посредством использования метода проектов в обучении;
- разработать условия организации технологии методов проектов в обучении младших школьников;
- опытно-экспериментальным путем апробировать технологию методов проектов обучения в начальной школе посредством включения в целостный педагогический процесс.
Глава 1
Психолого-педагогические основы использования метода проектов как средства развития познавательной активности младших школьников
§1Понятие « Метод проектов».
- Сущность метода проектов
По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проект (от латинского projectus –брошенный вперед) – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта (состояния),в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.
В педагогическом и креативном контексте проект – это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно поисковых и креативных методов, инстру ментально направленных на самостоятельное достижение детьми заду манного результата, получение продукта и его презентацию. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, ее созидания и креативного пребывания в ней, с сохранением при этом своего «Я», свого позитивного отношения к жизни.
Метод проектов в начальной школе рассматривается как способ организации педагогиче ского процесса, обладающий рядом отличительных особенностей:
– предполагает взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели и получению продукта совместной деятельности;
– обеспечивает единство и преемственность различных сторон образо вательного процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков;
– предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
– служит средством развития творческой активности, мышления, спо собности к анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания таких качеств личности, как целенаправленность, изобретательность, настойчивость;
– включает формирование у детей навыков по организации и использо ванию рабочего пространства и времени, умений оценивать свои воз можности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
– ориентирован на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять и прогнозировать, формирует адекватную самооценку. В качестве средства обучения проектная деятельность позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности .
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
1.1. 2. Типология учебных проектов
Знание типологии проектов поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. К типологи ческим признакам можно отнести:
1.Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, при ключенческий и т.д.
2.Доминирующий в проекте содержательный аспект: литературное творчество, естественно - научные исследования, экологические, язы ковые, культурологические (страноведческие), географические, исто рические, музыкальные.
3.Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
4. Количество участников проектов (индивидуальные, парные, группо вые);
5.По продолжительности проведения (краткосрочные, долгосрочные, эпизодические).
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы про ектов:
• Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо проду манной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки ре зультатов;
• Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совмест ной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, т.д.);
• Приключенческие, игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участ ники принимают на себя определенные роли, обусловленные характе ром и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отно шения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Резуль таты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут выри совываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая;
• Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предна значенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;
• Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников про екта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат ( газе та, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа дейст вий, проект закона, справочный материал, т.д.).
По второму признаку - доминирующему содержательному аспекту проекты могут быть:
• литературно-творческий проект. Это наиболее распространенные ти пы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе на писать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в га зету, альманах, стихи и т.д.;
• естественно - научные проекты чаще всего бывают исследователь скими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой, т.д.);
• экологические проекты так же, требуют привлечения исследователь ских, научных методов, интегрированного знания из разных областей (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние жи вотные в городе и т.д.);
• языковые (лингвистические) проекты чрезвычайно популярны, по скольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов;
• культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре;
• спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоя щие соревнования любимых команд (или своих собственных); методи ки тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований;
• исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие со бытий политических, социальных, анализировать какие-то историче ские события, факты;
• музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музы кой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, т.д.
Что касается таких признаков, как характер контактов, продолжитель ность проекта и количество участников проекта, то они не имеют самостоя тельной ценности и полностью зависят от типов проектов, выбранных по на званным выше признакам.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он пре вращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Из меняется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и рабо ту учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащих ся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
§2Развитие познавательной активности средствами метода проектов
1.2.1. Сущность понятия « познавательная активность».
Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности.
Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения учащегося в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности.
Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность». В содержании понятия «познавательная активность», как показывает проведенное исследование, можно выделить несколько направлений.
Ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию.
Общеизвестно, что человеку свойственно стремление к познанию. Это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни.
Естественное стремление к познанию развивается в учебном процессе при его регулировании со стороны педагога и организации учебной деятельности школьника так, чтобы в нее вовлекались разные стороны его психической деятельности, подобно другим сферам его жизни, например, в беседах, играх, занятиях в семье или при встречах с товарищами.
Достаточно популярна и другая точка зрения: познавательная активность понимается как характеристика деятельности младшего школьника: ее интенсивность и напряженность. Множество работ отечественных педагогов посвящено проблеме активизации учебного процесса. Например, П. Н. Груздев и Ш. Н. Ганелин, Р. Г. Ламберг, они исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и делают вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности.
Вот что пишет Т. И. Шамова: « Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей».
Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.
Преимущественно, проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, как свидетельствует анализ литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов. Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения».
Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся начальных классов и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности, приемов логического мышления.
Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.
Некоторые ученые определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.
Понятие «развитие» общепризнанно в педагогике и психологии. Д. Б. Эльконин отмечает: «развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновения отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед». Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательног опыта.
Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности:
- Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
- Поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
- Творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.
Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
М.Н. Скаткин обращает внимание на то, что учебно-познавательная деятельность школьника связана не только с мышлением, но и с вниманием, памятью, а также волевыми процессами, на повышение интенсивности которых и должна быть направлена активизация их деятельности.
Н.А. Менчинская различает в управлении процессом учения две формы, которые отличаются степенью активности учащихся. Первая предполагает жесткую регламентацию деятельности ученика, причем система действий дается в готовом виде (в виде алгоритмов, памяток действий). А вторая форма - направление учащихся на решение поисковых задач, постановка перед ними задач проблемного типа. Именно такая форма управления ведет к воспитанию активности.
Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым мотивацию к учебной деятельности.
Таким образом, понятием "активизация" охватывается любое стимулирование учебно-познавательной деятельности. В соответствии с этим мы имеем дело с различными ступенями активности с помощью знаний, которые направлены на активизацию различных мыслительных процессов:
1) процесса памяти,
2) процесса логического мышления на базе имеющихся знаний,
3) творческой деятельности и поиска новых знаний.
Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления
Таким образом, на основании проведенного анализа, мы для себя определяем познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.
1.2.2. Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащегося
Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательной активности и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности учителя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Только применение активных методов, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, причём с самого начала процесса обучения, ведёт к активности в постоянном овладении знаниями и применением их на практике.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
Особая педагогическая значимость проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что она является практическим целенаправленным действием, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;– актуализирует субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе; идет от потребностей и интересов детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирует детскую самостоятельность;– выводит педагогический процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Возрастные и психологические особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком сложные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности и привлечь множество вспомогательных дидактических материалов (памятки, инструкции, шаблоны). Разумеется, детям необходима помощь со стороны родителей и учителей-предметников.
1.2.3.Организация проектной деятельности учащихся.
В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе на всех ступенях образования; находит свое отражение в научных изысканиях многих педагогов (А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянская, Н.В. Иванова, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко и др.). Организация проектной деятельности учащихся (К вопросу о креативных образовательных технологиях) Е.Г. Новолодская.
Метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей:
– предполагает взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели и получению продукта совместной деятельности;
– обеспечивает единство и преемственность различных сторон образовательного процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков;
– предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности,
-приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
– служит средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания таких качеств личности, как целенаправленность, изобретательность, настойчивость;
– включает формирование у детей навыков по организации и использованию рабочего пространства и времени, умений оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
– ориентирован на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять и прогнозировать, формирует адекватную самооценку. В качестве средства обучения проектная деятельность позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
Непременным условием проектной деятельности является наличие выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Этапы творческого процесса, выделенные П.Н. Андрияновым, имеют отчетливо выраженные промежуточные результаты:
– обоснование, осознание и принятие идеи (результат: принятая идея –задача),
технологическая обработка идеи (результат: ее доведение до возможности практической реализации);
– практическая работа над идеей (результат: практическая реализа_
ция);
– апробирование объекта в работе,
доработка и самооценка творческого решения идеи (результат: анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества).
Как креативная педагогическая технология метод проектов сочетает ряд взаимосвязанных функциональных категорий:
– интегративная, подразумевающая совместную деятельность учащихся, учителей и родителей, которая может включать различные направления: учебно-познавательное, игровое, трудовое, творческое, природоохранное,валеологическое,прикладное,ознакомительно-ориентиро
вочное и пр.;
– программно_целевая, суть которой состоит в том, что реализаципроекта обусловлена общественно и личностно значимой целью и предусматривает поэтапную программу действий по ее достижению, т.е. структурирование содержательной части проекта с распределением обязанностей среди детей;
– деятельностная: организация проектной деятельности укладывается в структуру «мотив – проблема –цель – задачи – методы и способы –план – действия – результат – рефлексия» и ориентирована на актуализацию субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе;
– интеллектуальная: при реализации проекта происходит формирование и развитие поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы учащихся;
– креативная: главная идея проектной деятельности – развитие свободной творческой личности школьника, его самореализация через проживание «ситуации успеха» (успех в работе закрепляет в сознании ребенка все удачные ступени деятельности, которые в дальнейшем будут использоваться как собственный опыт и «открытия», а значит, ребенок будет заинтересован в результатах своих действий и научится нести за них ответственность);
– стимулирующая: способствует повышению личной уверенности у каждого участника проекта, давая ему возможность почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать проблемные ситуации;
– коммуникативная: сотрудничество с товарищами расширяет круг межличностных взаимоотношений, обогащает коммуникативную сферу личности ребенка, совместная творческая работа с родителями улучшает взаимопонимание в семье, происходит осознание значимости коллективной работы, роли сотрудничества и сотворчества в позитивном созидании себя и окружающей среды;
– ценностно_ориентационная: через самореализацию и самоактуализацию ученик продвигается от «Я_концепции» к «Мы_концепции», осознает ценность взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми и возможность их сохранения и приумножения путем самосовершенствования; через сознательное усвоение социальных норм у школьника вырабатываются собственные ценностные ориентации, свой стиль жизни, в том числе основанный на здоровом образе жизни.
К ведущим принципам организации проектной деятельности учащихся можно отнести следующие:
– последовательность в планировании и осуществлении проекта;
– регулярность (проект носит кольцевой характер: при подведении итогов работы учащиеся возвращаются к цели, которая была поставлена вначале, и убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился жизненный опыт, что влияет на положительную мотивацию в учении);
– динамичность (проект должен иметь разумные временные рамки);
– учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, возможностей и способностей учащихся;
– гуманность: добровольность участия, тактичное рассмотрение всех предложенных детьми вариантов решения проблемы;
- равенство всех членов команды, каждый из которых имеет право на ошибку, свое мнение, отказ от участия в проекте или, напротив, на согласие участвовать одновременно в различных проектах в различных ролях, на выход из проекта в любой момент, разработку своего, нового проекта;
– инициативность: значимость для детей предполагаемых результатов проекта, поддержка инициативы, ориентация на творческую деятельность несет мощный положительный заряд, создает благоприятный микроклимат, атмосферу заинтересованности и неравнодушия к общему делу;
– гедонизм: участники проекта должны получать удовольствие от совместного общения и выполнения задания; через творческую работу, через созидание самих себя и предметно-пространственной, природной и социальной среды ученики включаются в процесс жизнетворения, получают от этого моральное удовлетворение, приобретают умение преодолевать негатив волевыми усилиями;
– творческое партнерство: создание атмосферы сотрудничества, вовлечение родителей и других взрослых в проектную работу;
– самодеятельность (самостоятельность и индивидуальность): реализация проекта осуществляется посредством включения детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в тесном контакте с объектами социальной среды; учащиеся сами намечают программу действий и активно ее выполняют, ответственность за конечный результат несут все члены группы;
– здоровьетворение: создание творческого поля деятельности является мощным стимулом в приобщении учащихся к здоровому стилю жизни; творчество выступает действенным профилактическим средством, альтернативой вредным пристрастиям – у детей возникают новые интересы, новые ориентиры деятельности, формируется новая система ценностей; в ходе реализации валеологических проектов ребята занимаются само_ оздоровлением, при выполнении экологических проектов активно способствуют здоровьетворению предметно-пространственной и природной среды;
– развитие: повышение готовности учащихся к проектной деятельности, достижение определенной «зрелости», развитие творческих навыков, самооценки и пр.; – новизна и оригинальность: проектная деятельность является творческой по своей сути, так как в результате ее создается продукт, отличающийся новизной и оригинальностью; при этом необходимой составляющей проектирования является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач;
– результативность: деятельность школьников направлена на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностнозначимой и социально детерминированной задачи;
– завершенность и презентативность: проект должен быть доведен до логического завершения и представлен (защищен), с тем чтобы у каждого ребенка осталось чувство гордости за полученный результат.
Таким образом, в педагогическом и креативном контексте проект – это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно_поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, ее созидания и креативного пребывания в ней, с сохранением при этом своего «Я», свого позитивного отношения к жизни.
Глава 2.
Опыпто - экспериментальная проверка эффективности метода проектов как средства развития познавательной активности младших школьников
§2.1 Состояние познавательной активности младших школьников
Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития. Специальные исследования, однако, показывают, что при преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает стихийно. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, мы предположили, что целенаправленное развитие познавательных процессов детей – достаточно важная задача.
В реальной действительности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательных сфер в целом, а значит и на познавательную активность в частности.
Экспериментальная работа осуществлялась в общеобразовательной школе № 57 г. Брянска.В экспериментальном исследовании принимали участие дети 3 и 4 классов. Всего участвовало 24 уч-ся. В экспериментальную группу вошло 12 человек.
Средний возраст детей 9 – 10 лет.
Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап – констатирующий срез.
Цель: диагностика исходного уровня развития познавательных процессов, таких как внимание, память и мышление.
Для диагностики устойчивости внимания использовали методику Шульте (числовой вариант).
Испытуемому поочередно предлагали две таблицы, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25.
А
11 | 3 | 14 | 21 | 10 |
23 | 18 | 7 | 4 | 17 |
1 | 16 | 25 | 12 | 8 |
19 | 24 | 22 | 2 | 15 |
13 | 5 | 9 | 20 | 6 |
Б
19 | 1 | 17 | 6 | 22 |
13 | 15 | 12 | 2 | 25 |
4 | 20 | 16 | 10 | 7 |
14 | 9 | 5 | 3 | 21 |
8 | 24 | 18 | 23 | 11 |
Ребенок должен как можно быстрее отыскать все числа по порядку, начиная с одного, показывая и называя их вслух. Второе задание – отыскать числа в убывающем порядке, начиная с 25. Норма для выполнения задания – 1 минута.
Во избежание запоминания детьми местонахождения чисел одной и той же таблицей мы не пользовались более двух раз.
Эта проверка проводилась с каждым ребенком индивидуально, в тихой и спокойной обстановке. Мы сажали ребенка за отдельный стол, где находились необходимые для работы предметы: бланк с заданием, ручка, секундомер. Затем ребенку объяснялось задание, выяснялось, понял ли он его, и начало выполнения задания отмечалось включением секундомера.
Для определения объема кратковременной и оперативной зрительной памяти можно использовать нижеприведенную методику.
Используется стимульный материал, изображённый на рисунке 1. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу квадрат с девятью точками.
Инструкция:
«Сейчас мы поиграем. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребёнку последовательно, на 1-2 сек., показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 2) за 15 сек.
Оценка результатов:
10 баллов - очень высокий уровень развития,
8-9 баллов - хороший,
4-7 баллов - средний,
0-3 балла- низкий.
Рис. 1 Стимульные изображения ломаных линии для методики определения объёма кратковременной и оперативной зрительной памяти.
Рис. 2 Трафаретные рамки для воспроизводства стимульных изображений в методике определения объёма кратковременной зрительной памяти.
Кратковременная память необходима человеку для отбора нужной и отсеивания ненужной информации. Методика исследования кратковременной памяти изложена в книге «Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других».
Методика исследования кратковременной памяти
Описание.
Испытуемый должен запомнить, а затем записать максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы.
15 | 39 | 87 | 23 |
94 | 65 | 79 | 46 |
83 | 19 | 94 | 52 |
По количеству правильно воспроизведенных чисел проводится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти
- 10-12 единиц – хороший уровень.
- 6-9 единиц – средний уровень,
- 3-5 единиц - низкий уровень.
Далее определяли уровень развития мышления.
Порядок проведения опыта. Испытуемые получают бланк с 22 парами сравниваемых понятий, где 15 пар относятся к одному семантическому полю признаков, а 7 — к разным. Инструкция для испытуемых состоит в том, чтобы указать общие существенные признаки для сравниваемых пар понятий. Обратите внимание, что в инструкции не требуется обязательно найти общие признаки. Желательно регистрировать и время выполнения эк сперимента, с тем, чтобы определить индивидуальные и групповые времен ные особенности. После проведения эксперимента в группе вместе с экспе риментатором обсуждаются выделенные признаки и указывается на необ ходимость более простого и рационального решения задач. Испытуемым, не дефференцирующим характер семантических полей, указывается на необ ходимость более очевидного и рационального пути. Правильные ответы по 15 однополевым парам оценивают в баллах, результаты суммируют. Норма соответствует показателям от 10 до 15 баллов. Более низкие результаты сви детельствуют о недостаточном умении выделять и обобщать признаки поня-тий.
Материал методики «Сравнение понятий»
Укажите общие существенные признаки для следующих пар понятий.
- Утро — вечер
- Корова — лошадь
- Летчик — танкист
- Река - птица
- Дождь — снег
- Маленькая девочка — большая кукла
- Обман — ошибка
- Волк — луна
- Ботинок — карандаш
- Золото — серебро
- Молоко — вода
12. Сани — телега
13. Очки — деньги
- Озеро — река
- Поезд— самолет
- Стакан — петух
- Ось — оса
- Яблоко — вишня
- Лыжи — коньки
- Красный — зеленый
- Ворона — воробей
- Ветер — соль
Список правильно выделенных признаков для «однополевых» пар понятий:
1 Часть (время) суток.
- Домашние (сельскохозяйственные) животные.
- Военная профессия (управление военной техникой).
- Атмосферные осадки.
- Внешнее сходство, аналогия, размер, игра,
- Причинно-следственное искажение действительности.
- Драгоценные металлы.
- Жидкость для питья.
- Сельский транспорт (гужевой транспорт),
14. Естественные водоемы.
15. Транспорт.
- Плоды фруктовых деревьев (фрукты — ягоды).
- Спортивный зимний инвентарь, зимние виды спорта.
- Цвет.
- Птицы.
Семь пар понятий относятся к семантически разным полям, и признаки между ними можно отнести к слабым, случайным, чисто внешним (напри мер, в слове «ось» столько же букв, сколько и в слове «оса», или «ботинок» и «карандаш» обозначают предметы быта). Как уже указывалось ранее, подоб ные признаки могут указывать на резонерский демагогический характер мышления.
§2.2.На констатирующем этапе эксперимента, используя различные методики, мы провели диагностику уровня развития познавательных процессов младших школьников (Таблица 2).
Таблица 2
Сравнительные данные развития познавательных процессов младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
Группа | Количество человек в группе | внимание | память | мышление | ||||||
низкое | среднее | хорошее | низкая | средняя | хорошая | низкое | среднее | хорошее | ||
Контрольная | 12 | 2 | 8 | 2 | 0 | 8 | 4 | 2 | 7 | 3 |
Экспериментальльная | 12 | 1 | 8 | 3 | 1 | 6 | 5 | 1 | 8 | 3 |
Гистограмма 1
Гистограмма сравнительных данных сформированности внимания младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
Гистограмма 2
Гистограмма сравнительных данных сформированности памяти младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
Гистограмма 3
Гистограмма сравнительных данных сформированности мышления младших школников
На основании данных диагностики (гистограммы 1 - 3) мы определили, что у младших школьников в контрольной и экспериментальных группах познавательные процессы находились примерно на одинаковых уровнях, распределение школьников по уровням оценки внутри группы и между группами равнозначно. Мы приступили к эксперименту по развитию познавательных способностей младших школьников с помощью метода проектов.
§2.2 Проверка эффективности метода проектов как средства развития познавательной активности младших школьников
Американский педагог Уильям Киллпатрик разработал проектную систему обучения, суть которой состоит в том, что дети, исходя из своих интересов, решают вместе с учителем какую-нибудь исследовательскую задачу. Включаясь в реальную деятельность, они овладевают новыми знаниями. Используя эту идею и описание алгоритма организации проектной работы с детьми Т.А. Сидорчук, А.А. Нестеренко , И.Н. Мурашковска , можно попробовать научить детей младшего школьного возраста решать практические задачи при проведении коллективных творческих дел методом проектов. Организуя проектную деятельность, мы стремились:
1. Научить младших школьников осмысленной организации коллективного творческого дела: – видеть проблему (зачем мы это делаем?);
– использовать полученные знания и умения в различных учебных ситуациях, реализуя межпредметные связи;
– планировать конечный результат;
– знать способы достижения поставленной цели.
2. Научить работать в группах.
3. Научить пользоваться различными источниками информации и способами обработки.
4. Научить публично выступать с отчетом о проделанной работе.
Стартом проекта должна служить задача, которую детям нужно решить, но способа ее решения они пока не знают. Например, мы делали проекты по созданию модели газеты к юбилею школы, проекты к праздникам 8 Марта и 23 Февраля. Возникновение проектов было связано с конкретными проблемами. Для решения этих проблем нужно выполнить ряд заданий, которые мы называем «шаги проекта»:
1. Формулируем проблему и исследовательский вопрос.
2. Собираем «копилку объектов».
3. Осуществляем их классификацию.
4. Работаем со справочниками и энциклопедиями.
5. Беседуем со специалистами.
6. Проводим наблюдения, эксперименты, формулируем вопросы.
7. Обобщаем полученные результаты.
8. Представляем проект.
Каждый ребенок в ходе работы над проектом находит свою нишу в общем деле. Младшие школьники, работая в группах, взаимно мотивируют друг друга на работу, поддерживая интерес к поиску решения проблемы.
Темы проектов младших школьников оказываются достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
Конечным итогом проектной деятельности является выделение главного и аргументирование выводов на основе систематизации знаний, а помогают в этом методы создания речевых творческих продуктов. Например, для быстрого усвоения пересказа учащимся предлагаются модели
«Раскадровка» и «Синтез пословиц».
Алгоритм работы
1. Прочитай текст.
2. Раздели его на части.
3. Составь раскадровку. Новый кадр рисуем тогда, когда меняется место действия, появляется герой либо резко меняется его настроение.
4. Обсуждаем каждый кадр:
– Что делает этот герой?
– Зачем он это делает?
– Что получает в результате?
5. Составляем пословицы по модели: Кто… (характер), тот… (результат). Кто… (действие), тот… (результат). Кто… (цель), тот… (результат).
6. Выбираем ключевые кадры и определяем мораль:
– Какие кадры для вас самые важные?
– Какая пословица для вас самая важная?
На одно и то же люди смотрят по_разному, поэтому мораль может быть у каждого своя.
7. Составляем пословицы по первому и последнему кадрам.
8. К каким кадрам подходит главная пословица? (Несколько вариантов.)
9. Подберите замену данной пословице. (Подбор знакомых пословиц.)
Целесообразно проводить эту работу на уроках литературного чтения. Так, при изучении татарской народной сказки «Три дочери» дети составили следующие пословицы: Кто думает о себе, тот будет наказан. Кто мать не почитает, тот в беду попадает. Худо тому, кто добра не делает никому. Кто жалеет, тот и разумеет. На интегрированных уроках ИЗО и развития речи можно с успехом применять модель признаков, по которым составляется описательный рассказ по портрету.
Цель: научить ребенка последовательно, связно и образно составлять рассказ по портрету, выражая свое отношение к персонажу. Список признаков:
1) обозначение имени персонажа (кто изображен на портрете, его пол и возраст);
2) объект реального или фантастического мира;
3) описание одежды, в которой изображен персонаж;
4) обозначение композиции портрета (изображение персонажа во весь рост, по пояс или по плечи);
5) обозначение места, где находится персонаж;
6) обозначение времени года, времени суток;
7) обозначение ощущений, поступающих с анализаторов;
8) обозначение объектов окружения;
9) обозначение цели действий персонажа;
10) обозначение проблемы объекта;
11) обозначение настроения (по выражению глаз, позе и колориту (цветовому решению) картины);
12) обозначение цели написания автором портрета;
13) название картины, предложенное ребенком, и авторское название.
В качестве примера приведем сочинение ученицы 4го класса:
Таинственная красота._
Перед нами портрет молодой женщины не в полный рост. Она похожа на ангела, который спустился с небес. Но это реальный мир. На ней надето пышное белое платье, похожее на легкое нежное облако. На поясе у нее атласная бирюзовая лента, расшитая золотом. На плечи накинут легкий палантин. Она позирует художнику на фоне природы. Похоже, что это конец лета, так как художник выбрал желто-зеленые краски. Женщина очень красива. На ее лице полуулыбка, и у нее внимательный взгляд. Она смотрит на нас глазами цвета шоколада. Ее густые волнистые волосы забраны в прическу. Кажется, что она думает о чем-то приятном. Я думаю, что автор нарисовал этот портрет, чтобы показать женскую красоту. Я бы назвала эту картину «Таинственная красота», а художник В.Л. Боровиковский назвал «Портрет М. Лопухиной.
Мы применяем форму работы, которая, на наш взгляд, может способствовать развитию познавательной активности. Это исследовательские задания и проекты по окружающему миру, отправной точкой работы над которыми является чтение произведений детской литературы. При разработке этих заданий мы исходили из общеизвестного постулата психологии, что восприятие мира детьми младшего школьного возраста является синкретичным. В соответствии с этим методы преподавания должны быть интегрированными, объединяющими предметы естественнонаучного и гуманитарно-художественного циклов. Для составления этих заданий мы выбрали такие произведения классической детской литературы, в которых, кроме воспитательного потенциала, содержатся рассказ о явлениях окружающего мира, его познании, решение жизненных задач. Это произведения Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского, А.П. Гайдара, В.П. Астафьева, Кира Булычева, Х.К. Андерсена, герои которых познают мир, находят выход из трудных ситуаций. Чтение или перечитывание этих произведений, безусловно, поможет в воспитании у детей активной жизненной позиции и не спровоцирует уход от трудной окружающей действительности в мир бесплодных фантазий.
Бытовые проекты
1. В романе-сказке «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Н.Носов описал, как малышки из Зеленого города радушно принимали Незнайку. Перечитай сказку и расскажи, чем угощали Незнайку. Найди в кулинарных рецептах особенности формы кондитерских изделий и опиши технологию их приготовления. Попробуй испечь какое-либо из них, соблюдая правила безопасности.
2. В рассказе «Мишкина каша» Н.Н. Носов рассказал, как неудачно пытался Мишка сварить кашу. Почему его постигла неудача? Выясни у мамы или в кулинарной книге: каково соотношение крупы и воды (молока) для различного вида каш, каков порядок приготовления той каши, которую ты любишь, какие правила безопасности надо соблюдать при приготовлении каши. Свари свою любимую кашу и опиши процесс ее приготовления.
3. В рассказе Н.Н. Носова «Заплатка» мальчик пытался отремонтировать Свои порванные; штаны. Перечитай рассказ, объясни, в чем состояло затруднение. Постарайся починить свою * прохудившуюся вещь и опиши технологию этой работы.
- В романе-сказке «Незнайка в Солнечном городе» Н.Н. Носов рассказал, как Незнайка и его друзья были в зоопарке. Организуйте творческую группу, прочитайте роман, ответьте на вопрос, что заинтересовало малышей в зоопарке, отобразите В реферате информацию об истории создания зо опарков, появлении зоопарков в Россия, наибо лее известных российских зоопарках, самых, ин тересных животных Московского (Санкт-Петер бургского) или ближайшего зоопарка.
Природа, экология
- В романе-сказке Н.Н, Носова «Незнайка в Солнечном городе» можно прочитать, как путе шествующие Незнайка и его друзья посетили Солнечный парк и увидели удивительные цветники. Что в них необычного? Сделайте (в группе) фотоальбом с наиболее красивыми цветниками вашего города, поместите в фото альбом также проекты цветников для при школьного участка.
- В сказке Х.К. Андерсена «Снеговик» опи сываются природные явления, характерные для зимы. Что это за явления? Выясни природу этих явлений, свое исследование изложи в фор ме реферата (доклада).
В сказке Х.К. Андерсена «Снежная коро лева» описывается такое интересное явление природы, как полярное сияние. Как сказочник это делает? Чем оно поразило Герду? Найди в дополнительной литературе материал о нем, оформи в виде доклада.
Таким образом, уроки с использованием метода проектов являются средством формирования успешности учения младших школьников, способствует успешному развитию познавательной активности учащихся. Данный метод представляет собой действенный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития системного, творческого мышления, формирования творческой личности, позволяет детям самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации.
§2.3 Диагностика эффективности метода проектов как средства развития познавательной активности младших школьников
Цель: проверка эффективности формирующего эксперимента.
Для выявления изменений в уровне развития познавательных процессов у детей экспериментальной группы и сравнение этих изменений с контрольной группой использовались те же методики, что и при констатирующем срезе.
Таблица результатов исследования познавательных процессов младших школьников на констатирующем и обобщающем этапах эксперимента
Контрольная группа
№ п/п | Имя, Ф. ребенка | внимание | память | мышление | |||
К.э | О.э | К.э | О.э | К.э | О.э | ||
1 | Антон С. | + | + | + | ! | ! | ! |
2 | Анна К. | ! | ! | ! | ! | + | + |
3 | Галина П. | + | + | ! | ! | + | ! |
4 | Динара З. | + | + | + | + | - | + |
5 | Захар П. | - | - | + | + | - | + |
6 | Ирина А. | + | ! | + | + | + | - |
7 | Иван Х. | + | + | + | + | + | + |
8 | Лидия С. | - | + | + | + | + | - |
9 | Мария В. | + | + | ! | + | + | ! |
10 | Мария К. | ! | ! | + | ! | ! | ! |
11 | Марат В. | + | - | + | + | + | - |
12 | Яна Р. | + | + | ! | ! | ! | + |
Таблица 4
Таблица результатов исследования познавательных процессов младших школьников на констатирующем и обобщающем этапах эксперимента
Экспериментальная группа
№ п/п | Имя, Ф. ребенка | внимание | память | мышление | |||
К.э | О.э | К.э | О.э | К.э | О.э | ||
1 | Алла Ч. | - | + | + | + | + | ! |
2 | Анна Ю. | + | ! | ! | ! | ! | ! |
3 | Андрей С | + | ! | + | ! | - | + |
4 | Дина М. | ! | ! | ! | + | + | ! |
5 | Даша А. | + | + | + | ! | ! | ! |
6 | Даша Н. | + | ! | + | + | ! | + |
7 | Ирина Е. | ! | ! | ! | ! | + | ! |
8 | Кирилл С | + | + | - | + | + | + |
9 | Нонна Д. | ! | ! | + | + | + | ! |
10 | Нина П. | + | ! | ! | ! | + | ! |
11 | Наталья Р | + | + | ! | ! | + | + |
12 | Ольга А. | + | + | + | ! | + | ! |
Условные обозначения:
Низкий уровень -- Результат улучшился -
Средний уровень - + Результат не изменился -
Хороший уровень - ! Результат стал хуже -
В ходе анализа результатов тестов и математической обработки данных был установлены качественные изменения в развитии познавательных процессов младших школьников в экспериментальной группе.
Таблица 5
Сравнительные данные развития познавательных процессов младших школьников на констатирующем и обобщающем этапах эксперимента
Группа | Количество человек в группе | внимание | память | мышление | ||||||
низкое | среднее | хорошее | низкая | средняя | хорошая | низкое | среднее | хорошее | ||
Контрольная | 12 | 2 | 8 | 2 | 0 | 8 | 4 | 2 | 7 | 3 |
2 | 7 | 3 | 0 | 7 | 5 | 3 | 5 | 4 | ||
Экспериментальная | 12 | 1 | 8 | 3 | 1 | 6 | 5 | 1 | 8 | 3 |
0 | 5 | 7 | 0 | 5 | 7 | 0 | 4 | 8 |
Из этих данных и данных анализа работ контрольной и экспериментальной группы можно сделать вывод, что качественные изменения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.
Результативность проведенной работы по развитию познавательных процессов младших школьников с использованием метода проектов очевидна и представлена в линейных диаграммах 1 - 6.
Таким образом, метод проектов – эффективное средство развития познавательных способностей детей в младшем школьном возрасте.
Диаграмма 1.Сопоставление результатов анализа внимания в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента
Диаграмма 2. Сопоставление результатов анализа памяти в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента
Диаграмма 3 Сопоставление результатов анализа мышления в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента
Диаграммы фиксируют результаты входной и контрольной диагностик, то есть делают наглядными изменения в развитии соответствующих качеств, дают представление изменений познавательных процессов у детей обеих групп. Так в экспериментальной группе не осталось детей с низким вниманием. В начале эксперимента хорошее внимание было у трех человек, в конце - у семи.
§2.5.ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Работа над проектом всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творчества. Метод проектов развивает внимание, память, мышление, и другие психические процессы; формирует способы умственной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать обобщения.
Мы пришли к выводу: если включать метод проектов в учебную деятельность младших школьников, способствующий интеллектуальному развитию каждого ребенка через знакомство с окружающим миром; соеди нить обучающую, воспитательную, развивающую, деятельности, то развитие познавательных процессов детей в младшем школьном эффективно.
Заключение
Использование метода проектов является составной частью технологического обучения школьников, которое осуществляется в рамках личностно ориентированной, развивающей концепции.
В младших классах актуальность технологии как учебного предмета высока в плане овладения основами проектной деятельности, трудовыми операциями и в плане возможностей развития возрастных особенностей личности, что способствует улучшению качества знаний, формирует полноту восприятия действительности.
Метод проектов является значимым способом модернизации и интенсификации процесса учения, в котором происходит активное формирование психологических новообразований личности младшего школьника.
Итак, к важным факторам проектной деятельности мы относим:
– рост познавательной, творческой активности учащихся;
– раскрытие их творческого потенциала;
– активизацию субъектной позиции;
– формирование самостоятельности и ответственности;
– стимулирование самореализации;
– повышение мотивации учащихся при решении задач;
– смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
– создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.
В заключение отметим, что самореализация учащихся в учебно-творческой деятельности должна быть организационно оформленной. Необходимо создавать благоприятные условия для самостоятельной творческой деятельности школьников, но также необходимо умело направлять эту деятельность
Литература
- И.В. Алёхина, Н.В. Матяш, Т.А. Павлова. Психология: практический курс.психология человека. Часть 1. – Брянск: Издательство БГПУ им. Акдемика И.Г. Петровского, 1998.
- Гузеев, В.В. Проектное обучение как одна из интегральных технологий / В.В. Гузеев // Метод проектов. Вып. 2 / Белорус. гос. унт, Центр проблем развития образования, Республиканский инт высшей школы БГУ. – Минск РИВШ БГУ, 2003.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
- Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно ориентированного образования: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. РостовнаД., 2004.
- И. Книгина. Энциклопедия тестов для детей.- Издательство «Арнадия», 1997.
- Под общей редакцией В.С. Кукушкина. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов.- Серия «Педагогическое образование».- Ростов н/Д: издательский центр «Март»,2002.
- Под редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии.- СПб..Питер,2000.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьниковКнига для учителя нач. классов. – М.,2004.
- Мурашковска, И.Н. Неделя проектов / И.Н. Мурашковска // Школьные технологии. – 2001. – № 1. – С. 183–188.
- Немов Р.С. психология Учеб. Для студ.высш.пед.учебн.заведений: в 3 кн.- 3-е изд.- М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
- 6.Петровский В.А. Психология неадаптированной активности – М., 1992.
- 7.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы. –М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2001.
- 8.Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов и ответов. –М., 2004.
- 9.Подласый И.П. Педагогика. –М., 2003.
- 10.Сластенин А.С. Педагогика. –М., 2004.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1999 - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
- Талызина Н.Ф. Формирование познават. деят-ти уч-ся. - М., 1983,
- В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова,Е.Н.Корнеева и др.;Познавательные процессы и способности в обучении.- М.: Просвещение, 1990.
- Шамова Т.И. активизация учения школьников. - М., Педагогика, 1983, с. 208
- Шумаков Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей в школе. // Учителю об одаренных детях. - М., 1997
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М., Просвещение, 1979,
- Эльконин Д.Б. Избранные педагогич. труды. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М., 1989
Содержание
Введение 1
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования
метода проектов как средства развития познавательной
активности младших школьников 4
§1 Понятие «Метод проектов» 4
1.1.1. Сущность метода проектов 4
1.1.2. Типология учебных проектов 6
§2 Развитие познавательной активности средствами
метода проектов 10
1.2.1Сущность понятия «познавательная активность» 10 – 15
1.2.2.Метод проектов как средство развития
познавательной активности 15 – 16
1.2.3. Организация проектной деятельности учащихся 16 – 22
Глава 2. Опыпто - экспериментальная проверка эффективности
метода проектов как средства развития познавательной
активности младших школьников 22 – 43
§2.1Состояние познавательной активности младших
школьников 22 – 31
§2.2. Проверка эффективности метода проектов
как средства развития познавательной
активности младших школьников 31 – 38
§2.2.Диагностика эффективности метода проектов
как средства развития познавательной
активности младших школьников 38 – 42
§2.3 Выводы по 2 главе 42 – 43
Заключение 44 – 45
Литература 46 – 47
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья.Тестовые задания-одно из средств развития познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения.
Вот уже несколько лет я успешно применяю тестовые технологии в работе над текстом на уроках литературного чтения. Недавно я опубликовала ряд тестовых заданий для у...
Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов
Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...
Учебно – дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся.
Дидактические игры относятся к виду «игр по правилам», в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером ...
Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся
Эта презентация была использована на педсовете, посвященном учебно-дидактическим играм,которые нужно использовать на уроках и не надо относиться к ним как к устаревшим формам работы....
"Игровые технологии как средство развития познавательной активности учащихся".
выступление на район...
Метод проектов как средство развития познавательной активности школьников
Метод проектов, статья...
«Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов на уроках и внеурочное время»
Данный материал представлен на МО начальной школы как фрагмент методичекой темы учителя. Это некоторые методы, которые учитель начальных классов может применять на уроках для эффективной работы с учащ...