Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2022– 2023 учебный год составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования по окружающему миру, примерной программы общеобразовательных учреждений, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1 – 4 классы»
Количество учебных часов в год – 68, в неделю – 2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_2_klass_o.m.doc | 284.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2022– 2023 учебный год составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования по окружающему миру, примерной программы общеобразовательных учреждений, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1 – 4 классы»
Для реализации программного содержания используются:
- учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, Москва; «Просвещение». 2016г.
- Тесты «Окружающий мир» А.А.Плешаков, Москва «Просвещение» 2018г.
Цели курса
Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи курса:
- Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
- Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
- Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
- Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
Количество учебных часов в год – 68, в неделю – 2.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(в соответствии с ФГОС)
Личностные результаты: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир; воспитание уважительного отношения к своей стране; умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию; способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира; способность успешно осуществлять учебную деятельность; умение проводить опыты, наблюдения; способность успешно осуществлять взаимодействие с участниками в учебной деятельности; владение методами представления полученной информации (моделирование, рассуждение, описание и др); понимание роли человека в обществе; принятие норм нравственного поведения в природе; готовность и способность к саморазвитию и самообучению; воспитание любви к своей семье; воспитание гуманного отношения к людям; умение соотносить информацию с имеющимися знаниями; формирование основ экологической культуры; формирование основ экологической культуры; понимание особой роли России в мировой истории; воспитание чувства гордости за национальные достижения; принятие норм нравственного поведения в природе.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД: умение различать государственные символы, ориентироваться в понятиях; умение различать город и село; воспитание любви к родному краю; способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ); умение классифицировать объекты по существенным признакам; ориентироваться в разнообразии способов решения задач: экологически сообразные правила поведения в природе; умение классифицировать объекты по существенным признакам; владение способами организации, планирования различных видов деятельности
( исследовательской, поисковой и др.), понимание специфики каждой; владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, чтение и др.); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связи; воспитание любви к родному краю;
Регулятивные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста иллюстрации; умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, рассуждать и проверять свои выводы; умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связи; установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму; умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки; умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; умение моделировать различные ситуации, опасные для детей; умение моделировать различные ситуации в школе и дома; умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира; умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.
Коммуникативные УУД: способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира; владение способами организации, планирования различных видов деятельности (творческой, поисковой и др.); владение рассуждением, описанием, сравнением; способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ и др.); владение методами представления полученной информации (моделирование, рассуждение, описание и др.); умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
Учащиеся должны знать/уметь:
1.Организация учебного труда
- Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
- Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
2.Работа с книгой и другими источниками информации
- Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
- Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.
3.Мыслительные умения
- Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.
- Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
- На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.
- Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
- Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
- Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
- Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
3. СОДЕРЖАНИЕ
Где мы живём? (3 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (21 час)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья , кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их родина. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе(осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.)Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями
Жизнь города и села (12 часов)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский .Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность. сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля- составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры , их охрана.
Профессии людей , занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. Сезонные изменения в природ: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (10 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека- его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (5 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости(дома, в школе, на улице).Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом..Культура поведения в общественных местах( в магазине, кинотеатре, транспорте)
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (17 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток). Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов по р/п | Всего часов по плану |
1 | Где мы живем? | 3 | 3 |
2 | Природа | 21 | 21 |
3 | Жизнь города и села | 12 | 10 |
4 | Здоровье и безопасность | 10 | 10 |
5 | Общение | 5 | 6 |
6 | Путешествия | 17 | 15 |
ИТОГО | 68 | 65 | |
Резерв | 3 |
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсальные учебные действия | Кол-во часов |
1 четверть (18 часов) | |||||
Где мы живём? (3 часа) | |||||
1 | Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём. | Знание названия нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где проживаем; умение называть свой адрес в мире, давать устное описание объектов окружающего мира. | Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы. | 1 | |
2 | Стартовая диагностика. Россия – священная наша держава. | Знание символов России – герба, флага, гимна. Умение оценивать свои достижения на уроке. | Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации. | 2 | |
3 | Что нас окружает. Наше отношение к окружающему. | Знание, что нас окружают предметы живой и неживой природы; умение различать объекты живой и не живой природы. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | 3 | |
Природа (21 час) | |||||
4 | Живая и неживая природа. | Знание названий времён года, основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных. Умение различать объекты живой и неживой природы. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | 1 | |
5 | Явления природы. | Знание понятия «явления природы», основных свойств воздуха и воды. Умение различать объекты природы и предметы, созданные человеком. | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | 2 | |
6 | Как измеряют температуру. Практическая работа № 1 «Измерение температуры». | Знание понятия «температура», правил измерения температуры, названий времён года. Умение определять температуру воздуха, человека, воды. | Умение читать и составлять простые схемы. | 3 | |
7 | Что такое погода. | Знание понятия «погода», названий времён года, названий осенних месяцев. Умение отмечать погоду в дневнике наблюдений, определять признаки осенних изменений в природе, определять температуру воздуха, человека, воды. | Установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму. | 4 | |
8 | В гости к осени. Экскурсия № 1. | Знание правил поведения на экскурсии. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе. | Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях. | 5 | |
9 | Неживая природа осенью. | Знание признаков осени, названий осенних месяцев, основных свойств воздуха и воды. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | 6 | |
10 | Живая природа осенью. Перелётные птицы. | Знание признаков осени, названий осенних месяцев, основных свойств воздуха и воды, перелётных птиц. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | 7 | |
11 | Звёздное небо. | Знание понятий: «звёздное небо», «созвездие». Умение работать с картой звёздного неба, решать практические задачи с помощью наблюдения. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | 8 | |
12 | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами». | Знание понятий «горная порода» и «минерал», названий и отличие горных пород от минералов. Умение различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы. | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | 9 | |
13 | Про воздух. | Знание основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных. Умение определять свойства воздуха, температуру воздуха и воды. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | 10 | |
14 | Вода в жизни человека. | Знание, где используется вода, как и почему загрязняется. Умение называть свойства воды, роль воды в живой природе, называть очистительные сооружения. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | 11 | |
15 | Какие бывают растения. Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав». | Знание, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; лиственные и хвойные деревья; знание 2-3 растений, занесённые в Красную книгу. Умение определять растения, называть дикорастущие и культурные растения своего края. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | 12 | |
16 | Какие бывают животные. Проверочная работа. | Знание общих условий, необходимых для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными; знать 2-3 животных, занесённых в Красную книгу. Умение раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | 13 | |
17 | Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. | Знание понятия «невидимые нити в природе». Умение устанавливать взаимосвязи. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | 14 | |
18 | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». | Знание дикорастущих и культурных растений. Умение делить растения на дикорастущие и культурные; различать части растений; отображать их на рисунке. Умение оценивать воздействие человека на природу. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | 15 | |
2 четверть (14 часов) | |||||
19 | Дикие и домашние животные. | Знание общих условий для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными. Умение раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | 16 | |
20 | Комнатные растения. Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями». | Знание особенностей выращивания комнатных растений. Умение выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | 17 | |
21 | Животные живого уголка. Про кошек и собак. Практическая работа №6 «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка». | Знание представителей живого уголка, правил ухода за животными живого уголка. Умение называть редкие породы кошек и собак, характеризовать условия жизни кошек и собак. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | 18 | |
22 | Красная книга. | Знание истории создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение устанавливать взаимосвязи в природе. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | 19 | |
23 | Будь природе другом. | Знание историй создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение объяснять экологический знак. | Умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации. | 20 | |
24 | Обобщающий урок по теме «Природа». Тест №1. | Знание истории создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение объяснять экологический знак. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | 21 | |
Жизнь города и села (10 часов) | |||||
25 | Город и село. Наш дом. Проект «Родной город». | Знание понятия «город» и «село», названий строительных машин, составных частей экономики, понятий «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». Умение отличить город от села. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | 1 | |
26 | Что такое экономика. | Знание понятия «экономика», названий строительных машин, составных частей экономики, названий товаров. Умение отличить город от села. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | 2 | |
27 | Что из чего сделано. За покупками. | Знание материалов и объектов труда, составных частей экономики, названий товаров, названий профессий. Умение определять материалы, из которых сделаны товары. Умение классифицировать товары. | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | 3 | |
28 | Строительство и транспорт. Виды транспорта. | Знание понятий «транспорт», видов транспорта, названий профессий. Умение приводить примеры видов транспорта. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | 4 | |
29 | Промежуточная диагностическая работа. | Знание составных частей экономики, понятий: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». | 5 | ||
30 | Культура и образование. Все профессии важны. | Знание понятий: «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение»; названия профессий. Умение называть профессии в сфере образования и культуры. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | 6 | |
31 | В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 2. | Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе. | Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | 7 | |
32 | Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц. | Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе. | Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | 8 | |
3 четверть (20 часов) | |||||
33 | Невидимые нити в лесу. | Знание понятия «невидимые нити в лесу». Умение устанавливать взаимосвязи. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | 9 | |
34 | Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». Тест №2. | Знание понятий «город» и «село», названий строительных машин, состав-ных частей экономики, понятий: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». Умение отличить город от села. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | 10 | |
Здоровье и безопасность (10 часов) | |||||
35 | Строение тела человека. | Знание основных систем органов человека, их роль в организме; правил сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни». Умение определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов человека. | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | 1 | |
36 | Если хочешь быть здоров. | Знание основных систем органов человека, их роль в организме; правил сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни». Умение определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов. | Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | 2 | |
37 | Поговорим о болезнях. | Знание понятия «болезнь», правил сохранения и укрепления здоровья. Умение проводить профилактику болезней. | Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | 3 | |
38 | Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц». | Знание правил поведения на дороге, в транспорте; дорожных знаков ПДД. Умение выполнять правила дорожного движения. | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | 4 | |
39 | Домашние опасности. | Знание правил обращения с электроприборами и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. Умение выполнять правила безопасности дома. | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | 5 | |
40 | Пожар. | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать дома; правил противопожарной безопасности, правил поведения в социальной среде. Умение выполнять правила безопасности дома. | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | 6 | |
41 | Лесные опасности. | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать в лесу, знать съедобные и ядовитые грибы, правил экологической безопасности. Умение правильно вести себя на природе. | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | 7 | |
42 | Как нужно купаться. | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать на воде, правил экологической безопасности. Умение правильно вести себя на природе. | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | 8 | |
43 | Очень подозрительный тип. | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать в социальной среде, как вести себя с незнакомцами. Умение выполнять правила безопасности с незнакомыми людьми. | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | 9 | |
44 | Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест №3. | Знание правил безопасности в лесу, на воде, в социальной среде, дома, на дороге. Умение выполнять правила безопасности. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | 10 | |
Общение (6 часов) | |||||
45 | Наша дружная семья. | Знание понятий: «культура общения», «семья». Умение выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе. | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. | 1 | |
46 | В школе. | Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. | 2 | |
47 | Правила вежливости. | Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. | 3 | |
48 | День рождения. Практическая работа № 8 «Отработка основных правил этикета». | Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. | 4 | |
49 | Мы – зрители и пассажиры. Проверочная работа. | Знание понятий: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Умение выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре. | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации. | 5 | |
50 | Обобщающий урок по теме «Общение». Тест №4. | Знание понятий: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Умение выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре. | Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов. | 6 | |
Путешествия (15 часов) | |||||
51 | Посмотрите вокруг. | Знание понятия «горизонт», условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. | Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. | 1 | |
52 | Для чего нужен компас. Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу». | Знание правил определения сторон горизонта с помощью компаса, условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. | 2 | |
4 четверть (16 часов) | |||||
53 | Формы земной поверхности. | Знание формы земной поверхности, условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. | 3 | |
54 | Водоёмы. | Знание понятия «водоём», правил поведения у водоёма. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. | 4 | |
55 | В гости к весне. Экскурсия №3. | Знание признаков весны, названий весенних месяцев, три названия раннецветущих растений. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе. | Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | 5 | |
56 | Путешествие по родной стране. | Знание названия родной страны, условных обозначений сторон горизонта. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины. | Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира. | 6 | |
57 | Что такое карта и как её читать. Практическая работа № 10 «Освоение основных приёмов чтения карты». | Знание понятия «карта», условных обозначений на карте. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины. Показывать на карте город Москву, 1-2 города России. | Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира. | 7 | |
58 | Путешествие по Москве. Московский Кремль. | Знание столицы России, правил работы с картой, достопримечательностей Москвы. Умение показать на карте город Москву – столицу России, называть 2-3 достопримечательности. | Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира. | 8 | |
59 | Город на Неве. | Знание правил работы с картой, достопримечательностей Санкт-Петербурга. Умение показать на карте город Санкт-Петербург, называть 2-3 достопримечательности. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | 9 | |
60 | Путешествие по Оке. | Знание правил работы с картой, достопримечательностей городов на Оке. Умение показать на карте города на Оке. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | 10 | |
61 | Путешествие по планете. | Знание условных обозначений сторон горизонта. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | 11 | |
62 | Страны мира. | Знание стран мира. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, страны, столицу. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | 12 | |
63 | Путешествие в космос. Тест № 5 за учебный год. | Знание фамилии первого космонавта, 2-3 созвездий. Знание материала, изученного во 2 классе. Умение работать с картой звёздного неба, ориентироваться на местности с помощью компаса. | Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов. | 13 | |
64 | Обобщающий урок по теме «Путешествие». Итоговая диагностическая работа. | Знание материала, изученного во 2 классе. Умение применить свои знания при выполнении итоговой диагностической работы. | Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов. | 14 | |
65 | Впереди лето. | Знание признаков сезонных изменений в природе летом. Умение проводить наблюдения за летними изменениями в живой и неживой природе. | Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | 15 | |
66-67 | Повторение пройденного. | Повторить и обобщить знания по пройденному материалу. | Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | 16 |
- БАНК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Входная контрольная работа
1. Как называется наша страна?
а) Республика Южная Осетия; г) Республика Армения;
б) Российская Федерация; д) Турецкая республика
в) Республика Беларусь; е) Украина.
2. Как называется столица нашей страны?
а) Москва; б) Краснодар; в) Армавир.
3. Какой язык признан государственным языком Российской Федерации?
а) русский; б) китайский; в) английский.
4. Определи русский народный праздник?
а) Масленица; б) Сурхарбан; в) Сабантуй.
5. Как называется кремлёвская башня с курантами.
а) Спасская; б) Царская башня; в) Сенатская башня.
6. Какую фигуру образуют звёзды Созвездия Большая Медведица?
а) ковш; б) чаша; в) кувшин.
7. Что такое Солнце?
а) огромный раскалённый шар;
б) густой туман;
в) звезда-карлик
8. Какой камень состоит из раковин морских животных?
а) известняк; б) гранит; в) уголь.
9.Что образуется на месте цветка, когда он отцветает?
а) соцветие; б) шишка; в) плод с семенами.
10. Как правильно назвать лист хвойного дерева?
а) колючка; б) иголка; в) хвоинка.
11. Закончи предложение:
Насекомые – это животные, у которых ____________________________
12.Чем покрыто тело рыб?
а) шерстью; б) перьями; в) чешуёй.
13. Как называют животных, тело которых покрыто перьями?
а) птицы; б) рыбы; в) звери.
14. Определи птиц?
а) петух; б) бабочка; в) летучая мышь; г) белка – летяга.
16. Животные тело, которых покрыто шерстью - это __________________
Установи соответствие:
Дикие животные * * медведь
*кошка
* кабан
*лось
Домашние животные * * корова
*лошадь
* собака
17. Соедини стрелками верные утверждения:
1)Пожарная служба* * «02»
2)Газовая служба * * «03»
3)Полиция * * «01»
4)Скорая помощь* * «04»
18. Какую форму имеет наша Земля?
1) круг 2) квадрат 3) шар 4) треугольник.
19. Главным источником света и тепла на земле является:
1) Солнце; 2) Луна; 3) Звёзды.
20. Кто такой отправитель?
А) Это тот, кто доставляет письмо.
Б) Это тот, кто отправляет письмо.
В) Это тот, кто получает письмо.
21. Вода в реке:
А) сладкая; Б) солёная; В) пресная.
22. Выбери верное утверждение:
А) Заплывай на пляже за буйки;
Б) Ныряй в незнакомых местах;
В) Купайся только под присмотром взрослых.
23.Определи свойства снега и льда. Установи соответствие стрелочками.
Снег* *бесцветный
*белый
*прозрачный
Лёд * * непрозрачный
*хрупкий
*рыхлый
24. Что необходимо растениям для жизни?
1) тепло; 2) холод; 3)вода; 4) лёд; 5)свет; 6) воздух.
25. Найди детёнышей. Установи соответствие:
Корова * *жеребёнок
Лошадь * *телёнок
свинья * *щенок
белка * *поросёнок
собака * *бельчонок
26. Когда птицы нуждаются в заботе человека?
А) летом; Б) осенью; В) зимой; Г) весной.
27. Установи соответствие:
Зимние месяцы* * май
*декабрь
Весенние месяцы * * март
*октябрь
Летние месяцы* *июль
*сентябрь
Осенние месяцы* * август
*январь
28. Сколько месяцев в году?
А) 10 Б) 11 В) 12
29. С какого месяца начинается год?
А) декабрь; Б) май; В) январь.
30.С какого возраста можно кататься на велосипеде по улицам и дорогам?
1) с 14 лет; 2) с 13 лет; 3) С 12 лет.
31. Выберите верное утверждение:
1) Луна – естественный спутник Земли;
2)Луна сама испускает свет.
3)На Луне живут люди.
32. Что люди посылают на Луну?
1) луноходы; 2) самолёты; 3) вертолёты.
33. Когда в небе появляется радуга?
1)когда идёт дождь;
2) когда светит солнце;
3)когда светит солнце и идёт дождь.
34. Сколько цветов в радуге?
1) 7. 2) 8. 3) 9.
35. Какие предметы нужно взять с собой ребятам, если они пойдут на прогулку в лес? Подчеркни.
Карандаши, фотоаппарат, магнитофон, альбом, фломастеры, сачок, нож, рогатка, зажигалка.
36. Установи соответствие:
Перед сном нужно* *почистить зубы
*играть в шумные игры
*драться
Перед сном нельзя * *проветривать комнату
*почитать книгу
*смотреть страшные фильмы
37. Подчеркни названия овощей одной чертой, названия фруктов двумя чертами.
чеснок лук помидор
лимон огурец груша
виноград банан яблоко
апельсин морковь свёкла
38. Кто был первым человеком, полетевшим в космос?
1) Герман Титов; 2) Валентина Терешкова; 3) Юрий Гагарин.
Итоговая контрольная работа
Часть1
В заданиях 1-10 выбери правильный ответ.
1. Что относится к живой природе?
а) луна
б) камень
в)береза
г) облако
2. Как правильно записать показание термометра "пять градусов тепла"?
а) +5°;
б) -5°;
в) +5г.;
г) 5°.
3. Какое из этих растений является культурным?
а) подорожник;
б) пшеница;
в) крапива;
г) репейник.
4. В какой группе растений перечислены только деревья?
а) зверобой, ромашка, клен;
б) брусника, черника, голубика;
в) осина, яблоня, сосна;
г) смородина, малина, калина.
5. Признаком каких животных являются шесть ножек?
а) насекомых;
б) рыб;
в) птиц;
г) зверей.
6. Чем занимается сельское хозяйство?
а) строительством домов;
б) выращиванием культурных растений и домашних животных;
в) производством одежды, обуви, посуды;
г) перевозкой людей и грузов.
7. Что обозначает этот знак ?
а) подземный пешеходный переход;
б) наземный пешеходный переход;
в) пешеходный переход;
г) вход или выход.
8. По какому телефону вызывают "скорую помощь"?
а) 01;
б) 02;
в) 03;
г) 04.
9. Что НЕ относится к внутренним органам человека?
а) голова;
б)сердце;
в) желудок;
г) легкие.
10. Какой из этих грибов ядовит?
а) сыроежка;
б)рыжик;
в) волнушка;
г) бледная поганка.
Часть 2
В заданиях 11-14 запиши ответ.
11. Определи последовательность создания одежды. Поставь цифры от1 до 5.
А)Шерсть
Б)Овца
В)Шерстяная одежда
Г)Шерстяная нить
Д)Шерстяная ткань
12. Как часто нужно чистить зубы?
Ответ: ________________________________________________________.
13. Укажи стрелками, в каких случаях используются эти слова.
1."Спасибо"
а)извинение
б)прощание
2."Здравствуйте"
в)приветствие
3."Простите"
г)благодарность
4. "Счастливого пути"
14. Как называется это ядовитое растение?
Ответ: ________________________.
Часть 3
Ответь на вопрос. Напиши несколько предложений.
15. Правильно ли поступили мальчики? Почему?
В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они в траве увидели маленькую лягушку. "Давай возьмем ее себе, чтобы она не заблудилась!"- сказал один мальчик. "Не трогай ее! Лягушка сама найдет дорогу!"- сказал другой. Мальчики решили не ловить лягушку.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:
– таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
– портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
– рельефные модели равнины, холма, оврага;
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– модель торса человека с внутренними органами;
– муляжи грибов, фруктов и овощей;
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.
Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
- демонстрационный экземпляр микроскопа;
- демонстрационный экземпляр глобуса;
- комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
- комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
- демонстрационный экземпляр флюгера;
- демонстрационный экземпляр барометра;
- демонстрационный экземпляр бинокля;
- демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
- демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год 66 часов...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...