Урок окружающего мира по теме:"Водные богатства Северной Осетии" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
«Водные богатства Северной Осетии»
Цели: сформировать представления учащихся о водоемах своего края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной.
Формируемые УУД: познавательные — извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — вести себя экологически грамотно в природной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodnye_bogatstva_severnoy_osetii.docx | 38.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Водные богатства Северной Осетии»
Цели: сформировать представления учащихся о водоемах своего края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной.
Формируемые УУД: познавательные — извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — вести себя экологически грамотно в природной среде.
Ход урока
I. Мотивационная деятельность.
- Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по родным просторам. Прежде чем преступить к новой теме, давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке?
II. Актуализация знаний.
Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
Оно варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Железо)
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк)
Если встретишь на дороге,
то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
Он чёрный, блестящий,
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
Людям помощник настоящий. (Песок)
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек.(Газ)
-Молодцы. Проверим, как вы усвоили прошлую тему. Выполним тест. На листочках будете записывать номер вопроса и тот ответ, который выбираете. После выполнения задания, проверьте друг у друга ответы
Учитель читает определения, а учащиеся записывают ответы:
1)Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением. (Торф)
2)Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. (Каменный уголь).
3)Прочная тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зерен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды. (Гранит)
4)Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов. (Известняк)
5) Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут. (Нефть).
6) Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок).
7) Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (Глина)
Мы свами повторили богатства нашей страны, а именно подземные богатства и приступаем к изучению новой темы.
IV. Самоопределение к деятельности
- Ребята, посмотрите на глобус. Какого больше цвета не нём?
- А что обозначено синим цветом? Да, ребята, синим цветом на глобусе обозначена вода. А вы знаете, что 2/3 земной поверхности занимает вода?
Вот как о воде сказал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери:
«… Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете… Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились»
Вода. Она уже не раз была героиней наших уроков. Но вот в какой роли выступит она сегодня?
- А какая на вкус вода? (Пресная и соленая, разбирают эти понятия)
- А где вода пресная?
- А где вода соленая? (в морях и океанах)
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Мы будем говорить о водоемах)
- Мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а о водных богатствах.
- Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему?( Вода нужна всем живым существам. Без воды нет жизни на земле)
- А всё таки какая же тема урока? (Тема нашего урока «Водные богатства нашего края»)
- Какую цель поставим на урок? сформировать представления учащихся о водоемах своего края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной.
- Какие вопросы можем задать?( -Какие водоемы есть в нашем крае? Как охранять водоемы?)
Давайте вспомним материал 2 го класса.
Сейчас вы назвали водоемы.
Давайте разделим водоемы на 2 группы по их происхождению.
V. Открытие нового знания
- Откройте физическую карту России на с. 38-39 , давайте вспомним какие основные реки и моря мы уже изучили.
( Какие водоёмы расположены на территории нашего края?)
Озёра.
- Давайте начнём с озёр.
Водоемов стоячей воды в нашей республике немного. Хурикау - это самый большой естественный водоем республики (длина 1 км, ширина 300 м).
Второе озеро Заманкульское, недалеко от которого имеются минеральные источники. Здесь создана курортная зона.
Болот в Республике тоже не много, есть небольшие заболоченные участки в пойменных лесах долин Терека и Ардона. Часть их зарастает тростником или камышом. В высокогорьях Дигорского ущелья расположено несколько торфяных осоковых болот. Болото Чефандзар. На Лесистом хребте расположено Тарское болото.
Но на территории находятся 161 искусственный водоем. Многие из них полностью заросли тростником.
А есть Зарамагское водохранилище, которое является рукотворной достопримечательностью.
Это только лишь небольшая часть водоёмов Северной Осетии. На нашей территории насчитывается около 60 рек. Посмотрите, как территория Осетии пронизана венами рек. Давайте вспомним, что мы знаем о реках из 2го класса.
.
Реки
А каких водоёмов в Осетии больше всего?
- Расскажите, что вы знаете о реках?
-Где реки начинаются и заканчиваются?
- Куда они текут?
-Почему вода в реке не кончается?
-Что нам поможет ответить на эти вопросы?
- Как образуется река?
– Что дает начало любой реке?
А еще у нас есть свои водные достопримечательности. Видео.
2. Описание рек подготовленными учащимися
Давайте мы послушаем сообщения о некоторых реках нашего края.
Река Ардон
Горная река Ардон протекает в пределах Алагирского района.
Длина реки 102 км, Ардон образуется от слияния рек Мамисондон, Нардон, Адайком и Цмиакомдон, берет свое начало в ледниках Главного Кавказского хребта и становится водной артерией заповедника. Протекает по глубокому Алагирскому ущелью и впадает в реку Терек.
На реке Ардон расположен действующий комплекс строящихся Зарамагских ГЭС. В бассейне реки находится Садонское месторождение свинцово-цинковых руд, а также населенные пункты: Бурон, Садон, Верхний Згид, Мизур, Холст, а также город Ардон. Недалеко от устья Ардон принимает крупнейший правый приток Фиагдон. (Вика)
Река
Камбилеевка —протекает в Пригородном районе Северной Осетии, это правый приток реки Терек.
Длина реки — 99 км. Берёт начало на северо-восточных склонах горы Столовой , впадает в Терек у села Карджин.
На реке расположены с. Тарское, с. Октябрьское, с. Камбилеевское, и другие.
Река Камбилеевка относится к рекам предгорий, имеющим грунтовое и дождевое
питание, с весенним многоводьем в результате таяния снегов и дождей. Река имеет
неустойчивый режим стока. Наибольший сток воды отмечается с марта по сентябрь. В осенне-зимний период наблюдается резкое падение уровня воды. Характерной
особенностью реки является то, что она несет значительное количество взвешенных и донных частиц вследствие эрозии склонов, а поэтому вода для питья пригодна только после отстоя или специальной обработки.
Качество воды реки Камбилеевки относится к классу «грязная»
Основными загрязнителями реки Камбилеевка являются промышленные
жилищно-коммунальные объекты и сельское хозяйство
Гизельдон — река в Северной Осетии, это приток Ардона.
Длина реки — 80 км. Имеет ледниково-снеговое питание, половодье на реке наблюдается весной и в начале лета.
Река стекает с северных склонов и ледников горы Казбек на север к Тереку. Долина со множеством скал и 4000-метровой вершиной, местность подвержена схождению лавин; Местность описывается как "скалистая, изрезанная местность", с разведением крупного рогатого скота, лесозаготовками и добычей свинца и цинка.
Река несет собой огромную пользу для местного населения, так как на ней функционирует Гизельдонская ГЭС, введенная в эксплуатацию в 1934 году. Одна из первых, построенных на Северном Кавказе и России, данная ГЭС расположена рядом с селом Кобан.Среди достояний местности, окружающей 81 километр протяжения реки: древняя дозорная башня, село с местными археологическими экспонатами и могилы известных личностей.
Судоходство по реке Гизельдон технически невозможно, поэтому река не судоходная. Горная, бурная и каменистая, состоящая из порогов, мелководья, река непригодна для водного транспорта.
Основные притоки: река Чёрная, река Геналдон.
Населённые пункты на реке: Нарт, Кирово, Архонская, Гизель, Кобан.
Река Урух
Река Урух в Республике Северная Осетия - основная из протекающих по территории национального парка Алании (Ирафский и Дигорский районы республики Северная Осетия-Алания) и Кабардино-Балкарии. Название реки Урух в переводе с осетинского - «Широкий», другой перевод - иранский диалект – дал название всему району (Ирафский).
Река Урух в Республике Северная Осетия берет начало в Дигорском ущелье (Главный Кавказский хребет), из ледника Харвес. Её протяженность составляет 104 километра. Устье - река Терек (Каспийское море). Питание преимущественно ледниковое. Из-за обилия выпадения атмосферных осадков возможны паводки. Урух - это мощная горная река со скоростью течения воды до 5 метров в секунду. Основными притоками являются: реки Хазнидон, Билагидон, Харесидон, Караугомдон, Сонгутидон, в которых водится усач, ручьевая форель, подуст, плотва, пескарь. Район обладает значительными ресурсами подземных вод (пресных и минерализованных).
Очень красива и своеобразна долина реки Урух в Республике Северная Осетия . На протяжении 50 км она течет в ущелье, которое то расширяется до 0.5 км, то сжимается до 50-100 м. Но, примерно стометровая высота его крутых, поросших лесом, склонов, не меняется. Населенные пункты расположены вверху, на плато, но можно, при желании, к ним подняться. Вблизи станицы Александровская, перед местом впадения в Терек, Урух разбивается на много притоков и рукавов.
Река Урух в Республике Северная Осетия, прежде всего, интересна для сплавов на байдарках и катамаранах, а также и для интересующихся экотуризмом.
Большое спасибо ребята, что подготовили сообщение.
VI. Физминутка
А теперь мы немного отдохнем, проведем игру «Вода - не вода».
Все встали из-за парт. Эта игра на внимание. Я буду называть слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду, то вы должны подпрыгнуть на двух ногах. Если я называю предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой, то вы должны выполнить приседание. Итак, начали!
Сосулька, ветер, иней, туча, снег, книга, снежинки, солнце, луна, лужа, туман, роса, парта.
Молодцы! Сели за парты, продолжаем урок.
VII. Продолжение
Ребята рассказали нам о некоторых реках Северной Осетии, но не назвали основной реки нашей республики. Сейчас Руслан прочитает стихотворение об этой реке, и вы сразу узнаете её.
Дары Терека
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит: «Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить я готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал»
Вот такой замечательный отрывок из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова написанный в 1839году.
Вы догадались, о какой реке пойдет сейчас речь?
Ребята, мне сейчас подсказывают, что на прямой связи у нас находится корреспондент программы «Вести Осетии». Он специально для нашего открытого урока подготовил репортаж о реке Терек. Но слушайте внимательно, потом все необходимые данные мы запишем в нашу рабочую тетрадь.
Это река Терек. Река берет свое начало на горе Зильгахох на границе Южной Осетии и Грузии. В верховьях река— бурная и быстрая, минуя Владикавказ – более спокойная, здесь в нее впадают притоки. Основные притоки – это Малка и Сунжа. Ниже по течению сам Терек разделяется на рукава и впадает в Каспийское море.
Летом Терек максимально полноводен, самый большой подъем воды наблюдается в июле и августе. Река Терек богата рыбой: лосось, фарель, сазан, судак, сом, усач. Из птиц аисты, цапли, различные виды утиных и гусиных и т. д..(рыбоводство,
Воды реки используются для орошения земель, здесь построены несколько гидроузлов, ГЭС, прорыты каналы. Вылов рыбы приобрел промышленный характер. Вдоль Терека находятся известные города: Владикавказ, Беслан, Моздок, Кизляр и другие.
Основными факторами загрязнения Терека являются предприятия различных производств, неорганизованные свалки мусора, пестициды и нитраты с сельскохозяйственных полей.
Но для сохранения природы на территории Терека проводятся частые проверки национальных парков, заповедников и заказников. В прибрежных зонах городов расположены фильтры, очищающие воду реки от загрязнений и попадания нефтепродуктов.
Давайте заполним нашу рабочую тетрадь на странице 60, используя информацию из сообщения.
Девятый и десятый пункт нашей таблицы ребята очень важен.
- Давайте сформулируем экологические проблемы и подписать знаки в задании № 3 на с. 62 в рабочей тетради
(1. Сточные воды и различный мусор попадают в водоемы и загрязняют их. Пишем: загрязнение сточными водами
2. Люди, приезжающие отдыхать на водоемы, бросают в них разбитые бутылки, консервные банки и многое другое. Пишем: загрязнение бытовым мусором
3. Люди применяют удобрения или ядохимикаты для повышения урожайности. Но иногда их используется больше нужного количества, тогда дождевая вода приносит часть удобрений и ядохимикатов в водоемы. Пишем: загрязнение ядохимикатами
4. Водители моют автомобили или мотоциклы в реке. Пишем: загрязнение бензином и машинным маслом)
. А можно ли очистит мутную воду?
Приготовим стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку и фильтр. Фильтр - приспособление для очистки воды. Пропускаем через фильтр загрязнённую воду с песком . Что наблюдаете?
Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая чистка называется фильтрованием. В быту используются более совершенные фильтры, чем наш.
Вывод. С помощью фильтра можно очистить эту воду.
- Какие меры охраны природы помогут решению этих проблем? (Высказывания учащихся.)
4. Творческая работа
Составьте памятку «Правила поведения человека у воды» (рисунок).
(Составление памятки «Правила поведения у водоема». Работа проводится в парах. После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляют общую памятку.)
Памятка «Правила поведения у водоема»
1. Не бросай мусор в воду.
2. Не оставляй мусор на берегу.
3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.
VIII. Подведение итогов урока
— Какое значение в природе имеют водоемы?
— А для человека?
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
— Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? (Высказывания детей.)
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)
IX. Рефлексия
Слайд 23
_ Где могут пригодиться в жизни новые знания?
- Какие трудности возникли в работе?
- Что показалось наиболее интересным?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Кого можно поблагодарить за работу?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
X. Домашнее задание
Слайд 24
1. Прочитать текст на с. I45—148 (ст. уч.) или с. 108-110 (нов. уч.)
2. Выполнить задание 4 на с. 62 рабочей тетради.
Ардон | Камбилеевка |
Гизельдон | Урух |
ТЕРЕК |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока окружающий мир "Водные богатства моего края" 4 класс УМК "Школа России"
Данный урок проводился в рамках ежегодной школьной предметной недели. На нем присутствовали учителя начальных классов школы.Это урок «открытия» новых знаний, очередной в разделе « Мой край».Цель...
Урок окружающего мира «Водные богатства нашего края» в 4 классе
Урок окружающего мира «Водные богатства нашего края» в 4 классе...
Конспект урока окружающего мира «Водные богатства» (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о водных богатствах;Планируемые результатыПредметные:знать разнообразие водоёмов;уметь различать части реки.Личностные:принимать и осваи...
Конспект урока окружающего мира "Водные богатства" (2 класс, Школа России)
Конспект урока окружающего мираТема: Водные богатстваЦели деятельности учителя: ознакомление учащихся с разнообразием водоёмов планеты; воспитание бережного отношения к природе.Планируемые результатыП...
Конспект урока окружающий мира "Водные богатства" (2 класс) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о водных богатствах; Планируемые результаты Предметные:знать разнообразие водоёмов;уметь различать части реки.Личностные:принимать и...
Конспект урока окружающего мира «Водные богатства» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Водные богатства»Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с разнообразием водоёмов; умение различать части реки.Задача урока (в рамках выпускной квалификационной работы): эк...
Конспект урока окружающего мира "Водные богатства" (УМК "Школа России, 2 класс)
Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами, с частями реки, красотой водоёмов родного края...