Конспект урока окружающего мира "Водные богатства" (2 класс, Школа России)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока окружающего мира
Тема: Водные богатства
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с разнообразием водоёмов планеты; воспитание бережного отношения к природе.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать водные богатства нашей планеты; происхождение водоёмов; понятия: исток, устье, русло, приток.
Уметь самостоятельно анализировать содержание текста.
Личностные:
Уметь проводить самоанализ; стремиться к преодолению возникших трудностей.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: УМК «Школа России», учебник Окружающий мир: 2кл.: Учебник: В 2 ч./ А.А. Плешаков.-М.: Просвещение \ Учебник, 2014.-Ч.2.; презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir._vodnye_bogatstva.docx | 62.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 16.04.20 Школа: МКОУ «Рымникская СОШ» Класс: 2 Кабинет: 15 | ФИО учителя: Клочкова Н.Н. ФИ студента: Лемешева А. ФИО методиста: Лебедева Е.Ю. |
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема: «Водные богатства»
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с разнообразием водоёмов планеты; воспитание бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать водные богатства нашей планеты; происхождение водоемов; понятия: исток, устье, русло, приток.
Уметь находить и называть части реки; анализировать текст учебника, делать выводы.
Личностные:
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проводить самооценку своих действий, поступков;
устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир». 2 класс. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.-143 с.: ил. – (Школа России); рабочая тетрадь Ч.2 (Школа России); презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный метод: психологический настрой, беседа | 1-2 мин | - Ребята, присаживайтесь. Сядьте правильно: спинки выпрямите, руки положите на парту. Приведите в порядок свое рабочее место: проверьте, все ли принадлежности на месте. Приготовьтесь внимательно слушать и усердно работать. | Приветствуют учителя и садятся. Эмоционально настраиваются на работу. | Р.: умение настроиться на работу Л.: самоопределение к учебной деятельности |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный метод: учебный диалог, беседа Практический метод: работа со схемой | 4-5 мин | - Над какой темой вы работали на прошлом уроке? - Какие основные формы земной поверхности вы знаете? - Верно. - А сейчас мы с вами сыграем в игру «Угадай-ка». Я буду задавать вам вопросы, ваша задача ответить на них. - Возвышенности на равнине – это…. - Ровные или почти ровные участки земной поверхности – это…. - Очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью – это.... - Горы, расположенные рядами – это… - Молодцы! - Кто желает показать на схеме части холма и горы, и дать им определение на оценку? (картинка на доске). - Покажи, пожалуйста. - Молодец! Оценка 5. | - Формы земной поверхности. - Равнины и горы.
- Холмы. - Равнины. - Горы. - Горные хребты. - Вершина – самая высокая часть холма и горы, склон – располагается между вершиной и подножием, подошва (подножие) – место, где начинается холм или гора. | Р.: планирование К.: учёт разных мнений П.: структурирование знаний П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
III. Постановка учебной задачи Словесный метод: учебный диалог Наглядный метод: демонстрация слайдов | 2-3 мин | - Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать загадку. - Лес на берегах стоит, Под мостом она бежит, И течёт вода куда-то, Догадались вы, ребята? Умолчу ответ пока, Под мостом течёт... - Верно. - Ручей, река, море – каким общим словом можно назвать это? - Предположите, о чем мы сегодня будем говорить? - Если быть точнее, тема нашего урока «Водные богатства». - А как вы думаете, почему богатства? - Верно. - Предположите, какие цели вы с вами должны поставить перед собой? Что нового мы можем узнать о водных богатствах? - Молодцы! - Также мы с вами познакомимся с частями реки, по схеме научимся о них рассказывать. | - Река. - Водоёмы. - О водоёмах. - Водоемы нашей планеты. - Потому что наша страна богата водными ресурсами. Потому что без воды не было бы жизни на Земле. - Узнаем, что составляет водные богатства, на какие группы можно разделить водные богатства, какие водоемы есть в нашем крае. | П.: подведение под понятие Р.: целеполагание К.: учёт разных мнений |
IV. Открытие нового знания Словесный метод: учебный диалог, беседа Практический метод: работа с учебником Словесный метод: учебный диалог, беседа Наглядный метод: демонстрация слайдов Словесный метод: учебный диалог, беседа Наглядный метод: демонстрация слайдов Практический метод: работа с учебником | 10-11 мин | - Ребята, скажите, а что такое водоём? - Водоём – это углубление на поверхности земли, заполненное водой. - Что относится к водоёмам нашей планеты? - Молодцы! Это всё является водными богатствами нашей планеты. - Как вы думаете, на какие две группы мы можем разделить водоёмы? -Совершенно верно. Что значит естественные? А искусственные? - Хорошо. Давайте узнаем, правильно ли вы ответили на вопрос. Для этого прочитаем текст на стр.82. Прочитайте, пожалуйста. - Правильно ли вы определили значение слов? - Молодцы! - Сейчас мы с вами оправимся в путешествие по водным богатствам нашей планеты. - Первый водоем, на который мы с вами отправимся – река. Вспомните, что вы знаете о реке. - Хорошо. - Прочитайте, пожалуйста, определение на слайде. - Какое происхождение имеет река: искусственное или естественное? - Верно. Следующий водоём – озеро. - Паша, прочитай, пожалуйста, что же такое озеро. - Если же река – это постоянный поток воды, то в озере вода просто стоит. - Одно из интереснейших озёр нашей страны - озеро Байкал. Это самое глубокое озеро в мире, в нём огромный запас пресной чистой воды. - Какое происхождение имеет озеро? - На озерах мы побывали. Сейчас узнаем, куда двигаться дальше. Закройте глаза, представьте себе лето, звуки моря, шум волн. О чем же мы будем говорить? Давайте вспомним, что вы знаете о море. - Прочитайте, пожалуйста, определение. - Спасибо. - Скажите, ребята, а кто из вас был на море? -Расскажите нам, какое впечатление у вас осталось? Понравилось ли вам? - Ребята, куда впадает море? - Рома, прочитай, пожалуйста, что такое океан. - На нашей планете 5 океанов: Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый, Индийский и Южный. - Скажите, какое происхождение будут иметь океаны и моря? - Верно. Давайте повторим, какие водоемы имеют естественное происхождение. - Верно. Эти водоёмы создала природа, и они называются естественными. - А какие водоемы мы не отнесли к естественным? - Почему? - Совершенно верно. Водоёмы, которые произошли при помощи человека, называются искусственными. - Давайте отправимся на них. - Первый искусственный водоём – канал. - Как вы думаете, что такое канал? - Прочитайте, пожалуйста, определение.
- Спасибо. Следующий водоем – пруд. Пруд – это искусственный водоём для хранения воды с целью разведения рыбы. - И последний искусственный водоём – водохранилище. - Водохранилище – это искусственные водоёмы с огромными запасами воды, образовавшиеся после постройки плотин на реках. - Давайте подведем итог, какие же водоемы имеют искусственное происхождение. - Верно. - Давайте немного отдохнём. Встаем. - Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.) - Ребята, а знаете ли вы, где образуется река и куда она течёт? - Давайте узнаем. Для этого рассмотрим схему на странице 83. - Смотрим только на схему, текст пока не читаем. - Как вы думаете, где будет начало реки? А что такое устье? Что будет являться правым и левым притоками? - Давайте узнаем, верны ли наши предположения. -Начните, пожалуйста, читать текст под схемой. Все остальные внимательно слушают. - Спасибо. Продолжай. | - Скопление воды. Воспринимают информацию. - Реки, озера, моря, океаны, пруды, каналы, водохранилища. - Искусственные, естественные. - Созданы природой. Созданы при помощи человека. Читают текст. - Да. - Вода в реке пресная. Реки впадают в моря. - Река – это природный водный поток, который течет по углублению, которое называется руслом реки. - Естественное. - Озеро – это скопление воды в природном углублении. Воспринимают информацию. - Естественное. - О море. - В море соленая вода. Море впадает в океан. - Море - это большое пространство, наполненное соленой водой и ограничено с одной или нескольких сторон сушей. Делятся впечатлениями. - В океан. - Океан – это огромные водные пространства, окружающие материки и острова. - Естественное. - Озеро, река, море, океан. - Пруд, водохранилище и канал. - Их создал человек. Воспринимают информацию. Высказывают свое мнение. - Канал – это искусственные реки, по которому речные суда переплывают из одной реки в другую. Воспринимают информацию. Воспринимают информацию. - Пруд, водохранилище, канал. Выполняют разминку. - Нет. Рассматривают схему. - Где находится исток. Место, где река впадает в озеро. Отвечают на вопрос. | П.: выделение необходимой информации К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П.: смысловое чтение П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме П.: выделение информации К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П.: выделение информации К.: учет разных мнений П.: выделение информации П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме П.: выделение информации К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П.: выделение информации П.: структурирование знаний П..: анализ К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П.: смысловое чтение |
V. Первичное закрепление в устной речи Словесный метод: учебный диалог, беседа Практический метод: упражнение | 5-6 мин | - Как называют начало реки? - Как называют место, где река впадает в другую реку, озеро или море? - Как называют углубление, по которому течёт река? - Как называют другие реки, которые впадают в главную реку. - Как определить, где правый берег, а где левый? - Совершенно верно. Течение обозначается стрелочкой. В какую сторону смотрит носик стрелки, в ту сторону и направлено течение. Течение реки считается по направлению: от истока к устью. - Значит в какую сторону должна быть показана стрелочка на нашей схеме? - А сейчас вы поработаете в парах. Возвращаемся на с.82 №2. Ваша задача догадаться, что пропущено в описании. - На выполнение этого задания у вас есть 2 минуты. - Заканчиваем. - Слушаем (пара отвечает). - У кого не так? - Нет таких. Молодцы! - А какое происхождение у этих водоемов? - Верно. - Какую оценку поставим ребятам? - Я согласна с вами. Оценка 5. | - Исток. - Устье. - Русло. - Правый и левый притоки. - Нужно смотреть в сторону течения реки, справой стороны – правый берег, с левой – левый. -В правую. - Пруд, водохранилище, канал. - Искусственное. - 5. | П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме П.: анализ, извлечение необходимой информации Р.: планирование П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Р.: контроль, коррекция, оценка |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический метод: упражнение Словесный метод: слово учителя Наглядный метод: демонстрация слайдов | 4-5 мин | - Выполните самостоятельно задания № 1, 2 в рабочей тетради на странице 51. В №1 написано с помощью учебника, а вы попробуйте выполнить самостоятельно. - У вас 5 минут. -Проверяем. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Спрашиваю по 1 человеку на 1 задание. - За каждый правильный ответ ставим себе «+». - Сосчитайте количество «+». - Поставьте оценку. Посмотрите на слайд, здесь представлены критерии оценивания: 9-10 «+» - 5 6-8«+» - 4 3-5 «+» - 3 1-2 «+» - 2 - Поднимите руку те, кто получил 2, 3, 4? - Все остальные 5? - Молодцы! | Выполняют самостоятельную работу. Обмениваются тетрадями. Взаимопроверка. Оценивают работу. | Р.: планирование П.: структурирование знаний Р.: контроль, коррекция, оценка |
VII. Включение в систему знаний, повторение Словесный метод: учебный диалог, беседа Наглядный метод: демонстрация слайдов | 5-6 мин | - Ребята, скажите, а какие водные богатства есть в нашем крае? - Верно. - Синташта — река очень древняя, берет начало в сосновом лесу, около п. Сосновка, впадает в реку Тобол (показываю на карте). - Недалеко от нашего посёлка располагается Брединское водохранилище. Которое обеспечивает нас водой. Посмотрите на слайд. - Вода – одно из главных природных богатств человека. Без нее не выживут ни звери, ни птицы, ни растения, ни человек. К сожалению, некоторые люди нарушают правила поведения в природе. В водоёмы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм. От загрязнения воды страдает всё живое. - Быстро очистить реку можно только в сказке, а в реальной жизни как это сделать? - Верно. На водоемах нужно ставить очистные сооружения, фильтры, чтобы очищать воду. - А как вы можете беречь и экономить воду в повседневной жизни? - Правильно, молодцы! | - р. Синташта, Брединское водохранилище, Боровская балка. Воспринимают информацию. Воспринимают информацию. - Не засорять мусором, ставить очистительные сооружения. - Не лить воду просто так. | К.: учет разных мнений П.: анализ, извлечение необходимой информации К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
VIII. Рефлексия по продукту деятельности Словесный метод: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений Наглядный метод: демонстрация слайдов | 2-3 мин | - Откройте дневники. Запишите домашнее задание: учебник с. 84 читать, РТ с.52 №4,5. - Как называла тема нашего урока? - Достигли ли мы поставленных целей? - Что составляет водные богатства нашей планеты? - А сейчас проверим, как вы запомнили материал, изученный на уроке. - Мы поиграем в игру «да» и «нет». Если моё высказывание правильное – показываете зеленый карандаш/ручку, а если неправильное – красный. 1. Озеро – это естественный водоём. 2. Водохранилище – это естественный водоём. 3. Начало реки – это исток. 4. Место, где река впадает в море, называется руслом. 5. У реки есть правый и левый берега. - Молодцы! - А сейчас поднимите красный карандаш, если вы ничего не узнали на уроке, и он вам не понравился. Поднимите зеленый карандаш, если вам понравился урок, и вы узнали много нового. - Молодцы! Урок окончен. | Записывают домашнее задание. - Водные богатства. - Да. - Океан, море, река, озеро, пруд, водохранилище, канал. Показывают зелёный карандаш. Показывают красный карандаш. Показывают зелёный карандаш. Показывают красный карандаш. Показывают зелёный карандаш. Поднимают карандаши. | П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Р.: планирование К.: учет разных мнений Л.: самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)
Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...
Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. Школа России. "Как путешествует письмо"
Конспект составлен в соответсвии с требованиями ФГОС....
Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 3 класса. Школа России. Тема: « Природные богатства и труд людей – основа экономики »
Тип урока: комбинированный урок. Цель урока: познакомить с факторами, составляющими основу экономики....
Урок окружающего мира 3 класс "Школа России"(презентация, конспект урока)
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе "Школа России" "Разнообразие животных"...
Конспект урока окружающего мира 3 класс "Школа России"
Конспект урока окружающего мира 3 класс "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира 1 класс "Школа России" на тему:"Когда появилась одежда?"
Предлагаю конспект урока, презентацию и дидактический материал к уроку по окружающему миру....
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России».
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России»....