Урок окружающего мира «Водные богатства нашего края» в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

 Урок окружающего мира «Водные богатства нашего края» в 4 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuralieva_l.f_1.rar1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Водные богатства нашего края»

Тип урока: изучение нового материала

Цель:

1. Познакомить учащихся с разнообразием водоемов нашего края.

2. Сформировать представления учащихся о естественных и искусственных водоемах.

3. Раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека.

4. Показать необходимость и способы охраны водоемов.

5. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

Формируемые УУД:

Познавательные - извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

коммуникативные  – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

личностные  – вести себя экологически грамотно в природной среде.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть; задания для групповой работы; презентация; физические карты России, Республики Татарстан, Апастовского района; словарь Ожегова; информация о Куйбышевском водохранилище.

I.Организационный момент.

- Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Подарите друг другу улыбку. Улыбнитесь гостям. Садитесь.

II.Актуализация опорных знаний.

-Вспомните, какую тему мы с вами сейчас изучаем? (Родной край – часть большой страны)

- О чем мы говорили на прошлом уроке? (О поверхности нашего края)

- Какая же поверхность нашего края? (Холмистая равнина)

-У деревни Деушево много холмов. И многие из них  имеют названия. Посмотрите пожалуйста на слайд. ( Слайд 2) Вы узнаете этот холм? Почему её так назвали? Об этом нам расскажет Ляйсан. Она познакомит вас с одной из легенд, почему же этот холм назвали Кыз Тау.

- Спасибо, Ляйсан. Это только одна из легенд. Если вам интересны другие легенды, вы можете найти информацию в интернете или в библиотеке.

III. Самоопределение к деятельности.

  - Ребята, для того, чтоб узнать тему нашего урока, вам необходимо разгадать кроссворд. (Фронтальная работа)

Вопросы к кроссворду: (слайды 3-10)

1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (Овраг).

2. Место, где река берет свое начало. (Исток)

З. Нижняя часть горы, холма. (Подошва)

4. Есть, у оврага, холма, горы. (Склон)

5. Самое теплое море России. (Черное)

6. Форма поверхности. (Холм)

7. Вся территория земной поверхности разделена на природные... (Зоны)

- Что же у вас получилось? ( Водоем)

- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?  (Водоёмы нашего края)  

(На экране появляется тема урока «Водные богатства нашего края» Слайд 11)

- Какая цель может быть поставлена в связи с темой? Сформулируйте свои вопросы. (Примерные ответы:

 Мы познакомимся с водными объектами нашего края.

Выясним значение водоёмов в природе и жизни человека .

 Познакомимся со способами охраны водных объектов. (слайд12))

IV. Открытие нового знания

1. Беседа

- Отгадайте загадку.

  Загадка: Я и тучка, и туман, я – река и океан.

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

- Каким цветом обозначена вода на карте, глобусе? (синим)

- Чего больше воды или суши? (Воды. 2/3 земной поверхности занимает вода)  

-Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета».

- Где находится вода? (в водоёмах)

- Что такое водоём?   (Место скопления или хранения воды).

 - А какое определение водоема в словаре Ожегова? (2 ученика работают со словарем)

 - Посмотрите, все ли правильно записано? Найдите «лишние» слова: овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей.       (слайд 13)

 - Все оставшиеся слова – это ….? ( Водоемы) слайд 14

 - Какие из этих водных объектов имеются в нашем крае?

 - Одинакова ли вода  в водоемах на вкус ? ( Нет, вода бывает пресная и соленая)

 - Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах).

 - На какие 2 группы их можно разделить по происхождению? ( Естественные – водоемы, созданные природой. Искусственные – водоемы, созданные человеком)

 - Ребята, назовите, какие реки вы знаете.

- Какие из этих рек протекают по Татарстану?

2. Работа с картой.

 - Поработаем с картой  нашего края. Узнаем, какие водоемы на ней обозначены. 

 - Какой цвет будем искать? (Синий, голубой)

 - Да, вы правы, водоемы обозначаются этими цветами. Нам надо вспомнить еще несколько определений. (Слайд 15)

 - Как называют начало реки? (Исток.)

 -А что такое устье реки? ( Место впадения реки в другую большую реку или море, озеро)

- Что такое русло реки?

 - Что еще имеет река? (Правый и левый берега.)

- А как их определить? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег , а слева - левый берег)

  - На своем пути река встречает другие речки и речушки, которые впадают в неё и отдают свою воду. Как они называются? (Притоки)

- А какие бывают притоки? (Левый приток, правый приток)

   (Дети по карте находят и называют водоемы нашего края).

 

V. Первичное закрепление

1.Работа в группах

1 группа

Опишите реку Свияга в таблице

 2 группа

1. Внимательно прочитайте первый абзац статьи на стр.146 учебника.

2. Составьте схему «Значение водоемов в природе и жизни людей»

3 группа

1.  Внимательно прочитайте текст учебника на стр.146-147  учебника начиная со второго абзаца.

2.Составть памятку на альбомном листе «Правила поведения у водоема»

4 группа

1. Составьте на альбомном листе кластер «Искусственные водоемы»

2. Найдите на карте Республики Татарстан Куйбышевское водохранилище и покажите.

3. Внимательно прочитайте информацию о водохранилище и ответьте на вопрос: В чем заключается основное назначение водохранилища.

VI. Физминутка (Слайд 22, аудиозапись «Шум воды»)  

 

VIII. Первичное закрепление

Проверка выполнения заданий каждой группы (В ходе ответов ребята и учитель могут дополнять и исправлять)

 IX. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь: задание 4, стр.70

  IХ. Рефлексия

-Как вы думаете, мы достигли поставленных целей?

-Что нового узнали на уроке?

-Где в жизни можно применить полученные  на уроке знания?

-А сейчас я прошу вас оценить успешность вашей работы на уроке смайликами.

Приложение 1.



Некогда у хана Джанибека, находившегося в отъезде, родилась дочь. Жена, зная, что ее муж ждет только наследника, спрятала новорожденную в окрестностях нынешнего села Деушево. Кузмиур, так звали девочку, росла здесь в безопасности. Но через 15 лет хан узнал про дочь и велел своему слуге Амету привезти ее во дворец. Тот привез Кузмиур, но на совете узнал, что понравившуюся ему девушку решили повесить. Смелый юноша выкрал ее и отвез обратно в Деушево, где они поженились. Посланные ханом воины убили влюбленных. На одной из вершин и похоронили красавицу дочь хана, назвав гору Кыз-Тау (Девичья гора). 

        

Куйбышевское водохранилище — самое крупное на реке Волге водохранилище. Возникло в 19551957 гг. после завершения строительства плотины Волжской ГЭС имени В.И. Ленина. Является третьим в мире по площади водохранилищем[2]. Название дано по городу Куйбышеву, расположенному по течению ниже.

Длина водохранилища более 500 км, наибольшая ширина в устье Камы — 40—44 км (ещё одно очень широкое место - чуть выше Ульяновска, где ширина водохранилища составляет 27 км). Подпор уровня воды у плотины 29 м, он распространяется по Волге до города Новочебоксарска, по реке Каме — до города Набережные Челны. Крупные заливы водохранилище образует по долинам КамыСвиягиКазанки и другим рекам.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/29/Volga_near_Tolyatti%2C_Russia%2C_early_springtime.jpg/220px-Volga_near_Tolyatti%2C_Russia%2C_early_springtime.jpg

Водохранилище весной около Тольятти

Основное назначение водохранилища — выработка электроэнергии, улучшение судоходства, водоснабжение,орошение. Кроме того, используется для рыболовства.

Водохранилище сильно изменило режим стока Волги как выше, так и ниже плотины: сток в половодье существенно уменьшился, а в межень — возрос. Колебания уровней воды сейчас у города Казани составляют 5—6 м, в то время как до создания водохранилища они достигали 10—11 м. После создания водохранилище стало на 3—5 дней раньше замерзать и позже освобождаться ото льда. Существенно изменился микроклимат в зоне 3—6 км около водохранилища, перестроились процессы на дне и в береговой полосе, начались абразия и размыв берегов, активизировались оползни. Очень изменились условия произрастания прибрежной и водной растительности, обитания птиц и рыб.

4 группа

1. Составьте на альбомном листе кластер «Искусственные водоемы»

2. Найдите на карте Республики Татарстан Куйбышевское водохранилище и покажите.

3. Внимательно прочитайте информацию о водохранилище и ответьте на вопрос: В чем заключается основное назначение водохранилища.

1 группа

Опишите реку Свияга в таблице

 

2 группа

1. Внимательно прочитайте первый абзац статьи на стр.146 учебника.

2. Составьте схему «Значение водоемов в природе и жизни людей»

3 группа

1.  Внимательно прочитайте текст учебника на стр.146-147  учебника начиная со второго абзаца.

2.Составть памятку на альбомном листе «Правила поведения у водоема»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока окружающий мир "Водные богатства моего края" 4 класс УМК "Школа России"

Данный урок проводился в рамках ежегодной школьной предметной недели. На нем присутствовали учителя начальных классов школы.Это урок  «открытия» новых знаний, очередной в разделе « Мой край».Цель...

Тест по окружающему миру «Водные богатства нашего края»

Тест по окружающему миру «Водные богатства нашего края» 4 класс...

Конспект урока окружающего мира «Водные богатства» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о водных богатствах;Планируемые результатыПредметные:знать разнообразие водоёмов;уметь различать части реки.Личностные:принимать и осваи...

Открытый урок по окружающему миру "Водные богатства нашего края"

https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/10/20/vodnye_bogatstva_nashego_kraya.docx...

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края" (УМК "Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о водоемах нашего края.Планируемые результатыПредметные: знать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного про...

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края"

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края"...

Урок окружающего мира "Растениеводство в нашем крае". 3 класс.

Урок окружающего мира "Растениеводство в нашем крае" содержит конспект урока и презентацию....