Урок окружающего мира «Водные богатства нашего края» в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок окружающего мира «Водные богатства нашего края» в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nuralieva_l.f_1.rar | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Водные богатства нашего края»
Тип урока: изучение нового материала
Цель:
1. Познакомить учащихся с разнообразием водоемов нашего края.
2. Сформировать представления учащихся о естественных и искусственных водоемах.
3. Раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека.
4. Показать необходимость и способы охраны водоемов.
5. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
Формируемые УУД:
Познавательные - извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;
коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
личностные – вести себя экологически грамотно в природной среде.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть; задания для групповой работы; презентация; физические карты России, Республики Татарстан, Апастовского района; словарь Ожегова; информация о Куйбышевском водохранилище.
I.Организационный момент.
- Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Подарите друг другу улыбку. Улыбнитесь гостям. Садитесь.
II.Актуализация опорных знаний.
-Вспомните, какую тему мы с вами сейчас изучаем? (Родной край – часть большой страны)
- О чем мы говорили на прошлом уроке? (О поверхности нашего края)
- Какая же поверхность нашего края? (Холмистая равнина)
-У деревни Деушево много холмов. И многие из них имеют названия. Посмотрите пожалуйста на слайд. ( Слайд 2) Вы узнаете этот холм? Почему её так назвали? Об этом нам расскажет Ляйсан. Она познакомит вас с одной из легенд, почему же этот холм назвали Кыз Тау.
- Спасибо, Ляйсан. Это только одна из легенд. Если вам интересны другие легенды, вы можете найти информацию в интернете или в библиотеке.
III. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, для того, чтоб узнать тему нашего урока, вам необходимо разгадать кроссворд. (Фронтальная работа)
Вопросы к кроссворду: (слайды 3-10)
1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (Овраг).
2. Место, где река берет свое начало. (Исток)
З. Нижняя часть горы, холма. (Подошва)
4. Есть, у оврага, холма, горы. (Склон)
5. Самое теплое море России. (Черное)
6. Форма поверхности. (Холм)
7. Вся территория земной поверхности разделена на природные... (Зоны)
- Что же у вас получилось? ( Водоем)
- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? (Водоёмы нашего края)
(На экране появляется тема урока «Водные богатства нашего края» Слайд 11)
- Какая цель может быть поставлена в связи с темой? Сформулируйте свои вопросы. (Примерные ответы:
Мы познакомимся с водными объектами нашего края.
Выясним значение водоёмов в природе и жизни человека .
Познакомимся со способами охраны водных объектов. (слайд12))
IV. Открытие нового знания
1. Беседа
- Отгадайте загадку.
Загадка: Я и тучка, и туман, я – река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
- Каким цветом обозначена вода на карте, глобусе? (синим)
- Чего больше воды или суши? (Воды. 2/3 земной поверхности занимает вода)
-Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета».
- Где находится вода? (в водоёмах)
- Что такое водоём? (Место скопления или хранения воды).
- А какое определение водоема в словаре Ожегова? (2 ученика работают со словарем)
- Посмотрите, все ли правильно записано? Найдите «лишние» слова: овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей. (слайд 13)
- Все оставшиеся слова – это ….? ( Водоемы) слайд 14
- Какие из этих водных объектов имеются в нашем крае?
- Одинакова ли вода в водоемах на вкус ? ( Нет, вода бывает пресная и соленая)
- Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах).
- На какие 2 группы их можно разделить по происхождению? ( Естественные – водоемы, созданные природой. Искусственные – водоемы, созданные человеком)
- Ребята, назовите, какие реки вы знаете.
- Какие из этих рек протекают по Татарстану?
2. Работа с картой.
- Поработаем с картой нашего края. Узнаем, какие водоемы на ней обозначены.
- Какой цвет будем искать? (Синий, голубой)
- Да, вы правы, водоемы обозначаются этими цветами. Нам надо вспомнить еще несколько определений. (Слайд 15)
- Как называют начало реки? (Исток.)
-А что такое устье реки? ( Место впадения реки в другую большую реку или море, озеро)
- Что такое русло реки?
- Что еще имеет река? (Правый и левый берега.)
- А как их определить? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег , а слева - левый берег)
- На своем пути река встречает другие речки и речушки, которые впадают в неё и отдают свою воду. Как они называются? (Притоки)
- А какие бывают притоки? (Левый приток, правый приток)
(Дети по карте находят и называют водоемы нашего края).
V. Первичное закрепление
1.Работа в группах
1 группа
Опишите реку Свияга в таблице
2 группа
1. Внимательно прочитайте первый абзац статьи на стр.146 учебника.
2. Составьте схему «Значение водоемов в природе и жизни людей»
3 группа
1. Внимательно прочитайте текст учебника на стр.146-147 учебника начиная со второго абзаца.
2.Составть памятку на альбомном листе «Правила поведения у водоема»
4 группа
1. Составьте на альбомном листе кластер «Искусственные водоемы»
2. Найдите на карте Республики Татарстан Куйбышевское водохранилище и покажите.
3. Внимательно прочитайте информацию о водохранилище и ответьте на вопрос: В чем заключается основное назначение водохранилища.
VI. Физминутка (Слайд 22, аудиозапись «Шум воды»)
VIII. Первичное закрепление
Проверка выполнения заданий каждой группы (В ходе ответов ребята и учитель могут дополнять и исправлять)
IX. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь: задание 4, стр.70
IХ. Рефлексия
-Как вы думаете, мы достигли поставленных целей?
-Что нового узнали на уроке?
-Где в жизни можно применить полученные на уроке знания?
-А сейчас я прошу вас оценить успешность вашей работы на уроке смайликами.
Приложение 1.
Некогда у хана Джанибека, находившегося в отъезде, родилась дочь. Жена, зная, что ее муж ждет только наследника, спрятала новорожденную в окрестностях нынешнего села Деушево. Кузмиур, так звали девочку, росла здесь в безопасности. Но через 15 лет хан узнал про дочь и велел своему слуге Амету привезти ее во дворец. Тот привез Кузмиур, но на совете узнал, что понравившуюся ему девушку решили повесить. Смелый юноша выкрал ее и отвез обратно в Деушево, где они поженились. Посланные ханом воины убили влюбленных. На одной из вершин и похоронили красавицу дочь хана, назвав гору Кыз-Тау (Девичья гора).
Куйбышевское водохранилище — самое крупное на реке Волге водохранилище. Возникло в 1955—1957 гг. после завершения строительства плотины Волжской ГЭС имени В.И. Ленина. Является третьим в мире по площади водохранилищем[2]. Название дано по городу Куйбышеву, расположенному по течению ниже.
Длина водохранилища более 500 км, наибольшая ширина в устье Камы — 40—44 км (ещё одно очень широкое место - чуть выше Ульяновска, где ширина водохранилища составляет 27 км). Подпор уровня воды у плотины 29 м, он распространяется по Волге до города Новочебоксарска, по реке Каме — до города Набережные Челны. Крупные заливы водохранилище образует по долинам Камы, Свияги, Казанки и другим рекам.
Водохранилище весной около Тольятти
Основное назначение водохранилища — выработка электроэнергии, улучшение судоходства, водоснабжение,орошение. Кроме того, используется для рыболовства.
Водохранилище сильно изменило режим стока Волги как выше, так и ниже плотины: сток в половодье существенно уменьшился, а в межень — возрос. Колебания уровней воды сейчас у города Казани составляют 5—6 м, в то время как до создания водохранилища они достигали 10—11 м. После создания водохранилище стало на 3—5 дней раньше замерзать и позже освобождаться ото льда. Существенно изменился микроклимат в зоне 3—6 км около водохранилища, перестроились процессы на дне и в береговой полосе, начались абразия и размыв берегов, активизировались оползни. Очень изменились условия произрастания прибрежной и водной растительности, обитания птиц и рыб.
4 группа
1. Составьте на альбомном листе кластер «Искусственные водоемы»
2. Найдите на карте Республики Татарстан Куйбышевское водохранилище и покажите.
3. Внимательно прочитайте информацию о водохранилище и ответьте на вопрос: В чем заключается основное назначение водохранилища.
1 группа
Опишите реку Свияга в таблице
2 группа
1. Внимательно прочитайте первый абзац статьи на стр.146 учебника.
2. Составьте схему «Значение водоемов в природе и жизни людей»
3 группа
1. Внимательно прочитайте текст учебника на стр.146-147 учебника начиная со второго абзаца.
2.Составть памятку на альбомном листе «Правила поведения у водоема»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока окружающий мир "Водные богатства моего края" 4 класс УМК "Школа России"
Данный урок проводился в рамках ежегодной школьной предметной недели. На нем присутствовали учителя начальных классов школы.Это урок «открытия» новых знаний, очередной в разделе « Мой край».Цель...
Тест по окружающему миру «Водные богатства нашего края»
Тест по окружающему миру «Водные богатства нашего края» 4 класс...
Конспект урока окружающего мира «Водные богатства» (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о водных богатствах;Планируемые результатыПредметные:знать разнообразие водоёмов;уметь различать части реки.Личностные:принимать и осваи...
Открытый урок по окружающему миру "Водные богатства нашего края"
https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/10/20/vodnye_bogatstva_nashego_kraya.docx...
Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края" (УМК "Школа России" 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о водоемах нашего края.Планируемые результатыПредметные: знать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного про...
Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края"
Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края"...
Урок окружающего мира "Растениеводство в нашем крае". 3 класс.
Урок окружающего мира "Растениеводство в нашем крае" содержит конспект урока и презентацию....