КОНСПЕКТ УРОКА по предмету «Развитие речи и окружающий мир» ТЕМА УРОКА: Артикуляционная гимнастика. Гласные звуки.
план-конспект урока по окружающему миру

Рысбаева Ирина Сергеевна

Класс: 8

Тема урока: артикуляционная гимнастика, гласные звуки.

Тип урока: урок совершенствования знаний.

Цель: закрепить четкую артикуляцию гласных звуков [А], [У], [О], [Э], [Ы], [И].

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить четкую артикуляцию гласных звуков [А], [У], [О], [Э], [Ы], [И].

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое восприятие;
  • развивать тактильное восприятие;
  • развивать экспрессивную речь;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес друг к другу;
  • воспитывать самостоятельность.

Здоровьесозидающие методы и приемы:

  • упражнения для сенсомоторного развития;
  • зрительная гимнастика;
  • игра на развитие слухового восприятия речевых звуков;
  • упражнения на развитие крупной моторики и координации;
  • игра на развитие речевого дыхания;
  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика.

Форма урока: урок – игра.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: наглядные, словесные, практические.

 

Планируемые результаты:

предметные:

  •  повысить качество выполнения заданий.

регулятивные:

  • научиться организовывать собственную деятельность.

личностные:

  • формировать положительное отношение к учебной деятельности.

коммуникативные:

  • научить обращать внимание обучающихся друг на друга.

 

 

К концу урока у учащихся могут сформироваться следующие знания, умения:

  • умение слушать и различать звуки;
  • названия частей тела и артикуляционного аппарата;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_artikulyatsiya_glasnyh_zvukov_09.02.2023.docx484.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №7 Красносельского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ УРОКА

по предмету

 «Развитие речи и окружающий мир»

ТЕМА УРОКА: Артикуляционная гимнастика. Гласные звуки.

Составили:

Рысбаева Ирина Сергеевна, учитель

Вахнер Наталья Ивановна, воспитатель

Санкт-Петербург

09.02.2023

Класс: 8

Тема урока: артикуляционная гимнастика, гласные звуки.

Тип урока: урок совершенствования знаний.

Цель: закрепить четкую артикуляцию гласных звуков [А], [У], [О], [Э], [Ы], [И].

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить четкую артикуляцию гласных звуков [А], [У], [О], [Э], [Ы], [И].

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое восприятие;
  • развивать тактильное восприятие;
  • развивать экспрессивную речь;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес друг к другу;
  • воспитывать самостоятельность.

Здоровьесозидающие методы и приемы:

  • упражнения для сенсомоторного развития;
  • зрительная гимнастика;
  • игра на развитие слухового восприятия речевых звуков;
  • упражнения на развитие крупной моторики и координации;
  • игра на развитие речевого дыхания;
  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика.

Форма урока: урок – игра.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Планируемые результаты:

предметные:

  •  повысить качество выполнения заданий.

регулятивные:

  • научиться организовывать собственную деятельность.

личностные:

  • формировать положительное отношение к учебной деятельности.

коммуникативные:

  • научить обращать внимание обучающихся друг на друга.

К концу урока у учащихся могут сформироваться следующие знания, умения:

  • умение слушать и различать звуки;
  • названия частей тела и артикуляционного аппарата;

Оборудование занятия:

Демонстрационный: мнемотаблицы.

Раздаточный материал:

- мячи (колючий, шершавый, гладкий, прозрачный- шумный),

- индивидуальные маски с именами,

- красные маркеры,

- красные браслеты,

- индивидуальные мнемотаблицы,

- ватные палочки,  

- бусинки,

- деревянные трафареты для дыхательной гимнастики.

- жетоны.

План занятия

  1. Организационный момент. Готовность к занятию. Мотивация учебной  деятельности. Сенсомоторная игра.
  2. Основной этап. Задание, подводящее к теме урока:
  • тактильные игры с мячами (работа с индивидуальными масками);

 Тема урока. Упражнения-игры:

  • графические упражнения на закрепление частей тела и артикуляционного аппарата,
  • артикуляционная гимнастика с ватными палочками, пальчиковая гимнастика,
  • на зрительно-пространственную ориентировку,
  •  дыхательно-голосовые упражнения;
  1. Подведение итога. Рефлексия. Оценка.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды, иллюстрации, дидактический материал

Организационный этап:

Готовность к занятию. Мотивация учебной  деятельности. Сенсомоторная игра.

- Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок.

- Давайте вспомним, какой сейчас урок:

-  по счету?

- как называется?

- Повторим правила поведения на уроке:

На уроке я сижу,

Не стучу и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят – отвечаю.

- Проверьте свою готовность.

Сенсомоторная игра с массажным мячом.

- Назовите  имя одноклассника справа и передайте мяч со словами:

- Покатай, покатай и …(имя)  передай.

Сидят  за партами. Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

- второй,

- развитие речи и окружающий мир.

Повторяют правила поведения на уроке.

Сидя за партами, передают массажный (колючий) мячик друг другу, со словами «Покатай, покатай и ….(имя) передай.

C:\Users\Учитель\Desktop\Отчеты за четверть\img0.jpg

               https://avatars.mds.yandex.net/i?id=52d216242ace41a682e8abd6bddf2e1ca5c6a305-8209878-images-thumbs&n=13

https://sportse.ru/_mod_files/ce_images/eshop/501416_1.jpg

Основная часть.

Активизация внимания.

Актуализация имеющихся знаний.

- У нас с вами разные имена – мы их вспомнили.

А сейчас поиграем в разные мячи:

- одинаковые по форме

- разные по цвету.

- назовите цвет мячика.

- один прозрачный (внутри бусинки) шумный.

 

Игра на внимание с шумным мячом.

Со словами:

- Поиграй, поиграй (трясут мяч, чтобы услышать звук и правильно выполнить действие) и другому передай.

Игра с закрытыми глазами (работа в индивидуальных масках)

 - Посмотрите, чья маска?

Продолжают играть с мячами в масках.

(ощупывают, катают мяч руками  и передают друг другу)

- Какой мяч на ощупь?

Игра «Что услышали?»:

 - мяч с бусинками внутри,

- голос учителя.

- Вы меня видите?

- Чем мы слушаем?

- Снимите маски. Отдайте мне, кого я назову по имени.

Глазами-смотрим, ушами – слушаем, а чем мы говорим? Где он (рот) можно прикрыть рукой)?

Тема урока – гласные звуки.

Звуки мы слышим, но не видим.

Отвечают на вопросы:

- красный, оранжевый, без цвета – прозрачный.

- читают имена, узнают свою, отвечают «моя», надевают.

- гладкий, шершавый.

Слушают с закрытыми глазами.

Отвечают на вопросы:

-нет

- ушами

Снимают, отдают.

- ртом

C:\Users\Учитель\Downloads\IMG_20230209_141840.jpg

C:\Users\Учитель\Downloads\IMG_20230209_141936.jpg

Практическая часть.

Работа с мнемотаблицей и маркером.

- Гласные звуки – это звуки речи, которые образуются выходящей струей воздуха, не встречающей препятствий в полости рта, и голоса. 

- Обозначаем красным цветом.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Показывает артикуляцию гласных звуков [А], [У], [О], [Э], [Ы], [И] с ватной палочкой, сопровождая движением губ и рук.

Выполняют графическое задание.

Находят левую руку, надевают красный браслет

Выполняют движения вместе с учителем.

C:\Users\Учитель\Downloads\IMG_20230209_142938.jpg

C:\Users\Учитель\Desktop\Отчеты за четверть\image022.jpg

  [А],  [У], [О],  [И], [Э], [Ы],

Физкультминутка

«Синица»

- Мы устали не на шутку, нужно сделать физминутку.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 
(А. Барто) 

http://mtdata.ru/u24/photo67B6/20379849569-0/original.jpg

https://iknigi.net/books_files/online_html/90340/i_002.png

Упражнение на зрительно-пространственную ориентировку.

 Песня с движениями

«Маленький шарик»

Е.Железнова

(1) Вот он шарик маленький, смешной,
Хочет этот шарик поиграть с тобой.
(2) Он летел, он летел, (3) на твою макушку сел,
(2) Он летел, он летел, (3) на твою макушку сел.
(1) Вот он шарик маленький, смешной,
Хочет этот шарик поиграть с тобой.
(2) Он летел, он летел (4) и к тебе на носик сел,
(2) Он летел, он летел (4) и к тебе на носик сел.еклама

(1) Вот он шарик маленький, смешной,
Хочет этот шарик поиграть с тобой.
(2) Он летел, он летел (5) и на твой животик сел,
(2) Он летел, он летел (5) и на твой животик сел.
(1) Вот он шарик маленький, смешной,
Хочет этот шарик поиграть с тобой.
(2) Он летел, он летел (6) и к тебе на ножки сел,
(7) Он попрыгал в ногах, а потом вдруг лопнул (8) - бах!

Берем маленький шарик. Держим «как в клювике»
1 - крутим шарик в ладонях
2 - берем его в одну руку, водим вверх-вниз
3, 4, 5, 6 - шарик "садится" на макушку, носик, животик, ножки
7 - шарик "прыгает" на ногах
8 - в одной руке шарик. Разводим руки в стороны и резко хлопаем.

Выполняют упражнение вместе с учителем.

Дыхательно-голосовое упражнение

Выполняют упражнение  

с трубочками и деревянными  трафаретами для дыхательной гимнастики:

- необходимо сильно, но точно подуть на шарик через трубочку, (прокатить его по дорожке)

- воздух набираем через нос, плечи не поднимаем,

- выдох должен быть длительным, плавным.

- следите, чтобы щеки не надувались.

 

Повторение движений по инструкции.

https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/1537623/img_id2005976080658372230.jpeg/orig

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=5ca7ab469c80b56692f32cce3b7dbc1e_l-5231989-images-thumbs&n=13

Заключительный этап.

Рефлексия.

Оценка.

Вот мы и справились со всеми заданиями.  Повторили гласные звуки:

- вспомнили, как должны двигаться наши губы,

- как правильно делать выдох,

- спели нашими голосами.

- Что больше всего вам понравилось?

- Что было труднее всего выполнить?

- Вам понравился урок?

(выдает жетон за ответ (речевой или жест для неговорящих) ученика)

Посмотрите, что-то еще оставила нам синичка (мешочек со сладостями). Угощаем  учеников и гостей.

Оценка занятия обучающимися и гостями.

Ответы учеников:

- да,

- кивают головой,

- показывают карточку.

C:\Users\Учитель\Downloads\IMG_20230209_144154.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» тема: «Домашние животные»

В работе представлен учебно-методический материал по предмету  «Развитие речи и окружающий мир». Материал урока подобран в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями уч...

Конспект урока по предмету Развитие речи и окружающий мир "Снежная зима".

Закрепление знаний детей о зимних явлениях и умений строить высказывания по теме «Зима»....

Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" в пятом классе школы VIII вида, "Особый ребёнок"

Данный материал способствует расширению кругозора ребят, так как содержит в себе ознакомительную часть. В течении этого этапа педагог рассказывает детям о происхождении овощей и условиях их выращивани...

Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир". Тема: "Музыкальное путешествие"

Конспект урока (занятия) предназначен как вариант проведения комбинированного урока, включающего в себя такие предметы как "Музыка", "Труд", "Рисование", "Альтернати...

Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир"

Конспект урока "Развитие речи и окружающий мир" для 2 класса.Тема «Наблюдения за явлениями природы .Весна»Дети с ТМНР....


 

Комментарии

Вахнер Наталья Ивановна

Урок прошел на высоком методическом уровне. Цели были определены и доступны для учащихся. Содержание урока соответствовало уровню развития учащихся. Все этапы урока последовательны и логически связаны. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивалась целостность и завершенность урока. Соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков. Использование на уроке наглядного материала способствовало развитию обучения, сознательности и активности учащихся, их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой.