Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа 21 века" 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Ханалыева Талшин Кубайдулловна

Рабочая программа 3 класс "Окружающий мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_3_klass_po_okruzhayushchemu_miru.docx355.16 КБ

Предварительный просмотр:

E:\сканы 3 класс\рабочие программы\окружающий мир.jpg

Пояснительная записка

 Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:

 

•         Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);

•         «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой)

•         «Примерных программ начального общего образования»;

•         Авторской программы предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой.

             .На изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится   68учебных часов в год, в объеме 2 часа в неделю.

   Цель:

  осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

  Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются следующие умения:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средство достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника (умение определять свое отношение к миру).

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задачи учебника (умение объяснять мир).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования коммуникативных УУД служит работа в парах и малых группах.

Предметными результатами:

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • называть окружающие  предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года;

2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

Содержание

Кол-во часов

1.

  Что  нас  окружает?

2

2.

  Кто ты такой?

12

3.

  Кто живет рядом с тобой?

 8

4.

  Россия - твоя  Родина.

19

5.

  Мы – жители   Земли.

27

Всего:

68

                                       

                                                          Календарно - тематическое планирование учебного материала

п\п

Наиме-нова ние разде ла прог-раммы

Тема урока

Коли    чество часов

Вид занятия

Вид

контроля

                            УУД

                                                                                                    Дата проведения

план

факт

1

Введе-ние

Где ты живёшь.

Когда ты живёшь.

Счёт лет в истории

1

Комбинирован ный

Текущий

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

2

Земля наш общий дом

Природные тела и природные явления. Солнце — тело неживой  природы

1

Комбинирован ный

Текущий

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

3 - 5

Земля — планета жизни. Условия жизни на Земле

3

Комбини-рованный

Текущий

коммуникативные

- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

6 –

 7

Как изображают Землю.

План и карта

Проверочная работа №1

2

Комбини-рованный

Контроль знаний

Текущий

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-  учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха

8

Бакте-рии

Бактерии

1

Комбини-рованный

Текущий

коммуникативные

- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

9

Грибы

Грибы

1

Комбини-рованный

Тематический

познавательные:

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

10 - 11

Расти-тель-ный мир Земли

Растения встречаются повсюду. Если

бы на Земле не

было растений...

1

Комбини-рованный

Обобщение знаний

Текущий

коммуникативные

- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

12

Разнообразие растений на Земле

2

Комбини-рованный

Тематический

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

13 -15

Растения – живые

3

Усвоение новых знаний

Обобщение и закрепление

Текущий

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-  учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха

тела (организмы)

16

Размножение

1

Комбини-рованный

Текущий

коммуникативные

-оформлять донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

-совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя, критика).

растений

17

Распростра-нение плодов и семян

1

Комбини-рованный

Текущий

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

18

Как возникло земледелие. Хлеб

— всему голова

1

Комбини-рованный

Текущий

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

19

Красная книга

России

1

Комбини-рованный

Текущий

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-  учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха

 20

Животный мир Земли

Роль животных в природе

1

Комбини-рованный

Текущий

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

21

Разнообразие животных

1

Комбини-рованный

Текущий

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

22 - 25

Животные – живые тела (организмы)

4

Комбини-рованный

Обобщение и закрепление

Текущий

коммуникативные

- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

коммуникативные

- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

26

Поведение животных

1

Комбини-рованный

Текущий

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

27

Беспозвоночные животные

1

Комбини-рованный

Текущий

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

28 - 31

Позвоночные животные: рыбы,

земноводные, пресмыкаю

щиеся

4

Комбини-рованный

Обобщение и закрепление

Текущий

коммуникативные

- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-  учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха

32

Природное сообщество

1

Комбини-рованный

Текущий

познавательные:

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

33 - 34

Животные и человек

2

Комбини-рованный

Текущий

 коммуникативные

- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

35

Каким был чело-век в раз ные време-на (историчес кие эпохи)

Древняя Русь. Восточнославянские племена

1

Комбинированный

Текущий

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

36 – 37

38

Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси

3

Комбиниро-ванный

Обобщение знаний

Текущий

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

39

Как Москва стала столицей. Иван Грозный

1

Комбиниро-ванный

Текущий

коммуникативные

- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

40

41

42

Екатерина II Великая

Император Николай II

Cоветская  Россия

1

1

1

Комбиниро-ванный

Комбиниро-ванный

Комбиниро-ванный

Текущий

Текущий

познавательные:

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему

43

Из истории имён

1

Комбиниро-ванный

Текущий

коммуникативные

- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

44

Как жили наши пред-ки

Как выглядели

наши предки

1

Комбиниро-ванный

Текущий

познавательные:

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

45

 

Как в старину трудились и защищали Родину. Какими были наши предки

1

Комбиниро-ванный

Текущий

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-  учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха

46

Какие предметы окружали русских людей

1

- Комбиниро-ванный

Текущий

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике ,

добывать новые знания: находить ответы на

К вопросы, используя учебник, свой жизненный

о опыт и информацию, полученную на уроке;

47 -

Русская трапеза

1

Комбиниро-ванный

Текущий

коммуникативные

- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничест

48

Во что верили славяне

1

Комбиниро-ванный

Тематический

познавательные:

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

49-

Что создавалось трудом крестьянина

2

Комбиниро-ванный

Текущий

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

50

51

Как труди лись наши пред-ки

Труд крепостных крестьян

1

Комбиниро-ванный

Текущий

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

52-53

Что такое ремесло.

Что создавалось трудом ремесленника .Ремёсла в России

2

Комбинированные

Текущий

коммуникативные

- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

54

О гончарном

ремесле

1

Комбиниро-ванный

Текущий

познавательные:

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

55

О труде ткачей

1

Комбинирован  ный

Текущий

коммуникативные

- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

56

Русские оружейники

1

Комбинирован  ный

Текущий

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-  учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха

57

Что создавалось трудом рабочего.

Первые российские мануфактуры

1

Комбинирован ный

Текущий

познавательные:

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

58

Железные дороги в России

1

Комбинирован ный

Текущий

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

59

Первые пароходы

1

Комбинирован ный

Текущий

познавательные:

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

60

Автомобиле-строение в России

1

Комбинирован ный

Текущий

коммуникативные

- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничеств

61

Самолёто-строение в России

1

Комбинирован ный

Текущий

познавательные:

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

62

Время космических

полётов

1

Комбинирован ный

Текущий

коммуникативные

- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

63-64

Путешествие по старинным русским городам.

Россия ХХ –XXI веков

2

Урок-путешествие

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

65 - 66

67

68

Итоговая комплексная контрольная работа

 Повторение

2

2

Контроль знаний

Обобщение и систематизация знаний

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-  учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха

личностные:

осуществлять самоконтроль

                                                      Содержание тем изучаемого курса

Введение (1ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Земля — наш общий дом (10ч)

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства поды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.

Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.

ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Растительный мир Земли (11ч)

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Грибы (1ч)

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. 3 Предупреждение отравлений грибами.

Животный мир Земли (11ч)

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Как человек одомашнил животных.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Рыболовство и охота на Руси и в России.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, к России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.)- Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 3 КЛАССА

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

называть (приводить примеры):

•  тела живой и неживой природы;

•   планеты Солнечной системы (2-3);

•   свойства воздуха, воды;

•   состав почвы;

•  древние города и их достопримечательности;

• имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);

• причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

различать (соотносить):

•  год, век, арабские и римские цифры;

• названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;

• растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

• животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);

•   приспособления животных к среде обитания;

• особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;

• понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

•   объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

• объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

• характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;

• характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;

• раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

• составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;

• соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;

• характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);

• рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

• сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;

• работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;

• высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

                                                                Перечень учебно-методического обеспечения:

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Программа

Учебники

Учебные

пособия

Инструментарий определения УОУ

Методические пособия для педагогов

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2010г.

Окружающий мир: учебник для 3 кл. в 2 частях. Виноградова Н. Ф., – М.: Вентана-Граф, 2013.

 

 Виноградова Н. Ф. Рабочие тетради " Окружающий мир". 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2013

 

 

 Окружающий мир: 1 – 4: сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы / Клепинина З. А. - М.: Вентана-Граф, 2013.

 Беседы с учителем. Методика обучения: 3 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2010

Окружающий мир: 3 - 4 классы: методика обучения /  Виноградова Н. Ф.    – М.: Вентана-Граф, 2012

 

                                                           

Список литературы:

1.Чудеса света . энциклопепдия, «Росмэн», 2000г

2.Беседы с учителем. Методика обучения: 3  класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007. Окружающий мир: 1 - 4 классы: методика обучения /  Виноградова Н. Ф.    – М.: Вентана-Граф, 2012.

Сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы / Клепинина З. А. - М.: Вентана-Граф, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год

Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. Программа "Школа России"

Программа "Школа России" В соответствии с Базисным учебным планом и учебным планом МБОУ Ефремкинская СОШ №8 в 1 классе на учебный предмет «Окружающий мир» отводится 66 часов (из расчета 2 часа в не...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе ФГОС "Школа России"

Рабочая программа по окружаещему миру для 3 класса по программе "Школа России" к учебнику А.А.Плешаков...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....