Урок-квест "Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?" (1 класс).
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Тема урока: "Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?". 1 класс. "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. | 148.68 КБ |
Приложение к уроку. | 132.02 КБ |
ssylka_na_video.docx | 12.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Предмет: окружающий мир, 1 класс, УМК «Школа России».
Учитель: Комарова Елена Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Сухобезводненская средняя школа».
Тема: «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью».
Место урока в теме: 1 урок в разделе «Почему и зачем?»
Тип урока: открытие новых знаний.
Урок-квест.
Цель: формировать представление о звездах, Солнце как ближайшей к Земле звезде; познакомить с созвездием Льва.
Задачи:
Формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях.
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.
Воспитывать познавательный интерес к предмету.
Создать условия для мотивации учебной деятельности обучающихся.
Способствовать установлению причинно-следственных связей в изучаемом явлении.
Организовать контроль и самооценку деятельности обучающихся на уроке.
- Организационный момент.
Учитель: Кто с работой дружен,
Нам сегодня нужен?
Ученики: - Нужен!
Учитель: Кто с учёбой дружен,
Нам сегодня нужен?
Ученики: - Нужен!
Учитель: А с миром окружающим кто дружен,
Нам сегодня нужен?
Ученики:- Нужен!
Учитель: Таким ребятам хвала и честь!
Такие ребята в классе есть?
Ученики: - Есть!
Учитель: Отлично! Тогда я предлагаю вам пройти квест и отправиться в путешествие в поиках ответов на вопросы.
- Целеполагание. Актуализация знаний.
Учитель: А вот на какую тему будут вопросы, мы узнаем, выполнив первое задание. Будьте очень внимательны, работайте дружно!
Первую подсказку даю вам я. На каждой парте лежит карточка с кодовыми словами. Вам нужно найти и выделить 4 слова по теме урока.
С | Ю | П | Ц | Ч | У | Д | В | Й |
О | Ф | Е | К | Х | А | Е | О | Э |
Л | К | Ж | А | Ё | Л | Н | У | Ю |
Н | О | Ч | Ь | М | Ф | Ь | Ы | Х |
Ц | Н | Р | З | В | Е | З | Д | А |
Е | Ь | К | Ш | Ж | А | О | С | Б |
Какие слова вы нашли? (день, ночь, солнце, звёзды)
Учитель: Вспомогательные вопросы: когда можно увидеть солнце, а когда – звёзды? А не хотелось бы вам узнать: почему так происходит?
Вы догадались, о чём будем говорить сегодня? Какая тема урока?
Ученики: «Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?»
Верно!
Просмотр начала видео.
На этом уроке мы попробуем ответить на вопросы:
- Что такое Солнце?
- Почему Солнце светит днём?
- Почему днём не видно звёзд?
- Будем учиться находить на небе созвездие Лев.
Мы отправляемся в путешествие за ответами. А на чём, вы догадаетесь сами.
Чудо птица – алый хвост
Полетела в стаю звёзд.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звёзд. (Ракета)
- Чтобы быстро и правильно выполнить задания и найти все ответы на вопросы, будем работать в группах.
1 группа «Космонавты» - ставлю ракету на 1ряд.
- группа «Звездочёты» - ставлю ракету на 2 ряд.
- группа «Астрономы» - ставлю ракету на 3 ряд.
- Изучение нового материала.
Проходить квест нам будет помогать Муравей Вопросик и мудрая Черепаха. Они приготовили для каждой группы задание, выполнив которое, вы получите подсказку для ответа на вопросы.
Учитель раздаёт карточки с текстами и вопросами.
Карточка «Космонавты»
Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Она похожа на огромный пылающий шар. Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии 150 миллионов километров. Чтобы доехать до него на автомобиле со скоростью 80 км/ч, то пришлось бы ехать без остановки 200 лет.
На поверхности Солнца температура 6000ºC тепла, а внутри 15 млн.ºC
Солнце в 109 раз больше Земли. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина (показать футбольный мяч и горошину).
Если погаснет Солнце, на Земле исчезнет жизнь. Растения, животные и люди живут потому, что жизнь им дает Солнце. Оно согревает и освещает Землю.
Задание:
- Прочитайте текст.
- Заполните пропуски в тексте.
- Расскажите текст у доски.
Задание: заполните пропуски в тексте.
Солнце – это ближайшая к Земле __________.
Она похожа на огромный пылающий ____________.
Солнце находится от Земли на очень большом расстоянии _______ миллионов километров.
На поверхности Солнца температура __________◦ С.
Солнце в ____ раз ___________ Земли.
Карточка «Звездочёты».
Все звёзды – это огромные пылающие шары. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими.
Звёзды различаются по размерам, цвету и температуре. На ночном небе звёзды мерцают разным светом: голубым, белым, жёлтым, красным. Самые горячие звёзды – белого и голубого цвета, затем жёлтые, а наиболее холодные – красные. Наше Солнце – жёлтая звезда.
Найдите в учебнике на стр. 32 самые горячие звёзды.
- Какого они цвета?
- Прочитайте, как они называются. (Регул, Сириус)
Есть звёзды – гиганты, а есть звёзды – карлики.
Звёзды, которые в десятки раз больше Солнца – гиганты.
- Найдите звезду – гигант. Прочитайте её название. (Альдебаран).
Задание: Установите, какие утверждения верные и неверные. Распределите их по соответствующим группам в таблице.
- Звёзды – огромные пылающие шары.
- Солнце – белая звезда.
- Звёзды мерцают разным светом: голубым, белым, жёлтым, красным.
- Все звёзды одного размера.
- Самые горячие звёзды – белого и голубого цвета.
- Самые горячие звёзды – красные.
Верные утверждения | Неверные утверждения |
Карточка «Астрономы»
Учёных, которые исследуют звёзды, называют АСТРОНОМЫ. ТЕЛЕСКОП – это прибор, для изучения звёзд и других небесных тел. Наука, которая изучает небесные тела, называется АСТРОНОМИЯ.
Звёзд на небе очень много. Ещё в древности люди заметили, что некоторые звёзды образуют на небе фигуры. Они мысленно соединили их линией. Так появились созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена. Чаще всего давали имена мифических героев.
Существуют целые карты созвездий. На небосводе 88 созвездий. С некоторыми созвездиями вы знакомились в начале года. Например, созвездие Большая Медведица.
Под ногами Большой Медведица расположено созвездие Льва. (Найдите это созвездие в учебнике на стр.33. Рассмотрите его внимательно).
Задание: Установите соответствие между картинками и названиями.
Телескоп
Астроном
Созвездие Большая Медведица
Созвездие Лев
Каждая группа читает и выполняет задание.
4. Формирование первичных умений.
Команды закончили выполнять задания. Давайте послушаем первую команду «Космонавты».
- Молодцы! Вы справились с заданием. Ответили на первый вопрос.
- Что такое Солнце? (дети отвечают)
И получаете новую подсказку - белая звёздочка. Найдите предметы, на которых белая звёздочка. Учащиеся находят глобус и фонарик.
Я думаю, что мудрая Черепаха хочет, чтобы вы ответили на второй вопрос. Почему Солнце светит днём? Представьте, что глобус – это наша Земля, а фонарик – это солнце. 1 ученик вращает глобус, изображая вращение Земли вокруг своей оси. А второй ученик держит фонарик, так называемое солнце и освещает «Землю».
Земля вращается вокруг своей оси и поворачивается к солнцу то одной стороной, то другой. На стороне, освещённой Солнцем – день, а на стороне, которая в тени – ночь.
Какой вывод можно сделать? Солнце не просто светит днём, а оно-то и создаёт нам день.
- Правильно! Слово второй группе «Звездочёты».
- Молодцы! Вы получаете следующую подсказку - голубая звёздочка. Найдите предметы с голубой звёздочкой. (фонарики)
- Опыт с фонариком.
Учитель: Посмотрите у нас в коробке много фонариков. Как вы думаете, для чего? Что будут изображать фонарики?
Ученики: - Звёзды.
Учитель: Правильно. Фонарики – это звёзды. (Выходят несколько учеников и берут фонарики).
Учитель выключает свет, закрывает окна, ребята включают фонарики.
Учитель: Посмотрите сколько звёздочек горит! Мы хорошо видим их свет? Ученики: Да.
Учитель: А почему?
– Темно.
Учитель: Правильно, ведь звёзды тоже светят ночью. А теперь открываем окна и я включаю свет (свет – это солнце). Наступает день.
- А теперь мы так же хорошо видим свет фонариков?
– Нет.
Учитель: А почему?
Лучи света от фонариков рассеиваются и их не видно, т.к. итак светло и без фонариков.
Учитель: Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Звёзды днём продолжают светить, но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть. Лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи.
Учитель: Итак, мы с вами ответили на третий вопрос. Садитесь, ребята.
- Мы передаём слово группе «Астрономы».
- Спасибо! Вы справились со своим заданием и мы получаем следующую подсказку от мудрой Черепахи. – Красная звёздочка. Ищем красную звёздочку – на экране.
Чтобы научиться находить созвездие Льва, давайте посмотрим видео, в котором говорится где и когда можно увидеть это созвездие. А заодно ещё раз повторим полученные знания от предыдущих команд.
Смотрим видео.
Учитель: Итак, ребята, мы получили ответ на последний вопрос.
- Скажите, когда созвездие Льва лучше наблюдать в нашей стране? (в феврале или в марте)
- Где расположено это созвездие? (под ногами Большой Медведицы).
- Как мы будем искать созвездие Льва на ночном небе? (Нужно найти ковш Большой Медведицы, а под её ногами можно увидеть созвездие Льва).
Картинка на доску.
Домашнее задание:
- На стр. 33 в учебнике дано задание со значком «Работаем со взрослыми». Вечером, когда стемнеет, найдите на небе созвездие Лев. Выполните это задание с родителями. Я думаю будет интересно.
5. Закрепление пройденного материала.
Учитель: Ребята, мы нашли все ответы на вопросы?
Молодцы! Наше путешествие подходит к концу и мы летим домой.
А сейчас мы с вами, дети,
Приземлимся на ракете.
Но наши двери ракеты заблокированы, и чтобы их открыть, нам нужно выполнить задание. Мудрая Черепаха решила проверить хорошо ли вы запомнили, что узнали во время путешествия. И даёт вам последнюю подсказку – жёлтая звезда – (тетрадь и код. С21-1-2,С22-3.)
Что это может значить? (номера страниц и заданий в тетради, которые мы должны выполнить).
Верно! Открываем тетради и выполняем задания. Кто правильно выполнит задания, получает звёздочку. (1 ученик читает вслух задание и все выполняют).
Все ребята выполнили задания, получают жёлтую звёздочку. Двери ракеты разблокированы и мы с вами на Земле.
Когда последний закруглён виток,
Так хорошо сойти на Землю снова,
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Поднимите звёзды. Посмотрите, у нас с вами тоже получилось созвездие. Как его можно назвать?
6. Итог урока. Рефлексия.
- Путешествие закончилось. Вы справились со всеми заданиями квеста.
- Что вам запомнилось?
- У кого были затруднения?
На доске два солнышка – грустное и весёлое. Иногда наше настроение зависит от того, солнечный сегодня день или пасмурный. А я предлагаю вам оценить себя и прикрепить свою звёздочку к одному из этих солнышек.
Если у вас всё сегодня получилось, на уроке было всё понятно и интересно – прикрепите звёздочку рядом с весёлым солнышком.
А если что-то не получилось или осталось непонятным, на уроке было не интересно – к грустному солнышку. Дети выходят к доске и прикрепляют солнышки. Звучит музыка.
Спасибо за урок! Вы молодцы! Я хочу вас наградить медалями за успешное прохождение квеста.
Предварительный просмотр:
Почему
Солнце
светит
днём,
а звёзды –
ночью?
«Космонавты»
«Звездочёты»
«Астрономы»
Астроном
Телескоп
Астрономия
С21-1-2,С22-3
Созвездие Лев
Телескоп
Астроном
Созвездие Большая Медведица
Планета
Звезда
Задание: заполните пропуски в тексте.
Солнце – это ближайшая к Земле __________.
Она похожа на огромный пылающий ____________.
Солнце находится от Земли на очень большом расстоянии _______ миллионов километров.
На поверхности Солнца температура __________◦ С.
Солнце в ____ раз ___________ Земли.
звезда
планета
шар больше
150 200
6000 109
Звёзды – огромные пылающие шары.
Солнце – белая звезда.
Звёзды мерцают разным цветом: голубым, белым, жёлтым, красным.
Самые горячие звёзды – белого и голубого цвета.
Самые горячие звёзды – красные.
Все звёзды одного размера.
Верные утверждения
Неверные
утверждения
- Что такое солнце?
- Почему солнце светит днём?
- Почему днём не видно звёзд?
- Будем учиться находить созвездие Лев
Солнце- ближайшая к Земле звезда.
Солнце не просто светит днём, а оно-то и создаёт день.
Звёзды днём продолжают светить, но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть.
Созвездие Лев можно увидеть под созвездием Большая Медведица.
Предварительный просмотр:
Ссылка на видео, которое использовалось на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект по окружающему миру "Почему Солнце светит днём, а звёзды -ночью"1 класс
Урок для 1 класса с видеофильмами, видеоинтервью, с презентацией. Подготовка идет совместно в родителями.Класс разделен на 4 группы, каждая из которых готовит свой блок....
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?" ("Школа России")
В конспекте урока даны комментарии, в которых делается акцент на использование в ходе урока современных подходов к образованию, организации самостоятельной учебной и творческой деятельности учащихся. ...
Презентация к уроку "Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?" 1 класс, "Школа России"
Презентация представляет собой пошаговое сопровождение урока "Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?"...
Открытый урок в 1 классе "Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью"
Данный урок интересен тем, что дети в процессе урока сами узнают, что такое звёзды, когда мы их видим , а когда нет, и почему это происходит. На уроке используются различные формы работы, поэтому на н...
Урок на тему:"Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?"(2 класс)
Предоставлен конспект урока ....
Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Почему Солнце светит днём, А звёзды- ночью?" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Почему Солнце светит днём, А звёзды- ночью?" 1 класс (конспект + презентация)...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?" (1 класс, "Школа России", ФГОС)
Данная разработка включает в себя цели урока, планируемые результаты, УУД и подробный сценарий урока....