конспект урока-исследования "Удивительная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Ермолаева Кристина  Михайловна

Конспект крока- исследования про соль и её свойства,в ходе которого учащиеся познакомятся  с новой наукой -бионикой.Проведут интересные опыты и самостоятельно сделают выводы о свойствах соли.А так же способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-issledovanie_udivitelnaya_sol.docx36.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

  урока-исследования      

на тему: «Удивительная соль».

Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Обучающие: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? исследовать свойства соли опытным путём;  стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Развивающие: развивать познавательные потребности, развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом,  творческие способности, воображение, любознательность;  монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной  деятельности.

Воспитательные:   воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе; воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,  социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Оборудование: карточки с символическим изображением методов исследования, Энциклопедия   от А до Я, мультимедиа (презентация  «Где и как добывают соль», сундучок,  кристаллы соли, соль, стаканчики пластиковые, подносы, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей), стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца  салфетки,  лупы.

          Организационный момент:

Учитель:- Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня  в школу?

- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.

- Если вам нравится общаться с ребятами – поднимите руки!

- Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!

           1.Вводная часть

       Учитель:

Каждый день мы видим вокруг себя вещи, к которым привыкли и даже не задумываемся, сколько труда и усилий было приложено, чтобы их придумать.

Слайды: телефон, утюг, электрочайник, бумага.

Как вы думаете, как они появились? Ведь все это появилось благодаря человеку, которому в голову пришла идея, и он успешно ее реализовал. И такой необычный человек называется изобретателем.

Как называется человек, который придумывает разные полезные вещи? (ответы детей: такой человек называется изобретатель).

Как птицы и растения, с тобою там и тут

живут изобретения, открытия живут.

Не то чтоб скучно, серо, без них иначе б жил.

И днем бы на охоту ты безоружным брел,

Копье ведь тоже кто-то когда-то изобрел.

Игла, горшок и парус, да что там ни возьми,

Компьютер и гитара – придуманы людьми!

Стул, двери, ложка, вилка, ракета и кино,

Гамак, сенокосилка, автобус и окно.

Пусть чуда нет теперь в них, но мир не позабыл.

Людей, тех самых, первых, кто чудо сотворил.

Про кого это стихотворение? Это стихотворение про изобретателей.

Давным-давно человек был очень близок к природе и очень много наблюдал. И однажды человек догадался изобрести очень нужные и полезные предметы для себя и для других людей. Предметы, придуманные и сделанные изобретателями, называются изобретения. Сегодня на нашем уроке- исследовании мы узнаем много нового и проведем несколько очень интересных опытов.( Слайд 2)

Слайд 3.

Сейчас перед вами появятся картинки с изображениями предметов, а вы попробуйте догадаться, что могли придумать изобретатели, рассматривая эти предметы. (слайды: стрекоза, рыба сом , одуванчик, птица).

Слайд 4.

 Четырехкрылый вертолёт и самолёт позаимствовали форму у стрекозы, стрекоза похожа на вертолёт., рыба сом на Аэрокосмический самолет ,птица на скоростной поезд.

Слайд 5.

 Одуванчик вдохновил изобретателей и исследователей создать парашут.

Слайд 6.

А занимается всем этим наука Бионика- которая изучает строение живых организмов, чтобы использовать это для  создания новых приборов и механизмов.

Интересный момент.

-Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в школу я вошла,

Здесь шкатулочку нашла (показывает шкатулочку).

На ней надпись: «Открыть любознательным детям, которые мечтают об открытиях и исследованиях. (ваш Лунтик)

Дети открывают шкатулку, достают мешочек, щупают его, мнут в руках( с закрытыми глазами, нюхают)

- Как вы думаете, что в нем  может находится? (Дети высказывают свои предположения).

- Посмотрите, в шкатулке есть еще конверт, а в нём письмо. Может быть прочитаем письмо и  тогда узнаем что в посылке?

Учитель читает письмо:  «Отгадайте загадку, и вы узнаете, что  находится в этом мешочке».

                  Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

                  И становится вся пища несъедобной вдруг!

                  Если в ранку попадет – испытаешь боль.

                  Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).

Слайд 7.

Слайд 8.

Учитель продолжает читать  письмо от Лунтика:

 «Когда у меня заболело горло, баба Капа давала мне соленую воду, что бы я полоскал его. Я удивился, зачем полоскать солью горло? Ведь соль добавляют в пищу. Ребята помогите мне разобраться, что такое соль,  для чего нужна и откуда она берется?»

- Ребята, вы хотите помочь Лунтику? Как вы можете ему помочь?

Ответы детей.

2. Основная часть.  (Организационно-поисковый этап).

- А вы ребята хотите  стать исследователями и узнать  все о соли?

Ответы детей.

Учитель предлагает детям надеть шапочки  исследователей.

 - Итак, исследователи,  где и как мы можем получить необходимые, новые знания о соли?

Дети: -  Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у взрослого, посмотреть в телевизоре и в компьютере, и т.д.

- Верно, существует много способов получения новых знаний. Но с чего мы начнем? (Учитель показывает карточку-схему «Прочитать в книге»).

Дети:  -Прочитать в книге.

- В какой книге мы можем узнать о соли?

 Дети: – В словаре, энциклопедии.

- Посмотрите, ребята, как в словаре располагаются слова. На какую букву мы будем искать слово «соль».?  

Зачитывают из энциклопедии «Что такое «соль?». Соль – природное вещество белого цвета, представляет собой кристаллы с острым характерным вкусом.

 - Вам интересно узнать, откуда берётся соль? Что вы хотите узнать? Тогда садитесь , слушайте внимательно и смотрите .

Просмотр  отрывка из телепередачи  «Галелео», о том,  где и как добывают соль?

- Соль встречается не только в воде озёр, но и в земле. Добывают её в специальных шахтах при помощи комбайнов. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. (Показывает картинку).

Слайд 9-13

- А сейчас я предлагаю  вашим глазам немного отдохнуть.

                       Гимнастика для глаз:

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

 - Продолжим наше исследование. Что же мы сейчас сделаем? (Учитель показывает карточку-схему «Подумать самостоятельно»).

Дети: Подумаем самостоятельно.

                           Игра: «Соленый - несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.

- А теперь, исследователи,  я приглашаю вас  лабораторию. Как вы думаете, что мы там будем делать? (Учитель показывает карточку-схему «Провести эксперимент»).

Ребята, мы с вами пришли в лабораторию. В лаборатории проводят разные эксперименты. Мы с вами станем учёными. Здесь очень много интересного оборудования, и чтобы выполнить правильно эксперименты, нужно внимательно слушать своего научного руководителя, то есть меня.

Дети: Будем делать опыты с солью.

В  нашей лаборатории нужно соблюдать правила:

- на столах ничего не трогать без разрешения

-соблюдать тишину, не мешать другим

-бережно обращаться с оборудованием.

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

- не трогать руками глаза;

- если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

                                               

   ОПЫТЫ

Слайд 14

 1 опыт:  «Имеет  ли соль запах?».

Перед вами тарелочки с солью. Давайте ее рассмотрим. Какого цвета соль? Давайте определим, есть ли у соли запах?  Наберите на ложечку немного соли. Понюхайте её.  (Без запаха).

Вывод: соль не имеет запаха.  (вешаем карточку на доску)

2 опыт:  «Растворяется ли соль в воде?».

Предлагаю вам пододвинуть  баночку с водой и насыпать в неё ложечку соли. Размешайте, что произошло с солью? А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась). Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится. А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Попробуйте.  (Солёная).

Вывод: соль растворима.

 3 опыт: « Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?»

Пододвинет к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку. Что произошло? Значит соль какая? (Сыпучая, рассыпчатая).

 Вывод: Мы с вами определили еще одно качество соли, соль сыпучее вещество.

Слайд 15

 4 опыт:  «Плавающее яйцо».

-Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода солёная? (Нет, в речке вода пресная)

.- Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать?. Хотите это проверить? (Да).

Опускаю яйцо стакан с пресной водой, яйцо утонуло. Опускаю яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили? (Соленая вода выталкивает предметы) В море вода соленая, поэтому там легко плавать.

Вывод: соленая вода выталкивает предметы

Слайд 16

 5 опыт:  «Из чего состоит соль?». Выращивание кристалла.

Рассмотрите соль через увеличительное стекло. Что вы видите?  Из чего состоит соль? (Зернышки, кристаллы, крупинки).

Опыт с еловыми ветками проводится заранее.

Для опыта мы взяли еловую ветку, сосновую и еловую шишки, налили в контейнер горячую воду, поместили в него ветки и шишки и насыпали соль.

На следующий день вытащили ветки и шишки и положили сохнуть.

Три дня мы вели наблюдение, на третий день увидели, что шишки и ветки стали серебристыми, как будто с мороза.

Вывод: кристаллы можно вырастить самостоятельно в домашних условиях. Кристаллы растут в насыщенном солевом растворе при постепенном испарении воздуха.

.

Слайд 17

6 опыт : «Незамерзающая соль».   Домашнее задание.

В два стакана вы  наливаете воду, в один из стаканов добавляете соль, затем оба стакана ставите в морозильную камеру. Через день  проверяете и обнаруживаете, что вода в стакане, где не было соли, превратилась в лед, а соленая вода охладилась, но не замерзла. Ставите воду обратно в морозильную камеру и оставляете еще на день. Соленая вода немного подмерзнет, но в лед не превратится, а всего лишь станет  напоминать жидковатую кашицу.

Вывод: соленая вода не замерзает.

Вывод сделать самостоятельно .

- Уважаемые исследователи, мы так много провели несколько опытов с солью, предлагаю повторить, что мы узнали о соли. (Она белая,  сыпучая, состоит из кристаллов, без запаха, солёная, растворяется в воде и меняет вкус воды, выталкивает предметы.).    (Учитель выставляет на доске карточки -схемы   «Свойства соли»).

 - А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.

                                  Физкультминутка.

                            Я прошу в круг всех встать,

                            И задания  выполнять.

                            Все дышите! Не дышите!

                            Всё в порядке? Отдохните!

                            Вместе руки поднимите!

                            Превосходно, опустите!

                            Наклонитесь, разогнитесь,

                            На носочки поднимитесь!

                            Приседайте, выпрямляйтесь,

                            Встаньте прямо – улыбайтесь!

                            Каждый весел и здоров.

                            И к исследованиям  готов!

         - Продолжим  исследовать соль?  Как, где же еще мы можем узнать  нового о соли.     (Учитель показывает карточку-схему «Получить информацию у компьютера»).

Дети: Посмотреть в компьютере.

 Просмотр  презентации: «Где используют соль».

Слайды 18-21

 

3. Заключительная часть.  (Рефлексивно-коррегирующий этап).

-  Ребята, чем мы сегодня занимались?

Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий.  Что же мы напишем Лунтику? (Дети пытаются сформулировать итоговые выводы, делятся впечатлениями, эмоциями).

- Узнали ли вы что-нибудь о соли, чего не знали раньше?

- Вам понравилось быть исследователями? Что было особенно интересным?

- А трудно было проводить самостоятельно опыты?

Какие мы сделали выводы?

Слайд 22.

-Кому и что вы расскажете о нашей лаборатории?

-Вы хотели бы ещё раз  стать исследователями и вернуться в лабораторию, чтобы сделать новые открытия?

Ребята, за то, что вы были замечательными исследователями, за вашу любознательность я  дарю вот такие медали. Молодцы!

Если вам понравилось наше занятие повесьте смайлик на доску.

                      .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Соль-друг, соль - враг"

Данная работа направлена на изучение свойст соли....

Солоҡсолоҡ шөғөлө, дәрес

Башҡорттарҙың традицион хужалығы һәм шөғөлдәренең береһе  солоҡсолоҡ менән танышыу....

Конспект урока. Полезные ископаемые. Соль.

Конспект урока по окружающему миру в начальной школе, на тему "Полезные ископаемые. Соль." В конспекте подробно расписаны этапы работы на уроке. Урок можно отнести к нетрадиционным формам обучения, в ...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»...

План - конспект внеклассного занятия для 4-х классов в ГПД по теме: "Разделение смеси соли и песка опытным путем"

Создание условий  для развития  и поддержания  у воспитанников познавательных способностей  и устойчивого интереса к изучению окружающего мира, а  в дальнейшем - химии и физик...

конспект мастер-класса по рисованию солью для учеников начальной школы

Небольшой конспект для проведения мастер-класса по нетрадиционному рисованию  в начальной школе. Прошел испытания на первых классах. При замене рисунка на более сложный, можно провести подобное з...

Конспект внеурочного занятия: мастер – класс по изготовлению «Волшебной снежинки» в нетрадиционной технике из клея и соли на тему: «Зимушка - зима»

Конспект внеурочного занятияМастер – класс по изготовлению «Волшебной снежинки» в нетрадиционной технике из клея и соли на тему: «Зимушка - зима» Цель занятия:...