конспект урока-исследования "Удивительная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)
Конспект крока- исследования про соль и её свойства,в ходе которого учащиеся познакомятся с новой наукой -бионикой.Проведут интересные опыты и самостоятельно сделают выводы о свойствах соли.А так же способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-issledovanie_udivitelnaya_sol.docx | 36.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
урока-исследования
на тему: «Удивительная соль».
Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Обучающие: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? исследовать свойства соли опытным путём; стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
Развивающие: развивать познавательные потребности, развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом, творческие способности, воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной деятельности.
Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе; воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Оборудование: карточки с символическим изображением методов исследования, Энциклопедия от А до Я, мультимедиа (презентация «Где и как добывают соль», сундучок, кристаллы соли, соль, стаканчики пластиковые, подносы, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей), стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца салфетки, лупы.
Организационный момент:
Учитель:- Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в школу?
- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.
- Если вам нравится общаться с ребятами – поднимите руки!
- Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!
1.Вводная часть
Учитель:
Каждый день мы видим вокруг себя вещи, к которым привыкли и даже не задумываемся, сколько труда и усилий было приложено, чтобы их придумать.
Слайды: телефон, утюг, электрочайник, бумага.
Как вы думаете, как они появились? Ведь все это появилось благодаря человеку, которому в голову пришла идея, и он успешно ее реализовал. И такой необычный человек называется изобретателем.
Как называется человек, который придумывает разные полезные вещи? (ответы детей: такой человек называется изобретатель).
Как птицы и растения, с тобою там и тут
живут изобретения, открытия живут.
Не то чтоб скучно, серо, без них иначе б жил.
И днем бы на охоту ты безоружным брел,
Копье ведь тоже кто-то когда-то изобрел.
Игла, горшок и парус, да что там ни возьми,
Компьютер и гитара – придуманы людьми!
Стул, двери, ложка, вилка, ракета и кино,
Гамак, сенокосилка, автобус и окно.
Пусть чуда нет теперь в них, но мир не позабыл.
Людей, тех самых, первых, кто чудо сотворил.
Про кого это стихотворение? Это стихотворение про изобретателей.
Давным-давно человек был очень близок к природе и очень много наблюдал. И однажды человек догадался изобрести очень нужные и полезные предметы для себя и для других людей. Предметы, придуманные и сделанные изобретателями, называются изобретения. Сегодня на нашем уроке- исследовании мы узнаем много нового и проведем несколько очень интересных опытов.( Слайд 2)
Слайд 3.
Сейчас перед вами появятся картинки с изображениями предметов, а вы попробуйте догадаться, что могли придумать изобретатели, рассматривая эти предметы. (слайды: стрекоза, рыба сом , одуванчик, птица).
Слайд 4.
Четырехкрылый вертолёт и самолёт позаимствовали форму у стрекозы, стрекоза похожа на вертолёт., рыба сом на Аэрокосмический самолет ,птица на скоростной поезд.
Слайд 5.
Одуванчик вдохновил изобретателей и исследователей создать парашут.
Слайд 6.
А занимается всем этим наука Бионика- которая изучает строение живых организмов, чтобы использовать это для создания новых приборов и механизмов.
Интересный момент.
-Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в школу я вошла,
Здесь шкатулочку нашла (показывает шкатулочку).
На ней надпись: «Открыть любознательным детям, которые мечтают об открытиях и исследованиях. (ваш Лунтик)
Дети открывают шкатулку, достают мешочек, щупают его, мнут в руках( с закрытыми глазами, нюхают)
- Как вы думаете, что в нем может находится? (Дети высказывают свои предположения).
- Посмотрите, в шкатулке есть еще конверт, а в нём письмо. Может быть прочитаем письмо и тогда узнаем что в посылке?
Учитель читает письмо: «Отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в этом мешочке».
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).
Слайд 7.
Слайд 8.
Учитель продолжает читать письмо от Лунтика:
«Когда у меня заболело горло, баба Капа давала мне соленую воду, что бы я полоскал его. Я удивился, зачем полоскать солью горло? Ведь соль добавляют в пищу. Ребята помогите мне разобраться, что такое соль, для чего нужна и откуда она берется?»
- Ребята, вы хотите помочь Лунтику? Как вы можете ему помочь?
Ответы детей.
2. Основная часть. (Организационно-поисковый этап).
- А вы ребята хотите стать исследователями и узнать все о соли?
Ответы детей.
Учитель предлагает детям надеть шапочки исследователей.
- Итак, исследователи, где и как мы можем получить необходимые, новые знания о соли?
Дети: - Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у взрослого, посмотреть в телевизоре и в компьютере, и т.д.
- Верно, существует много способов получения новых знаний. Но с чего мы начнем? (Учитель показывает карточку-схему «Прочитать в книге»).
Дети: -Прочитать в книге.
- В какой книге мы можем узнать о соли?
Дети: – В словаре, энциклопедии.
- Посмотрите, ребята, как в словаре располагаются слова. На какую букву мы будем искать слово «соль».?
Зачитывают из энциклопедии «Что такое «соль?». Соль – природное вещество белого цвета, представляет собой кристаллы с острым характерным вкусом.
- Вам интересно узнать, откуда берётся соль? Что вы хотите узнать? Тогда садитесь , слушайте внимательно и смотрите .
Просмотр отрывка из телепередачи «Галелео», о том, где и как добывают соль?
- Соль встречается не только в воде озёр, но и в земле. Добывают её в специальных шахтах при помощи комбайнов. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. (Показывает картинку).
Слайд 9-13
- А сейчас я предлагаю вашим глазам немного отдохнуть.
Гимнастика для глаз:
«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
- Продолжим наше исследование. Что же мы сейчас сделаем? (Учитель показывает карточку-схему «Подумать самостоятельно»).
Дети: Подумаем самостоятельно.
Игра: «Соленый - несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.
- А теперь, исследователи, я приглашаю вас лабораторию. Как вы думаете, что мы там будем делать? (Учитель показывает карточку-схему «Провести эксперимент»).
Ребята, мы с вами пришли в лабораторию. В лаборатории проводят разные эксперименты. Мы с вами станем учёными. Здесь очень много интересного оборудования, и чтобы выполнить правильно эксперименты, нужно внимательно слушать своего научного руководителя, то есть меня.
Дети: Будем делать опыты с солью.
В нашей лаборатории нужно соблюдать правила:
- на столах ничего не трогать без разрешения
-соблюдать тишину, не мешать другим
-бережно обращаться с оборудованием.
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
- не трогать руками глаза;
- если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
ОПЫТЫ
Слайд 14
1 опыт: «Имеет ли соль запах?».
Перед вами тарелочки с солью. Давайте ее рассмотрим. Какого цвета соль? Давайте определим, есть ли у соли запах? Наберите на ложечку немного соли. Понюхайте её. (Без запаха).
Вывод: соль не имеет запаха. (вешаем карточку на доску)
2 опыт: «Растворяется ли соль в воде?».
Предлагаю вам пододвинуть баночку с водой и насыпать в неё ложечку соли. Размешайте, что произошло с солью? А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась). Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится. А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Попробуйте. (Солёная).
Вывод: соль растворима.
3 опыт: « Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?»
Пододвинет к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку. Что произошло? Значит соль какая? (Сыпучая, рассыпчатая).
Вывод: Мы с вами определили еще одно качество соли, соль сыпучее вещество.
Слайд 15
4 опыт: «Плавающее яйцо».
-Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода солёная? (Нет, в речке вода пресная)
.- Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать?. Хотите это проверить? (Да).
Опускаю яйцо стакан с пресной водой, яйцо утонуло. Опускаю яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили? (Соленая вода выталкивает предметы) В море вода соленая, поэтому там легко плавать.
Вывод: соленая вода выталкивает предметы
Слайд 16
5 опыт: «Из чего состоит соль?». Выращивание кристалла.
Рассмотрите соль через увеличительное стекло. Что вы видите? Из чего состоит соль? (Зернышки, кристаллы, крупинки).
Опыт с еловыми ветками проводится заранее.
Для опыта мы взяли еловую ветку, сосновую и еловую шишки, налили в контейнер горячую воду, поместили в него ветки и шишки и насыпали соль.
На следующий день вытащили ветки и шишки и положили сохнуть.
Три дня мы вели наблюдение, на третий день увидели, что шишки и ветки стали серебристыми, как будто с мороза.
Вывод: кристаллы можно вырастить самостоятельно в домашних условиях. Кристаллы растут в насыщенном солевом растворе при постепенном испарении воздуха.
.
Слайд 17
6 опыт : «Незамерзающая соль». Домашнее задание.
В два стакана вы наливаете воду, в один из стаканов добавляете соль, затем оба стакана ставите в морозильную камеру. Через день проверяете и обнаруживаете, что вода в стакане, где не было соли, превратилась в лед, а соленая вода охладилась, но не замерзла. Ставите воду обратно в морозильную камеру и оставляете еще на день. Соленая вода немного подмерзнет, но в лед не превратится, а всего лишь станет напоминать жидковатую кашицу.
Вывод: соленая вода не замерзает.
Вывод сделать самостоятельно .
- Уважаемые исследователи, мы так много провели несколько опытов с солью, предлагаю повторить, что мы узнали о соли. (Она белая, сыпучая, состоит из кристаллов, без запаха, солёная, растворяется в воде и меняет вкус воды, выталкивает предметы.). (Учитель выставляет на доске карточки -схемы «Свойства соли»).
- А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Я прошу в круг всех встать,
И задания выполнять.
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке? Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь,
На носочки поднимитесь!
Приседайте, выпрямляйтесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Каждый весел и здоров.
И к исследованиям готов!
- Продолжим исследовать соль? Как, где же еще мы можем узнать нового о соли. (Учитель показывает карточку-схему «Получить информацию у компьютера»).
Дети: Посмотреть в компьютере.
Просмотр презентации: «Где используют соль».
Слайды 18-21
3. Заключительная часть. (Рефлексивно-коррегирующий этап).
- Ребята, чем мы сегодня занимались?
Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий. Что же мы напишем Лунтику? (Дети пытаются сформулировать итоговые выводы, делятся впечатлениями, эмоциями).
- Узнали ли вы что-нибудь о соли, чего не знали раньше?
- Вам понравилось быть исследователями? Что было особенно интересным?
- А трудно было проводить самостоятельно опыты?
Какие мы сделали выводы?
Слайд 22.
-Кому и что вы расскажете о нашей лаборатории?
-Вы хотели бы ещё раз стать исследователями и вернуться в лабораторию, чтобы сделать новые открытия?
Ребята, за то, что вы были замечательными исследователями, за вашу любознательность я дарю вот такие медали. Молодцы!
Если вам понравилось наше занятие повесьте смайлик на доску.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Соль-друг, соль - враг"
Данная работа направлена на изучение свойст соли....
Солоҡсолоҡ шөғөлө, дәрес
Башҡорттарҙың традицион хужалығы һәм шөғөлдәренең береһе солоҡсолоҡ менән танышыу....
Конспект урока. Полезные ископаемые. Соль.
Конспект урока по окружающему миру в начальной школе, на тему "Полезные ископаемые. Соль." В конспекте подробно расписаны этапы работы на уроке. Урок можно отнести к нетрадиционным формам обучения, в ...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»...
План - конспект внеклассного занятия для 4-х классов в ГПД по теме: "Разделение смеси соли и песка опытным путем"
Создание условий для развития и поддержания у воспитанников познавательных способностей и устойчивого интереса к изучению окружающего мира, а в дальнейшем - химии и физик...
конспект мастер-класса по рисованию солью для учеников начальной школы
Небольшой конспект для проведения мастер-класса по нетрадиционному рисованию в начальной школе. Прошел испытания на первых классах. При замене рисунка на более сложный, можно провести подобное з...
Конспект внеурочного занятия: мастер – класс по изготовлению «Волшебной снежинки» в нетрадиционной технике из клея и соли на тему: «Зимушка - зима»
Конспект внеурочного занятияМастер – класс по изготовлению «Волшебной снежинки» в нетрадиционной технике из клея и соли на тему: «Зимушка - зима» Цель занятия:...