Исследовательская работа "Соль-друг, соль - враг"
статья по окружающему миру (2 класс) по теме

Данная работа направлена на изучение свойст соли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sol_-drug_sol_-vrag..docx700.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                                СОЛЬ – ДРУГ,  СОЛЬ – ВРАГ

                                                            Кирилин Илья

                                               МОУ «Сайгатинская СОШ» 2 класс;

                                                 Лопатина Татьяна Евгеньевна

                                   МОУ «Сайгатинская СОШ»,  учитель начальных классов

                                                                      Введение

Современная наука стремится  познать новое, заглянуть за пределы Вселенной, разгадать тайны микромира. Но за великими целями забывается то, что находится рядом, без чего мы не можем обойтись, и используем каждый день.

            Например, зубная щетка, спички, ложка, вода, сахар… Без таких, казалось бы, простых вещей, люди не смогут «удобно» жить. К этим же вещам можно отнести и соль. Человек приправляет свою пищу солью и без этого обходиться не может. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого. И даже сегодня, в век технического прогресса, люди не смогли бы обойтись без нее.

Меня заинтересовал вопрос исследования  соли. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознаваемая и таинственная. Если обратиться к истории, то можно убедиться насколько ценным было это вещество для человека. .

Актуальность работы  заключается в том, чтобы найти интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат – это соль.

Цель работы – выяснить, какую роль играет соль в жизни человека: когда можно считать другом, а когда соль является как враг, причиняет вред здоровью и окружающему миру.

        Задачи работы:

1) Изучить литературу  о значение соли для людей в прошлом.

2) Узнать какая бывает соль и где она применяется.

3)Узнать о пользе и вреде соли окружающему миру и человеку.

4)Провести анкетирование детей 2 «б» и 3 классов о пользе и вреде соли для человека и                          окружающего мира.

5) Провести  опыты для выявления свойств соли.

Методы исследования:   

  1. анализ теоретического материала
  2. социологический опрос
  3. эксперимент

                                              I. Теоретическая часть

                                    I. 1 Соль в историческом прошлом

 Приглашаем всех в царство Соли. Каменная соль с незапамятных времен прочно вошла в обиход человека. В быту мы ее называем просто солью, в химии - хлористым натрием, в технике - поваренной солью или пищевой солью.

Соль поваренная является минеральным природным веществом и очень важным компонентом человеческой пищи. Имеются свидетельства того, что добыча поваренной соли осуществлялась еще за 3-4 тысячи лет до нашей эры в Ливии. Соль выпаривают из воды, добывают из недр земли, из морской воды. Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы.

Большое внимание изучению истории применения соли уделял А. С. Строганов.

В старину славяне клялись перед тем, как давать по казания, съев хлеб с солью: «Хлеб-соль ешь, правду режь». Хлеб-соль в знак дружбы подносили гостям: «Надо хлеб-соль помнить...»

«Хлеб-соль!» - так на Руси встречали знатных гостей. Это традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита, выражение гостеприимства. Встреча гостей хлебом-солью имела ещё одно важное значение – соль была своеобразным оберегом, наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.

Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца - Солонь (так, кстати, назывался македонский город - ныне греческий порт Салоники); «идти посолонь» (старинное выражение), которое означает: «идти по Солнцу».[ 2]

Во многих русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито - трава», «Соли нет и слова нет», «Без соли стол кривой».

 Соль была очень дорогим товаром. Ломоносов писал, что в то время за четыре небольших куска соли в Абиссинии можно было купить раба. Соль подавали на стол в признак достатка и благополучия. Она обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах ее подавали на столы только знатных гостей, прочие же расходились «несолоно хлебавши».[3]

Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. Латинское слово “salarium” и английское слово “salary”, означающие «жалование», «зарплата», - имеют «солевое» происхождение. По своей ценности она приравнивалась к золоту. В Римской империи легионерам платили жалование солью. Отсюда и произошло слово «солдат».[7]

Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. К соли всегда относились уважительно, экономно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, она не перестает играть очень важную роль в жизни человека. Люди используют ее не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности. 

Сегодня поваренную соль добывают из отложений соляных озер и на месторождениях каменной соли - галита. В одних странах используют только каменную соль, в других - соль, полученную путем выпаривания на солнце. Техника получения соли и ее качество сильно варьируются - от очень примитивных деревенских промыслов, производящих не более нескольких сотен тонн соли в год, до крупных полностью автоматизированных заводов, которые производят в год несколько миллионов тонн соли.[6]

С давних пор считалось: полная солонка - признак богатства и почета. Соль во все времена была символом верности и дружбы. Не случайно говорят, чтобы хорошо узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

         

I.2. Какая бывает соль и где ее применяют.

Наиболее дорогим видом соли является высококачественная вакуумная соль, она в несколько раз дороже выпаренной и каменной соли. Солерастворы – самый дешевый вид соли, которая используется в промышленности, так же как и низкокачественная соль, используемая для борьбы с обледенением дорог.

 Самая распространенная – поваренная соль. Именно ее люди используют в пищу. Она хорошо растворяется в воде любой температуры и является очень важным веществом для нормальной и здоровой работы организма человека.[7]

Соль - это единственный минерал, используемый человеком в пищу в «естественном» виде, практически без переработки.[8]

Очень широко люди используют соль в быту, при консервировании и солении пищевых продуктов: рыбы, мяса, овощей, грибов и т. д. Дело в том, что соль имеет уникальное свойство - убивать бактерии и микробы, которые вызывают гниение и порчу продуктов. На этом же свойстве основано производство мясных и рыбных консервов. Такие продукты очень долго не портятся, долго хранятся и могут применяться в пищу даже через несколько недель после их приготовления.[1]

Однако, применение соли не ограничивается только кулинарией. Соль полезна и с медицинской стороны. В поваренную соль добавляют минеральное вещество йод, и получается йодированная соль. Ее используют для профилактики недостатка йода в организме, которое может привести к заболеваниям щитовидной железы. В последнее время стало еще принято добавлять в соль другое минеральное вещество – фтор (фторирование соли). Ее применение является хорошей профилактикой кариеса.                   Наверное, многие слышали, а кое-кто и на собственном опыте знает, что поваренная соль - чудесный лекарь. Благо, что почти всегда под рукой и в любых количествах. Итак, попробуйте полечиться солью от различных заболеваний, особенно простудных. [6]

         Многие люди любят принимать ванны с солью. Для ванн, как правило, используется морская соль. Такие процедуры хорошо очищают кожу и тонизируют ее. Морская соль хорошо влияет на нервную систему человека.

             Кроме приготовления пищи и лечения некоторых недугов, соль может пригодиться и в хозяйстве. В первую очередь - это отличное чистящее средство. Смесь соли и скипидара избавит ванну и раковину от желтых пятен, смесь соли и уксуса вернет прежний блеск меди и жести, смесь лимонного сока и соли очищает пятна ржавчины. Крепкий соляной раствор, слитый в раковину, предотвращает накопление жира на стенках водопроводных труб на кухне и избавляет от неприятного запаха.[5]

Соль также является товаром, который широко применяется в промышленности. Она является основой для производства химических продуктов, на базе которых изготовляется множество пластмасс, алюминий, бумага, мыло, стекло. Соль используют при обработке мехов и кож, при изготовлении солевых батареек и всевозможных фильтров.

I. 3. Опасная соль для человека и окружающего мира

Прочитав про то, насколько соль полезна и важна в жизни человека, я задумался – есть ли опасное действие на человека и окружающую природу у такого продукта, как соль?

Оказывается, несмотря на свою пользу, соль может привести большой урон и здоровью человека и окружающему миру.

При избыточном количестве соли нарушается водно-солевой обмен, в организме начинает задерживаться слишком много жидкости, в результате чего сердце подвергается излишней нагрузке, перекачивая крови большее количество чем это нужно, отсюда создаётся повышенное кровяное давление, начинаются головные боли, и в последствии это может стать причиной возникновения гипертонии и развития различных сердечнососудистых заболеваний.[9]

Большую часть соли, которую мы едим, наш организм выводит с мочой, а если в организме её переизбыток, то она будет откладываться на стенках сосудов, делая их хрупкими и ломкими. Кроме того переизбыток соли мешает выведению мочевой кислоты, которая оставаясь у нас в организме, откладывается в виде камней в мочевыделительной системе, наиболее частое явление - камни в почках.

Особенность соли еще в том, что среди приправ это единственный минерал который мы потребляем в таких количествах. Часто блюда мы солим по привычке, не задумываясь о том, что она может быть во многих случаях и не нужна в таком количестве, но традиция солить пищу прочно вошла в культуру большинства национальных блюд различных стран мира. Соль может быть весьма полезна если не злоупотреблять ей, поэтому задумайтесь над тем сколько вы потребляете соленой пищи и сколько соли добавляете в неё, не забывайте, что всё хорошо в меру.[7]

       Кроме того, стоит отдельно рассмотреть ситуацию с использованием соли в качестве средства борьбы с гололедом. Все мы знаем, как много снега выпадает зимой. Если его не убирать с тротуаров и не чистить проезжую часть, то передвигаться станет невозможно - на дорогах будут сугробы и гололед. Сугробы люди расчищают специальной техникой, а с гололедом борются с помощью песко - соляной смеси, которую рассыпают на дороги для того, чтобы снег не превращался в лед. Почему именно соль? Потому что температура замерзания соленой воды гораздо ниже ноля градусов. Поэтому мокрый снег не замерзает, а превращается в «кашу», которая легко счищается с дорожного полотна.[6]

Казалось бы, опять польза. Но дело в том, что для таких смесей обычно используется техническая соль. Это соль самого низкого качества, с большим количеством ядовитых химических примесей. Высыпается таких смесей за зимнее время на дороги города огромное количество. Вред, который они причиняют, ярче всего проявляется весной, когда снег начинает таять. Ядовитые вещества впитываются в почву и постепенно отравляют ее. Именно по этой причине деревья, растущие вдоль дорог, имеют серый, жухлый вид, а трава и цветы практически не растут. Люди специально привозят «чистую» землю и высаживают клумбы. Это связано не только с вредными выбросами автотранспорта и промышленных предприятий, но и с неразумным использованием солевых смесей. Часто по этой же причине взрослые деревья и молодые саженцы гибнут, потому что засоление почвы ведет к тому, что полезные вещества не усваиваются корнями.

Вместе с талыми водами соль и ее химические примеси попадают в городские водоемы. Это приводит к тому, что жить в такой отравленной воде становится, со временем, невозможным ни рыбе, ни растениям. [6]

Песко - соляная смесь разъедает автомобильные шины и портит металлические части машин. Металл ржавеет, машину приходиться часто ремонтировать. Подобным образом портится и наша обувь.

II. Практическая часть

II. 1. Социологический опрос

Узнав много о соли из литературы мне захотелось поинтересоваться у сверстников о том, что они знают о соли.

С научным руководителем мы составили вопросы  для анкеты. В опросе участвовали учащиеся 39 человек, учащиеся 2 «Б» и 3 класса. Возраст детей 7 – 9 лет.

Цель: выявить знания сверстников о полезных и вредных свойствах соли.              (Приложение 1)

Результаты анкетирования:

1.82%-детей считают, что человек соль употреблял всегда

2. 79% -детей считают, что человек не может прожить без соли.

3.76% -отметили, что не знают о влиянии недостатка соли на здоровье человека.

4.87% -не знают о причинении вреда  человеку солью.

5. 38% - думают, что соль кроме кулинарии применяется в промышленности, медицине, косметологии, 62% -отметили только в кулинарии.

Анализ результатов анкетирования:

Результаты анкетирования показали, что, большая часть моих сверстников не знают многих  полезных и вредны свойств соли, плохо знают историю применения соли. В дальнейшем я постараюсь заинтересовать их темой своего исследования.

II. 2. Эксперимент

С целью выявления полезных и вредных свойств соли мы провели несколько простых опытов:

Эксперимент № 1

 Для проведения нам понадобиться: сырое яйцо, емкость с водопроводной  водой, несколько столовых ложек соли.

  1. Положили сырое яйцо в емкость с чистой водопроводной водой – яйцо опустилось на дно стакана.
  2. Вынимаем яйцо из ёмкости и добавляем несколько ложек соли.
  3. Опускаем яйцо  в воду с солёной водой – яйцо плавает на поверхности воды.

Вывод: соль повышает плотность воды, чем больше в воде соли, тем сложнее в ней утонуть.

Наблюдение за яйцом в солёном растворе

     

   В воде яйцо утонуло.                   Насыпали соль.                    В соляной воде яйцо всплыло.

Эксперимент № 2

  Нам понадобилась кожаные ботинки, емкость, вода и соль.

  1. Приготовили соляной раствор (растворили большое количество соли в воде).
  2. Поместили кожаный ботинок в соляной раствор..
  3. Результаты записывали в таблицу наблюдений.

        Кожаный ботинок. Кожаный ботинок поместили в ёмкость с соляным раствором. Ботинок пропитался соляной водой и уже через 2 часа на верхней части ботинка образовались кристаллы соли. На 3 день вся поверхность ботинка обросла кристаллами, образовалась плотная соляная корка. Кожа приобрела белесый цвет. Белый налёт не счищался – соль глубоко въелась в кожу ботинка. Кожа утратила блеск и эластичность.

Вывод: я понял, соль, действительно, разрушительно влияет на нашу обувь. И  поэтому необходимо каждый день мыть и начищать обувь кремом, что поможет нашей обуви иметь красивый вид.

                                              Наблюдение за кожаным ботинком                                                                                                                                                         

 

Кожаный ботинок поместили        Через 2 часа на верхнее          Через 2 дня ботинок

 в ёмкость с соляным раствором.   образовались кристаллы соли.  покрылся кристаллами.

Эксперимент № 3

Нам понадобилась комнатное растение, емкость, вода и соль.

  1. Приготовили соляной раствор (растворили большое количество соли в воде).
  2. Комнатное растение неоднократно поливали соляным раствором.
  3. Результаты записывали в таблицу наблюдений.

.

Комнатный цветок. Комнатный цветок через день поливали соляным раствором в течении1недели. На 2 день после полива в нижней части стебли цветка появились кристаллы соли. На 4 день кристаллами покрылась  вся земля, начали опадать листья.

Вывод: соль так же отрицательно влияет на рост  растений в комнатных условиях. В природе постепенно соль накапливаясь и плохо вымываясь из почвы, постепенно губит растения.

Наблюдение за комнатным цветком

   Цветок до полива солёной         Поливаем солёной водой.        На 2 день образовались

водой.                                                                                                 белые кристаллы соли.                                                                                        

                                                 Выводы:

1) Из литературных источников я узнал много интересного о соли: насколько ценным был этот минерал, в прошлом, (даже ценнее золота), на который мы сегодня почти не обращаем внимания.

2) Узнал, что поваренная соль - это единственное минеральное вещество, которое человек употребляет в чистом виде . Область применения соли очень широка.

3) Узнал, что соль необходима человеку и окружающему миру, как друг. Не смотря на нужность и важность, соль иногда может быть опасной, как враг, причиняя вред здоровью человека и окружающему миру.

4) Результаты анкетирования показали, что, большая часть моих сверстников не знают многих  полезных и вредны свойств соли, плохо знают историю применения соли.

5) Соль повышает плотность воды, чем больше в воде соли, тем сложнее в ней утонуть. Соль, действительно, разрушительно влияет на нашу обувь. Соль отрицательно влияет на рост  растений в комнатных условиях. В природе постепенно соль накапливаясь и плохо вымываясь из почвы, постепенно губит растения.

Заключение.

В заключение хотелось бы сказать, что в результате проделанной работы я получил навыки исследователя, узнал много нового о свойствах соли. Своими исследованиями хочу поделиться со сверстниками и в дальнейшем продолжить работу  по изучению других свойств соли.

Список использованной литературы:

                                                                                                                                                              1.Большая энциклопедия школьника. М.: «РОСМЭН», 2006                                                                                                                                                   2.Владимиров А.В. Солёное золото. М.: «Детская литература», 1986

3.Кинцле-Пфайлштикер Х. Соль – белое золото. Издательский Дом Ридерз                Дайджест 2005

4.Кленов А.К. Малышам о минералах,М… «Педагогика –Пресс»,1993

5. Смолеговский, Мельников. Школьная энциклопедия «Химия», Москва «Дрофа» 2000.

6. Энциклопедия «Всё обо всём». Т. 2,6,8,11  М.: «Пресса», 1995

7.Энциклопедия для детей. Том 17 Химия. / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2000.

8. www. nguide ru/data интернет - ресурсы

9. www.vredno-vsyo.ru/food/71-vred-soli.html интернет - ресурсы

10. www.ja-zdorov.ru/blog/polza интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «КУРЕНИЕ – ГЛАВНЫЙ ВРАГ ЗДОРОВЬЯ!»

Мы решили исследовать проблему, которая возникла во время изучения тем по здоровью.«Курение – плохая привычка!», «Курение – вредно для здоровья» с целью познакомиться с правилами здоровьесбережения. П...

Проектно-исследовательская работа "Свойства соли"

Работа -исследование,в которой учащийися раскрыл историю появления соли в быту человека.Через опыты и практическую работу были выявлены свойства соли....

Проектно – исследовательская работа «Соль: наш друг или враг?»

   Данная проектно - исследовательская работа позволит оценить положительную и отрицательную роль соли в жизни человека. Материалы   проекта - исследования востребованы и мо...

Проектно – исследовательская работа «Соль: наш друг или враг?» Презентация.

—Проектно – исследовательская работа "Соль - наш друг или враг?" разделена на 2 части : теоретическую и практическую.—Ученики класса  образуют группы: историки, медики, кулинары, домохозяйки, лит...

Исследовательский проект "Курение - главный враг здоровья"

Исследовательский проект учащихся в рамках недели "Береги здоровье смолоду".Название проекта: Курение – главный враг здоровья.Вид проекта: групповой, творческий, информационн...

Презентация к исследовательской работе "Чудесная соль"

Презентация содержит материалы к исследовательской работе на теиу выращивания кристаллов из соли. Фотографии этапов работы над исследованием....

Исследовательская работа "Соль - друг или враг?"

Цель исследовательской работы: узнать исторические сведения о соли, выяснить какое значение имеет соль, полезна или вредна она для людей. Ознакомить одноклассников с результатами своего исследования....