Конспект урока. Полезные ископаемые. Соль.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру в начальной школе, на тему "Полезные ископаемые. Соль." В конспекте подробно расписаны этапы работы на уроке. Урок можно отнести к нетрадиционным формам обучения, в частности урок-исследование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок окружающего мира март 2016г.
Тема обобщения: Кладовые земли.
Тема урока: Полезные ископаемые. Соль.
Форма: урок с элементами исследования. Тайна соли.
Цель:
обобщить представления учащихся о соли, познакомить с основными свойствами; дать первоначальные сведенья о добыче ее, сформировать представление о разнообразии использования соли.
Задачи:
- Дать первоначальные сведенья, закрепить и обобщить опыт учащихся;
- развивать умение читать карту; экологическое мышление; устную речь учащихся; умение обобщать, представлять;
- воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности; бережное отношение к богатствам земных недр;
Оборудование:
1. оборудование для опытов; соль;
2. таблицы, ручки;
3. глобус; карта
Ход урока:
- Эмоциональный настрой учащихся
У нас сегодня, ребята, пройдёт необычный урок. Все мы сегодня станем ненадолго учёными-химиками. А как вы думаете, чем занимаются учёные-химики в своих лабораториях? Да, они проводят разные опыты. У каждого на столе есть листы для записи наших исследований.
- Введение в проблему:
На доске - гербы городов. Прочитайте название городов на этих гербах.
-Это гербы городов: Соликамск, Сольвычегодск, Усолье – Сибирское.
- А что общего в названии городов? (одинаковая часть во всех словах –СОЛЬ-) Слайд 1
- Это названия городов, где добывается соль.
3. Формирование темы урока:
-Кто из вас сможет сформулировать тему урока?
- Действительно, ребята, ТЕМА сегодняшнего урока: «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ. СОЛЬ» Слайд 2
4. Актуализация знаний детей:
А хотите еще больше узнать? Больше узнать о полезном ископаемом, которое действительно всегда есть у вас дома, у вас на столе. Это соль.
- Сегодня мы подробно поговорим об этом полезном ископаемом и ваша задача заполнить таблицу самостоятельно и представить нам ее в конце урока.
- Во многих местах на Руси издавна добывали соль. Города, где велась добыча соли, получили «соляные» названия.
г. Соликамск находится в Пермском крае. В 17 веке он стал крупнейшим центром солеваренной промышленности. 36 варниц приносили государству огромные прибыли. Находятся месторождения у левого притока Камы – рек Усолки и Боровой. Слайд 3
- В древности соль ценилась дороже золота. Сейчас соли добывают очень много и запасов ее хватит еще на сотни лет.
РАБОТА по карте Волгоградской области.
В нашей области тоже есть соляное озеро в Палласовском районе –озеро Эльтон ( учитель показывает на карте озеро), о нём нам расскажет Маркова Амалия.
Выступление учащихся:
Оз. Эльтон – это настоящее чудо природы, располагается на территории Волгоградской области. Это «жемчужина приволжской степи. Слайд 5
Самое большое по площади минеральное озеро Европы и одно из самых минерализованных в мире. Название, возможно, произошло от монгольского — золотое дно.
Иловая грязь озера обладает лечебными свойствами. Сейчас озеро Эльтон – это популярный курорт.
Про озеро Баскунчак в Астраханской области нам расскажет Бабкина Оля
Бабкина Оля Слайд 4
Оз. Баскунчак – крупнейшее соленое озеро Европы и России, которое расположено в Астраханской области. Соль озера чистейшая, практически без примесей. Соленая залеж составляет сотни метров. Протяженность озера – 18 км, ширина -13 км. Общая площадь -110 кв.км.
Работать на озере летом тяжело, не обойтись без очков от солнца, так как блестят россыпи соляных кристаллов. У озера жарче, 50 градусов. Уже через час, одежда и многие предметы покрыты солевой пылью.
Усолье-Сибирское Слайд 6
Первое название села было Михалево, потом уже переименовали в Усолье, то есть расположенное у соли. Усолье Сибирское называют всероссийской солонкой. Почти 300 лет здесь добывают соль путем выпаривания рассола.
Низовья Волги Слайд 7
Здесь располагаются соляные озера, отсюда привозили даже во дворец к Екатерине 2 знаменитую «малиновую соль». Такую окраску соли придавали
микроскопические организмы – серрации салинарии.
Добыча соли Слайд 8
- Ребята, а как вы думаете, как добывают поваренную соль?
Соль добывают специальными солесосами, к которым по рельсам подают вагоны. Из трубы солесоса ссыпаются в вагоны размельченная и промытая соль. Отсюда ее развозят в разные районы нашей страны.
Свойства соли
На столах у учащихся соль, колбы с водой.
- А где вы встречаетесь с поваренной солью? (дома, на море)
Учитель раздаёт соль.
- Перед вами поваренная соль. Какая она? (заполнить таблицу: белая) Запишите в таблицу то, что вы сейчас можете определить. (на вкус солёная)
Вывод:
-Поваренная соль в природе встречается в виде залежей каменной соли, а также в морской воде и в соленых озерах. Каменная поваренная соль – это горная порода, состоящая из хлористого натрия . В чистом виде соль прозрачна и бесцветна.
ОПЫТ:
Для опыта нам понадобится стакан с водой, соль, ложечка. Насыплем в стакан с водой несколько ложек соли, размешаем. Что мы наблюдаем? Вывод: соль растворилась и вода стала соленой. Запись в таблицу: растворяется в воде.
- Как мы получили соленую воду? (добавили соль в пресную воду)
-А какой вода была первоначально? (пресной)
- А как вы думаете, есть ли соли в простой воде? (есть, только в малых дозах)
- А как вы думаете, существует ли вода совсем без соли? (да, дистиллированная). Слайд 9
- Кто-нибудь может сказать, какую воду называют дистиллированной? (на экране – определение)
-Посмотрите на экран. Там вы увидите определение слова. Один ученик читает.
- А какая на вкус морская вода?
- В морской воде большая концентрация соли. На 1 литр воды почти 2 столовые ложки соли.
- Какой воды на Земле больше, морской или пресной?
- Какой вывод мы, человечество, для себя можем сделать? (запасы пресной воды мала, поэтому мы должны беречь, экономить ее)
Физминутка
- А в каком море трудно утонуть и почему, как вы думаете? (где повышенная концентрация соли)
- Рассмотрите эти фотографии. Как думаете, почему так происходит? (вода соленая лучше держит, чем пресная) Слайд 10
- Какой опыт нам поможет в этом разобраться? («эффект Мертвого моря»)
ОПЫТ с яйцом. Запись в таблицу свойства. Повышает плотность воды.
Показывает учитель.
Где используют соль Слайд 11
- А где используют соль? (в пищу, соляные пещеры при лечении астмы, в заготовках, при хранении монет, мехов, ценностей)
- А как вы думаете, зачем мы солим пищу?
Соль необходима нашему организму, что бы он нормально работал. Поэтому она поступает в наш организм вместе с пищей. Доза в 3 кг на 1 кг массы тела считается смертельной. Избыточное потребление соли ведет к заболеванию почек, сердца и увеличению давления. Много соли в хлебе, сыре, колбасе и других мясных продуктах.
Работа с пословицами о соли Слайд 12
Громадное значение соли и та роль, которую она занимала в жизни людей, хорошо отражает «малая форма народного творчества» — пословицы и поговорки. Особенно сильно это проявляется у наших предков-славян, для которых соль считалась священной. Она являлась символом верности, дружбы, благополучия и почиталась наряду с хлебом как источник богатства и жизни.
Объясните значение пословиц
Хлеб да соль.
Хлебосольство — радушное угощенье, готовность принимать у себя гостей, угощать их, держать открытый стол. Хлебосольный хозяин.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Хлеб, соль, да вода – молодецкая еда.
Недосол на столе, а пересол на спине.
И старая лошадь до соли лакома.
ОБОБЩЕНИЕ темы:
- Ребята, давайте проверим, что у вас получилось, как вы заполнили таблицу.
Назовите свойства соли. Покажите на карте наше соленое озеро.
Домашнее задание:
1.Поискать дополнительный материал о соли.
2.Приготовить рассказ об этом полезном ископаемом.
Рефлексия:
критерии | оценка |
|
ДА – зеленым цветом, НЕТ - красным, НЕ ОЧЕНЬ – желтым.
СВОЙСТВА СОЛИ
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 |
СВОЙСТВА СОЛИ
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 |
СВОЙСТВА СОЛИ
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 |
СВОЙСТВА СОЛИ
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 |
Озеро Баскунчак
Крупнейшее соленое озеро Европы и России, которое расположено в Астраханской области. Соль озера чистейшая, практически без примесей. Соленая залеж составляет сотни метров. Протяженность озера – 18 км, ширина -13 км. Общая площадь -110 кв.км.
Работать на озере летом тяжело, не обойтись без очков от солнца, так как блестят россыпи соляных кристаллов. У озера жарче, 50 градусов. Уже через час, одежда и многие предметы покрыты солевой пылью.
Озеро Эльтон
Это настоящее чудо природы, располагается на территории Волгоградской области в Палласовском районе, недалеко от границы с Казахстаном. Это «жемчужина приволжской степи». Самое большое по площади минеральное озеро Европы и одно из самых минерализованных в мире. Название, возможно, произошло от монгольского — золотое дно.
Иловая грязь озера обладает лечебными свойствами. Сейчас озеро Эльтон – это популярный курорт.
Критерии | Оценка |
| |
| |
| |
|
ДА – зеленым цветом, НЕТ - красным, НЕ ОЧЕНЬ – желтым.
Критерии | Оценка |
| |
| |
| |
|
ДА – зеленым цветом, НЕТ - красным, НЕ ОЧЕНЬ – желтым.
Критерии | Оценка |
| |
| |
| |
|
ДА – зеленым цветом, НЕТ - красным, НЕ ОЧЕНЬ – желтым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии
На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...
Конспект урока "Полезные ископаемые"
Познакомить детей с полезными ископаемыми,их свойствами,способами добычи и применением....
Конспект урока "Полезные ископаемые"
Полезные ископаемые...
Конспект урока "Полезные ископаемые"
3 класс, УМК "Школа России"...
Конспект урока "Полезные ископаемые", 3 класс, Школа Росии
Тема: «Полезные ископаемые».Цель: формирование знаний о свойствах и значении полезных ископаемых.Планируемые результаты:личностные: Формирование уважительного отношения к природным богатст...
Конспект урока "Полезные ископаемые"
Окружающий мир 3 класс....
Конспект урока "Полезные ископаемые" (3 класс, УМК "Школа России)
Тема урока: Полезные ископаемыеЦели урока: Формировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами...