Конспект урока. Полезные ископаемые. Соль.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Капустина Галина Васильевна

Конспект урока по окружающему миру в начальной школе, на тему "Полезные ископаемые. Соль." В конспекте подробно расписаны этапы работы на уроке. Урок можно отнести к нетрадиционным формам обучения, в частности урок-исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира                          март 2016г.

Тема обобщения: Кладовые земли.

Тема урока:  Полезные  ископаемые. Соль. 

Форма:  урок с элементами исследования. Тайна соли.               

Цель: 

обобщить представления  учащихся о соли, познакомить с основными свойствами; дать первоначальные сведенья о добыче  ее, сформировать представление о разнообразии использования соли.

Задачи:

- Дать первоначальные сведенья, закрепить и обобщить опыт учащихся;

- развивать умение читать карту; экологическое мышление; устную речь учащихся; умение обобщать, представлять;

- воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности; бережное отношение к богатствам земных недр;

Оборудование:   

1. оборудование для опытов; соль;

2. таблицы, ручки;

3. глобус; карта

Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой учащихся

У нас сегодня, ребята, пройдёт необычный  урок. Все  мы сегодня станем ненадолго учёными-химиками. А как вы думаете, чем занимаются учёные-химики в своих лабораториях? Да, они проводят разные опыты. У каждого на столе есть листы для записи наших исследований.

  1. Введение  в проблему:

 На доске - гербы городов. Прочитайте название городов на этих гербах.

-Это гербы  городов: Соликамск,  Сольвычегодск, Усолье – Сибирское.

-  А что общего в названии городов? (одинаковая  часть во всех словах –СОЛЬ-) Слайд 1

- Это названия городов, где  добывается соль.  

3. Формирование темы урока:

-Кто из вас сможет сформулировать тему урока?

- Действительно, ребята, ТЕМА сегодняшнего  урока:  «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ. СОЛЬ»     Слайд 2

4. Актуализация знаний детей:

А хотите еще больше узнать? Больше узнать о полезном ископаемом, которое действительно всегда есть у вас дома, у вас на столе. Это соль.

- Сегодня мы подробно поговорим об этом полезном ископаемом и ваша задача заполнить таблицу самостоятельно и представить нам ее в конце урока.

- Во многих местах на Руси издавна добывали соль. Города, где велась добыча соли, получили «соляные» названия.  

г. Соликамск находится в Пермском крае. В 17 веке он стал крупнейшим центром солеваренной промышленности. 36 варниц приносили государству огромные прибыли. Находятся месторождения у левого притока Камы – рек Усолки и Боровой.             Слайд 3

- В древности соль ценилась дороже золота. Сейчас соли добывают очень много и запасов ее хватит еще на сотни лет.

РАБОТА по карте Волгоградской области. 

В нашей области тоже есть соляное озеро в Палласовском  районе –озеро Эльтон ( учитель показывает на карте озеро), о нём нам расскажет Маркова Амалия.

Выступление учащихся:

Оз. Эльтон  – это настоящее чудо природы, располагается на территории Волгоградской области. Это «жемчужина приволжской степи.  Слайд 5

Самое большое по площади минеральное озеро Европы и одно из самых минерализованных в мире. Название, возможно, произошло от монгольского  — золотое дно.

Иловая грязь озера обладает лечебными свойствами. Сейчас озеро Эльтон – это популярный курорт.

Про озеро Баскунчак в Астраханской области нам расскажет Бабкина Оля

Бабкина Оля                        Слайд 4

Оз. Баскунчак  – крупнейшее соленое озеро Европы и России, которое расположено в Астраханской области. Соль озера чистейшая, практически без примесей. Соленая залеж составляет сотни метров. Протяженность озера – 18 км, ширина -13 км. Общая площадь -110 кв.км.

Работать на озере летом тяжело, не обойтись без очков от солнца, так как блестят россыпи соляных кристаллов. У озера жарче, 50 градусов. Уже через час, одежда и многие предметы покрыты солевой пылью.

Усолье-Сибирское     Слайд 6

Первое название села было Михалево, потом уже  переименовали в Усолье, то есть расположенное у соли.  Усолье Сибирское называют всероссийской солонкой. Почти 300 лет здесь добывают соль путем выпаривания рассола.

Низовья Волги            Слайд 7

 Здесь располагаются соляные озера, отсюда привозили  даже во дворец к Екатерине 2 знаменитую «малиновую соль». Такую окраску соли придавали

микроскопические организмы – серрации   салинарии.

Добыча соли    Слайд 8

- Ребята, а как вы думаете, как добывают поваренную соль?

 Соль добывают специальными солесосами, к которым по рельсам подают вагоны. Из трубы солесоса ссыпаются в вагоны размельченная и промытая соль. Отсюда ее развозят в разные районы нашей страны.

Свойства соли

На столах у учащихся соль, колбы с водой.

- А где вы встречаетесь с поваренной солью? (дома, на море)

Учитель раздаёт соль.

- Перед вами поваренная соль. Какая она? (заполнить таблицу: белая) Запишите в таблицу то, что вы сейчас можете определить. (на вкус солёная)

Вывод:

-Поваренная соль в природе встречается в виде залежей каменной соли, а также в морской воде и в соленых озерах. Каменная поваренная соль – это горная порода, состоящая из хлористого натрия . В чистом виде соль прозрачна и бесцветна.

ОПЫТ:

Для опыта нам понадобится стакан с водой, соль, ложечка. Насыплем в стакан с водой несколько ложек соли, размешаем. Что мы наблюдаем?  Вывод: соль растворилась и вода стала соленой. Запись в таблицу: растворяется в воде.

- Как мы получили соленую воду? (добавили соль в пресную воду)

-А какой вода была первоначально? (пресной)

- А как вы думаете, есть ли соли в простой воде? (есть, только в малых дозах)

- А как вы думаете, существует ли вода совсем без соли? (да, дистиллированная).       Слайд 9

- Кто-нибудь может сказать, какую воду называют дистиллированной? (на экране – определение)

-Посмотрите на экран. Там вы увидите определение слова. Один ученик читает.

- А какая на вкус морская вода?

- В морской воде большая концентрация соли. На 1 литр воды почти 2 столовые ложки соли.

- Какой воды на Земле больше, морской или пресной?

- Какой вывод мы, человечество, для себя можем сделать? (запасы пресной воды мала, поэтому мы должны беречь, экономить ее)

Физминутка

- А в каком море трудно утонуть и почему, как вы думаете? (где повышенная концентрация соли)

- Рассмотрите эти фотографии. Как думаете, почему так происходит? (вода соленая лучше держит, чем пресная)       Слайд 10

- Какой опыт нам поможет в этом разобраться? («эффект Мертвого моря»)

ОПЫТ с яйцом. Запись в таблицу свойства. Повышает плотность воды.

Показывает учитель.

Где используют соль   Слайд 11

- А где используют соль? (в пищу, соляные пещеры при лечении  астмы, в заготовках, при хранении монет, мехов, ценностей)

- А как вы думаете, зачем мы солим пищу?

      Соль необходима нашему организму, что бы он нормально работал. Поэтому она поступает в наш организм вместе с пищей.  Доза в 3 кг на 1 кг массы тела считается смертельной. Избыточное потребление соли ведет к заболеванию почек, сердца и увеличению давления. Много соли в хлебе, сыре, колбасе и других мясных продуктах.

Работа с пословицами о соли    Слайд 12

Громадное значение соли и та роль, которую она занимала в жизни людей, хорошо отражает «малая форма народного творчества» — пословицы и поговорки. Особенно сильно это проявляется у наших предков-славян, для которых соль считалась священной. Она являлась символом верности, дружбы, благополучия и почиталась наряду с хлебом как источник богатства и жизни.

Объясните значение пословиц

Хлеб да соль.  

Хлебосольство — радушное угощенье, готовность принимать у себя гостей, угощать их, держать открытый стол. Хлебосольный хозяин.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Хлеб, соль, да вода – молодецкая еда.

Недосол на столе, а пересол на спине.

И старая лошадь до соли лакома.

ОБОБЩЕНИЕ темы:

- Ребята, давайте проверим, что у вас получилось, как вы заполнили таблицу.

 Назовите свойства соли. Покажите на карте наше соленое озеро.

Домашнее задание:

1.Поискать дополнительный  материал о соли.

2.Приготовить рассказ об этом полезном ископаемом.

Рефлексия:

критерии

оценка

  1. Мне урок понравился

  1. Я узнал много интересного

  1. Я  был активен  на уроке

  1. Я  самостоятельно добывал знания

ДА – зеленым цветом, НЕТ - красным, НЕ ОЧЕНЬ – желтым.

СВОЙСТВА СОЛИ

1

2

3

4

5

6

7

СВОЙСТВА СОЛИ

1

2

3

4

5

6

7

СВОЙСТВА СОЛИ

1

2

3

4

5

6

7

СВОЙСТВА СОЛИ

1

2

3

4

5

6

7

Озеро   Баскунчак

Крупнейшее соленое озеро Европы и России, которое расположено в Астраханской области. Соль озера чистейшая, практически без примесей. Соленая залеж составляет сотни метров. Протяженность озера – 18 км, ширина -13 км. Общая площадь -110 кв.км.

Работать на озере летом тяжело, не обойтись без очков от солнца, так как блестят россыпи соляных кристаллов. У озера жарче, 50 градусов. Уже через час, одежда и многие предметы покрыты солевой пылью.

Озеро  Эльтон

Это настоящее чудо природы, располагается на территории Волгоградской области в Палласовском  районе, недалеко от границы с Казахстаном. Это «жемчужина приволжской степи». Самое большое по площади минеральное озеро Европы и одно из самых минерализованных в мире. Название, возможно, произошло от монгольского  — золотое дно.

Иловая грязь озера обладает лечебными свойствами. Сейчас озеро Эльтон – это популярный курорт.

Критерии

Оценка

  1. Мне урок понравился

  1. Я узнал много интересного

  1. Я  был активен  на уроке

  1. Я  самостоятельно добывал знания

ДА – зеленым цветом, НЕТ - красным, НЕ ОЧЕНЬ – желтым.

Критерии

Оценка

  1. Мне урок понравился

  1. Я узнал много интересного

  1. Я  был активен  на уроке

  1. Я  самостоятельно добывал знания

ДА – зеленым цветом, НЕТ - красным, НЕ ОЧЕНЬ – желтым.

Критерии

Оценка

  1. Мне урок понравился

  1. Я узнал много интересного

  1. Я  был активен  на уроке

  1. Я  самостоятельно добывал знания

ДА – зеленым цветом, НЕТ - красным, НЕ ОЧЕНЬ – желтым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии

На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...

Конспект урока "Полезные ископаемые"

Познакомить детей с полезными ископаемыми,их свойствами,способами добычи и применением....

Конспект урока "Полезные ископаемые"

3 класс, УМК "Школа России"...

Конспект урока "Полезные ископаемые", 3 класс, Школа Росии

Тема: «Полезные ископаемые».Цель: формирование знаний о свойствах и значении полезных ископаемых.Планируемые результаты:личностные: Формирование уважительного отношения к природным богатст...

Конспект урока "Полезные ископаемые" (3 класс, УМК "Школа России)

Тема урока: Полезные ископаемыеЦели урока: Формировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с  группами    полезных ископаемых и их представителями; со свойствами...