Урок окружающего мира по теме "Мир глазами географа"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Чудашкина Наталья Денисовна

ТКУ окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayuschiy_mir.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Мир глазами географа»

Тема урока: «Мир глазами географа»
Цель урока:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека 
Средства урока: Учебник
«Окружающий мир» УМК «Школа России» 4 класс, рабочая  тетрадь, интерактивная доска.

Этап   урока

Образовательная задача урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Этап мотивации

Стимулировать учеников к учебной деятельности  

Здравствуйте, ребята!

Присаживайтесь на свои места.

Приветствуют

Присаживаются на свои места.

Словесный

Ф

-

Самоконтроль: проверяют готовность к уроку

-

Р: устанавливать целевые приоритеты

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном месте

Формировать представление о полученных знаниях

-Сегодня мы
посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география и что она изучает.

-Ребята, предлагаю расшифровать слово, которое обозначает название науки. Посмотрите на доску.
Открываю слайд:
«ГОЯФАРГЯЕИ»

-Верно! Что вам известно о этой науке?
-Как называют ученых, которые занимаются данной наукой?
-На уроке представим себя учеными-географами.
 

География

 Я думаю, география - это наука о Земле?

Географы

Словесный

Ф

Интерактивная доска

Контроль учителя

Знать что такое география

Р - выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме  

Этап выявления места и причины затруднения  

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения

Ребята, отройте учебник на стр 22. И прочитайте объявление, что же такое  география?

-Отлично! Послушаете определение слову «география» в словаре Ожегова: География - комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.

-Кто такие географы?
- Что же нам может объяснить современная география?
-Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете?


-Перед тем как мы начнем в этом разбираться, давайте немного отдохнем

Это наука о Земле. В переводе с греческого «география» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» - Земля и «графо»

Географ - специалист по географии.

География объясняет, почему Земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других - жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть.

Это глобус и географическая карта

Словесный

Ф

Учебник

Самоконтроль; Контроль учителя

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Р – научатся выполнять учебные действия в устной форме П – развитие умения анализировать и синтезировать

Динамическая пауза

Наша карта широка
Нет начала и конца
Мы как глобус повернемся
И друг другу улыбнемся .
Повернемся еще раз, За урок получим «класс».
-Спасибо присаживайтесь! 

Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации.

Создать проблемную для обучающихся ситуацию, необходимую разрешить.

-Мы говорили с вами о глобусе и географической карте. Скажите , для чего эти предметы?
- Кто мне может сказать, что такое глобус?
-
 Как называют «главный пояс Земли»?

-Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже сказали, что «главный пояс Земли» - это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называют остальные горизонтальные линии? Как они расположены друг относительно друга?

-Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Сколько океанов на земном шаре? Назовите.

-Что вы можете сказать о материках?

А кто нам скажет, что такое «географическая карта»?

-Верно! Но точнее можно сказать так: географическая карта - это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости

- Узнаем больше об этих предметах.
-Для этого поделимся на группы, у нас будет три группы.
1 ряд – 1 группа; 2 ряд – вторая группа; 3 ряд – 3 группа.

- Первая группа познакомится с картой полушарий на с. 24—25 учебника и расскажет о ней.

-Вторая группа: сравнит карту и глобус, рассмотрев вопросы на с. 23 учебника.

-Третья группа: познакомится с историей карты и глобуса на с. 27 учебника и расскажет нам кратко об этом.

-Отлично! Молодцы!

Они помогают путешествовать по планете

Глобус – уменьшенная модель Земли

Экватор

Их называют Параллели; Они расположены параллельно.

Четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.

Материков шесть: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка,

Южная Америка.

Примерный ответ: Географическая карта - это изображение Земли на бумаге.

1 группа: Географическая карта — это условное изображение поверхности Земли на плоскости. Карта полушарий разделена пополам на полушария — Западное и Восточное. Масштаб показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.
2 группа: Общее: на карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета — синий, белый, коричневый, зеленый, желтый, указаны материки и океаны, мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный и Южный полюсы. Различие: глобус — это целый шар, а на карте две его половинки

Ф И

Словесный; практический

Учебник

Самоконтроль

-

Р- научатся анализировать собственную работу П – научатся устанавливать причинно-следственные связи

Этап первичного закрепления

Закрепить изученный материал с обучающимися.

-Ребята, давайте вспомним, что такое география?

-Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?
-Отлично ребята! Подведем итог, что
география изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность. В географии широко используются глобус и географическая карта, которые по праву считаются одним из самых замечательных изобретений человечества.

География - это наука о Земле. В переводе с греческого «география» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» - Земля и «графо»

Высказывают свое мнение

Словесный

И;Ф

Вопросы учителя

Самоконтроль; проверка всех знаний полученных учениками на уроке

Овладение основными знаниями

К: Ученик умеет вступать в диалог

Р: устанавливать целевые приоритеты

 

Этап рефлексии, включающий в себя рефлексию учебной деятельности, самоанализ, рефлексию чувств и эмоций

Стимулировать потребность в самовоспитании

Домашнее задание я вам предлагаю следующее:
В рабочей тетради выполните задание 4 на стр 15 – 16.


-
Как вы считаете, как вы поработали на уроке?

- Сегодня я узнал…

- Было интересно..

- Было трудно…

- Я понял, что…

-Я научился…

Спасибо за урок!
 

Записывают домашнее задание


Высказывают свое мнение о уроке.

Словесный

Ф;И

_

Самоконтроль

-

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания

Р: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему "Азбука географии" 1 класс

Урок проведен по системе Л. В. Занкова в 2012 - 2013 уч. году с описанием формируемых УУД...

Урок окружающего мира по теме "Мир глазами географа"

Урок с использованием групповых технологий, технологий развития критического мышления,ИКТ, проблемных....

Урок окружающего мира Тема: Береги глаза

Урок  создан по технологии  индивидуализированного обучения  по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок окружающего мира 4 класс "Мир глазами географа. Географическая карта. Глобус"

Структура и ход  урокаI. Организационный момент.II. Мотивация, актуализация знаний.III. Самоопределение к учебной деятельности.IV. Работа над новой темой.V. ФизкультминуткаVI. Осмысление и закреп...

Урок окружающего мира для 4 класса по теме "Мир глазами географа"

Урок окружающего мира для 4 класса по теме "Мир глазами географа"...

Урок окружающего мира "Взгляд на глаз"

Задачи урока:Провести  практическую работу с проведением наблюдений, опытов,   переработкой и предоставлением информации по заданной теме, используя различные источники- познакомить уча...