Технологическая карта окружающего мира 2 класса. Тема: «В гости к осени (живая природа)»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Усaчeвa Maринa Вaсильeвнa

Технологическая карта окружающего мира 2 класса

Тема: «В гости к осени (живая природа)»

Класс: 2

              Цель: 1.формировать представления об осени как о времени года;

                     2. уточнить знания об осенних явлениях в живой и неживой природе, их взаимосвязи.

              Задачи:

Образовательные: актуализировать знания детей о природе, отличительных особенностях живой природы; создать условия обучающимся для умения на конкретных примерах раскрывать связь между неживой и живой природой в совместной учебно-познавательной деятельности.

Развивающие: развивать умение рассуждать, быть внимательными и активными; познавательный интерес; навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, интерес к предмету, любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_v_gosti_k_oseni_zhivaya_priroda.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта окружающего мира 2 класса

Тема: «В гости к осени (живая природа)»

Класс: 2

          Цель: 1.формировать представления об осени как о времени года;

                     2. уточнить знания об осенних явлениях в живой и неживой природе, их взаимосвязи.

          Задачи: 

Образовательные: актуализировать знания детей о природе, отличительных особенностях живой природы; создать условия обучающимся для умения на конкретных примерах раскрывать связь между неживой и живой природой в совместной учебно-познавательной деятельности.

Развивающие: развивать умение рассуждать, быть внимательными и активными; познавательный интерес; навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, интерес к предмету, любознательность.

Планируемые результаты (УУД)

Метапредметные:

Предметные:

различают объекты живой и неживой природы; называют признаки живых существ; устанавливают связи между живой и неживой природой

Личностные: 

проявлять целостный взгляд на мир в многообразии и взаимосвязи объектов природы; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; осознавать личную ответственность за свои поступки по отношению к природе.

Познавательные:

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

используют знаково-символические средства;

обобщают, устанавливают аналогии

Коммуникативные:

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулируют собственное мнение и позицию;

договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу;

учитывают выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами.

Межпредметные связи:

С уроками русского языка: речевое развитие,

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы: фронтальная, работа в группах, в парах.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия (УУД)

  1. Организационный момент

-Добрый день ребята.

-Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

-Давайте же улыбнемся друг другу. Спасибо, ваши улыбки дарят хорошее настроение и располагают на приятное общение.

- На ваших столах лежат смайлики (грустные и веселые) покажите мне ваше настроение на начало урока.

-Спасибо, я надеюсь у кого хорошее оно таким и останется, а у кого грустное, на конец урока оно поменяется.

-А теперь начнет наш урок.

Приветствуют учителя.

Слушают стихотворение и

настраиваются  на урок.

Показывают свое настроение

Коммуникативные: 

Приветствие учителя.

Регулятивные : Умение организовать себя и своё рабочее место.

Соблюдать дисциплину.

Личностные: Самоопределение

  1. Актуализация знаний

-Дети, давайте посмотрим на погоду за окном. Идет ли дождь? Светит ли солнце?

-А какое вообще сейчас время года? Какой месяц?

-Давайте вспомним с какого месяца начинается осень? Каким заканчивается?

-А как меняется погода на улице? Что происходит с неживой природой?

-Ребята, давайте попробуем отгадать несколько загадок.

Загадка№1

Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают.

 «Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…» (Ответ: Осень)

Загадка№2
Лето кончилось, Пора снова в школу, детвора, К атласам и букварям. Что за месяц в гости к нам? (Ответ: Сентябрь)

Загадка№3
Кто всю ночь по крыше бьёт Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Ответ: Дождь)

Загадка№4

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим: Детям свой секрет открой, Кто слуга тебе второй? (Ответ: Октябрь)

Загадка№5
Осень по календарю,

Но уже стучит вовсю

В двери строгая зима,

Сыплет снегом на поля. (Ответ: Ноябрь)
-Какие вы молодцы, отгадали все загадки. 

Отвечают на вопросы

Отгадывают загадки

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

Регулятивные: Умение соблюдать дисциплину

  1. Изучение нового материала

-На прошлом уроке вы разговаривали о неживой природе. Давайте посмотрим на слайд и попробуем определить что относится к неживой природе?

-Молодцы, вы все правильно распределили. Но посмотрите некоторые картинки не относятся к неживой природе. А кто-нибудь знает к чему же они будут относится?

-Правильно, к живой природе.

-Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока?

Живая природа осенью.

-А давайте подумаем какую цель мы поставим перед собой на этом уроке?

-Познакомиться с изменениями в живой природе

-А теперь поставим перед собой задачи, посмотрите на слайд и дополните пропущенные слова(живой природой, изменяются)

-Молодцы, все верно

-Ребята, вы уже знаете что происходит с неживой природой осенью, а как же связаны между собой осенние явления живой и не живой природы?

-Мы не можем пока ответить на этот вопрос, ну ничего, в конце урока мы найдем ответы на все вопросы.

-Посмотрите на слайд, знаете ли вы что это за явление?

-Правильно, это листопад

-А как вы думаете из-за чего это происходит?

-Осенью дерево готовиться к спячке и сбрасывает свои листочки, чтобы уснуть на зиму. Ведь зимой не будет теплого солнышка, дождика и теплой погоды, которые так необходимы для того, чтобы поддерживать зеленые листики именно зелеными. И через листочки дерево дышит, а если не будет условий, чтобы листья оставались на деревьях, поэтому оно и сбрасывает их.

-Ребята, а давайте подумаем, что происходит с травянистыми растениями?

-Осенью у большинства растений, в том числе и многолетних, созревают плоды и семена. Но у некоторых растений листья остаются зелеными до заморозков, а после выпадения снега чернеют. Таковы, например, сирень, ольха, некоторые яблони и молодые тополя. Такие травянистые растения, как полные анютины глазки, сорняки пастушья сумка и дикая редька, мятлик однолетний, и некоторые другие продолжают цвести до глубокой осени. А после засыхают и отмирают.

-Так давайте же ответим теперь на вопрос, что происходит с травянистыми растениями осенью?

-А что происходит с птицами? Кто-нибудь знает?

Осенью, с наступлением холодов, мы начинаем замечать, что наших пернатых друзей стало меньше. Не слышно по утрам пения жаворонка, а по вечерам уже не раздаются трели соловья. Ласточки не летают в небе и в лесу не слышно кукушки. Все они отправляются в долгое путешествие на юг. Это перелетные  птицы. 

Однако, не все птички покидают наши края. Круглый год под нашими окнами чирикают воробьи, каркают вороны и курлыкают голуби.

 Но почему же птицы улетают. Холода им не страшны и, если бы причина была только в этом, они спокойно могли бы оставаться в родных местах.

Все дело в том, что для поддержания такой температуры птицам нужно постоянно хорошо питаться ,а вот жучки и насекомые. И, именно из-за недостатка пищи, птицы вынуждены улетать туда, где можно добыть себе пропитание — в теплые края.

-А теперь проверим как вы внимательно слушали мой рассказ.

-Какие травянистые растения живут до долгой зимы?

-Какие у нас бывают птицы?

-Почему же некоторые из них улетают?

-Молодцы

Отвечают на вопросы

Слушают

Приводят примеры

- живая природа осенью

-листопад

Слушают рассказ

Отвечают на вопросы

Регулятивные:

Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

  1. Физминутка

Вместе по лесу идём

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер. ^    Расстилается ковёр

И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)

Повторяют движения за учителем

Коммуникативные:

Слушать и понимать речь учителя.

 

Регулятивные:
Формирует умение соотносить работу с отдыхом.

 

  1. Изучение нового материала

6.Объяснительное чтение

-Давайте  откроем ваши рабочие тетради на стр28 и выполним задания. Вы должны будете выполнить №3 1 задание. Кто сидит на 1 варианте выполняют задание для 1 варианта, а кто на 2 варианте для 2. В этом задании вы должны найти лишнее слово. Приступаем. После выполнения задания мы проверим его все вместе.

-На экране выведены правильные ответы, сравните со своими и у кого не так, поднимите руку.

-Теперь поговорим о животных осенью.

-Знаете ли вы что-то о них?

-Тогда я вам расскажу.

Медведь. Он, одет в теплую шубу, неповоротливый, косолапый готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит уютную берлогу. Медведь боится мороза, поэтому и спит всю зиму в берлоге

Ежик по – своему заготавливает подстилку. Он кубарем катается по траве и накапливает листву на свои иголки. Затем несет он свой матрац из листьев в свою нору под корнями дерева. Когда наступают холода он  засыпает до весны.

-Посмотрите на слайд и подумайте к какой группе мы отнесем этих животных

-А знаете ли вы животных которые не спят зимой?

-это белочка, заяц, волк, лиса.

Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи, желуди – зимой все пригодится. Белки очень хозяйственные. И меняют свой окрас.

Лиса свою шубку меняет наболее пушистую, красивую, теплую. На лапках появляется густая шерсть, хвост становится пушистым.

Волку тоже нужен пушистый хвост. Он спит зимой прямо на снегу и своим хвостом прикрывает нос и лапы. Цвет своей шубы волк не меняет, но шерсть его становится гуще.

 У зайца нет своего домика, прячется он где придется, всего боится. Спасает его шубка неприметная. Летом серая зимой белая. Глаза косые не случайно, заяц видит спереди, сзади и по сторонам.

-А что происходит с насекомыми?

Насекомые начинают готовиться к зимовке. Продолжительность их жизни обычно невелика – от нескольких месяцев до одного-двух дней. Ну а те насекомые, которым надо дожить до весны, усиленно нагуливают жир и избавляются от воды. С наступлением холодов жизненные процессы у зимующего насекомого замедляются, хотя не прекращаются полностью. Устойчивость к холоду в таком состоянии у насекомых просто удивительна. На зиму они как будто застывают.

-Надеюсь вы внимательно слушали

-Откройте стр 39 и прочитаем несколько абзацов.

-Дети, а вы знаете как птицы понимают, что нужно улетать?

-Ничего мы сможем ответить на этот вопрос после прочтения.

-При чтении внимательно следите и запоминайте незнакомые слова.

-Найдите абзац, который начинается со слов(но пришла

 Очень….)

-Ребята, какие слова вам были не понятны?

-А знаете ли вы что обозначает увядают? Сигнал? Травянистые растения?

-Ребята, так мы узнали как птицы понимают, что нужно улетать? Какой сигнал они получают?

Слушают, выполняют

Ищут свои ошибки

Слушают рассказ и запоминают

-к впадающим в спячку

Они замечают, что дни ближе к осени становятся короче

Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Регулятивные:
Развитие способности к саморегуляции.

  1. Закрепление изученного материала

-На ваших столах лежат схемы, эти схемы вы дома вклеите в свои тетради для теории.

-Давайте выполним задания в парах и самостоятельно. На ваших партах лежат карточки с птицами и с млекопитающими. Положите карточку с птицами. Вам нужно соотнести птиц которое зимуют и ведут оседлый образ жизни и перелетные. После выполнения мы проверим все вместе.

-На экране у вас показано правильное выполнение задания, у кого не так поднимите руку.

-А теперь выполним задание в парах на 2 карточке. В ней вам нужно соотнести животных которые впадают в спячку и которые меняют свой окрас, т е линяют.

-Так же проверим все вместе.

-Давайте выполним задания в парах и самостоятельно. На ваших партах лежат карточки с птицами и с млекопитающими. Положите карточку с птицами. Вам нужно соотнести птиц которое зимуют и ведут оседлый образ жизни и перелетные. После выполнения мы проверим все вместе.

-На экране у вас показано правильное выполнение задания, у кого не так поднимите руку.

-А теперь выполним задание в парах на 2 карточке. В ней вам нужно соотнести животных которые впадают в спячку и которые меняют свой окрас, т е линяют.

-Так же проверим все вместе.

-Молодцы, вы хорошо работали в течении урока, но давайте проверим все ли вы усвоили.

-Что же происходит с растениями осенью? Как они готовятся к зиме?

-А как готовятся к зиме животные? Какие животные впадают в спячку, а какие нет?

-Как птицы понимают, что нужно улетать в теплые края? Какие птицы улетают?

-А что же происходит с насекомыми?

-Ребята, смогли мы узнать как связаны между собой живая и не живая природа?

-Связь между неживой и живой природой осенью заметна: температура и изменение климата «предупреждают» животных и растения о скором наступлении похолоданий. Они, в свою очередь, используют ресурсы неживой природы в качестве места для ночевки (берлоги, опавшие листья и норы).

-Давайте вернемся к цели и проговорим ее еще раз

-А смогли ли мы выполнить поставленные задачи?

Смотрят, разбирают

Выполняют задание самостоятельно

Выполняют в парах

Отвечают на вопросы

Познакомиться с изменениями в живой природе

Коммуникативные: 

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Умение высказать свою точку зрения;

Умения вести диалог и слушать своих товарищей.

  1. Итог.Д/З

-Итак, ребята, домашним заданием у вас будет прочитать стр38, вклеить и еще раз рассмотреть схемы

Слушают учителя

Коммуникативные:

Умение высказать свою точку зрения;

  1. Рефлексия

-Мы с вами урок начинали с определения нашего настроения. А покажите мне сейчас какое у вас стало настроение. Надеюсь вам понравился сегодняшний урок и вы все усвоили. До свидания!

Показывают свое настроение

Личностные:

Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "В гости к осени" 2 класс

Материал содержит технологическую  карту  урока, составленную в соответствии с требованиями ФГОС, презентацию к уроку, подробную инструкцию по организации групповой и парной работы....

Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "В гости к осени" 2 класс

Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "В гости к осени" предназначена для обучающихся 2 класса...

Урок окружающего мира (экскурсия) «Весенние изменения в неживой и живой природе» 3 класс.

Урок позволит провести наблюдение за весенними изменениями в живой и неживой природе, установить их взаимосвязь; сформировать понятия: первоцвет, сокодвижение, потепление, таяние снега, оттаивани...

Технологическая карта по окружающему миру на тему "В гости к осени" 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с характерными признаками осени в неживой природе, показать связь между живой и неживой природой; расширение знаний об осенних изменениях в жизни...

Материал для внеурочного занятия по окружающему миру 2 класс на тему:"Насекомые-часть живой природы"

В разработке содержится конструкт внеурочного занятия, презентация, карточки по окружающему миру для 2 класса на тему: "Насекомые-часть живой природы". Данное занятие способствует развитию и...

Технологическая карта окружающего мира «Осенние месяцы» (УМК "Перспектива", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о признаках осени, установление причины наступления осенних изменений в неживой природе.Задачи урока:Дидактические...