Этап урока Методы и приёмы. | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный этап. Психологический настрой | 1 мин. | -Здравствуйте ребята! Меня зовут Ольга Александровна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Подровнялись. Настроимся на работу. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. Настраиваются на урок. | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
2.Актуализация знаний и мотивация
Словесный: подводящий диалог; |
7 минут
| Минутка синоптика - Ребята, сейчас мы побудем с вами в роли маленьких синоптиков. А вы знаете, кто такие синоптики?
- Какое сейчас время года? -А какой месяц? - А ну-ка посмотрите в окошко сегодня день солнечный или пасмурный? - Наблюдаются ли осадки за окном? В виде чего? - Ребята, а есть ли сегодня ветер? - Сейчас мы с вами рассмотрели состояние неживой природы, а теперь давайте перейдем к живой. - Ребята, а в каком состоянии сейчас находятся деревья, кустарники, травы? - Дети, а можем ли мы увидеть в это время года насекомых? - Какие звери готовятся к спячке? - А сейчас мы поговорим о труде людей. - Чем занимаются люди в это время года? - Ребята, а как нам нужно одеваться, чтобы не заболеть в это время года? - Молодцы, вы справились с ролью маленьких синоптиков и были очень наблюдательны. | Отвечают на вопросы Синоптики- Специалисты в области синоптики, метеоролог, дающий прогнозы погоды на основании синоптических карт. - Осень - Октябрь
- Они пожелтели, опадают листья, готовятся к зиме - нет
- белки, медведи.
- собирают урожай, готовятся к зиме. - тепло |
К.- строить сообщения в устной и письменной форме.
П. – осуществлять логические действия: анализ, синтез, обобщение. |
3.Постановка цели и задач урока.
Словесный: учебный диалог
Наглядный: презентация
| 3 минуты | -Ребята послушайте стихотворение: Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей рябой и пестрый За листком летит листок, И струей сухой и острой. Набегает холодок. -О чем говорится в стихотворении? -Подумайте, о чем мы будем говорить на уроке? -Кто может сказать, какая же тема нашего урока? Целеполагание -Какие цели мы поставим перед собой? Прочитайте, что об этом говорит Муравьишка Вопросик. На стр. 36
-Назовите осенние месяцы? | Анализируют стихотворение
-об осени
- В гости к осени Цели: 1) познакомиться с характерными признаками осени в неживой природе; 2) найти связь между живой и неживой природой -Сентябрь, октябрь, ноябрь | Р.- принятие и сохранение учебной задачи, самоопределение к деятельности.
П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации.
П.- строят речевое высказывание
Р: целеполагание
|
4. Открытие знания
Практический: ответы на вопросы
Словесный: работа с книгой
Наглядный: Презентация
Словесный: работа с книгой, ответы на вопросы | 5 минут
| -Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода водоемах и т. д.) - Сейчас, я вам предлагаю заполнить таблицу «Как изменяется погода осенью?». Посмотрите на листочки, на ней таблица, это задание необходимо будет сделать парами. КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОГОДА ОСЕНЬЮ? |
| Лето | осень | ОБЛАЧНОСТЬ | Небо чистое,
| Небо затянуто облаками. | ВЕТЕР | Теплый, не порывистый. | Холодный, порывистый | ОСАДКИ | Дожди теплые, часто бывают грозы. | Дожди затяжные, холодные, мокрый снег
| ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА | Тепло, много ясных дней, солнце высоко
| Температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно, пасмурно.
|
- Давайте подведем итог: - Итак, какие же осенние явления происходят в неживой природе? - Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе. - Ребята, а вы знаете, что такое заморозки? А иней? Работа с учебником - Давайте заглянем в учебник и найдем определения. Откройте страницу 36. - Что же такое иней? - А заморозки?
- Дети, а скажите мне, что такое туман и ледостав? - Эти термины тоже можно найти в учебнике. Откройте страницу 37. - Хорошо, молодцы. | Отвечают на вопросы
Выполняют задания
Отвечают на вопросы - Похолодание, дожди, холодные ветра
Заморозки – лёгкий морозец Иней - тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности Туман - атмосферное явление, скопление воды в воздухе, образованное мельчайшими частичками водяного пара. Ледостав – реки, озера покрываются льдом. | Р.- ориентирование в учебнике.
П.- осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Р.- планируют свои действия в соответствие с задачей.
П.- строят речевое высказывание. |
5. Первичное закрепление
Словесный: работа с книгой, ответы на вопросы Наглядный: Иллюстрации
| 10 минут | Работа в парах - Как похолодание повлияло на объекты живой природы? - Как готовится живая природа осенью к зиме, вы сможете ответить сами, поработав в парах. 1 ряд - растения 2 ряд - птицы 3 ряд- звери Ответив на вопросы, вы расскажите об осенних изменениях в живой природе. 1 ряд: - Определите, как выглядят растения осенью (поставьте +, если можно ответить «да».
-Что нужно сделать, чтобы сохранить деревья? 2 ряд: - Рассмотрите рисунок в учебнике на с.38 и ответьте на вопросы: 1. Каких птиц называют перелетными? Что означает слово перелетные? 2. Каких птиц называют оседлыми? Догадайтесь, что оно обозначает? 3 ряд: Как звери готовятся к зиме? Соотнесите рисунки со словами Медведь не делают запасы Белка меняет цвет шерсти Заяц ложится в спячку Лиса делает запасы - Давайте проверим |
Работа в парах
– ,+, – Лиственные деревья сбрасывают листву, травы отмирают, хвойные деревья остаются зелеными - не ломать, садить, не портить кору дерева.
-Перелётные птицы осенью улетают на юг.
-Оседлые остаются зимовать.
- запасают еду.
| П.- осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Р.- планируют свое действие в соответствии с задачей.
П.- строят речевое высказывание. |
Динамическая пауза | 1,5 минуты | Видео | Выполняют движения |
|
6.Самостоятельная работа с проверкой
Практический: работа в тетради
Словесный: ответы на вопросы | 9 минут | Работа в рабочей тетради Сейчас поработаем самостоятельно. Откройте рабочую тетрадь на стр. 28 задание 3. Вам нужно в первом и во втором варианте выполнить только первые номера. Давайте прочитаем что нужно сделать? Давайте проверим. - Какое утверждение будет ошибочное в первом варианте? Почему? - А какое во втором? Почему? | Самостоятельно работают в рабочей тетради
- Найти ошибку в утверждении и зачеркнуть лишнее слово - Листопад
- Появление инея | П.- поиск и выделение необходимой информации. |
7.Включение в систему знаний Словесный: ответы на вопросы | 2 мин | Игра «Я — диктор» — А теперь поговорим о погоде осенью. Давайте поиграем в игру. Я буду диктором: расскажу о погоде осенью, а вы скажете, когда такая погода бывает: в начале осени или в конце. • Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная, теплая погода. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, небо безоблачно. Дождь не ожидается в течение всего дня. Температура воздуха 10—12 градусов тепла. • Уважаемые радиослушатели! Сегодня холодная, дождливая погода, порывистый ветер. Температура воздуха 2-3 градуса выше нуля. - А почему люди слушают по радио и по телевизору прогноз погоды? Игра «Отгадай животное» — Сейчас мы поиграем в игру. Я буду рассказывать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. А ваша задача — отгадать, о каком звере идет речь. • Во-первых, я линяю. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, мне нужно накопить запас жира, а это можно сделать летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос — сладкий медок. Накоплю жирку, и можно ложиться спать в берлогу. Жир — это запас пищи на всю зиму. • А я к зиме меняю шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что я самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей. • От врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах, а я ничего этого делать не умею. А врагов у меня полным-полно. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю: вместо серой шерстки вырастает снежно-белая. Кормлюсь я по ночам — так безопаснее, объедаю кору деревьев. | Отвечают на вопросы
- Начало осени
- Конец осени.
- чтобы узнать, что надевать, взять с собой зонтик или нет
(Медведь.)
Лиса.
(Заяц.) | П.- построение рассуждения; осуществление синтеза.
К.- умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения. |
Домашнее задание
| 1 минута | На дом вам будет задание из Рабочей тетради стр.28 задание 3 под вторым заданием. Давайте все на него посмотрим, что же там надо сделать. Кто-нибудь один прочитайте вслух. Есть у кого-нибудь вопросы по этому заданию? И второе стр. 30 задание 5. Прочитай пожалуйста нам его в слух. У кого-нибудь есть вопросы по домашнему заданию? Тогда записываем в дневники домашнее задание. | Нужно из приложения вырезать рисунки и расположить их в рамках, а затем проверить себя в учебнике
| Р.:ориентирование в рабочей тетради |
8.Рефлексия деятельности Словесный: формулирование выводов, обобщений. | 1 минута | Пора заканчивать урок. О каком времени года мы сегодня говорили? -Что вы нового узнали? -Ребята, поднимите зелёный карандаш те,кто много нового сегодня узнал на уроке, желтый кто мало получил информации, тогда нужно прочитать ещё раз учебник, красный кто не понял, что такое живая и неживая природа. | Высказывают своё мнение
| П.- построение речевого высказывания. П.- осуществление синтеза. Р.- осуществление итогового контроля. |