Технологическая карта по окружающему миру на тему "В гости к осени" 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

 

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с характерными признаками осени в неживой природе, показать связь между живой и неживой природой; расширение знаний об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать:

-понятия иней, заморозки, ледостав;

Уметь:

- самостоятельно находить необходимую информацию из иллюстраций, текста

 - проводить наблюдения сезонных изменений в неживой и живой природе.

Личностные:

-осознавать себя жителями планеты Земля, испытывать чувство ответственности за сохранение её природы, выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 1.10.19                                                                                                              Учитель: Рязанова Наталья Михайловна

Школа: МАОУ СОШ №152                                                                                    Студент: Уржумова О. группа№ 45

Класс: 2Г                                                                                                                    Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Кабинет:208(16:40)

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «В гости к осени»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с характерными признаками осени в неживой природе, показать связь между живой и неживой природой; расширение знаний об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать:

-понятия иней, заморозки, ледостав;

Уметь:

- самостоятельно находить необходимую информацию из иллюстраций, текста

 - проводить наблюдения сезонных изменений в неживой и живой природе.

Личностные:

-осознавать себя жителями планеты Земля, испытывать чувство ответственности за сохранение её природы, выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

Тип урока: «открытие» нового знания.


Оборудование:
УМК «Школа России», А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс (1 часть), Рабочая тетрадь 2 класс. Часть 1, презентация, карточки.

Этап урока Методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап.
Психологический настрой

1 мин.

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Ольга Александровна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Подровнялись.

Настроимся на работу.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

Приветствуют учителя.
Организуют рабочее место.
Настраиваются на урок.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

2.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: подводящий диалог;



7 минут

Минутка синоптика

- Ребята, сейчас мы побудем с вами в роли маленьких синоптиков. А вы знаете, кто такие синоптики?

- Какое сейчас время года?

-А какой месяц?

- А ну-ка посмотрите в окошко сегодня день солнечный или пасмурный?

- Наблюдаются ли осадки за окном? В виде чего?

- Ребята, а есть ли сегодня ветер?

- Сейчас мы с вами рассмотрели состояние неживой природы, а теперь давайте перейдем к живой.

- Ребята, а в каком состоянии сейчас находятся деревья, кустарники, травы?

- Дети, а можем ли мы увидеть в это время года насекомых?

- Какие звери готовятся к спячке?

- А сейчас мы поговорим о труде людей.

- Чем занимаются люди в это время года?

- Ребята, а как нам нужно одеваться, чтобы не заболеть в это время года?

- Молодцы, вы справились с ролью маленьких синоптиков и были очень наблюдательны.

Отвечают на вопросы

Синоптики- Специалисты в области синоптики, метеоролог, дающий прогнозы погоды на основании синоптических карт.

- Осень

- Октябрь

- Они пожелтели, опадают листья, готовятся к зиме

- нет

- белки, медведи.

- собирают урожай, готовятся к зиме.

- тепло

К.- строить сообщения в устной и письменной форме.

П. – осуществлять логические действия: анализ, синтез, обобщение.

3.Постановка цели и задач урока.

Словесный: учебный диалог

Наглядный:

презентация

3 минуты

-Ребята послушайте стихотворение:

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей рябой и пестрый

За листком летит листок,

И струей сухой и острой.

Набегает холодок.

-О чем говорится в стихотворении?

-Подумайте, о чем мы будем говорить на уроке? 

-Кто может сказать, какая же тема нашего урока?

Целеполагание

-Какие цели мы поставим перед собой?

Прочитайте, что об этом говорит Муравьишка Вопросик. На стр. 36

-Назовите осенние месяцы?

Анализируют стихотворение

-об осени

- В гости к осени

Цели:

1) познакомиться с характерными признаками осени в неживой природе;

2) найти связь между живой и неживой природой

-Сентябрь, октябрь, ноябрь

Р.- принятие и сохранение учебной задачи, самоопределение к деятельности.

П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации.

П.- строят речевое высказывание

Р: целеполагание

4. Открытие знания

Практический: ответы на вопросы

Словесный:

работа с книгой

Наглядный:

Презентация

Словесный: работа с книгой, ответы на вопросы

5 минут

-Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода водоемах и т. д.)

- Сейчас, я вам предлагаю заполнить таблицу «Как изменяется погода осенью?». Посмотрите на листочки, на ней таблица, это задание необходимо будет сделать парами.

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОГОДА ОСЕНЬЮ?

Лето

осень

ОБЛАЧНОСТЬ

Небо чистое,

Небо затянуто облаками.

ВЕТЕР

Теплый, не порывистый.

Холодный, порывистый

ОСАДКИ

Дожди теплые, часто бывают грозы.

Дожди затяжные, холодные, мокрый снег

ТЕМПЕРАТУРА

ВОЗДУХА

Тепло, много ясных дней, солнце высоко

Температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно, пасмурно.

- Давайте подведем итог:

- Итак, какие же осенние явления происходят в неживой природе?

- Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.

- Ребята, а вы знаете, что такое заморозки? А иней?

Работа с учебником

- Давайте заглянем в учебник и найдем определения. Откройте страницу 36.

- Что же такое иней?

- А заморозки?

- Дети, а скажите мне, что такое туман и ледостав?

- Эти термины тоже можно найти в учебнике. Откройте страницу 37.

- Хорошо, молодцы.

Отвечают на вопросы

Выполняют задания

Отвечают на вопросы

- Похолодание, дожди, холодные ветра

Заморозки – лёгкий морозец

Иней - тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности

Туман - атмосферное явление, скопление воды в воздухе, образованное мельчайшими частичками водяного пара.

Ледостав – реки, озера покрываются льдом.

Р.- ориентирование в учебнике.

П.- осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Р.- планируют свои действия в соответствие с задачей.

П.- строят речевое высказывание.

5. Первичное закрепление

Словесный: работа с книгой, ответы на вопросы

Наглядный:

Иллюстрации

10 минут

 Работа в парах

- Как похолодание повлияло на объекты живой природы?

- Как готовится живая природа осенью к зиме, вы сможете ответить сами, поработав в парах.

1 ряд - растения

2 ряд - птицы

3 ряд- звери

Ответив на вопросы, вы расскажите об осенних изменениях в живой природе.

1 ряд:

 - Определите, как выглядят растения осенью (поставьте +, если можно ответить «да».

-Что нужно сделать, чтобы сохранить деревья?

2 ряд:

- Рассмотрите рисунок в учебнике на с.38 и ответьте на вопросы:

1.  Каких птиц называют перелетными? Что означает слово перелетные?

2. Каких птиц называют оседлыми? Догадайтесь, что оно обозначает?

3 ряд:

Как звери готовятся к зиме?

Соотнесите  рисунки со словами

Медведь                       не делают запасы

Белка                         меняет цвет шерсти

Заяц                             ложится в спячку

Лиса                              делает запасы

- Давайте проверим

Работа в парах

 – ,+, –

Лиственные деревья сбрасывают листву, травы отмирают, хвойные деревья остаются зелеными

- не ломать, садить, не портить кору дерева.

-Перелётные птицы осенью улетают на юг.

-Оседлые остаются зимовать.

- запасают еду.

П.- осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Р.- планируют свое действие в соответствии с задачей.

П.- строят речевое высказывание.

Динамическая пауза

1,5 минуты

Видео

Выполняют движения

6.Самостоятельная работа с проверкой

Практический:

работа в тетради

Словесный:

ответы на вопросы

9 минут

Работа в рабочей тетради

Сейчас поработаем самостоятельно. Откройте рабочую тетрадь на стр. 28 задание 3. Вам нужно в первом и во втором варианте выполнить только первые номера. Давайте прочитаем что нужно сделать?

Давайте проверим.

- Какое утверждение будет ошибочное в первом варианте? Почему?

- А какое во втором? Почему?

Самостоятельно работают в рабочей тетради

- Найти ошибку в утверждении и зачеркнуть лишнее слово

- Листопад

- Появление инея

П.- поиск и выделение необходимой информации.

7.Включение в систему знаний

 Словесный:

ответы на вопросы

2 мин

Игра «Я — диктор»

— А теперь поговорим о погоде осенью. Давайте поиграем в игру. Я буду диктором: расскажу о погоде осенью, а вы скажете, когда такая погода бывает: в начале осени или в конце.

• Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная, теплая погода. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, небо безоблачно. Дождь не ожидается в течение всего дня. Температура воздуха 10—12 градусов тепла.

• Уважаемые радиослушатели! Сегодня холодная, дождливая погода, порывистый ветер. Температура воздуха 2-3 градуса выше нуля.

- А почему люди слушают по радио и по телевизору прогноз погоды?

Игра «Отгадай животное»

— Сейчас мы поиграем в игру. Я буду рассказывать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. А ваша задача — отгадать, о каком звере идет речь.

• Во-первых, я линяю. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, мне нужно накопить запас жира, а это можно сделать летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос — сладкий медок. Накоплю жирку, и можно ложиться спать в берлогу. Жир — это запас пищи на всю зиму.

• А я к зиме меняю шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что я самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей.

• От врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах, а я ничего этого делать не умею. А врагов у меня полным-полно. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю: вместо серой шерстки вырастает снежно-белая. Кормлюсь я по ночам — так безопаснее, объедаю кору деревьев.

Отвечают на вопросы

- Начало осени

- Конец осени.

- чтобы узнать, что надевать, взять с собой зонтик или нет

(Медведь.)

Лиса.

(Заяц.)

П.- построение рассуждения; осуществление синтеза.

К.- умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения.

Домашнее задание

1 минута

На дом вам будет задание из Рабочей тетради стр.28 задание 3 под вторым заданием. Давайте все на него посмотрим, что же там надо сделать. Кто-нибудь один прочитайте вслух. Есть у кого-нибудь вопросы по этому заданию? И второе стр. 30 задание 5. Прочитай пожалуйста нам его в слух. У кого-нибудь есть вопросы по домашнему заданию? Тогда записываем в дневники домашнее задание.

Нужно из приложения вырезать рисунки и расположить их в рамках, а затем проверить себя в учебнике

Р.:ориентирование в рабочей тетради

8.Рефлексия деятельности

Словесный: формулирование выводов, обобщений.

1 минута

Пора заканчивать урок.

О каком времени года мы

сегодня говорили?

-Что вы нового узнали?

-Ребята, поднимите зелёный карандаш те,кто много нового сегодня узнал на уроке, желтый кто мало получил информации, тогда нужно прочитать ещё раз учебник, красный кто не понял, что такое живая и неживая природа.

Высказывают своё мнение

П.- построение речевого высказывания.

П.- осуществление синтеза.

Р.- осуществление итогового контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по окружающему миру, тема«Наша дружная семья », 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта по окружающему миру, тема«Наша дружная семья », 2 класс, УМК Школа России...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока включает в себя тест по ранее изученной теме "Земля-кормилица". При изучении новой темы и на этапе закрепления учащиеся работают в группах....

Технологическая карта урока окружающего мира : «В лесу и на воде» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира : «В лесу и на воде»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о правилах бе...

Технологическая карта урока окружающего мира: «Что общего у разных растений?» ( УМК " Школа России", 1 класс)

Технологическая карта  урока окружающего мира «Что общего у разных растений?»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о частях растения...

Технологическая карта урока окружающего мира "Что мы знаем о Москве?"(УМК "Школа России",1 класс)

Тема урока «Что мы знаем о Москве?»Тип урока: «Открытие» нового знания.Цель урока: Ознакомление детей с некоторыми историческими и культурными достопримечательностями Москвы.За...

Технологическая карта урока окружающего мира «Сокровища Земли под охраной человечества» (УМК "Школа России" 4 класс)

Тип урока:«открытие» нового знанияЦель урока: Познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей.Задачи урока:Дидактические:...