Конспект урока по окружающему миру "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?" 1 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Смагина Юлия Анатольевна

Конспект урока по окружающему миру  "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?" 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура урока «Открытие нового знания»

Дата:        25.11.2021                                                                                                                        ФИО учителя Верховых Л.В.

Школа: МКОУ «СОШ№1» г.Щучье                                                                                                ФИ студента Смагина Ю.

Класс: 1А                                                                                                                                ФИО методиста Андреева Т.С.

Кабинет: 14

КОНСПЕКТ УРОКА  по Окружающему миру

Тема: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Цели деятельности учителя: формировать представления о том, как в наш дом приходит вода и куда она уходит.

Планируемые результаты

Предметные:

- иметь представление о том, откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит;
- с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды;
- раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.

Личностные:

- воспитывать понимание важности бережного отношения к природе;

- развитие индивидуальных особенностей учащихся;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в рамках социальных ситуациях;

- развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Оборудование:

 учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс,
• для опытов – стаканы, земля, остатки растений, песок, палочки, фильтры, воронки
• 2 стакана с солёной и пресной водой, глобус, рисунок Муравьишки - Вопросика и Мудрой Черепахи, рисунки для составления схемы-модели, рисунок Злючки - Грязючки, рисунки с чистой и загрязнённой водой, 12 конвертов с текстом пословицы, таблица с пословицей, рисунок микробов, смайлики
• компьютер, мультимедиапроектор, электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешаков / 1 класс/, мультфильм «Над нами не каплет»

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Организационный момент.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
- О чём это стихотворение? (о природе)
- А что такое природа? (Это то, что нас окружает)
- Как вы понимаете, что такое тайны, загадки природы?
-А чтобы узнать все загадки природы нужно быть каким? (наблюдательным,
внимательным, любознательным)

Учитель читает стихотворение, мотивирует на работу.

Задает вопросы

Внимательно слушают стихотворение, отвечают на вопросы, делают вывод

Коммуникативные УУД: - формировать  умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

Познавательные УУД: 
-развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы

2.

Целеполагание и мотивация. 

- Отгадав загадку,  вы узнаете, о чём мы будем говорить на уроке.
1.Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
(вода)


2 Актуализация знаний и пробное учебное действие.

– О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- Для чего человеку нужна вода?

- Поднимите руки те, кто сегодня утром пользовался водой?

- Каким образом вы использовали воду?

 –А кто сегодня умывался?

- Значит, вы открывали кран и видели, как из него течёт вода
- Уточним тему урока. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

3. Постановка проблемы.

-Сколько вопросов было задано?

4. Проектирование и фиксация нового знания.

-Какую цель мы поставим перед собой?

- Чему мы должны сегодня научиться?
- Что вы сами знаете по теме урока? (Отвечают)
- Всё ли нам известно?
- Что бы вы хотели узнать по теме урока и чему научиться?

- Как вы думаете, откуда вода попадает в дом? Ваши предположения (река, море, океан, пруд, озеро, из – под земли, из болота)

- А куда она уходит?
- Итак, что мы будем делать на уроке?  (Проследим путь воды, которую мы используем дома.  Будем проводить опыты).

Урок у нас необычный. Сегодня мы будем заниматься исследованием.

Учитель читает загадку.

Задает вопросы.

Подводит детей к проблеме.

Внимательно слушают загадку, отгадывают, высказывают предположения, обосновывают ответ, выслушивают собеседников, отвечают на вопросы, делают вывод.

Участвуют в постановке учебной задачи урока, читают учебную задачу на слайде и делают вывод: правильно ли они поставили учебную задачу. Задают вопросы, на которые бы хотели найти на уроке ответ. Актуализируют личный опыт.

Личностные УУД:

- воспитывать понимание важности бережного отношения к природе;

- развитие индивидуальных особенностей учащихся;

- развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Познавательные УУД:

- формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- ставить и формулировать проблемы;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска.

Коммуникативные УУД:

- формировать  умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

3.

Актуализация опорных знаний.

- Посмотрите на глобус. (Показываю модель Земли - глобус)
- Каким цветом на глобусе изображена вода? (раскрутить)
- Какого цвета был сейчас глобус? ( Голубым)
- Почему? (Воды на земле много)

Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников используется не только как  лечебное средство, но и  для питья.


-Да, вода занимает большую часть земного шара. Ребята, что вы знаете про воду? Какая она?

На столе два стакана. В них одинаковая вода из крана. В один стакан я добавлю соль. Что произойдёт?
-Где содержится солёная вода? (в морях и океанах).
-Откуда вы это знаете? (Отдыхали на море)
- А как называется вода, которая была во втором стакане? (Пресная)
-Как вы думаете, какая вода нужна человеку, растениям, животным? (Пресная)
- А знаете ли, ребята, как пресная вода в дом приходит?

Показывает модель Земли -    глобус.

Рассказывает о важности воды.

Проводит опыт с солью.

Высказывают свои предположения, выслушивают собеседников,

Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы, рассуждают, доказывают правильность своего суждения.

Актуализируют личный опыт.

Личностные УУД:

- воспитывать понимание важности бережного отношения к природе;

- развитие индивидуальных особенностей учащихся;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в рамках социальных ситуациях.

Познавательные УУД:

-формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;
-развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- ставить и формулировать проблемы;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия        (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

- формировать  умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

4.

Первичное усвоение материала

-Давайте ответим на 1 задание Муравьишки .

Проследим путь воды, которую мы используем дома.
1.Проследим путь воды по схеме - модели. Покажите стрелками, пронумеруйте цифрами, как движется вода от реки до реки. Что происходит в этих местах с водой?

img018

(1 – очистные сооружения,2-дом,3 – очистные сооружения)

Раздает индивидуальные карточки учащимся. Помогает учащимся поставить цель – проследить путь воды.

Работают по индивидуальным карточкам, прослеживают по рисунку – схеме путь воды, выполняют самопроверку.

Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы, рассуждают, доказывают правильность своего суждения.

Личностные УУД:

- развитие индивидуальных особенностей учащихся;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в рамках социальных ситуациях;

- развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Познавательные УУД:

-формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;
-развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- ставить и формулировать проблемы;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия        (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

- формировать  умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

5.

Осознание и осмысление учебного материала

1. Проследим путь воды более подробно.

Откуда к нам в дом попадает вода?


- Покажите, откуда вода может попасть к нам в дом? (Из реки или из - под земли).
- Куда сначала поступает речная вода? (На станцию очистки).
- Покажите станцию очистки
- Почему речная вода попадает на станцию очистки?
- Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы.

Капля воды под микроскопом * *

(Вывешиваю рисунок микробов) Целый зоопарк. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают.


- Какая вода приходит в дом: грязная или чистая? (Чистая).

Использование вода в доме
- Как мы используем воду в доме?
- Какой станет использованная вода? (Грязной).

Куда уходит грязная вода? 

- Куда поступает использованная вода? (По канализации в очистные сооружения).


- Покажите путь использованной воды .
- Почему грязная вода проходит через очистительные сооружения?
- Куда потом поступает очищенная вода? (В реку).
- Покажите

- Почему нельзя сливать грязную воду в реку? Сделаем вывод
(Грязную воду в реку сливать нельзя, погибнут растения и животные водоёма)


-На какой вопрос Мудрая Черепаха помогла нам найти ответ? (Проследить путь воды, которую мы используем дома.)

Демонстрирует слайды,

приёмы создания проблемной ситуации и её решения.

Организует самостоятельную работу учащихся, побуждает учащихся к выдвижению гипотез

Выясняют  опасность употребления загрязнённой воды.

Соотносят изученное с личным опытом. Определяют личностный смысл изучения темы.

Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы, рассуждают, доказывают правильность своего суждения, делают выводы..

Личностные УУД:

- воспитывать понимание важности бережного отношения к природе;

- развитие индивидуальных особенностей учащихся;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в рамках социальных ситуациях.

Познавательные УУД:

- формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные УУД:

- формировать  умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

6.

Физкультминутка 

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.

Выполняют физкультминутку.

7.

Первичное усвоение материала

Опыты по очистке и загрязнению воды.
1
. Злючка - Грязючка (рисунок)

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56e01d7210a2b/user_file_56e01d7210a2b_0_3.png
Пока мы отдыхали, к нам пожаловала необычная героиня. В какой воде ей нравится жить? (В грязной)
-Это Злючка – Грязючка.
-Прочитайте её послание  (читает один ученик)
-«Я Злючка – Грязючка. Если я поселюсь в воде, людям её пить нельзя. Люблю, когда люди загрязняют воду!»
- Подумайте, как нам защитить воду от Злючки – Грязючки?
- Давайте вспомним, что предлагала вам провести Мудрая Черепаха? (опыты)
2. Групповая работа.

Опыты по загрязнению и очистке воды
-Представьте, что мы учёные – исследователи . Я буду вашим руководителем.
Нам предстоит провести опыты. Мы впервые будем пользоваться специальными оборудованием для опытов (показать и назвать). При работе с оборудованием будьте осторожны, стаканчики хрупкие, легко бьются. Поэтому проводить опыт в группе будет главный исследователь. Остальные должны наблюдать и делать выводы.
1 ряд - 1 группа. Главный исследователь -… Эксперт - … (Указываю место работы №1.)
2 ряд - 2группа. Главный исследователь -… Эксперт - … (Указываю место работы №2.)
3 ряд - 3 группа. Главный исследователь - … Эксперт - … (Указываю место работы №3.)
- Внимательно послушайте инструкцию проведения опыта.
Для 1 опыта берем воду. (Показываю стакан с чистой водой).
-Какая вода должна быть в стаканчике сначала? (Чистая))
Догадайтесь, что нужно делать дальше, чтобы вода была в таком состоянии. (Показываю стакан с грязной водой) Выполните задание?
–Что вы пронаблюдали?
Вывод (Вода стала грязной)
1 группа, чем вы загрязнили? (землёй)

2 группа, чем вы загрязнили? (песком)

3 группа, чем вы загрязнили? (остатками растений).

Почему мы использовали разные способы загрязнения воды?
И так, мы с вами увидели, что вода загрязняется по - разному.
Продолжаем исследование и проведем 2 опыт 


Эксперимент мы проведем,
Воду чистую найдем.
 

(Вывешиваю картинку с чистой водой)
-Возьмите фильтр, поместите его в воронку, пропустите через нее воду.
-Посмотрите, что получилось.
Делаем вывод. Как мы очистили воду? (Воду можно очищать через фильтр).
-Спасибо за работу группам. Главные исследователи принесите на стол учителя стаканчики с водой.
- Сравним очищенную воду?
-У всех ли одинаково очистилась вода?
Чтобы вода снова стала чистой, она проходит через множество фильтров.

3.–Чему вы научились вместе с Муравьишком-Вопросиком? (Как проводить опыты и очищать воду)

Организует работу в группах для раскрытия темы урока. Назначает исследователя группы, эксперта. Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к выдвижению гипотез по принятию учебных задач.

Работа в группах. Вспоминают  правила работы в группе: 

1. Работать должны оба.

2. Уважай мнение партнёра.

3.Своё несогласие выражай вежливо.

4.Один говорит, другой слушает.

5. Если не понял, переспроси.

Выполняют практическую работу: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку и соотносят её с темой предложенной учителем, консультируют учебные задачи урока.

Личностные УУД:

- воспитывать понимание важности бережного отношения к природе;

- развитие индивидуальных особенностей учащихся;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в рамках социальных ситуациях;

- развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Познавательные УУД:

- формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- ставить и формулировать проблемы;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска.

Коммуникативные УУД:

- формировать  умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника;

- организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды);

- осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

8.

Осознание и осмысление учебного материала

- Мы очистили небольшое количество воды. Город наш большой, чистой воды надо много, каким же образом очистить такое количество воды? (Строить очистные сооружения)

Картинка 96 из 1836
- Как мы можем сохранить воду чистой? (варианты ответов детей)
Не выливать и ничего не бросать в реку.
Не мыть машины на берегу.
На заводах и фабриках строить очистные сооружения.

Рассказывает об очистных сооружениях города.

Знакомятся с очистными сооружениями. Соотносят изученное с личным опытом. Определяют личностный смысл изучения темы.

Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы, рассуждают, доказывают правильность своего суждения, делают выводы.

Личностные УУД:

- воспитывать понимание важности бережного отношения к природе;

- развитие индивидуальных особенностей учащихся;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в рамках социальных ситуациях;

- развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Познавательные УУД:

- формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- формировать  умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

9.

Первичное закрепление учебного материала.

1. Посмотрите фрагмент мультфильма «Над нами не каплет» и подумайте, почему он так называется?
-Ребята, почему мультфильм называется «Над нами не каплет»? (Исчезла вся вода, растения и животные погибли)
- Как нужно относиться к воде? Какой вывод вы можете сделать?
(При умывании не включать сильно кран, чтобы не утекло много воды.
Закрывать хорошо кран после потребления.
Не оставлять открытым душ.)
2. Парная работа
-Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Возьмите конверт №2. Вам нужно составить пословицу из частей и озвучить. Кто составит, поднимают вместе руки вверх домиком. «
Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».( вывешиваю плакат с пословицей)
- Запомните эту пословицу и всегда выполняйте это правило.

Организует просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Над нами не каплет», работу в парах по составлению пословицы о воде.

Учащиеся смотрят мультипликационный фильм «Над нами не каплет»

Отвечают на вопросы, делают вывод: Исчезла вся вода, растения и животные погибли.

Работают в парах по составлению пословицы.

Делают вывод о бережном отношении к воде.

Личностные УУД:

- воспитывать понимание важности бережного отношения к природе;

- развитие индивидуальных особенностей учащихся;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в рамках социальных ситуациях;

- развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Познавательные УУД:

- формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- ставить и формулировать проблемы;

- поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

- формировать  умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение работать в парах, учитывая позицию собеседника;

- организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

10.

Итог урока.

- Ребята, наш урок подходит к концу. На какие вопросы Муравьишки мы смогли сегодня ответить? (Называют сами)
- Откуда в наш дом приходит вода?
-Куда загрязнённая вода уходит из нашего дома?
- Как мы смогли очистить загрязнённую воду?
-А давайте прочитаем какой вывод по уроку сделала Мудрая Черепаха. ( Читают по учебнику стр. 61 внизу)
-Сравните выводы. Что вы можете сказать.


-Мудрая Черепаха очень рада, что помогла вам найти ответы на вопросы.
Рефлексия по смайликам. 
- У вас в конвертах лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке.
-Если вы на все вопросы ответили, узнали много интересного, покажите  жёлтый смайлик)
-Если вы всё это знали раньше, покажите зелёный смайлик.
- Если остались вопросы. Придётся начать снова! (Красный)

Выдаёт цветовые смайлики, даёт инструктаж по их применению

Отвечать на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке, используя смайлики.

Личностные УУД:

- воспитывать понимание важности бережного отношения к природе;

- развитие индивидуальных особенностей учащихся;

- развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Познавательные УУД:
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- формировать  умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит" УМК "Школа России"

Урок окружающего мира в 1 классе УМК "Школа России". Тема: "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит". Данный урок разработан с применением приёмов технологии развития критического мышле...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?" (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Данная разработка включает в себя цели урока, планируемые результаты, УУД и подробный сценарий урока....

Урок по окружающему миру "Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит" 1 класс.

Конспект открытого урока по окружающему миру "Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит". 1 класс....

Урок по окружающему миру"Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит"

Урок разработан с применением цифровых образовательных ресурсов,развития критического мышления,активации познавательной деятельности учащихся....

Конспект урока по окружающему миру "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"

Тема: Урок-путешествие. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?Практическая работа: проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку...

Окружающий мир «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит»

Тема: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит»Цель: создание условий для ознакомления детей с природными источниками воды, используемой в быту, формирования у детей представления...