№ | Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. | Организационный момент. | Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. - О чём это стихотворение? (о природе) - А что такое природа? (Это то, что нас окружает) - Как вы понимаете, что такое тайны, загадки природы? -А чтобы узнать все загадки природы нужно быть каким? (наблюдательным, внимательным, любознательным) | Учитель читает стихотворение, мотивирует на работу.
Задает вопросы | Внимательно слушают стихотворение, отвечают на вопросы, делают вывод | Коммуникативные УУД: - формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос. Познавательные УУД: -развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы
|
2. | Целеполагание и мотивация. | - Отгадав загадку, вы узнаете, о чём мы будем говорить на уроке. 1.Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, Кто я такая? (вода) 2 Актуализация знаний и пробное учебное действие.
– О чём сегодня пойдёт речь на уроке? - Для чего человеку нужна вода? - Поднимите руки те, кто сегодня утром пользовался водой? - Каким образом вы использовали воду? –А кто сегодня умывался? - Значит, вы открывали кран и видели, как из него течёт вода - Уточним тему урока. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? 3. Постановка проблемы. -Сколько вопросов было задано? 4. Проектирование и фиксация нового знания. -Какую цель мы поставим перед собой? - Чему мы должны сегодня научиться? - Что вы сами знаете по теме урока? (Отвечают) - Всё ли нам известно? - Что бы вы хотели узнать по теме урока и чему научиться? - Как вы думаете, откуда вода попадает в дом? Ваши предположения (река, море, океан, пруд, озеро, из – под земли, из болота) - А куда она уходит? - Итак, что мы будем делать на уроке? (Проследим путь воды, которую мы используем дома. Будем проводить опыты). Урок у нас необычный. Сегодня мы будем заниматься исследованием.
| Учитель читает загадку.
Задает вопросы. Подводит детей к проблеме. | Внимательно слушают загадку, отгадывают, высказывают предположения, обосновывают ответ, выслушивают собеседников, отвечают на вопросы, делают вывод. Участвуют в постановке учебной задачи урока, читают учебную задачу на слайде и делают вывод: правильно ли они поставили учебную задачу. Задают вопросы, на которые бы хотели найти на уроке ответ. Актуализируют личный опыт.
| Личностные УУД: - воспитывать понимание важности бережного отношения к природе; - развитие индивидуальных особенностей учащихся; - развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости. Познавательные УУД: - формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять; - развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; - ставить и формулировать проблемы; - поиск и выделение необходимой информации; - применение методов информационного поиска. Коммуникативные УУД: - формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
|
3. | Актуализация опорных знаний. | - Посмотрите на глобус. (Показываю модель Земли - глобус) - Каким цветом на глобусе изображена вода? (раскрутить) - Какого цвета был сейчас глобус? ( Голубым) - Почему? (Воды на земле много) Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников используется не только как лечебное средство, но и для питья. -Да, вода занимает большую часть земного шара. Ребята, что вы знаете про воду? Какая она?
На столе два стакана. В них одинаковая вода из крана. В один стакан я добавлю соль. Что произойдёт? -Где содержится солёная вода? (в морях и океанах). -Откуда вы это знаете? (Отдыхали на море) - А как называется вода, которая была во втором стакане? (Пресная) -Как вы думаете, какая вода нужна человеку, растениям, животным? (Пресная) - А знаете ли, ребята, как пресная вода в дом приходит?
| Показывает модель Земли - глобус. Рассказывает о важности воды. Проводит опыт с солью. | Высказывают свои предположения, выслушивают собеседников, Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы, рассуждают, доказывают правильность своего суждения. Актуализируют личный опыт. | Личностные УУД: - воспитывать понимание важности бережного отношения к природе; - развитие индивидуальных особенностей учащихся; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в рамках социальных ситуациях. Познавательные УУД: -формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять; -развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; - ставить и формулировать проблемы; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные УУД: - формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
|
4. | Первичное усвоение материала | -Давайте ответим на 1 задание Муравьишки . Проследим путь воды, которую мы используем дома. 1.Проследим путь воды по схеме - модели. Покажите стрелками, пронумеруйте цифрами, как движется вода от реки до реки. Что происходит в этих местах с водой?
(1 – очистные сооружения,2-дом,3 – очистные сооружения)
| Раздает индивидуальные карточки учащимся. Помогает учащимся поставить цель – проследить путь воды. | Работают по индивидуальным карточкам, прослеживают по рисунку – схеме путь воды, выполняют самопроверку. Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы, рассуждают, доказывают правильность своего суждения. | Личностные УУД: - развитие индивидуальных особенностей учащихся; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в рамках социальных ситуациях; - развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости. Познавательные УУД: -формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять; -развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; - ставить и формулировать проблемы; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные УУД: - формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; - осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
|
5. | Осознание и осмысление учебного материала | 1. Проследим путь воды более подробно. Откуда к нам в дом попадает вода?
- Покажите, откуда вода может попасть к нам в дом? (Из реки или из - под земли). - Куда сначала поступает речная вода? (На станцию очистки). - Покажите станцию очистки - Почему речная вода попадает на станцию очистки? - Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы.
(Вывешиваю рисунок микробов) Целый зоопарк. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают. - Какая вода приходит в дом: грязная или чистая? (Чистая).
Использование вода в доме - Как мы используем воду в доме? - Какой станет использованная вода? (Грязной).
Куда уходит грязная вода? - Куда поступает использованная вода? (По канализации в очистные сооружения). - Покажите путь использованной воды . - Почему грязная вода проходит через очистительные сооружения? - Куда потом поступает очищенная вода? (В реку). - Покажите
- Почему нельзя сливать грязную воду в реку? Сделаем вывод (Грязную воду в реку сливать нельзя, погибнут растения и животные водоёма) -На какой вопрос Мудрая Черепаха помогла нам найти ответ? (Проследить путь воды, которую мы используем дома.)
| Демонстрирует слайды, приёмы создания проблемной ситуации и её решения. Организует самостоятельную работу учащихся, побуждает учащихся к выдвижению гипотез
| Выясняют опасность употребления загрязнённой воды. Соотносят изученное с личным опытом. Определяют личностный смысл изучения темы. Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы, рассуждают, доказывают правильность своего суждения, делают выводы..
| Личностные УУД: - воспитывать понимание важности бережного отношения к природе; - развитие индивидуальных особенностей учащихся; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в рамках социальных ситуациях. Познавательные УУД: - формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять; - развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; - ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные УУД: - формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
|
6. | Физкультминутка | К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. А теперь поплыли дружно, Вместе раз – это брасс, Одной, другой – это кроль. Вышли на берег, Обтерлись полотенцем Так, чтоб каждый был сухой И отправились домой.
|
| Выполняют физкультминутку. |
|
7. | Первичное усвоение материала | Опыты по очистке и загрязнению воды. 1. Злючка - Грязючка (рисунок)
Пока мы отдыхали, к нам пожаловала необычная героиня. В какой воде ей нравится жить? (В грязной) -Это Злючка – Грязючка. -Прочитайте её послание (читает один ученик) -«Я Злючка – Грязючка. Если я поселюсь в воде, людям её пить нельзя. Люблю, когда люди загрязняют воду!» - Подумайте, как нам защитить воду от Злючки – Грязючки? - Давайте вспомним, что предлагала вам провести Мудрая Черепаха? (опыты) 2. Групповая работа.
Опыты по загрязнению и очистке воды -Представьте, что мы учёные – исследователи . Я буду вашим руководителем. Нам предстоит провести опыты. Мы впервые будем пользоваться специальными оборудованием для опытов (показать и назвать). При работе с оборудованием будьте осторожны, стаканчики хрупкие, легко бьются. Поэтому проводить опыт в группе будет главный исследователь. Остальные должны наблюдать и делать выводы. 1 ряд - 1 группа. Главный исследователь -… Эксперт - … (Указываю место работы №1.) 2 ряд - 2группа. Главный исследователь -… Эксперт - … (Указываю место работы №2.) 3 ряд - 3 группа. Главный исследователь - … Эксперт - … (Указываю место работы №3.) - Внимательно послушайте инструкцию проведения опыта. Для 1 опыта берем воду. (Показываю стакан с чистой водой). -Какая вода должна быть в стаканчике сначала? (Чистая)) Догадайтесь, что нужно делать дальше, чтобы вода была в таком состоянии. (Показываю стакан с грязной водой) Выполните задание? –Что вы пронаблюдали? Вывод (Вода стала грязной) 1 группа, чем вы загрязнили? (землёй) 2 группа, чем вы загрязнили? (песком) 3 группа, чем вы загрязнили? (остатками растений). Почему мы использовали разные способы загрязнения воды? И так, мы с вами увидели, что вода загрязняется по - разному. Продолжаем исследование и проведем 2 опыт Эксперимент мы проведем, Воду чистую найдем.
(Вывешиваю картинку с чистой водой) -Возьмите фильтр, поместите его в воронку, пропустите через нее воду. -Посмотрите, что получилось. Делаем вывод. Как мы очистили воду? (Воду можно очищать через фильтр). -Спасибо за работу группам. Главные исследователи принесите на стол учителя стаканчики с водой. - Сравним очищенную воду? -У всех ли одинаково очистилась вода? Чтобы вода снова стала чистой, она проходит через множество фильтров.
3.–Чему вы научились вместе с Муравьишком-Вопросиком? (Как проводить опыты и очищать воду)
| Организует работу в группах для раскрытия темы урока. Назначает исследователя группы, эксперта. Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к выдвижению гипотез по принятию учебных задач.
| Работа в группах. Вспоминают правила работы в группе: 1. Работать должны оба. 2. Уважай мнение партнёра. 3.Своё несогласие выражай вежливо. 4.Один говорит, другой слушает. 5. Если не понял, переспроси.
Выполняют практическую работу: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку и соотносят её с темой предложенной учителем, консультируют учебные задачи урока.
| Личностные УУД: - воспитывать понимание важности бережного отношения к природе; - развитие индивидуальных особенностей учащихся; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в рамках социальных ситуациях; - развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости. Познавательные УУД: - формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять; - развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; - ставить и формулировать проблемы; - поиск и выделение необходимой информации; - применение методов информационного поиска. Коммуникативные УУД: - формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; - организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды); - осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
|
8. | Осознание и осмысление учебного материала | - Мы очистили небольшое количество воды. Город наш большой, чистой воды надо много, каким же образом очистить такое количество воды? (Строить очистные сооружения) - Как мы можем сохранить воду чистой? (варианты ответов детей) Не выливать и ничего не бросать в реку. Не мыть машины на берегу. На заводах и фабриках строить очистные сооружения.
| Рассказывает об очистных сооружениях города.
| Знакомятся с очистными сооружениями. Соотносят изученное с личным опытом. Определяют личностный смысл изучения темы. Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы, рассуждают, доказывают правильность своего суждения, делают выводы.
| Личностные УУД: - воспитывать понимание важности бережного отношения к природе; - развитие индивидуальных особенностей учащихся; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в рамках социальных ситуациях; - развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости. Познавательные УУД: - формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять; - развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные УУД: - формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. |
9. | Первичное закрепление учебного материала. | 1. Посмотрите фрагмент мультфильма «Над нами не каплет» и подумайте, почему он так называется? -Ребята, почему мультфильм называется «Над нами не каплет»? (Исчезла вся вода, растения и животные погибли) - Как нужно относиться к воде? Какой вывод вы можете сделать? (При умывании не включать сильно кран, чтобы не утекло много воды. Закрывать хорошо кран после потребления. Не оставлять открытым душ.) 2. Парная работа -Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Возьмите конверт №2. Вам нужно составить пословицу из частей и озвучить. Кто составит, поднимают вместе руки вверх домиком. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».( вывешиваю плакат с пословицей) - Запомните эту пословицу и всегда выполняйте это правило. | Организует просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Над нами не каплет», работу в парах по составлению пословицы о воде. | Учащиеся смотрят мультипликационный фильм «Над нами не каплет» Отвечают на вопросы, делают вывод: Исчезла вся вода, растения и животные погибли. Работают в парах по составлению пословицы. Делают вывод о бережном отношении к воде. | Личностные УУД: - воспитывать понимание важности бережного отношения к природе; - развитие индивидуальных особенностей учащихся; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в рамках социальных ситуациях; - развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости. Познавательные УУД: - формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять; - развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; - ставить и формулировать проблемы; - поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: - формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; - организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
10. | Итог урока. | - Ребята, наш урок подходит к концу. На какие вопросы Муравьишки мы смогли сегодня ответить? (Называют сами) - Откуда в наш дом приходит вода? -Куда загрязнённая вода уходит из нашего дома? - Как мы смогли очистить загрязнённую воду? -А давайте прочитаем какой вывод по уроку сделала Мудрая Черепаха. ( Читают по учебнику стр. 61 внизу) -Сравните выводы. Что вы можете сказать. -Мудрая Черепаха очень рада, что помогла вам найти ответы на вопросы. Рефлексия по смайликам. - У вас в конвертах лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке. -Если вы на все вопросы ответили, узнали много интересного, покажите жёлтый смайлик) -Если вы всё это знали раньше, покажите зелёный смайлик. - Если остались вопросы. Придётся начать снова! (Красный)
| Выдаёт цветовые смайлики, даёт инструктаж по их применению | Отвечать на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке, используя смайлики. | Личностные УУД: - воспитывать понимание важности бережного отношения к природе; - развитие индивидуальных особенностей учащихся; - развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости. Познавательные УУД: - развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные УУД: - формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; - осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
|