Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Название используемых ЭОР | Время (в мин) |
1 Самоопределение к деятельности. (Организациооный момент.)
| Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс готов к уроку. Так возьмёмся за работу. Громко, чётко говорим И тихонечко сидим. | Пожелание успеха друг другу. |
| 1 мин |
2 Актуализация знаний. Микроцель: -возникноверие проблемной ситуации. Работа по учебнику
| Отгадайте загадку. 1.Она и в озере, она и в лужице. Она и в чайнике у нас кипит, Она и в реченьке бежит, журчит. 2. Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, Кто я такая? -Что это? А сейчас мы послушаем стихотворение, которое подготовили ребята.
– О чём сегодня пойдёт речь на уроке? - Уточним тему урока. Откройте учебник на странице 60. Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка. - Всё ли нам известно? - Хотите узнать больше? - Прочитайте, что Мудрая Черепаха предлагает нам узнать по теме урока и чему научиться. Вы согласны с ней? - Что вы знаете про воду? Какая она? - Кому нужна вода? - Зачем вода растениям? (на доску вывешиваются иллюстрации с изображением растений) - Как они её получают? - Нужна ли вода животным? (на доску вывешиваются иллюстрации с изображением животных) - Нужна ли вода человеку? (на доску вывешивается иллюстрация с изображением человека) - Для чего нужна вода человеку? - Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников используется не только как лечебное средство, но и для питья. |
Отгадывают загадки (это вода) Ученики рассказывают стихотворение. Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется. Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда! Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею я вам доложить: Без нее нам не прожить!
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, рассуждают.
Учащиеся делают вывод. |
| 3 мин |
3 Постановка учебной задачи.
| Создает ситуацию для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций. Ребята, какую проблему мы сегодня будем решать на уроке? На какой вопрос ответим? |
Высказывают мнение по проблеме урока, формулируют её.
|
| 3 мин |
4 «Открытие» нового знания
| Посмотрите и скажите, что у меня в руках? (Глобус) - Что такое глобус? (модель Земли) - Какой цвет преобладает на глобусе? (синий) -Что обозначают синим цветом? (воду). У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Разрежем яблоко на 4 части. Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода. (Части яблока разложены на две тарелки) - Действительно, воды на Земле много. А много ли пресной воды, то есть ту которую мы пьем, на Земле? Ее оказывается мало, ведь в морях и океанах вода соленая. По разным подсчётам доля пресной воды в общем количестве воды на Земле составляет около 3 %. Около 90 % запасов пресной воды содержится в виде льда.
Сейчас вы выполните задание «Собери слово»
Солёная вода | Пресная вода | Моря океаны | Реки Озёра Ручьи Ледники Болота пруды |
- Кто сегодня пользовался водой? - Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? - Где начало этого пути? - Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода. - Так пришёл в дом водопровод. - Почему речная вода попадает на станцию очистки? - Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Целый зоопарк. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают. В настоящее время существует несколько способов очистки воды. Самый простой - создание водохранилищ. В водохранилищах вода как бы сама очищается: твёрдые примеси оседают на дно, а многие бактерии теряют свою силу. - Но всё-таки полностью таким образом очистить воду невозможно, поэтому добавляют различные химикаты, чтобы усилить процесс оседания примесей. Работа со схемой движения воды. | Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают своё мнение, доказывают правильность своего суждения.
Собирают на доске слова: моря, океаны, реки, озёра. Распределяют на две группы( солёная вода и пресная)
Предположения детей
Предположения детей
Ребята знакомятся со схемой движения воды. |
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир».
| 7 мин |
5 Первичное закрепление.
| Учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся. -Работаем с учебником (в парах). | Рассказы учащихся по иллюстрации в учебнике. Ребята показывают путь воды Выполнение заданий по электронному приложению. | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир». | 4 мин |
6 Релаксация (физминутка) |
| Выполнение физминутки. |
| 1 мин |
7 Практическая работа
| Пока мы беседовали, к нам пожаловала Злючка - Грязнючка. В какой воде она живёт? Опыт 1. Моделируем загрязнение воды. - У вас в колбах чистая вода. В первой колбе воду оставим чистой, а в другой запачкаем. Обмакните кисточку в краски и опустите во второй стакан с водой. -Что произошло с водой? В ней появляется Грязнючка. Надо воду «вылечить». -- Что мы делаем? - Что наблюдаем? - Делаем вывод. - Можем ли мы очистить воду от Злючки - Грязнючки? Опыт 2. Очищаем загрязнённую воду. Какую цель мы ставим этим опытом? (очистить воду) -Итак, пропускаем воду через фильтр. -Давайте сравним воду в двух колбах. Что увидели? -Достигли мы поставленной цели? -Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (воду можно очистить) -Вот и не стало Злючки-Грязнючки! Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку - Грязнючку? Где она осталась? Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях. Общий вывод: 1. Вода из реки или подземная вода приходит в станцию очистки воды. 2. Очищенная вода приходит в наш дом. 3. Из нашего дома загрязнённая вода попадает в очистные сооружения. 4. Очищенная вода возвращается в реку. |
Дети отвечают.
Практическая работа в группах. Ставят цель, выполняют опыт, наблюдают, рассуждают, делают вывод, заносят результаты в тетрадь.
Самостоятельная работа. Ставят цель, выполняют опыт, наблюдают, рассуждают, делают вывод, заносят результаты в тетрадь.
Делают вывод. -В реке вода недостаточно чистая, пить ее нельзя, поэтому на станции очистки воды ее пропускают через толстый слой песка и другие очищающие устройства. А загрязнённую воду очищают на очистных станциях, а затем вода попадает опять в реку. Читают в учебнике, проговаривают вслух. |
| 12 мин
|
8 Включение нового знания в систему знания и повторение. | Активизация мыслительной деятельности в конце урока. - Покажем путь воды в наш дом, а также куда уходит вода из нашего дома. | Отвечают, объясняют путь воды. -Капелька просит повторить путь воды. У вас в конвертах карточки. Разложите их в нужном порядке, показав правильный путь воды от реки в дома.. Предлагаю поработать по группам.
|
| 5 мин |
9 Экологическая страничка. Рефлексия. Микроцель: -дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль.
| К чему может привести загрязнение воды (рассматривание иллюстраций). Поэтому воду нужно беречь! Вода - это жизнь! Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без… ВОДЫ! -Кто из вас, ребята, - Сделал для себя ОТКРЫТИЕ? - Кому на уроке было ИНТЕРЕСНО? - Кому урок подарил ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ? Оцените свою работу на уроке. Сегодня я узнал... Было интересно... Я понял, что... Теперь я могу... Меня удивило... Мне захотелось... У меня получилось ... - Благодарю вас за стремление общаться на нашем необычном уроке, за ваши улыбки и доброжелательное отношение друг к другу. Думаю, что и капелька довольна вашей работой, давайте покажем её хорошее настроение. | Ответы детей.
Читают стихотворение хором
Смыслообразование, т.е. ученик задается вопросом, что дал урок.
Ребята приклеивают капельке глазки, ротик и каждая группа прикрепляет свою капельку к доске.
|
| 3 мин |