Конспект урока по окружающему миру "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"
презентация к уроку по окружающему миру (1 класс)
Тема: Урок-путешествие. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Практическая работа: проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_vode_1_kl.doc | 400.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1- класс
Тема: Урок-путешествие. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Практическая работа: проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку
Цели:
Образовательные:
-познакомить детей с природными источниками воды, используемые в быту;
- сформировать у детей представления о том, как в наш дом приходит вода;
- сформировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать способность понимать знаки, символы, модели, приведённые в учебных пособиях;
-с помощью опытов показать процесс очистки воды.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- формировать устойчивое внимание, наблюдательность.
Воспитательные:
-воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к природе;
-формировать потребность в здоровом образе жизни.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
Знать:
- значение воды для жизни;
- что такое загрязнение и очистка воды;
- о пользе чистой воды для здоровья.
Уметь:
- прослеживать по рисунку - схеме путь воды;
-очищать воду через фильтр.
Личностные УУД
-формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
-формирование нравственно – этического оценивания;
-развитие личной ответственности за свои поступки;
-развитие доброжелательности, внимания к людям.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД
-формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;
-делать выводы и обобщения.
Регулятивные УУД
-формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-планировать свою деятельность на уроке;
-контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности.
Коммуникативные УУД
-слушать и слышать учителя, другого ученика;
-доносить до собеседника свою точку зрения;
-формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их;
-адекватно оценивать работу в группе.
Тип урока: урок- путешествие, «открытия» нового знания.
Технологии обучения: личностно – ориентированное деятельностного типа, здоровье – сберегающего направления.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, проблемный, сочетание индивидуальной работы, работы в парах и группах.
Оборудование: учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс, глобус, шаблоны из бумаги "капельки", иллюстрации растений, животных, человека, рисунок Злючки – Грязнючки, карточки для закрепления, картинка – облако, для опыта - мерный стакан, стакан, воронка, фильтр, телевизор, компьютер, презентация «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, но очень важный.
Начинаем ровно в срок, .
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Покажите веером, с каким настроением вы начинаете урок (на двустороннем веере изображены – солнышко и тучка)
II. Подготовка к восприятию. (слайды 1-3)
- Слушание стихотворения
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!
- Объясните, почему так говорят: Пока есть хлеб да вода – всё не беда!
2. Ведение в тему
- О чём сегодня пойдёт речь на уроке?
- Уточним тему урока. Откройте учебник на с. 60. Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка. (Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?)
- Что вы сами знаете по теме урока?
- Всё ли нам известно?
- Хотите узнать больше?
- Прочитайте, что Мудрая Черепаха предлагает нам узнать по теме урока и чему научиться. Вы согласны с ней?
- Итак, что мы будем делать на уроке?
III. Актуализация опорных знаний.
- Посмотрите на глобус.
- Каким цветом на глобусе изображена вода? (Раскрутить глобус)
-Какого цвета был сейчас глобус? ( Голубым)
-Почему?
-Да, вода занимает большую часть земного шара. Ребята, что вы знаете о воде? Какая она?
1. Составление ассоциативного куста
- Ребята, кому нужна вода? (человеку, растениям, животным). Давайте составим «Ассоциативный куст» (схему-кластер).
- Посмотрите на картинки на доске, выберите те из них, кому нужна вода для существования.
Вывод: - Вода нужна животным, растениям и конечно человеку.
А как мы используем воду
- Ребята послушайте, кто так сказал: (аудиозапись )
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым, трубочистам
Стыд и срам,
Стыд и срам». (слайд)
Из какого произведения этот отрывок? (К.И.Чуковский «Мойдодыр»)
– Для чего моется человек? (Вода очищает кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы.)
– Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – организм плохо дышит. Грязные руки – появляются микробы в организме)
Для чего нужна чистота?
Вывод:– Правильно, чистота – залог здоровья.
- Мотивация учащихся.(дети показывают сценку)
Послушаем разговор двух мальчиков.
- Привет, Ваня! А что ты такой веселый?
-Да я сейчас с другом здорово играл. Набрали целую ванну воды и пускали кораблики!! А потом пошли на улицу.
-А кран закрыли?
-А зачем? Воды и так много. Пусть течет, потом закроем…
-Как вы оцениваете поведение друзей? Хорошо ли они поступили?
Вывод: -Воду нужно экономить.
- Действительно, воды на Земле много. А какая вода бывает на вкус?
3.Игра «Ревизор» (определение воды на вкус)
(Чай – сладкий, а если соль добавить в воду - то солёная.
- Где ещё вода солёная?
Кто-нибудь летом отдыхал на море? Можно пить морскую воду?
А много ли пресной воды, то есть той, которую мы пьем, на Земле? Её оказывается мало, ведь в морях и океанах вода соленая. (слайд)
Вывод: Значит что нужно делать с пресной водой? (беречь)
Физминутка (слайд- имитация движений)
Немного отдохнём.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.
4.Рассказ учителя
Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников используется не только как лечебное средство, но и для питья.
IV. Творческая работа в микрогруппах.
1.Повторение правил работы в группе
Сейчас вам надо проявить фантазию и умение. У каждого на столе лежит лист бумаги, где изображена капля. Чтобы она у нас появилась на уроке, надо ее оживить.
- Оживите её. (Дети рисуют каплю воды так, как её представляют: в виде аппликации, рисунка, лепки. Вывешиваем капли на доску. Обсуждаем полученные изображения.)
Вывод: И вот к нам пришла Капелька. Она нам будет помогать.
V. Постановка проблемы урока. ( слайд )
- Капелька спрашивает, знаете ли вы, откуда в кране вода? (ответы детей)
- Все знаете, как вода попала в дом?
Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода.
Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами.
1. Работа по теме урока с учеником (с.60-61)
-Давайте посмотрим, как показан в учебнике «путь воды».
- Где же начало пути «Капельки»?
-Каким цветом обозначена чистая вода на рисунке?
-Проследите: куда именно попадает вода? А для чего вода попадает на станцию очистки? (вода грязная, в ней может быть мусор, в ней живут рыбы, растут водоросли, в ней микробы)
- Можно пить воду из реки? (нет, можно заболеть)
- А какую нужно пить воду? (чистую) (слайд)
Для того чтобы вода стала пригодной для питья и для общего использования, из нее должны быть удалены микробы, а также вещества, придающие воде неприятный вкус или внешний вид.
Воду забирают из озер, рек или водохранилищ с помощью насосов, и по огромным трубам она поступает на водоочистные сооружения. Здесь воду фильтруют, чтобы удалить крупные инородные вещества – мусор, ветки. После этого воду очищают химическими веществами, потом пропускают через слои камня и песка, затем в воду добавляют особые бактерии, которые уничтожают микробы если они ещё присутствуют в воде и хлорируют воду. И только после этого, она по трубам идёт в дома.
-Если воду не очищать, наша голубая Капелька превратится вот в такую Злючку-Грязнючку. (слайд)
-Откуда ещё может прийти в дом вода? (из подземных родников)
Она проходит через камни и песок и становится чистой.
-А какой она становится после применения, после стирки, мытья рук, мытья посуды?
-Куда же она девается?
-Темным цветом на рисунке проследите путь грязной воды (опять в очистные сооружения и только потом опять в реку).
Вывод: Почему нельзя спускать грязную воду в реку? (чтобы не навредить жителям водоёма)
2. Сказка о «больной» речке.
Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы купаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…
Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой – тонкой,
Обмелела на глазах.
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. - Соседка, почему ты такая красная?
- На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной…
- А ты почему жёлтая, как лимон?
- Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы.
- А ты, подружка, чего такая фиолетовая? Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела. Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из мусора.
- Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.
- Как же мы можем помочь обитателям этой реки?
3.Постановка проблемы на уроке
- Ребята, посмотрите, я вам принесла 2 стакана с водой.
- Какая вода в 1 стакане? Как вы думаете, откуда она? (с родника – она чистая)
- А эта вода какая, откуда она?
-Кто поселился в этом стакане? (Злючка – Грязнючка)
-Подумайте, почему у нее такое имя? Кому она может принести вред?
-Что мы можем сделать с этой водой?
-Давайте проведем Злючку-Грязнючку через «лечебницу» - через фильтр, и когда, она очистится и подобреет, отпустим ее в реку. Согласны?
VI. Практическая работа: проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку
1.Работа в научной лаборатории «лечебницы»
- Что значит лаборатория, лечебница?
2. Опыты по загрязнению и очистке воды (закрыли глазки и оказались в научной лаборатории)
Представьте, что мы учёные – исследователи и нам нужно провести опыты. Я буду вашим руководителем.
Нам предстоит провести опыты. Мы впервые будем пользоваться специальными оборудованием для опытов (показать и назвать). При работе с оборудованием будьте осторожны, стаканчики хрупкие, легко бьются. Поэтому проводить опыт в группе будет главный исследователь. Остальные должны наблюдать и делать выводы.
1 ряд - 1 группа. Главный исследователь -…
2 ряд - 2группа. Главный исследователь -…
3 ряд - 3 группа. Главный исследователь - ….
- Внимательно послушайте инструкцию проведения опыта.
Для 1 опыта берем воду. (Учитель показывает стакан с чистой водой).
-Какая вода должна быть в стаканчике сначала?
-Догадайтесь, что нужно делать дальше, чтобы вода была в таком состоянии. (Учитель показывает стакан с грязной водой). Выполните задание.
– Что вы пронаблюдали?
Вывод: (Вода стала грязной)
1 группа, чем вы загрязнили? (землёй)
2 группа, чем вы загрязнили? (песком)
3 группа, чем вы загрязнили? (остатками растений)
И так, мы с вами увидели, что вода загрязняется по-разному.
Продолжаем исследование и проведем 2 опыт
Эксперимент мы проведем,
Воду чистую найдем.
-Возьмите фильтр, поместите его в воронку, пропустите через нее воду.
-Посмотрите, что получилось.
Делаем вывод: Как мы очистили воду? (Воду можно очищать через фильтр).
- Спасибо за работу группам. Главные исследователи принесите на стол учителя стаканчики с водой.
- Сравним очищенную воду?
-У всех ли одинаково очистилась вода?
Вывод: Чтобы вода снова стала чистой, она проходит через множество фильтров.
- Многие из вас с родителями бывают в походах. А представьте, что у вас закончилась питьевая вода? Как поступить?
-Можно ли пить такую воду?
-Что нужно сделать?
(Выводы заносим в журнал наблюдений)
VII. Первичное закрепление
1. Работа в парах по вариантам
- Скажите, где мы с вами живём? (в городе)
- Откуда вода приходит в дом? (с родника по трубам - водопроводам или воду приносят вёдрами домой с колодца). (слайд)
Капелька просит вас повторить путь воды. У вас в конвертах карточки. Разложите в нужном порядке, показав правильный путь воды от реки в дома (1 вариант)
-А теперь постройте цепочку выхода воды из домов (2 вариант)
Проверим по слайду, кто разложил правильно, поднимите руки.
ФИЗМИНУТКА
- Я - мама Тучка, а вы - детки - Капельки, и вам пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели Капельки на землю...
- Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались, они по двое и потекли маленькими веселыми ручейками.
- Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку).
- Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке (дети садятся за парты).
VIII . Осознание и осмысление учебного материала (блок второй)
Чему вы научились вместе с Муравьишком-Вопросиком? (Как проводить опыты и очищать воду)
- Мы очистили небольшое количество воды. Город наш большой, чистой воды надо много, каким же образом очистить такое количество воды?
- Как мы можем сохранить воду чистой?
IX. Закрепление учебного материала.
1. Посмотрите фрагмент мультфильма «Над нами не каплет» и подумайте, почему он так называется?
-Ребята, почему мультфильм называется «Над нами не каплет»?
- Как нужно относиться к воде?
2. Работа в парах
-Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Возьмите конверт №3.
Вам нужно составить пословицу из частей и озвучить.
Кто составит, поднимают вместе руки вверх домиком.
«Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».
- Запомните эту пословицу и всегда выполняйте это правило.
X. Итог урока.
- Ребята, наш урок подходит к концу. На какие вопросы Муравьишки мы смогли сегодня ответить?
-А давайте прочитаем, какой вывод по уроку сделала Мудрая Черепаха. (Читают по учебнику с. 61 внизу).
-Сравните выводы. Что вы можете сказать.
Вода – наше богатство. К ней надо относиться бережно, разумно, экономно.
6 капель за 10 секунд дают 12 литров потерянной воды в день, за неделю 80 - литров, а в год – 4000 литров хорошей воды уходит в канализацию. Проверьте дома, не капает ли у вас из кранов вода? Плотно ли закрыты краны в школе? Не расходуй зря воду!
Посмотрите на глобус. Какого цвета на глобусе больше? Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Но лишь малая часть всей воды пригодна для питья. Для сравнения: если взять 10 литров океанской воды, то пресной воды - только 1 стакан.
Рефлексия
С каким настроением вы закончили урок?
-Как надо относиться к воде?
Поэтому воду нужно беречь! Вода - это жизнь!
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… ВОДЫ!
-Мудрая Черепаха очень рада, что помогла вам найти ответы на вопросы.
13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по Окружающему миру "Есть ли жизнь в воде подо льдом?"
Конспект урока по предмету Окружающий мир 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"....
Урок по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"
На уроке учитель создаёт условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование цифровых образовательных ресурсов.Предметные задачи урока:- иметь представление о том, о...
урок по ООМ "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"
А.А.Плешаков 1 класс " Откуда в наш дом приходит вода?"...
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса:"Откуда берется и куда девается мусор"
Данный материал можно использовать как на уроках так и на внеклассных занятиях. Материал содержит много интересных фактов....
конспект урока по окружающему миру, 3 класс, УМК "Перспектива" "Вода-дом из воды"
Личностно – ориентированный урок, который был не только ориентирован на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но ина развитие его личности, его познавательной и сози...
Урок-путешествие "Откуда к нам в дом приходит вода и куда она уходит?"
Этот урок проводился совместно с будущими первоклассниками, которые пришли на наш открытый урок, чтобы увидеть своих товарищей, которые уже учатся в школе. Детсадовцы принимали активное участие ...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Вода. Свойства воды" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирования умения определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человекаПланируемые результаты: предметные:- узнат...