I. Мотивационно-ориентировочный | 1.Приветствие - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Зовут меня Елизавета Сергеевна. 2.Психологический настрой -Ребята, повернитесь друг к другу, пожмите руку и скажите: «Сам смогу и тебе помогу!» - К чему призывают нас эти слова? - Давайте эти слова станут девизом нашего урока. 3.Повторение пройденного - Сейчас мы с вами поработаем самостоятельно. У вас на столах лежат листочки с заданиями, возьмите их. ∙€€€€€Выпиши номера рисунков в соответствующей графе с насекомыми. ∙€€€€€ Выпиши номера рисунков в соответствующей графе с рыбами. (I вариант - морские рыбы, IIвариант - речные рыбы) - Назовите отличительные признаки насекомых и рыб. - На какие группы можно разделить рыб? | Приветствуют учителя. - Эти слова призывают нас не только самому разобраться, но и помочь другу. Выполняют самостоятельную работу |
II. Поисковый | 1. Актуализация знаний - Сегодня на урок к нам пришли наши друзья: Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. Давайте вспомним, на какие вопросы Муравьишки мы нашли ответ. На доске картинки: муха, комар, голубь, воробей, утка, окунь морской , окунь речной, камбала, летучая мышь, крот. -Назовите насекомых. (муха, комар – у них 6 ног) - Назовите рыб. (окунь морской и речной, камбала) - Камбала-это речная или морская рыба? ( морская) Чем покрыто тело рыб? -Какие еще животные остались? На какие группы их можно разбить? (птицы и звери) - Назовите только птиц. (воробей, голубь, летучая мышь) Что общего у всех птиц? (Ответы детей). -Назовите зверей. (крот, летучая мышь) -Итак, некоторые из вас думают, что летучая мышь - птица, а другие- зверь. -Давайте, выясним кто же прав. -Кто может назвать тему нашего урока? - Итак, тема нашего урока «Кто такие звери?» 3. Определение задач урока - Какую задачу мы перед собой поставим на этот урок? В этом нам помогут слова-помощники: Узнаем… | - Чем отличаются птицы от зверей и т. п. - Узнаем кто такие звери |
III. Практический | 1. Отгадывание загадок - Звери предлагают вам сыграть с ними в прятки. Вы согласны? Вам потребуется внимание, смекалка и умение дружно работать. - Отгадав загадку вы узнаете, о каком животном идёт речь. ( По мере отгадывания на доске появляются иллюстрации с изображением животных). Белка. Сидит на ветке, а не птица. Есть рыжий хвост, а не лисица. Выступление подготовленного учащегося - Я предлагаю вам послушать, как говорит это животное. Медведь. Великан в бору живет. Он сладкоежка - любит мёд, Когда испортится погода, Ложится спать - да на полгода. Выступление учащегося - Я предлагаю вам послушать, как говорит это животное. Волк На овчарку он похож, Что ни зуб - то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. Выступление учащегося - Я предлагаю вам послушать, как говорит это животное. Лиса. Сама рыжеватая, Мордочка плутоватая, Ей не надо пирожка, Ей бы скушать петушка! - Я предлагаю вам послушать, как говорит это животное. Рысь. Меньше тигра, больше кошки, На ушах кисточки – рожки. С виду кроток, но не верь: Страшен в гневе этот зверь. Выступление учащегося. Заяц. Обитатель леса шустрый, Своровал листок капустный. У него дрожат реснички, Нет ли где-нибудь лисички? - Я предлагаю вам послушать, как говорит это животное. 2. Физкульминутка - А сейчас давайте немного отдохнем. Вставайте из-за парт. Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. - Молодцы, садитесь за парты. 3. Рассмотрение строение тела жирафа на стр. 38 - Рассмотрите строение тела жирафа на стр. 38 - Какие части тела есть у каждого из этих животных? - Чем покрыто тело этих животных? - Значит звери – это кто? Давайте сделаем вывод. - Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью. Звери выкармливают детёнышей молоком. Поэтому их ещё называют – млекопитающими. 4. Знакомство со зверями, которые имеют необычное строение тела: крот, летучая мышь. стр.39 - Почему у крота передние лапы больше? - Лапы крота превратились в лопатки. У крота под землей есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро. Он выкапывает особые ходы к воде – лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает. - Что необычного в строении тела летучей мыши? - Летучая мышь – единственное летающее животное в группе зверей. Они питаются насекомыми, живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал, пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки, днем они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой. - В группе зверей кит – самое большое животное. С помощью плавников кит плавает. Тело его скользит в воде. У кита нет шерсти, но у него есть несколько одиночных волосков на голове. Они очень чувствительны и помогают киту найти пищу. 5. Разгадывание кроссворда - Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд. Отгадав загадку мы узнаем, о каком детеныше идет речь. | - Белки зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм. Летом они запасают корм на зиму и прячут во мху или дуплах. Летом носят рыжую шубку, а осенью шубка становится серой, густой и тёплой. - Этот зверь прекрасно плавает, хорошо лазает по деревьям, очень хорошо слышит. У него прекрасный нюх, ест траву, орехи, ягоды, желуди, но может есть рыбу, задрать кабана или лося. -ьЭто крупный хищник. У него интересная форма следа. Передвигаясь шагом, этот зверь идет след в след. Если идет целая стая этих животных, то каждый идет в след предыдущего, поэтому нельзя определить число прошедших животных. - Рысь – крупная лесная кошка. Мех у нее густой, мягкий и очень пушистый. На концах ушей черные кисточки. - Я предлагаю вам послушать, как говорит это животное. Выполняют физкультминутку Рассматривают строение тела жирафа - Голова, туловище, шея - Шерстью - Потому что этими лапами крот капает землю - У нее вместо лап крылья Разгадывают кроссворд |
IV. Рефлексивно-оценочный | 1. Подведение итогов урока - Мы ответили на вопрос Муравьишки: «Кто такие звери?». Сегодня на уроке мы не только ответили на вопрос, но и увидели, как красив и многообразен мир зверей. Но, к сожалению, не всегда люди относятся к животным бережно. Часто ребята ловят и губят бабочек, стрекоз, приносят из леса ежей и других зверьков, птиц, которые чаще всего погибают в неволе. Все это обедняет природу! Мы с вами сами должны сами бережно относиться ко всем, кто нас окружает, и учить этому других. - Что необходимо животным для жизни? - Где вам в жизни могут пригодиться полученные знания? 2. Рефлексия - У вас на столах лежат белочки. Поднимите веселую белочку, если у вас все понятно и вам понравился урок. Поднимите грустную белочку, если вам что-то не понятно и не понравился урок. - Я рада, что у нас много веселых белочек. - Урок окончен. Готовьтесь к следующему уроку. | Внимательно слушают учителя Пища, вода, воздух, тепло, свет. Оценивают свою работу на уроке |