Технологическая карта урока окружающий мир по теме "Органы чувств", 3 класс, УМК Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Технологическая карта урока окружающий мир по теме "Органы чувств", 3 класс, УМК Школа России
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Программа: УМК «Школа России» Предмет: Окружающий мир Тема: Органы чувств Класс: 3 «Г» Учитель: Пилюгина Ирина Владимировна Дата проведения: 21.12.2017. | Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование. | ||||
Ресурсы урока: учебник, часть 1, рабочая тетрадь, часть 1( А.А. Плешаков.), аудио запись(песня),стаканчики с водой, игрушки, чеснок для опытов, карточки для работы в группе. | |||||
Задачи:
Цели урока (с ориентацией на ученика):
| |||||
Педагогические технологии : проблемное, коллективное, групповое обучение, здоровьесберегающие. | |||||
Проблема: бережное отношение к своему организму | |||||
Планируемые результаты (четкое определение итогового результата, поддающегося оценке) | |||||
Предметные: Знать системы органов человека (их части и назначение); Иметь представление о науках, изучающих организм человека, их взаимосвязи; Уметь показывать расположение органов на теле человека | Метапредметные: Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; Оценивать достижения на уроке; Умение работать в паре; Участвовать в учебном эксперименте: высказывать предположения, делать выводы; Формулировать определения понятий | Личностные: Понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; Владеть начальными навыками адаптации в мире; Определять личностный смысл учения | Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика, учителя, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь, уметь договариваться при работе в группе. | ||
Личностные : проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Регулятивные : определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. | Познавательные : использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; строить монологическую речь в устной форме. | |||
Ход урока: | |||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||
Мотивация познавательной деятельности | |||||
Организационный момент: приветствие, подготовка к уроку Предлагает разминку по данной тебе: называет начало предложения, ученики хором должны его дополнить. Предлагает разгадать загадки, отгадки вывешивает на доску. Спрашивает, что связывает данные слова на доске. |
Дополняют предложенные предложения. Определяют, что общего между данными словами, объясняют свои ответы. | ||||
Организация познавательной деятельности | |||||
Организует работу в группах с предложенными заданиями. Организует работу с текстом учебника (с.126-129), предлагает подготовить рассказ по плану. Организует дискуссию по проблеме «нужно ли беречь органы чувств» Предлагает ,самостоятельно выполнить задание в рабочей тетради(с.74 №2 (1) ) | Работают в группах. Отвечают на вопросы по заданиям, делают выводы. Работают в группе, читают один из текстов, готовят рассказ по предложенному плану. Представляют результаты работы. Активно отвечают на поставленные вопросы. Выполняют задание. Обмен тетрадями. | ||||
Подведение итогов | |||||
Спрашивает, что узнали на уроке, над какими умениями работали, какие выводы для себя сделали в результате работы над темой. Помогает определить домашнее задание (с.74 №3) | Оценивают степень достижения учебной задачи. Определяют личный смысл изучения темы. Определяют домашнее задание. | ||||
Рефлексия | |||||
Как вы работали на этом уроке? Применяет метод «Светофор» | Ученики относят свои карточки к тому цвету светофора, который подходит им по результатам урока. |
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Используемые методы и приемы | Формы организации деятельности |
1 этап: Организационный момент ( 1 мин) | - Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. -Давайте мы поздороваемся с нашими гостями. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь кивком головы. - Говорить друг другу - «Здравствуй!» - значит желать здоровья. - «Здравствуйте!» - говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости. Давайте с вами проверим, всё ли вы подготовили к уроку. (Учебник, тетрадь, пенал.) | Приветствуют гостей | Приветствие. | Коллективная |
2 этап Актуализация знаний. Проверка домашнего задания ( 2 мин) 3 этап Изучение нового материала. Формулирование темы и целей урока. (5 мин.) 4 этап. Открытие детьми нового знания ( 25 мин) Физминутка для глаз (1мин) 5 этап Физ.кминутка ( 1 мин) Продолжение работы по теме урока Работа в группах. 6 этап. Закрепление (5 мин) 7 этап Рефлексия. Подведение итогов урока. (2мин) 8 этап Домашнее задание (1 мин) 9. Итог урока | - Какой раздел мы начали с вами изучать? (мы и наше здоровье) -Какую тему прошли на прошлом уроке? (Организм человека) - Из чего он состоит? -А что такое «системы органов»? (Органы, выполняющие общую работу, образуют системы органов) -Какие системы органов вы знаете? Какие органы в них входят? -А мы с вами продолжаем путешествие по организму - Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями. - Кто такие исследователи? - Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком - Чем он интересен? Что же в нем странного? - Что общего у этих частей? (это органы) Можем ли мы их назвать одним словом? (Органы чувств) «Органы чувств» это тема нашего урока. Сегодня мы познакомимся с органами чувств и узнаем для чего они нам нужны - Как их называют и почему, нам и предстоит узнать сегодня на уроке. -Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование. - А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? (варианты детей) ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием. -Мы тоже можем назвать себя исследователями. -Кто будет предметом нашего исследования? (Человек) -Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы уже знаете это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы. -Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы –группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Повторим правила работы в группе. 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Говори только по делу. 5. Работайте дружно, помогайте друг другу. -Показали свою готовность. 1. Исследование органа зрения. -Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.) -Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? (Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.) Вывод. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы. - Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод - Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира. - Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? (Орган зрения) С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». 2. Исследование органа слуха. -Приступаем к следующему исследованию. Закрываем уши. (Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.) -Что я сказала? Услышали ли вы что-нибудь? Почему? (Мы ничего не слышали, уши были закрыты). Какой вывод можно сделать? (Уши нужны, чтобы слышать) Учитель включает аудио музыки. -Какая музыка прозвучала? Что помогло вам это почувствовать, услышать? (Нам помогли в этом уши) - Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение. Уши – это орган чего? (Орган слуха) - Правильно. Уши - орган слуха. Именно он помогает нам ориентироваться в мире звуков. (На доске появляется запись « орган слуха»). Игра «Угадай голос». -Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить слово - ПРИРОДА. Водящий должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека) 3. Исследование органа обоняния. - Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт. -Подойдите ко мне представители от каждой группы. - Лаборанты, возьмите по стаканчику. (Стаканчики стоят на отдельном столике.) - Можем ли мы определить , что внутри, не снимая крышечки. (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.) - Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? (Нос) - В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи. А умение человека различать запахи получило название «обоняние». Дайте научное определение. Вывод: Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности - о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния. 3. Исследование органа вкуса. -Для продолжения работы нам нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их. (Стаканчики стоят на отдельном столике.) -Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (Затруднение в ответе) -Значит, нам необходимо ещё одно исследование – определение воды на вкус. Дети определяют воду по вкусу. Что вы ощущаете? Что помогло вам почувствовать вкус воды? Дети догадываются, что это язык. -Дайте научное определение этому органу. Язык-это орган вкуса. (Появляется запись «орган вкуса» .) Вывод: Орган вкуса помогает нам познакомится со свойствами предмета, когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. Физминутка 4.Исследование органа осязания Игра «Волшебный мешочек » Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в мешочке в рукавичках. Все предметы одинакового размера и формы: мяч, клубок ниток, яблоко. -Что ты чувствуешь? Можешь ли узнать предмет? Учитель предлагает снять рукавички и определить предмет. Дети отгадывают предмет и достают его из коробки. -Как же вы смогли определить предмет? Что помогло вам в этом? При помощи рук. Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке , и не смогли отгадать предмет. (При помощи кожи). Вывод: На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа- это орган осязания. -А теперь давайте мы поработаем в группах. -У каждого из вас есть конверт с заданием и инструкция по выполнению этого задания. У каждой группы задание исследовать разные органы чувств( глаза, уши, кожу, язык, нос) 1 группа: орган зрения-глаза 2 группа- орган слуха-уши 3 группа-орган осязания-кожа 4 группа-орган обоняния- нос 5 группа-орган вкуса-язык -Выступают представители групп и представляют свои мини-исследования -Молодцы ребята, вы все справились с заданием. -Откройте тетради на с. 74 Выполните задания №.2. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. -Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? (Органы чувств) -Назовите их. -Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока? - Вы довольны своей работой? - Кому было сегодня легко, Что было вам тяжело? - Что бы вы рассказали дома из сегодняшнего урока? –Что узнали нового? -Выставление оценок -Вы большие молодцы, спасибо вам, мне очень понравилось проводить с вами исследование. Объяснение домашнего задания. Дома вам предстоит, еще раз закрепить свои знания по сегодняшней теме выполнив задание №3 на с.74 в рабочей тетради. Д/з : 1. учебник с. 126-129 пересказ 2. Узнайте, какие профессии связаны с органами чувств. Нарисуйте их. 3. Сделать небольшое сообщение об одном из органов чувств - Посмотрите что у меня в руках? (мандарин). -Какой орган включается? (Орган зрения) -Потрогайте кожу на ощупь. (Орган осязания). -Почистим мандарин. (Орган обоняния). -Съедим. (Орган вкуса). -Какой орган помог всё услышать? (Орган слуха). | Активно отвечают на поставленные вопросы Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания (дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица) -У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук Активно отвечают на поставленные вопросы Работа со словарем . Повторяют правила работы в группе. Обучающиеся показывают свою готовность, берутся за руки и поднимают руки вверх. Закрывают глаза (затрудняются с ответом) Делают вывод вместе с учителем. Активно отвечают на поставленные вопросы
Готовятся к следующему заданию. Закрывают уши, пытаются услышать фразу. Делают вывод. Слушают музыку, делают вывод. Ответ детей Лаборанты берут стаканчики, пытаются определить, что внутри Лаборанты подносят стаканы к своим группам, дети по запаху определяют содержимое. Приглашаются представители от групп. Дети закрывают глаза и определяют по запаху, кофе, мыло Дают научное определение Готовятся к следующему заданию Лаборанты берут стаканы и пытаются на запах, взгляд и слух определить вкус воды. Затрудняются ответить Делают вывод Выполняют физминутку На ощупь пытаются определить предметы в мешочке . Дети описывают предмет, но точно назвать его не могут. Проделывают тоже , но без рукавички Делают вывод Работают в группах Выполняют задания: 1. Нарисовать условное обозначение органа(глаз, ухо, кожа и т.д…) 2. Выбрать правила гигиены для этого органа 3.Выбрать и загадать загадку об этом органе чувств Выполняют задание Обмен тетрадями Дети отвечают, высказывая свое мнение Записывают домашнее задание. | Ответы на вопросы Объяснительно- иллюстрационный Исследование Игра Объяснительно- иллюстрационный Игровой метод Репродуктивный | Фронтальная, Коллективная Фронтальная, Коллективная Фронтальная Групповая Групповая Групповая деятельность Групповая
Парная Индивидуальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"
технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Посмотри вокруг" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)
Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Посмотри вокруг»Цели урока: учить находить и моделировать стороны горизонта и ознакомить с названиями основных и промежуточных сторон горизонта.Планируе...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Домашние опасности" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)
Тема урока: «Домашние опасности»Цели деятельности учителя:дать ученикам общее представление об опасных ситуациях дома;развитие мышления, логики, умения сравнивать и делать выводы; развитие речи;развит...
Технологическая карта урока окружающего мира "Зона степей" 4 класс УМК "Школа России"
Представлена подробная технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Зона степей". Дано подробное описание работы учащихся в группах на этапе изучения нового материала. В ...
Технологическая карта урока окружающего мира «Страна городов» 4 класс УМК «Школа России»
Цель урока: формирование представления о Древней Руси; познакомить с достопримечательностями Древнего Киева и Великого НовгородаЗадачи урокаДидактические:Познакомить с достопримечательностями Др...
Технологическая карта урока окружающий мир; "Опасные незнакомцы" 2 класс; УМК "Школа России"
Цель урока: создание условий по формированию умений ориентироваться в опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьмиЗадачи урокаДидактические:1. Обеспечить осознание и усвоение правил поведения п...
Технологическая карта урока окружающего мира "Наше питание", 4 класс (УМК "Школа России, А. А. Плешаков)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Наше питание»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления о правильном питании, о питатель...