Окружающий мир. Что такое хвоинки. 1 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Архипова Вероника Сергеевна

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Цель: формирование представлений о хвойных и лиственных деревьях, их отличии друг от друга

Ресурсы: учибник и рабочая тетрадь "Окружающий мир 1 класс" (в двух частях) А.А. Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uroka_okruzhayushchiy_mir.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающему миру по теме «Что такое хвоинки?»

УМК «Школа России»

Учебный предмет:

Окружающий мир

Класс:

1 класс

Тип урока:

Урок первичного предъявления новых знаний

Цели урока:

Формирование представлений о хвойных и лиственных деревьях, их отличии друг от друга.

Технологии, методы и приемы:

Технологии: технология исследовательской работы, здоровьесберегающие технологии

Методы: наглядный (презентация, иллюстрации в учебнике), словесный (беседа) практический (работа с учебником и печатной тетрадью).

Приемы: кроссворд.

Основные понятия, термины

Хвойные деревья, хвоинки, лиственные деревья, вечнозеленые.

Планируемые результаты

Предметные:

Личностные:

-  установить учащимся значения результатов своей деятельности.

Регулятивные:

-  соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты;

- уметь совместно с учителем формировать тему и учебную задачу урока, обосновывать свое мнение;

- действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, фиксировать затруднения.

Коммуникативные:

- в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно относиться к разным мнениям;

- воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы;

описывать предмет по предложенному плану;

Познавательные:  

- приводить примеры разных групп растений, называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);

- приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде;

- уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;

- понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, видео, таблицы;

 -соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах

Учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир 1 класс» (в двух частях) А.А. Плешаков

Технология обучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный

Личностные УУД:

-  установить учащимся значения результатов своей деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, всё ли готово у вас к уроку: пенал, учебник окружающего мира, рабочая тетрадь.

- Закройте глаза. Представьте себе яркое осеннее солнышко. Пусть лучи его согреют вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности и любви. Подарите свой свет любви вашим родным, друзьям. Откройте глаза… Улыбнитесь своим одноклассникам, гостям, мне. Дарите радость, будьте сами источником света, добра и любви.

Приветствие учителя.

Настрой на работу.

II.Актуализация знаний

Познавательные УУД:

- приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде.

-соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.

Регулятивные УУД:

- воспроизводить названия своего населенного пункта, название

Страны;

- уметь совместно с учителем формировать тему и учебную задачу урока, обосновывать свое мнение

Коммуникативные УУД:

- в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно относиться к разным мнениям.

- А у нас гости. Кто же это?

- И, конечно же, как всегда, у нашего Муравьишки много вопросов. Поможем ему?

А мудрая черепаха готова проверить ваши ответы.

-В какой стране мы живём?

-Какие цвета есть во флаге нашей страны?

-Какие это цветы?

- Какие это растения?

- Чем различаются листья разных деревьев?

- А сейчас Муравьишка решил усложнить задание. Вам нужно разгадать кроссворд. Листья каких деревьев изображены под цифрами?  

Молодцы, справились с заданием.

- Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.

- Российская Федерация

- Белый, синий, красный

- Роза, ромашка, василек, гладиолус

- Алоэ, фиалка, кактус

- По форме, размерами, цветом

- 1. Дуб,

  2. Берёза,

  3. Осина,

  4. Клён

III. Постановка учебной задачи.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;

- приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, фиксировать затруднения

Коммуникативные УУД:

- в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы

- Муравьишка приготовил для вас загадки. Отгадайте их.

Её всегда в лесу найдешь-Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. Что это?

У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви-только на макушке. Что это?

- К какой группе можно отнести эти растения?
-Чем они похожи?
-Кто знает, как называется эта группа деревьев?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Прочитайте тему урока на странице 30 учебника.

- Ель

- Сосна

- Деревья

- У них есть иголки

- Хвойные

- О хвойных деревьях

- Что такое хвоинки?

IV.Открытие нового знания

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;

- приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде;

 -соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, фиксировать затруднения

Коммуникативные УУД:

- в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы

-Рассмотрите рисунок на стр.30. 

-Перечислите названия деревьев, какие вы знаете

-Какое дерево здесь лишнее? Почему?

- У одних деревьев листья имеют вид пластинок. Это лиственные деревья. У других деревьев листья имеют вид иголок. Такие листья называются хвоинками, а сами деревья – хвойными. 

-Какие еще вы знаете хвойные деревья?

- Ребята, отгадайте загадку:
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.

-У ели и сосны есть сестра. Посмотрите на эти веточки. Кто узнал это дерево? 

-Откройте тетрадь на странице 19, №1.

Рассмотрите фотографии деревьев. Прочитайте названия.  На какие две группы можно разделить все деревья?

- Выполните задание.

- Что вы можете сказать о лиственнице?

-Почему это дерево так назвали?

-Все верно! Лиственница тоже хвойное растение. Она также как ель и сосна имеет хвоинки, но осенью хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и такое название у дерева.

- Береза, дуб, клен, ель.

- Ель, потому что вместо листьев у нее иголки.

-Ель, сосна.

- Лиственница.

- Лиственные и хвойные.

- Она осенью желтеет и сбрасывает свои хвоинки.

- У лиственницы листья в виде пластинок

V.Физкультминутка

Регулятивные УУД:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

-Если вы сидеть устали

Попрошу, чтоб все вы встали.

Проведем сейчас игру

Интересную одну.

Повторяйте вы за мной

Все фигуры до одной (2 раза)

Вы налево наклонитесь,

Вы направо повернитесь,

Сделайте круг головой

И обратно круг другой.

Чуть согнитесь, распрямитесь,

Покачайте головой.

VI.Работа по теме урока

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;

- приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде;

 -соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, фиксировать затруднения

Коммуникативные УУД:

- в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы

Организует исследовательскую работу в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания.

Работа в группах.
Вместе. Наблюдение 1. Рассмотрите общий вид сосны и ели.

Сравните расположение веток у этих деревьев.

Проблемный вопрос.

- Как вы можете объяснить такое расположение веток на сосне и ели?

-

Ель любит тень.
Еловые леса темные, густые. В них всегда тихо. Ветры и метели не долетают в глубину леса из-за густой хвои. Поэтому клесты и выводят своих птенцов в январе месяце именно в еловых лесах.

1 группа. Наблюдение 2. “Ветки”. Рассмотрите ветки ели и сосны и определите, что у них общего и чем они различаются.

2 группа. Наблюдение 3. “Хвоинки”.

Рассмотрите хвоинки деревьев.  Сравните их.

3 группа. Наблюдение 4. “Шишки”.

Рассмотрите шишки деревьев.

Участвуют в исследовательской работе, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

- Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли. У сосны ветви подняты высоко от земли, они тянутся вверх, к солнцу.

- Сосны больше других деревьев любят свет. Поэтому ветки и расположены на самой макушке.

-Сосновые леса более светлые, там много кустарников и трав, грибов и ягод.

-И на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному.

У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.

- Длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.

-Шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее.

 Шишки ели длиннее и вытянутой формы.

VII.Итог урока -

Коммуникативные УУД:

- в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно относиться к разным мнениям.

- Представьте, что вы Муравьишки. Как вы поняли, что такое хвоинки? Расскажи, что ты узнал сегодня на уроке. Какие деревья называют лиственными? Хвойными? Что такое хвоинки? Как можно различить ель и сосну?

Отвечают на вопросы учителя.

VIII.Рефлексия

Личностные УУД:

-  установить учащимся значения результатов своей деятельности.

А что для вас было трудным? Что понравилось? Тем, кому понравился сегодня урок и они считают, что работали хорошо- поднимите зелёный светофорик.

Оценивают свою деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Что такое хвоинки?"

Деятельностый подход на уроке осуществляется через практическую работу с ветками хвойных растений и учебными книгами - учебником и атласом-определителем. В процессе работы дети выдвигают гипотезы: поч...

План-конспект урока по окружающему миру «Что такое хвоинки?» УМК «Школа России» Класс: 1

Цель:         Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений,  научить  по  хвое  определять  породу  дерева.        ...

Конспект урока по окружающему миру "Что такое хвоинки?"

В ходе данного урока проводится практическая работа по определению особенностей хвоинок сосны и ели. Урок для учащихся 1 класса, поэтому в ходе урока предусмотрено много игровых моментов....

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое хвоинки?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений различать хвойные и лиственные деревья, знакомство с хвойными деревьями, с отличительными признаками сосны и ели.Задачи у...

Урок окружающего мира "Что такое хвоинки" 1 класс

Различие хвойных и лиственных деревьев...

Конспект урока по окружающему миру "Что такое хвоинки?" (1 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: «Открытия» новых знаний.Цель урока: формирование представлений о хвойных и лиственных деревьях. Дидактические:1.Познакомить обучающихся с лиственными и хвойными деревьями, ...