1.Организационный момент. | Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Проверьте, все ли готово у вас к уроку : учебник, тетрадь, ручка, цветные карандаши,ножницы,клей. | Дети приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Мотивация и целеполагание. | Урок можно начать с чтения детям стихотворения: Опавшей листвы — С осинки... Разговор еле слышен: — С черёмухи... — Мы с клёнов... — С дуба... — Мы с яблонь... — С берёзы... — Мы с вязов... Везде листопад: — Мы с вишен... На пороге — морозы! Ю. Капотов Учитель предлагает назвать, с каких деревьев упали листья, собранные в его букете. Затем учитель напоминает, что сосна и ель, которые мы видели во время прогулки, по-прежнему стоят зеленые. Чем покрыты их веточки? «Что такое хвоинки?» - спрашивает Муравей Вопросик.. «Сегодня на уроке мы обязательно узнаем, что такое хвоинки. А еще узнаем… (зачитывается текст рубрики «Что узнаем, чему научимся» (с. 30). |
(Хвоинками.)
Дети пытаются дать ответ | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические - анализ, объектов с целью выделения признаков |
3. Актуализация знаний и умений. | Если при перечислении известных им деревьев дети назовут только лиственные, учитель напоминает о тех деревьях, которые видели во время последней прогулки (сосна, ель). При работе с иллюстрацией можно предложить детям отметить лишний, по их мнению, рисунок цветной фишкой. Если решение неверное, то в ходе последующего обсуждения фишку перемещают. Учитель подводит детей к выводу: лишний рисунок тот, который изображает веточку ели, потому что у нее вместо обычных листьев - иголки (хвоинки). | Дети выполняют задания на с. 30 учебника.
| Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы |
5. Освоение нового содержания и его применение. | «Обычными листьями мы с вами назвали такие, которые имеют вид пластинок. А иголки – это тоже листья, только другой формы. Такие листья называются хвоинками. Вот мы и ответили на вопрос «Что такое хвоинки?» Муравей Вопросик: «А я не понял!» Учитель: «Давайте еще раз объясним Муравьишке, что такое хвоинки.В разговор вступает Мудрая Черепаха: «Не кажется ли вам, ребята, что мы подошли к важному открытию? По строению листьев деревья можно разделить на две группы. Кто скажет, какие? Верно. Деревья, имеющие листья в виде пластинок, называются лиственными. Деревья, имеющие листья в виде хвоинок, называются хвойными». После выполнения и проверки задания учитель от имени Мудрой Черепахи предлагает подробнее познакомиться с хвойными деревьями. Проводится практическая работа «Определяем хвойные деревья Далее выполняются задания на с. 31 учебника (сравнение ели и сосны, описание каждого дерева по предложенному плану). Эта работа ведется фронтально. Завершить ее можно загадками:
Её всегда в лесу найдёшь. У меня длинней иголки, Пойдём гулять и встретим: Чем у ёлки. Стоит колючая, как ёж, Очень прямо я расту Зимою в платье летнем. В высоту. (Ель) Если я не на опушке, Ветви — только на макушке. (Сосна) Учитель: «Отгадайте загадки и скажите, какие особенности изученных нами деревьев в них отражены?» Приобретенные знания и умения применяются при выполнении задания в рабочей тетради (с. 20, №3. Важно, чтобы учащиеся четко назвали признаки, по которым они узнали веточки: по длине хвоинок (у ели — короткие, у сосны — длинные), по расположению хвоинок на веточке (у ели сидят по одной, у сосны — по две). По усмотрению учителя в урок в качестве дополнительного материала может быть включен материал о лиственнице. Учитель демонстрирует веточку лиственницы, предлагает рассмотреть и спрашивает: «Можно ли это дерево отнести к хвойным Как они расположены? Чем это дерево отличается от других хвойных деревьев» На этот вопрос дети отвечают на основе наблюдений, если в окрестностях школы или дома могли видеть лиственницы. В качестве подсказки можно загадать загадку о лиственнице: Есть у родственницы ёлки Неколючие иголки. Но, в отличие от ёлки, Опадают те иголки. |
(Дети: «Хвоинки – это листья, которые имеют вид иголок»).
(Лиственные и хвойные.)
Далее в парах выполняется задание в рабочей тетради (с.19, №1). Дети работают в группах по заданиям учебника и рабочей тетради. Одним группам предлагаются для определения веточки, хвоинки и шишки ели, другим - веточки, хвоинки и шишки сосны. Дети определяют их по рисунку на с. 31 учебника, выполняют зарисовки в рабочих тетрадях и делают сообщение классу.
Дети работают самостоятельно, затем представляют классу результаты работы.
(Да, потому что у него есть хвоинки.) (Пучками.) (Осенью желтеет и сбрасывает хвою.) | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
6. Рефлексия. Выводы и обобщения. | При подведении итогов урока учитель просит еще раз объяснить Муравьишке, что такое хвоинки. Учитель: «А какие еще выводы мы можем сделать по сегодняшнему уроку?» | Высказывания детей обобщаются с помощью текста на с. 31 учебника.
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |