Конспект урока по окружающему миру "Что такое хвоинки?"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
В ходе данного урока проводится практическая работа по определению особенностей хвоинок сосны и ели. Урок для учащихся 1 класса, поэтому в ходе урока предусмотрено много игровых моментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
«Что такое хвоинки?»
Практическая работа
«Сравнительное исследование сосны и ели»
УМК «Школа России»
1 класс
ГБОУ школа № 411 «Гармония»
учитель начальных классов
Паничева Анна Витальевна
Цель урока: формировать понятие о хвойных деревьях, их отличительных признаках.
Задачи урока
Познавательные:
- помочь учащимся узнать, по каким существенным признакам объединили хвойные деревья в одну группу, чем они отличаются от лиственных деревьев; какими бывают хвоинки у хвойных деревьев, где созревают их семена.
Учебные:
- учиться различать хвойные деревья.
- формировать умение работать с текстом, высказывать свои предположения, доказывать свое мнение перед классом.
- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
- учить работать в паре.
Воспитательные:
- показать роль человека в жизни дерева (обратить внимание на положительные и отрицательные воздействия и возможные меры, которые необходимо предпринимать для сохранения красоты и создания благоприятных условий для жизни деревьев);
- воспитывать бережное отношение к растениям.
Универсальные учебные действия:
- Умение собирать информацию на основе иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы.
- Осуществлять действие по образцу и заданному правилу, участвовать в оценке результатов деятельности.
- Умение работать в группе, давать оценку высказываниям одноклассников. Понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний
Приемы ТРКМЧП: «Верные и неверные высказывания», синквейн, кластер, сводная таблица.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Планируемые результаты: уч-ся научатся выделять сходные и отличительные признаки внешнего вида хвойных растений; будут формироваться учебно-информационные (осуществлять наблюдение), учебно-логические и учебно-интеллектуальные действия (выделять главное, существенное, классификация, обобщение) и учебно-организационные действия (умение объяснять, оказывать помощь).
Ход урока.
1. Организационный момент. Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Все за парты дружно сели и на доску посмотрели.
– А помогать нам на уроке “Окружающего мира” будут наши помощники- Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке.
2.Актуализация знаний.
– Ребята, кто может вспомнить и назвать – какое сейчас время года?
– Какой сейчас месяц? А кто из вас знает, как в старину называли сентябрь?
– Вересень, хмурень, рюинь (сентябрь). В старину изначальным русским названием месяца был «рюинь», от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей.
– Какое важное явление природы происходит осенью? Вспомните, мы наблюдали его на прогулке (листопад).
– На прошлом уроке мы разбирали причины листопада, кто из вас запомнил е причины этого явления?
– Наш любознательный Муравьишка собрал возле школы листья и хочет узнать, с каких они деревьев? (в вазе букет из листьев лиственных деревьев, изученных на предыдущем уроке)
– Поможем ему разобраться? Посоветуйтесь с соседом по парте и дайте ответ Муравьишке.
- Вспомните, как по листьям можно определить деревья? (Нужно внимательно рассмотреть лист.)
- Чем различаются листья разных деревьев? (Размерами, формой, а осенью еще и цветом).
– А что общего у всех деревьев? (Строение)
– Давайте составим кластер «Части дерева».
– Предлагаю вам игру «Верите ли вы, что..»
Правила игры:
1. У вас на столе лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
2. Я читаю вам вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что..». Вы обозначаете ответ во второй строке. Если верите, то «+», если не верите - «-» .
Вопросы:
1. …у всех деревьев есть ствол.
2…. у всех деревьев есть листья.
3….все деревья осенью меняют окраску.
4….все деревья цветут.
5.... если растение большое, это – дерево.
6….деревья растут только в лесу.
7….деревья – это живая природа.
8….на сосне есть плоды.
9….шишки можно есть.
10…ель - это дерево.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- А теперь давайте проверим, как мы ответили. (Учащиеся отвечают)
- Я снова читаю вопросы. По каким вопросам наше мнение совпало? Объясните, почему так решили?
- По каким вопросам ваше мнение не совпало? Почему? (мы ещё не всё знаем о деревьях
3. Самоопределение к деятельности
– Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. О каких именно – вы узнаете, из чувашской народной сказки, которую приготовила для вас Мудрая Черепаха.
– Пересказ сказки учителем + отрывок из м/ф.
– К какой группе можно отнести эти растения? (Это деревья).
4.Работа по теме урока.
– Сегодня вы будете исследователями.
– А вы знаете, кого называют исследователем?
– В каком словаре можно узнать лексическое значение слова? У вас на партах лежит карточка «Приложение № 2», прочитайте, пожалуйста, что означает слово исследователь.
– Работая в парах, вам предстоит “исследовать”, то есть найти сходство и отличие ели от сосны.
(На каждой парте лежат конверты, в них исследуемый материал, приготовленный для вас Муравьём Вопросиком, (веточки, шишки сосны и ели).
– Внимательно рассмотрите ветви сосны и ели.
– Чем они различаются?
(У сосны хвоинки длиннее, а у ели короче.
У ели хвоинки расположены на ветке по одной, а у сосны по две.)
– Теперь изучите шишки этих деревьев и определите отличия.
– Мы изучили два дерева. Чем они отличаются от лиственных деревьев? (Вместо листьев иголки-хвоинки)
– Что же у них общего? (Иголки и шишки)
– Что такое хвоинки?
– В приложении № 3 вы можете прочитать, что такое хвоинки и сколько лет они живут.
ХВОИНКИ – это тоже видоизменённые листья: длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковой налёт не даёт хвоинкам пересохнуть.
Хвоинки сосны 2-3 года, у ели 5-7 лет, затем они опадают. Но не все сразу, так на дереве всегда сохраняется листва. Отсюда и название – вечнозелёные.
– Помните новогоднюю песенку про ёлочку?
В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная
Зелёная была.
– Кто из вас знает, как называется лес, в котором растут только ели? (Ельник)
– Кто из вас знает, как называется лес, в котором растут только сосны? (Бор)
– Лес, состоящий из хвойных деревьев, называется хвойным.
5.Давайте поиграем.
Игра «С какого дерева шишка?»
– Достаньте шишку из корзинки с закрытыми глазами и определите, с какого она дерева.
Игра «Угадай».
– У меня в руках две хвоинки.
– Угадай, с какого дерева?
6. Составим синквейн со словом ель.
1. Ель
2. Душистая, пушистая.
3. Веселит, радует, растёт.
4. Я люблю зимнюю ель.
5. Зима, новый год, подарки.
7. Экологический аспект. Использование сосны и ели в жизни людей.
– Какую роль играют ель и сосна в нашей жизни?
Древесина хвойных деревьев идет на изготовление музыкальных инструментов и бумаги. Хвойные деревья выделяют особые вещества, они наполняют воздух приятным ароматом и очищают его. Деревья – это легкие нашей планеты. Поглощая вредные вещества, деревья выделяют воздух, кислород. Листья удерживают гарь и копоть. Деревья нужно беречь.
– Что может произойти с ёлочками, соснами?
– Как избежать в эти предновогодние дни большой вырубки лесных красавиц? (покупать искусственные ёлки, покупать ёлки только у лесников и т.д.)
8. Рефлексия.
– Идя в лес, никогда не забывайте, что вы идёте в гости. Значит, и вести себя надо как и полагается гостю. Тогда лес будет ждать встречи с вами с радостью и щедро одаривать подарками: летом – ягодами и лекарственными травами, осенью – орехами и грибами, зимой – чистым воздухом, весной – звонким пением птиц.
Приложение № 1
Игра «Верите ли вы, что..»
Вопросы:
1. …у всех деревьев есть ствол.
2…. у всех деревьев есть листья.
3….все деревья осенью меняют окраску.
4….все деревья цветут.
5.... если растение большое, это – дерево.
6….деревья растут только в лесу.
7….деревья – это живая природа.
8….на сосне есть плоды.
9….шишки можно есть.
10…ель - это дерево.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 2
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, -я, м. Человек, занимающийся научными исследованиями. Пытливый и. II ж. исследовательница, -ы. II прил. исследовательский, -ая,-ое. Я. ум.
(толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова)
Приложение № 3
ХВОИНКИ – это видоизменённые листья: длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковой налёт не даёт хвоинкам пересохнуть.
Хвоинки сосны 2-3 года, у ели 5-7 лет, затем они опадают. Но не все сразу, так на дереве всегда сохраняется листва.
Отсюда и название – вечнозелёные.
Приложение № 4
Тест.
(с использованием абака)
1) К каким видам деревьев относятся ель и сосна?
а) разные;
б) лиственные;
в) хвойные.
2) У сосны и ели листья – это …
а) иголка;
б) хвоинка;
в) колючка.
3) Узнай дерево по описанию.
Дерево невысокое, ветки расположены по всему стволу. Иголки маленькие, а шишки большие, овальной формы.
а) сосна;
б) ель;
в) берёза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс
Подробный конспект урока + самоанализ урока....
Конспект урока по окружающему миру "Что такое зоопарк?" 1 класс
Урок-путешествие. С использованием презентации. В роли животных выступали сами дети....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс. Кто такие рыбы?
Конспект урока по теме .Кто такие рыбы?...

конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы" школа России ФГОС
сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся....
Конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы?" (1 класс)
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. Тема "кто такие рыбы" А,А, Плешаков "Мир вокруг нас"...

Конспект урока по окружающему "Кто такие насекомые"
Урок разработан по предмету "Окружающий мир", А.А.Плешаков, 1 класс. Тема урока "Кто такие насекомые"...