Конспект урока по окружающему миру "Что такое хвоинки?"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Паничева Анна Витальевна

В ходе данного урока проводится практическая работа по определению особенностей хвоинок сосны и ели. Урок для учащихся 1 класса, поэтому в ходе урока предусмотрено много игровых моментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx35.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

«Что такое хвоинки?»

Практическая работа

«Сравнительное исследование сосны и ели»

УМК «Школа России»

1 класс

ГБОУ школа № 411 «Гармония»

учитель начальных классов

Паничева Анна Витальевна

Цель урока: формировать понятие о хвойных деревьях, их отличительных признаках.

Задачи урока
Познавательные:

  • помочь учащимся узнать, по каким существенным признакам объединили хвойные деревья в одну группу, чем они отличаются от лиственных деревьев; какими бывают хвоинки у хвойных деревьев, где созревают их семена.

Учебные:

  • учиться различать хвойные деревья.
  • формировать умение работать с текстом, высказывать свои предположения, доказывать свое мнение перед классом.
  • формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;   
  • учить работать в паре.

Воспитательные:

  • показать роль человека в жизни дерева (обратить внимание на положительные и отрицательные воздействия и возможные меры, которые необходимо предпринимать для сохранения красоты и создания благоприятных условий для жизни деревьев);
  • воспитывать бережное отношение к растениям.

Универсальные учебные действия:

  1. Умение собирать информацию на основе иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы.
  2. Осуществлять действие по образцу и заданному правилу, участвовать в оценке результатов деятельности.
  3. Умение работать в группе, давать оценку высказываниям одноклассников. Понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний

Приемы ТРКМЧП: «Верные и неверные высказывания», синквейн, кластер, сводная таблица.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Планируемые результаты: уч-ся научатся выделять сходные и отличительные признаки внешнего вида хвойных растений; будут формироваться учебно-информационные (осуществлять наблюдение), учебно-логические и учебно-интеллектуальные действия (выделять главное, существенное, классификация, обобщение) и учебно-организационные действия (умение объяснять, оказывать помощь).

Ход урока.

1. Организационный момент.                                                                                   Вот опять звенит звонок,

Начинается урок.

Все за парты дружно сели и на доску посмотрели.

– А помогать нам на уроке “Окружающего мира” будут наши помощники- Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке.

2.Актуализация знаний.                                                                                                               

– Ребята, кто может вспомнить и назвать – какое сейчас время года?

– Какой сейчас месяц? А кто из вас знает, как в старину называли сентябрь?

– Вересень, хмурень, рюинь (сентябрь). В старину изначальным русским названием месяца был «рюинь», от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей.

– Какое важное явление природы происходит осенью? Вспомните, мы наблюдали его на прогулке (листопад).  

– На прошлом уроке мы разбирали причины листопада, кто из вас запомнил е причины этого явления?

– Наш любознательный Муравьишка собрал возле школы листья и хочет узнать, с каких они деревьев? (в вазе букет из листьев лиственных деревьев, изученных на предыдущем уроке)

– Поможем ему разобраться? Посоветуйтесь с соседом по парте и дайте ответ Муравьишке.

- Вспомните, как по листьям можно определить деревья? (Нужно внимательно рассмотреть лист.)

- Чем различаются листья разных деревьев? (Размерами, формой, а осенью еще и цветом).

– А что общего у всех деревьев? (Строение)

– Давайте составим кластер «Части дерева».

– Предлагаю вам игру «Верите ли вы, что..»

Правила игры:
1. У вас на столе лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
2. Я читаю вам вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что..». Вы обозначаете ответ во второй строке. Если верите, то «+», если не верите  - «-» .

Вопросы:

1. …у всех деревьев есть ствол.
2…. у всех деревьев есть листья.
3….все деревья осенью меняют окраску.
4….все деревья цветут.
5.... если растение большое, это – дерево.
6….деревья растут только в лесу.
7….деревья – это живая природа.
8….на сосне есть плоды.
9….шишки можно есть.
10…ель - это дерево.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А теперь давайте проверим, как мы ответили. (Учащиеся отвечают)
- Я снова читаю вопросы. По каким вопросам наше мнение совпало? Объясните, почему так решили?
- По каким вопросам ваше мнение не совпало? Почему? 
(мы ещё не всё знаем о деревьях

3. Самоопределение к деятельности                                                                        

– Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. О каких именно – вы узнаете, из чувашской народной сказки, которую приготовила для вас Мудрая Черепаха.

– Пересказ сказки учителем + отрывок из м/ф.

– К какой группе можно отнести эти растения? (Это деревья).

4.Работа по теме урока.

– Сегодня вы будете исследователями. 

– А вы знаете, кого называют исследователем?

– В каком словаре можно узнать лексическое значение слова? У вас на партах лежит карточка «Приложение № 2», прочитайте, пожалуйста, что означает слово исследователь.

– Работая в парах, вам предстоит “исследовать”, то есть найти сходство и отличие ели от сосны.

 (На каждой парте лежат конверты, в них исследуемый материал, приготовленный для вас Муравьём Вопросиком, (веточки, шишки сосны и ели).

– Внимательно рассмотрите ветви сосны и ели.

– Чем они различаются?

(У сосны хвоинки длиннее, а у ели короче.

У ели хвоинки расположены на ветке по одной, а у сосны по две.)

– Теперь изучите шишки этих деревьев и определите отличия.

– Мы изучили два дерева. Чем они отличаются от лиственных деревьев? (Вместо листьев иголки-хвоинки)

– Что же у них общего? (Иголки и шишки)

– Что такое хвоинки?

– В приложении № 3 вы можете прочитать, что такое хвоинки и сколько лет они живут.

ХВОИНКИ – это тоже видоизменённые листья: длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковой налёт не даёт хвоинкам пересохнуть.

Хвоинки сосны 2-3 года, у ели 5-7 лет, затем они опадают. Но не все сразу, так на дереве всегда сохраняется листва. Отсюда и название – вечнозелёные.

– Помните новогоднюю песенку про ёлочку?

В лесу родилась ёлочка,

В лесу она росла,

Зимой и летом стройная

Зелёная была.

– Кто из вас знает, как называется лес, в котором растут только ели? (Ельник)

– Кто из вас знает, как называется лес, в котором растут только сосны? (Бор)

– Лес, состоящий из хвойных деревьев, называется хвойным.

5.Давайте поиграем.

 Игра «С какого дерева шишка?»
– Достаньте шишку из корзинки с закрытыми глазами и определите, с какого она дерева.

Игра «Угадай».
– У меня в руках две хвоинки.  

– Угадай, с какого дерева?

6. Составим синквейн со словом ель.

1. Ель

2. Душистая, пушистая.

3. Веселит, радует, растёт.

4. Я люблю зимнюю ель.

5. Зима, новый год, подарки.

7. Экологический аспект. Использование сосны и ели в жизни людей.

– Какую роль играют ель и сосна в нашей жизни?

Древесина хвойных деревьев идет на изготовление музыкальных инструментов и бумаги. Хвойные деревья выделяют особые вещества, они наполняют воздух приятным ароматом и очищают его. Деревья – это легкие нашей планеты. Поглощая вредные вещества, деревья выделяют воздух, кислород. Листья удерживают гарь и копоть. Деревья нужно беречь.


– Что может произойти с ёлочками, соснами?
– Как избежать в эти предновогодние дни большой вырубки лесных красавиц? (покупать искусственные ёлки, покупать ёлки только у лесников и т.д.)

8. Рефлексия.

– Идя в лес, никогда не забывайте, что вы идёте в гости. Значит, и вести себя надо как и полагается гостю. Тогда лес будет ждать встречи с вами с радостью и щедро одаривать подарками: летом – ягодами и лекарственными травами, осенью – орехами и грибами, зимой – чистым воздухом, весной – звонким пением птиц.

Приложение № 1

Игра «Верите ли вы, что..»

Вопросы:

1. …у всех деревьев есть ствол.
2…. у всех деревьев есть листья.
3….все деревья осенью меняют окраску.
4….все деревья цветут.
5.... если растение большое, это – дерево.
6….деревья растут только в лесу.
7….деревья – это живая природа.
8….на сосне есть плоды.
9….шишки можно есть.
10…ель - это дерево.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, -я, м. Человек, занимающийся научными исследованиями. Пытливый и. II ж. исследовательница, -ы. II прил. исследовательский, -ая,-ое. Я. ум.

(толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова)

Приложение № 3

ХВОИНКИ – это видоизменённые листья: длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковой налёт не даёт хвоинкам пересохнуть.

Хвоинки сосны 2-3 года, у ели 5-7 лет, затем они опадают. Но не все сразу, так на дереве всегда сохраняется листва.

Отсюда и название – вечнозелёные. 

Приложение № 4

Тест.

(с использованием абака)
1) К каким видам деревьев относятся ель и сосна?
а) разные;

б) лиственные;

в) хвойные.

2) У сосны и ели листья – это …
а) иголка;

б) хвоинка;

 в) колючка.

3) Узнай дерево по описанию.
Дерево невысокое, ветки расположены по всему стволу. Иголки маленькие, а шишки большие, овальной формы.
а) сосна;

б) ель;

в) берёза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс

Подробный конспект урока + самоанализ урока....

Конспект урока по окружающему миру "Что такое зоопарк?" 1 класс

Урок-путешествие. С использованием презентации. В роли животных выступали сами дети....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс. Кто такие рыбы?

Конспект урока по теме .Кто такие рыбы?...

конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы" школа России ФГОС

сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся....

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы?" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. Тема "кто такие рыбы" А,А, Плешаков "Мир вокруг нас"...

Конспект урока по окружающему "Кто такие насекомые"

Урок разработан по предмету "Окружающий мир", А.А.Плешаков, 1 класс. Тема урока "Кто такие насекомые"...