Конспект урока по окружающему миру "Что такое хвоинки?"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
В ходе данного урока проводится практическая работа по определению особенностей хвоинок сосны и ели. Урок для учащихся 1 класса, поэтому в ходе урока предусмотрено много игровых моментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 35.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
«Что такое хвоинки?»
Практическая работа
«Сравнительное исследование сосны и ели»
УМК «Школа России»
1 класс
ГБОУ школа № 411 «Гармония»
учитель начальных классов
Паничева Анна Витальевна
Цель урока: формировать понятие о хвойных деревьях, их отличительных признаках.
Задачи урока
Познавательные:
- помочь учащимся узнать, по каким существенным признакам объединили хвойные деревья в одну группу, чем они отличаются от лиственных деревьев; какими бывают хвоинки у хвойных деревьев, где созревают их семена.
Учебные:
- учиться различать хвойные деревья.
- формировать умение работать с текстом, высказывать свои предположения, доказывать свое мнение перед классом.
- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
- учить работать в паре.
Воспитательные:
- показать роль человека в жизни дерева (обратить внимание на положительные и отрицательные воздействия и возможные меры, которые необходимо предпринимать для сохранения красоты и создания благоприятных условий для жизни деревьев);
- воспитывать бережное отношение к растениям.
Универсальные учебные действия:
- Умение собирать информацию на основе иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы.
- Осуществлять действие по образцу и заданному правилу, участвовать в оценке результатов деятельности.
- Умение работать в группе, давать оценку высказываниям одноклассников. Понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний
Приемы ТРКМЧП: «Верные и неверные высказывания», синквейн, кластер, сводная таблица.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Планируемые результаты: уч-ся научатся выделять сходные и отличительные признаки внешнего вида хвойных растений; будут формироваться учебно-информационные (осуществлять наблюдение), учебно-логические и учебно-интеллектуальные действия (выделять главное, существенное, классификация, обобщение) и учебно-организационные действия (умение объяснять, оказывать помощь).
Ход урока.
1. Организационный момент. Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Все за парты дружно сели и на доску посмотрели.
– А помогать нам на уроке “Окружающего мира” будут наши помощники- Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке.
2.Актуализация знаний.
– Ребята, кто может вспомнить и назвать – какое сейчас время года?
– Какой сейчас месяц? А кто из вас знает, как в старину называли сентябрь?
– Вересень, хмурень, рюинь (сентябрь). В старину изначальным русским названием месяца был «рюинь», от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей.
– Какое важное явление природы происходит осенью? Вспомните, мы наблюдали его на прогулке (листопад).
– На прошлом уроке мы разбирали причины листопада, кто из вас запомнил е причины этого явления?
– Наш любознательный Муравьишка собрал возле школы листья и хочет узнать, с каких они деревьев? (в вазе букет из листьев лиственных деревьев, изученных на предыдущем уроке)
– Поможем ему разобраться? Посоветуйтесь с соседом по парте и дайте ответ Муравьишке.
- Вспомните, как по листьям можно определить деревья? (Нужно внимательно рассмотреть лист.)
- Чем различаются листья разных деревьев? (Размерами, формой, а осенью еще и цветом).
– А что общего у всех деревьев? (Строение)
– Давайте составим кластер «Части дерева».
– Предлагаю вам игру «Верите ли вы, что..»
Правила игры:
1. У вас на столе лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
2. Я читаю вам вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что..». Вы обозначаете ответ во второй строке. Если верите, то «+», если не верите - «-» .
Вопросы:
1. …у всех деревьев есть ствол.
2…. у всех деревьев есть листья.
3….все деревья осенью меняют окраску.
4….все деревья цветут.
5.... если растение большое, это – дерево.
6….деревья растут только в лесу.
7….деревья – это живая природа.
8….на сосне есть плоды.
9….шишки можно есть.
10…ель - это дерево.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- А теперь давайте проверим, как мы ответили. (Учащиеся отвечают)
- Я снова читаю вопросы. По каким вопросам наше мнение совпало? Объясните, почему так решили?
- По каким вопросам ваше мнение не совпало? Почему? (мы ещё не всё знаем о деревьях
3. Самоопределение к деятельности
– Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. О каких именно – вы узнаете, из чувашской народной сказки, которую приготовила для вас Мудрая Черепаха.
– Пересказ сказки учителем + отрывок из м/ф.
– К какой группе можно отнести эти растения? (Это деревья).
4.Работа по теме урока.
– Сегодня вы будете исследователями.
– А вы знаете, кого называют исследователем?
– В каком словаре можно узнать лексическое значение слова? У вас на партах лежит карточка «Приложение № 2», прочитайте, пожалуйста, что означает слово исследователь.
– Работая в парах, вам предстоит “исследовать”, то есть найти сходство и отличие ели от сосны.
(На каждой парте лежат конверты, в них исследуемый материал, приготовленный для вас Муравьём Вопросиком, (веточки, шишки сосны и ели).
– Внимательно рассмотрите ветви сосны и ели.
– Чем они различаются?
(У сосны хвоинки длиннее, а у ели короче.
У ели хвоинки расположены на ветке по одной, а у сосны по две.)
– Теперь изучите шишки этих деревьев и определите отличия.
– Мы изучили два дерева. Чем они отличаются от лиственных деревьев? (Вместо листьев иголки-хвоинки)
– Что же у них общего? (Иголки и шишки)
– Что такое хвоинки?
– В приложении № 3 вы можете прочитать, что такое хвоинки и сколько лет они живут.
ХВОИНКИ – это тоже видоизменённые листья: длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковой налёт не даёт хвоинкам пересохнуть.
Хвоинки сосны 2-3 года, у ели 5-7 лет, затем они опадают. Но не все сразу, так на дереве всегда сохраняется листва. Отсюда и название – вечнозелёные.
– Помните новогоднюю песенку про ёлочку?
В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная
Зелёная была.
– Кто из вас знает, как называется лес, в котором растут только ели? (Ельник)
– Кто из вас знает, как называется лес, в котором растут только сосны? (Бор)
– Лес, состоящий из хвойных деревьев, называется хвойным.
5.Давайте поиграем.
Игра «С какого дерева шишка?»
– Достаньте шишку из корзинки с закрытыми глазами и определите, с какого она дерева.
Игра «Угадай».
– У меня в руках две хвоинки.
– Угадай, с какого дерева?
6. Составим синквейн со словом ель.
1. Ель
2. Душистая, пушистая.
3. Веселит, радует, растёт.
4. Я люблю зимнюю ель.
5. Зима, новый год, подарки.
7. Экологический аспект. Использование сосны и ели в жизни людей.
– Какую роль играют ель и сосна в нашей жизни?
Древесина хвойных деревьев идет на изготовление музыкальных инструментов и бумаги. Хвойные деревья выделяют особые вещества, они наполняют воздух приятным ароматом и очищают его. Деревья – это легкие нашей планеты. Поглощая вредные вещества, деревья выделяют воздух, кислород. Листья удерживают гарь и копоть. Деревья нужно беречь.
– Что может произойти с ёлочками, соснами?
– Как избежать в эти предновогодние дни большой вырубки лесных красавиц? (покупать искусственные ёлки, покупать ёлки только у лесников и т.д.)
8. Рефлексия.
– Идя в лес, никогда не забывайте, что вы идёте в гости. Значит, и вести себя надо как и полагается гостю. Тогда лес будет ждать встречи с вами с радостью и щедро одаривать подарками: летом – ягодами и лекарственными травами, осенью – орехами и грибами, зимой – чистым воздухом, весной – звонким пением птиц.
Приложение № 1
Игра «Верите ли вы, что..»
Вопросы:
1. …у всех деревьев есть ствол.
2…. у всех деревьев есть листья.
3….все деревья осенью меняют окраску.
4….все деревья цветут.
5.... если растение большое, это – дерево.
6….деревья растут только в лесу.
7….деревья – это живая природа.
8….на сосне есть плоды.
9….шишки можно есть.
10…ель - это дерево.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 2
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, -я, м. Человек, занимающийся научными исследованиями. Пытливый и. II ж. исследовательница, -ы. II прил. исследовательский, -ая,-ое. Я. ум.
(толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова)
Приложение № 3
ХВОИНКИ – это видоизменённые листья: длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковой налёт не даёт хвоинкам пересохнуть.
Хвоинки сосны 2-3 года, у ели 5-7 лет, затем они опадают. Но не все сразу, так на дереве всегда сохраняется листва.
Отсюда и название – вечнозелёные.
Приложение № 4
Тест.
(с использованием абака)
1) К каким видам деревьев относятся ель и сосна?
а) разные;
б) лиственные;
в) хвойные.
2) У сосны и ели листья – это …
а) иголка;
б) хвоинка;
в) колючка.
3) Узнай дерево по описанию.
Дерево невысокое, ветки расположены по всему стволу. Иголки маленькие, а шишки большие, овальной формы.
а) сосна;
б) ель;
в) берёза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс
Подробный конспект урока + самоанализ урока....
Конспект урока по окружающему миру "Что такое зоопарк?" 1 класс
Урок-путешествие. С использованием презентации. В роли животных выступали сами дети....
Конспект урока по окружающему миру 1 класс. Кто такие рыбы?
Конспект урока по теме .Кто такие рыбы?...
конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы" школа России ФГОС
сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся....
Конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы?" (1 класс)
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. Тема "кто такие рыбы" А,А, Плешаков "Мир вокруг нас"...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Кто такие звери?" (1 класс)
Кто такие звери?...
Конспект урока по окружающему "Кто такие насекомые"
Урок разработан по предмету "Окружающий мир", А.А.Плешаков, 1 класс. Тема урока "Кто такие насекомые"...