"Насекомые леса" 2 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс)

Конспект урока по окружающему мру 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okr._miru_za_2_klass._nasekomye_lesa.doc755 КБ

Предварительный просмотр:

Макет дидактического материала для конкретного нетрадиционного урока

Тема урока: «Насекомые леса». 

Класс: 2

Форма проведения: урок-путешествие. 

Цель: создание условий для формирования целостного представления о насекомых леса.

Задачи:

Образовательные: расширить знания о насекомых и местах их обитания, научить определять насекомых по описанию, сформировать потребность в изучении насекомых леса.

Развивающие: развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитывающие: прививать уважительное отношение друг к другу, к насекомым и прочим обитателям леса, формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся объяснять значение жизни насекомых в лесу, характеризовать их условие и место обитания.

Метапредметные:

- познавательные: смогут развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

- регулятивные: продолжат совершенствовать навыки анализа собственную работы: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

- коммуникативные: научатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; смогут оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности.

Личностные: продолжат совершенствовать умение формулировать свои мысли в устной и письменной форме; проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Материально-техническое обеспечение: учебник «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть, программа «Начальная школа XXI века», раздаточный материал, компьютер, презентация.  

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1.Самоопределение к деятельности

  1. Приветствие

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Владимировна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

  1. Эмоциональный настрой

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?

Настраивают друг друга на положительную атмосферу во время урока.

2.  Постановка проблемной учебной задачи

  1. Решение кроссворда: «Карта»

-Ребята, кто из вас любит путешествовать в природу?

- Поднимите руки, кто был в лесу?

- Кого Вы там, видели?

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с лесом и его обитателями леса. А вот с кем именно, вы узнаете, разгадав кроссворд. Слушайте внимательно загадки, поднимайте руку, если узнаете отгадку.

1. Целый день в траве скакал,

Скрипку где-то потерял.

И теперь грустит у речки

Наш зелёненький …

2. Кто они? Откуда! Чьи?

Льются чёрные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке

3.Самолётик лёгкий, быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо …

4. Ранним утром ей не спится,
Очень хочется трудиться.
Вот и меду принесла
Работящая...

5. Тёплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский …

6. На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.

7. Пищит над ухом он всю ночь

И укусить тебя не прочь.

Ну и зануда, вот кошмар!

 Писклявый, маленький…

8. Крылья в сторону развёл,

Усики мохнатые,

Цвет не яркий у него,

Знать зовётся …

9. То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый …

Ребята, какое ключевое слово у нас получилось?

- Как вы думаете какова тема нашего урока?

- Тема нашего урока: «Насекомые леса».

-Кто такие насекомые?

- Каких насекомых леса вы знаете?

- Как вы думаете, для чего они нужны?

- В конце урока мы проверим, верны ли были ваши предположения.

Цель нашего урока: познакомиться с насекомыми леса, их особенностями и значением.

- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Решают кроссворд

Кузнечик

Муравьи

Стрекоза

Пчела

Жук

Бабочка

Комар

Мотылек

Светлячок

Насекомые нужны для очищения окружающей среды, они едят жуков, которых вредят природе.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения и согласовывают тему урока.

3.Открытие нового знания 

4. Первичное закрепление

5. Включение новых знаний в систему

6. Итог урока

- Поможет нам в достижении цели карта нашего путешествия в лес. На ней обозначены остановки, на которых мы будем останавливаться, и знакомиться с насекомыми леса.

А путешествовать мы с вами будем на поезде. Как звучит поезд? Каждый раз, когда мы будем передвигаться по станциям мы будем издавать звуки поезда. Наше путешествие начинается.

1.  Станция «Насекомые леса»        

Итак, мы прибыли с вами на первую станцию «Насекомые леса». Будьте внимательными, чтобы очень нужную и интересную информацию не пропустить, иначе дальше вы не сможете работать.

-Кто такие насекомые? 

Насекомые – это животные, у которых 6 ног или 2 пары крыльев, их тело покрыто волосками. Насекомые в лесу уничтожают вредителей, опыляют растения, заботятся об экологии. Они делают все, чтобы лес был в безопасности. Давайте познакомимся с насекомыми, которые живут в лесу.

-Каких насекомых можно встретить в лесу? 

Шмель — крупное насекомое, одни из самых холодостойких насекомых. А как вы понимаете холодостойкие? Это позволяет им вылетать рано утром и собирать первый нектар, когда воздух ещё не достаточно прогрелся, и даёт им определённое конкурентное преимущество перед другими видами насекомых. Питаются шмели нектаром растений, собирая их с распустившихся цветов. Тельце у шмеля более толстое и мохнатое, чем у пчёл. Как и у пчёл, у шмелей рождаются самцы, не имеющие жала.

Пчелы – первые насекомые, от которых человек стал получать пользу. С глубокой древности пчел разводят для получения воска, меда, и других продуктов пчеловодства. Пчелы живут большими семьями. Пчелиная семья состоит из рабочих пчел, трутней и матки. Дикие пчелы строят гнезда в земле – на крутых берегах рек, в дуплах старых деревьев, даже в пустых раковинах улиток.        

Пауки – это мелкие животные.  Живут они как на земле, так и на воде. Пауки охотятся на других пауков и насекомых, а большие пауки даже на животных и птиц. У паука 8 ног.

-Как вы думаете, чем питаются пауки? Очень многие пауки делают ловушки для охоты - это паутинка. В нее легко попадают мухи и большие комары, чаще всего именно ими питается паук. Для людей пауки не опасны, кроме некоторых. Интересно, что пауки не имеет ушей, а слышат волосками на своих лапках.

Жук-олень - На голове мощные челюсти похожие на рога. Это грозное с виду животное – сладкоежка: оно питается соком деревьев. Жук не трогает живые и здоровые деревья. Как вы думаете, почему так назвали этого жука? Он обитает также у нас в Белгородской области.  

Жук-скакун - очень быстро бегает, что помогает внезапно ему нападать на свою жертву, предпочитает питаться личинками разных вредителей.

- Ребята, о каких насекомых вы узнали?

Ребята, чтобы отправиться на следующую станцию, мы объединимся в группы для выполнения задания. 1 группа- 1 ряд, 2 группа-2 ряд и 3 группа- 3 ряд. Работаем в парах. Сейчас я вам раздам задание, вы его выполните, и затем каждая группа будет выступать на своей станции.

2.Станция «Муравьи -друзья леса» 1 группа. С помощью учебника на странице 77-78, вы подготавливаете рассказ про муравьёв. (на слайде про подразделение  муравьев )

-Почему нельзя разорять муравейники? 

- Ребята, на этой станции мы узнали, чем же муравьи помогают лесу, как они живут и какие у них дома.

3. Станция «Вредители леса» 2 группа. С помощью раздаточного материала подготовьте рассказ про вредителей леса. Ребята мы с вами узнали, кто и чем вредит лесу. Отправляемся в путь дальше.

4.  Станция «Случай в лесу» 3 групп. Третьей группе нужно решить ситуацию, ответив на вопросы.

Ребята стояли и грустили им было скучно. Но вдруг они увидели, что на цветок села бабочка. И решили они погоняться за ней. Так и поймали ее. И начали трогать бабочку, сжимать крылья.

- Правильно ли поступили мальчики?

- Как бы поступили вы в этой ситуации?

Выступление групп. После выступления каждой группы учитель просит школьников сделать исправления, добавления.

- Молодцы, ребята. Вы все очень хорошо поработали. А мы отправляемся дальше, я не слышу шум поезда.

-Мы прибыли на станцию «Охрана насекомых». На этой станции мы должны выполнить очень сложное задание на ней мы поработаем вместе. Я буду читать небольшие стихотворения, четверостишья. Если вы согласны, вы должны хлопать руками и топать ногами говоря (вместо физкультминутки): «Это я, это я, это все мои друзья». Слушайте внимательно, чтобы не ошибиться. Итак, начнем!

Кто улиток охраняет, 
Прудовиков не обижает?

Мы цветочки собираем, 
Сачком бабочек гоняем.

Будем луг оберегать,
Его глазами изучать.

 По тропинкам кто шагает, 
На жуков не наступает?

 

Веточки мы не ломаем, 
Когда по лесу гуляем.

 Муравейник мы найдём,
Понаблюдаем и уйдём.

 

Магнитофон мы взяли в лесок,
И заглушили мошек голосок.

Кузнечиков насобираем

И на рыбалку  мы сгоняем!

Насекомых уважаем, 
Их в траве не обижаем

Последняя наша станция называется «Если ты пришел в лес». Откройте учебник на странице 79-80. Рассмотрим рисунки, как вы думаете, чем вредит такое поведение лесу?

  1. Муравейники нельзя разрушать, потому что муравьи-это санитары леса. Они поедают насекомых-вредителей, которые губят лес. Также муравьи питаются семенами распространяя их по всему лесу, поэтому появляется много новых растений.
  2. Нельзя трогать детенышей лесных животных, а уж тем более забирать их из домиков.
  3. Нельзя разрушать гнезда птиц. Птицы поедают вредителей леса.
  4. Мухомор - очень полезный гриб для животных, они едят его в маленьких количествах, чтобы лечить свои болезни.
  5. Нельзя оставлять мусор в лесу, потому что эти мы его загрязняем. Костер также нельзя разжигать в лесу, потому что из-за этого может загореться лес, и многие животные потеряют свой дом.

Составим памятку поведения в лесу, все вместе.

«Правила поведения в лесу»

- не шуметь (в лесу шуметь нельзя, потому что взрослые животные испугаются, убегут и оставят детёнышей. А детёныши ещё не приспособлены к самостоятельной жизни и они погибнут);

- не обижай животных;

- не разводи огонь;

- не ломай ядовитые грибы;

- не мусори;

- не разоряй гнезда:

- не рвать редкие цветы;

- не ходи в лес один, только со взрослыми.

Наше путешествие подошло к концу и самое время подвести итог и оценить свою деятельность.

-Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

- Все ли задачи были выполнены?

-Какие насекомые обитают в лесу? Зачем они нужны лесу?

- Какие правила поведения в лесу вы узнали?

-Где пригодятся вам, полученные знания?

Полученные знания пригодятся вам при походе в лес, на прогулку, за грибами. Если вы хотите узнать больше информации можете воспользоваться Интернетом.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Выполнят задание в группе.

Добавляют выступления товарищей.

Отвечают на вопросы в соответствии с правилами

«Это я, это я, это все мои друзья».

«Это я, это я, это все мои друзья».

«Это я, это я, это все мои друзья».

«Это я, это я, это все мои друзья».

«Это я, это я, это все мои друзья».

«Это я, это я, это все мои друзья».

Выполняют задание. Составляют памятку «Правила поведения в лесу».

Отвечают на вопросы.

7. Рефлексия

- Предлагаю вам оценить свою работу на уроке и заполнить «Дерево успеха» – на доске изображено дерево, на которое дети крепят листья. Зелёный лист – если вам понравилось сотрудничать со мной и одноклассниками на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к дереву зелены илист, жёлтый лист – если вам понравилось сотрудничать со мной и одноклассниками, но при выполнении заданий возникли затруднения прикрепите к дереву желтый лист.

Оценивают свою деятельность на уроке.

8. Домашнее задание

- Ребята открываем дневники, записываем домашнее задание.  Учебник стр. 80 Задание: подготовь рассказ-рассуждение: ответь на вопрос: «Почему лес называют сообществом?»

Спасибо за работу. Урок окончен!

Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания. Записывают его в дневник.

Вредители леса (раздаточный материал)

1. Жук короед - вредитель, живёт под корой деревьев и питается древесиной.

      2. Жук усач - объедает молодые ветки деревьев, а личинки    прогрызают в них ходы. От них живые деревья гибнут.

  1. Майский жук - опасный вредитель. Он обгрызает листья деревьев. Но личинка майского жука еще опаснее, она живет в земле и грызет корни растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира"Насекомые",1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Достижение целей и задач урока оуществлялось посредством деятельностного подхода в обучении. Урок смоделирован в технологии исследовательского обучения....

Урок Окружающий мир тема: "Насекомые" 2 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

Конспект урока имеет подробное описание заданий. физминуток, вопросов....

урок "Кто такие насекомые" 1 класс окружающий мир с применение ЭОР

Урок "Кто такие насекомые"  разработан с применением электронно образовательных ресурсов. ...

Урок окружающего мира по теме "Насекомые", 1 класс.

Урок на тему "Насекомые" 1 класс....

Кто такие насекомые? 1 класс к учебнику А.А. Плешакова

Разработка с презентацией к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий Мир"...

Открытый урок окружающего мира с презентацией на тему: "Кто такие насекомые" ( 1 класс)

Урок окружающего мира с презентацией на тему: "Кто такие насекомые" (1 класс) УМК: "Школа России"...

Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)

На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....