Актуализация знаний. | Учитель: Как вы думаете? Кого больше всего на свете? Дети высказывают свои мнения Учитель: Ответить ещё раз на этот вопрос я вам предлагаю в конце урока. Что вы больше всего любите смотреть по телевизору? Дети: Мультфильмы. Учитель: Давайте посмотрим! Слайд 1. Демонстрация отрывка с паузами из мультфильма «Приключения Винни- Пуха» Учитель: А кто может продолжить за Винни-Пуха? Вини-Пух: Само дерево жужжать не может… Дети: Тут могут жужжать пчёлы, осы. Вини-Пух: А зачем на свете пчёлы? Дети: Пчёлы дают мёд. Вини-Пух: А зачем на свете мёд? Дети: Мед для того, чтобы его кушать. Учитель: А вы любите мёд? Любите, и от всего сердца говорю вам: «На здоровье!» Учитель: А к какой группе животных учёные относят пчелу? Дети: К насекомым. Учитель: Я предлагаю вам выполнить задание: «Хорошо ли знаете насекомых?» Дети работают с карточками:
Учитель: Давайте с нашим помощником (компьютером) проверим задание. Слайд 2. На экране компьютер оставляет правильные варианты ответов. Учитель: Сравните со своим выбором. У кого всё верно поднимите синий цветочек, а кого есть ошибка – красный. Слайд 3.
| Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Мотивирующий приём сообщения темы урока «Больше всего на свете..» в виде незаконченной фразы . Образовательная задача: -Актуализировать первичные знания о насекомых и их значение для человека; Приём создания занимательности - ролевая игра «Продолжи фразу».
Формирование мотивации учебной деятельности через решение проблемной учебной задачи с помощью теста. |
«Открытие» детьми нового знания | Учитель: Почему же паука наш помощник не относит к насекомым? Я вам предлагаю провести исследование. Давайте спланируем нашу работу. Посмотрите на свои принадлежности, на то, что или кто вас окружает, и скажите, где мы можем узнать о насекомых. На доске вывешиваются методы исследования: Дети: 1. «Подумать самостоятельно» 2. «Понаблюдать» 3. «Посмотреть в книгах» 4. «Спросить у другого человека» На доске вывешивается план исследования. Работа организуется по плану. Учитель: Давайте «Подумаем самостоятельно»! Для этого попытаемся сравнить: чем отличаются друг от друга данные животные? Собака- Птица – Насекомое – Паук - Дети: Покрытие тела, количество ног. Учитель на доске фиксирует выдвигаемые гипотезы. Сначала проверяется ошибочная гипотеза «Покрытие тела». Далее учитель организует проверку решающей гипотезы, определяется количество ног у предложенных животных. Фиксируются все варианты ответов как правильные, так и ошибочные. Учитель: Чтобы правильно указать количество ног, давайте понаблюдаем. Рассмотрите экземпляры пчелы медоносной с помощью лупы. Посчитайте количество ног. Дети: шесть! На доске убираются ошибочные варианты количества ног. Учитель: А что же у паука! Посмотрим видеоролик. Слайд 4. Дети просматривают видеоролик и считают число ног паука. Дети: У паука 8 ног. Учитель: Какой же самый главный отличительный признак класса насекомых? Дети: Количество ног. Учитель: Каких же животных мы относим к насекомым? Дети: Насекомые – это животные, у которых шесть ног. Учитель: Продолжим наше наблюдение. Рассмотрите, какие части тела можно выделить у насекомых? В этом вам поможет пчёлка. Дети: Голова, грудь, брюшко. Слайд. 5-10 Учитель сопровождает ответ моделированием пчелы на экране. Дети замечают, что есть усики. Учитель: Зачем насекомому усики? Каким методом исследования мы можем воспользоваться? Обращает детей к плану исследования. Дети: Метод «Посмотреть в книгах». Учитель: Найти ответ в книге – это самый лучший способ узнать. Один ученик зачитывает информацию из энциклопедии – стр. 234 Учитель: Но я вас возвращаю к вопросу нашего урока, «Кого же больше всех на свете?» и к плану нашего исследования. Вы предлагали «Спросить у другого человека». Я хочу вам ответить. На Земле насекомых около миллиона видов. Это больше, чем других животных и растений вместе взятых. | Образовательная задача: -расширить знания об отличительном признаке насекомых; развивать предметные умения: - развивать умение устанавливать отличительные признаки животного мира; уметь выделять части тела; развивать надпредметные УУД: развивать познавательные умения: - поиска и выделения необходимой информации; -анализировать объекты с целью выделения признаков; -находить определённые понятия. Развивать регулятивные умения: -формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера; Развивать коммуникативное умение: - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникам;
приём «Проблемная ситуация» исследовательская работа Приём «Наблюдение»
|
Первичное закрепление. | Самостоятельное моделирование божьей коровки – применение знаний в нестандартных условиях. Работа в парах. Учитель: Попробуйте сами смоделировать божью коровку. Давайте, задание выполним, стоя. Две пары приглашаются к доске. У одной пары в комплекте не хватает одной ноги, у другой - лишняя. Дети сами должны найти выход из проблемной ситуации. Учитель: Так какие части тела насекомых вы можете назвать? | Образовательная задача: -систематизировать знания о строении насекомых и включить новое знание в систему знаний; развивать умение анализировать, т.к. задание требует применения знаний в нестандартных условиях; приобретение опыта делового сотрудничества; Развивать коммуникативные умения: - управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; - формировать толерантность в отношениях учащихся в паре. Самостоятельная работа Прием «Моделирование» |
Первичный контроль
| Учитель: Продолжим наше исследование при помощи метода «Посмотри в книгах». Откройте учебник на странице 158. Исследователи получаемые сведения обязательно фиксируют. Я приготовила нам таблицу. Посмотрите, какие сведения мы должны найти. Насекомое | Жужелица кавказская | Жук майский | Пчела медоносная | Размер |
|
|
| Окраска |
|
|
| Чем питается? |
|
|
|
После чтения о каждом насекомом, детям предлагается заполнить таблицу, самостоятельно подумав или воспользовавшись словами для справок. Работа организуется по трём группам. Каждая группа заполняет своё насекомое Насекомое | Жужелица кавказская | Жук майский | Пчела медоносная | Размер | крупное | крупное | крупное | Окраска | металлическая | коричневая | полосатая | Чем питается? | гусеницы | листья | нектар |
Учитель: Ребята, а если поиграть в игру «Кто лишний?» Дети: Пчела, потому что домашнее животное. Дети: Майский жук – враг садов и огородов. Учитель: Раз мы заговорили о питании насекомых, послушайте известную вам песню «В траве сидел кузнечик». Ответьте на вопрос, что ел кузнечик? Слайд 12. Дети: Травку Учитель: А его съела … Дети: Лягушка Учитель: Мы составили с вами схему, которая называется цепь питания. Мы видим, что растения и животные нужны друг другу. А нашему Вини Пуху нужен был …? Дети: Мёд Учитель: А чем мед полезен человеку? Дети: Он обладает целебными свойствами. | Образовательная задача: -Расширить знания о значении насекомых в природе; Развивать познавательные умения: -извлекать необходимую информацию из текста; работать с таблицей. Самостоятельная работа с книгой (основана на методе выборочного чтения) Первичный контроль выбора информации из текста
развивать предметное умение: -уметь устанавливать взаимосвязи окружающего мира. Образовательная задача: Дать в качестве опережения знания о цепях питания в природе; Метод опережающего обучения. Составление цепи питания «В траве сидел кузнечик»
|
Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности. | Учитель: За ответы вы получали картинки с изображением насекомых. Поднимите их. Изучили в школе дети Много видов незнакомых, Мы узнали, что на свете Всего больше … Дети: Насекомых Учитель: Давайте подарим нашим насекомым корзину их любимых цветов. У вас на столах цветы, вам надо выбрать только один. Красный цветок – быстро, правильно, самостоятельно. Желтый цветок – правильно, но с помощью других. Голубой цветок – быстро, но неправильно. Дети собирают корзину цветов. Учитель: А еще, если бы не было насекомых, не было бы яблок и многих других вкусных фруктов и овощей. Но об этом вы узнаете позже. | Развивать регулятивное умение: -контроля, оценки и результата собственной деятельности.
Приём отсроченная загадка: «Закончи название темы урока» (стихотворение) Прием «Корзина успеха»
Приём мотивации будущей учебной деятельности |