Из чего состоит всё
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
- познакомить с понятием «тела»; познакомить с жидким, твёрдым и газообразным состоянием тел.
- узнать отличительные черты каждого из них;
- научиться приводить примеры из жизни, ставить вопросы, делать выводы.
Планируемые результаты:
-предметные: - знакомиться с твёрдыми телами, жидкостями, и газами, их наиболее характерными представителями;
- различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы,
- приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества.
-личностные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- осознавать необходимость бережного отношения к природной среде, проявлять интерес к созданию новых веществ.
Оборудование: презентация, учебник УМК «Перспектива» 3 класс, 1 часть; рабочие тетради (печатная) ; стакан с водой, спички, палочки, сахар.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_chego_sostoit_vsyo.docx | 47.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира
Тема: «Из чего состоит все».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
- познакомить с понятием «тела»; познакомить с жидким, твёрдым и газообразным состоянием тел.
- узнать отличительные черты каждого из них;
- научиться приводить примеры из жизни, ставить вопросы, делать выводы.
Планируемые результаты:
-предметные: - знакомиться с твёрдыми телами, жидкостями, и газами, их наиболее характерными представителями;
- различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы,
- приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества.
-личностные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- осознавать необходимость бережного отношения к природной среде, проявлять интерес к созданию новых веществ.
Оборудование: презентация, учебник УМК «Перспектива» 3 класс, 1 часть; рабочие тетради (печатная) ; стакан с водой, спички, палочки, сахар.
Этапы урока (методы) | Время (мин) | СТРУКТУРА УРОКА Деятельность учителя (содержание урока) | Деятельность ученика | УУД | |
I. Организация начала занятия Словесный: Приветствие учащихся | 2 мин | Здравствуйте ребята! Садитесь. Я очень рада вас видеть. Надеюсь, у вас сегодня хорошее настроение и вы готовы к работе. Урок интересен тогда, когда каждый является его активным участником, поэтому для меня очень дорого ваше внимание и активность. Я попрошу хлопнуть в ладоши тех, кто будет внимательным, активным участником урока. | Приветствовать учителя Настраиваться на урок | Л.самоопределение Л.смыслообразование П.- целеполагание К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
II. Постановка учебной задачи Словесный: -беседа; Практический: -классифицировать слова -опрос; - анализ определения; - постановка целей урока; Практический: -работа со словами; - работа в тетрадях; Практический: работа с загадками; -работа в группах; | 2 мин 2 мин 2 мин 3 мин 5 мин | Работа с понятиями Назови предметы общим словом – понятием: 1)Стол, табуретка, шкаф, комод (это мебель) 2)Стакан, банка, графин, тарелка (ёмкости для жидкости) 3)Ложки, чайник, нож, кастрюля (это посуда) - Что объединяет эти три группы предметов? (Это предметы, которые сделаны руками человека или вещи, тела) - Из чего человек делает вещи? (Из разных материалов) - Откуда человек берет материалы для изготовления предметов? (Это природные материалы) - Сделайте вывод на основании ваших высказываний. (Все предметы из чего-то сделаны) - Давайте попробуем на основании проведённой работы сформулировать тему урока в виде вопроса. (Из чего состоят все предметы?) На этот вопрос нам предстоит ответить. - Когда вы читаете или слышите слово “тело”, что вы представляете? Работа с определением - В толковом словаре С. Ожегова есть такое определение : «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение, оно –то и будет нас интересовать «Телами называют все предметы, окружающие нас». Давайте сформулируем цель нашего урока, что будем делать. - познакомимся понятие «тела»; познакомимся с жидким, твёрдым и газообразным состоянием тел. - узнаем отличительные черты каждого из них; - научимся приводить примеры из жизни, ставить вопросы, делать выводы. Работа со слайдом - Что в окружающем мире относится к природе, а что создано человеком? - Что относится к живой природе, а что к неживой? -Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или природные объекты. А ещё есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственными телами. -Рассмотрите схему. Работа в тетрадях. Откройте рабочие тетради и выполните задание 1 на стр 36. Как вы поняли задание? Что вы выбрали? Почему? А теперь самостоятельно выполните номер 2. Расскажите, что вы написали. - Назовите тела, которые относятся к группе природных объектов. - Назовите тела, которые относятся ко второй группе. Работа в группах -Отгадайте загадки. Запишите в таблицу слова – отгадки. 1. В морях и реках обитает, 2. Часто я в него смотрюсь 3. Ты весь мир обогреваешь 4. Длиннохвостая лошадка 5. Зверька узнаем мы с тобой - Какие тела называем природными, а какие искусственными? | Сравнивать понятия Делать выводы Рассуждать, отвечать на вопросы Формулировать тему и цели урока Анализировать понятие, запоминать Анализировать слова, отвечать на вопросы Ставить цели урока Выполнять задание в рабочей тетради Работать с учебником, искать ответы на вопросы. Отгадывать загадки Делать выводы Рассуждать, отвечать на вопрос Рассматривать иллюстрации | П.- осознанное и произвольное построение речевого высказывания К.- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Р.- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. К. -понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное мнение; К.- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях | |
III. Динамическая пауза Словесный: -опрос; Словесный: - чтение учебника; Словесный: - рассказ учащихся Практический: - работа с иллюстрациями; Словесный: -дополнение материала учителем Практический: -проведение опыта; - объяснение определения; - делать вывод на основе опыта; Практический: -классификация слов; Словесный: -беседа; Практический: -опыт; Словесный: - объяснение определения; Практический: -опыт с водой; Практический: - опыт со спичкой; Словесный: -выявлять признаки и делать вывод; Практический: -работа в рабочих тетрадях | 3 мин 2 мин 5 мин 3 мин 1 мин 3 мин 2 мин | Динамическая пауза (видеоматериал) Работа с учебником Прочитайте параграф на странице 52-53 и расскажите , что такое вещество? Может ли тело состоять из нескольких веществ? Приведите пример. Дополнение материала -Все природные и искусственные тела состоят из веществ. Соль, сахар, вода, глина, известняк – это вещества. Есть тела, которые образованы одним веществом (показ кусочка мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества. Веществами называют то, из чего состоят тела. - Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Чтобы убедиться, что эти частицы существуют, давайте проведем простой опыт. Опыт с водой и сахаром - У меня есть кусочек сахара и стакан с водой. Мне нужен один помощник. Опустим сахар в воду и перемешайте ложечкой. Что мы наблюдаем? Сначала сахар видим, но постепенно становится невидимым. Попробуйте воду на вкус. Она сладкая, значит, сахар не исчез, он остался в стакане. Почему же тогда он невидим? - Сахар распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял. Эти частицы перемешались с частицами воды. Получилась смесь двух веществ – воды и сахара. - Этот опыт показывает, что тела, а значит и вещества состоят из частиц. - Изучением частиц в веществах занимался великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Он доказывал, что частицы бывают простыми и сложными. Сложные частицы состоят из простых. Позже ученые убедились в этом и назвали сложные частицы молекулами, а простые – атомами. Работа со словами на слайде. – Посмотрите на доску. Здесь записаны слова. Прочитайте их внимательно и разделите на три группы. Вода, камень, железо, дым, пар, сок. – По какому признаку разделили? (Камень и железо – твердые, вода и сок – жидкие, дым и пар – газообразные.) – Какой можно сделать вывод? Вывод: вещества могут быть в твердом, жидком и газообразном состояниях. – Назовите еще вещества, относящиеся к этим группам. – В зависимости от того, на каком расстоянии молекулы находятся друг от друга, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные. Давайте попробуем определить, на каком расстоянии находятся молекулы в твердых веществах. Опыт с палочками Возьмите деревянную палочку и попробуйте разъединить ее. Получилось? Даже если придется ее сломать, то нужно приложить силу. Значит, твердое тело сохраняет свою форму, куда бы мы её не переложили и чтобы мы с ней не делали. Сделайте вывод. Вывод: в твердом веществе молекулы плотно прилегают друг к другу. У твердых тел форма постоянная. Проведение опыта с водой. – Давайте то же самое проделаем с водой. Перелейте воду в другой стакан, отлейте немного. Удалось разъединить молекулы воды? – Какой можно сделать вывод? Вывод: в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга. Жидкости меняют форму в зависимости от сосуда, в котором они находятся, но не меняют объем) Опыт со спичкой. – Проделаем последний опыт с газообразными веществами. Я сейчас зажгу спичку. От нее будут исходить молекулы дыма. Давайте помашем руками, чтоб разъединить эти молекулы. Куда делся дым? Вывод: Молекулы при малейшей возможности разлетелись кто куда. Между ними нет никакого сцепления. Газы не сохраняют форму и объем. Работа в тетрадях. – Давайте попробуем нарисовать молекулы в рабочей тетради на стр. 36 номер 3, которые находятся в твердом веществе, жидкости и газе. Молекулу обозначим кружочком. – Рассмотрите рисунки (на с. 50-51). Назовите предметы, которые состоят из твердых веществ, жидких, газообразных. А теперь выполните в парах задание 4 в рабочих тетрадях и вместе проверим. | Выполнять физ.минутку Анализировать материал Наблюдать за опытом, делать вывод Высказывать мнение Делать вывод на основе проведенного опыта Анализировать, запоминать определение Анализировать понятия, делать вывод Классифицировать понятия Выполнять проверку Работать в парах, выполнять задание Делать вывод на основе проведенного опыта Наблюдать за опытом Рассуждать, отвечать на вопрос Наблюдать за опытом Делать вывод Выполнять задание в тетрадях Анализировать иллюстрации, высказывать свое мнение | П.- Работа в малых группах сотрудничества. К.- использование критериев для обоснования своего суждения К.-достижение договоренностей и согласование общего решения Л.- осознание ответственности за общее дело Р.- определять цель выполнения заданий на уроке; К.– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций ; П.– выполнение действий по алгоритму П.-осознанное и произвольное построение речевого высказывания Л.-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности П.-определение основной и второстепенной информации К.-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | |
IV. Итог урока Словесный: -опрос; V. Рефлексия -объяснять выполнение рефлексии | 2 мин | Что нового и интересного вы узнали на уроке? -Какое открытие для себя сделали? -Что еще хотели бы узнать? Какие умения мы сегодня использовали на уроке? -Давайте оценим, как вы работали на уроке. Выясним, что получилось. На листочках нарисуйте смайлик соответствующий вашему настроению. - Всем спасибо за активность и внимание на уроке! | Анализировать вопросы, отвечать Выполнять рефлексию | К.- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; Л.- проявлять уважение к другим людям, самодостоинство; Л.-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности | |
Домашнее задание Словесный: - задавать д/з | 1 мин | Записываем домашнее задание. | Записывать домашнее задание | Л.- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РУССКИЙ ЯЗЫК . ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» . 4 КЛАСС. Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью
Цель: Введение предложений с прямой речью (конструкция предложения «слова автора плюс прямая речь»), показ роли таких предложений в речи....
Из чего состоят предметы
Тема «Из чего состоят все предметы» ...
внеклассное мероприятие по теме "Из чего состоит наша пища"
Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у младших школьников основ здорового образа жизни через культуру правильного питания....
"Из чего состоят предметы?"
Презентация к уроку окр. мира во 1 классе. УМК "Школа 2100..."...
Из чего состоят предметы.
Презентация....
"Испокон века книга растит человека": Библиотечный урок на тему: "Из чего состоит книга, структура книги" для учащихся 2-3 классов
Цель библиотечного урока познакомить учащихся со структурой книги, дать первые навыки самостоятельной работы с книгой, закрепить полученную на уроке информацию. Урок построен в форме беседы с эле...