РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру на 2022-2023 учебный год
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)
Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
3 класс.
Тема | Количество часов |
Как устроен мир | 6 |
Эта удивительная природа | 22 |
Мы и наше здоровье | 9 |
Наша безопасность | 7 |
Чему учит экономика | 12 |
Путешествие по городам и странам | 10 |
Итого | 66 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 39.44 КБ |
Предварительный просмотр:
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир». 3 класс
Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 3 классе являются следующие качества:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
- формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
- этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 3 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Учащиеся 3 класса научатся:
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД:
Учащиеся 3 класса должны научиться:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся 3 класса научатся:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 3 классе являются следующие умения:
Обучающийся научится:
- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- находить на карте страны — соседи России и их столицы;
- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
- классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
- использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе.
Обучающийся получит возможностьнаучиться:
- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- вырабатывать правильную осанку;
- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
- соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
- раскрывать роль экономики в нашей жизни;
- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
- понимать, как ведётся хозяйство семьи;
- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
- рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
- приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 3 класс.
Как устроен мир
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа,ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни.
Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Чему учит экономика
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
3. Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
3 класс.
Тема | Количество часов |
Как устроен мир | 6 |
Эта удивительная природа | 22 |
Мы и наше здоровье | 9 |
Наша безопасность | 7 |
Чему учит экономика | 12 |
Путешествие по городам и странам | 10 |
Итого | 66 |
4. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир». 3 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
Как устроен мир (8 часов) | |||
1. | 02.09 | Природа. | 1 |
2. | 06.09 | Человек. | 1 |
3. | 09.09 | Общество. | 1 |
4. | 13.09 | Российская Федерация. | 1 |
5. | 16.09 | О чём расскажет план. | 1 |
6. | 20.09 | Что такое экология. | 1 |
7. | 23.09 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям». | 1 |
8. | 27.09 | Странички для любознательных: Как мы познаём мир. | 1 |
Эта удивительная природа (19 часов) | |||
9. | 30.09 | Звёздное небо – Великая книга Природы. | |
10. | 04.10 | Тела, вещества, частицы. | 1 |
11. | 07.10 | Разнообразие веществ. | 1 |
12. | 11.10 | Воздух и его охрана. | 1 |
13. | 14.10 | Вода. | 1 |
14. | 18.10 | Превращения и круговорот воды. | 1 |
15. | 21.10 | Берегите воду! | 1 |
16. | 25.10 | Что такое почва. | 1 |
17. | 08.11 | Разнообразие растений. | 1 |
18. | 11.11 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 |
19. | 15.11 | Размножение и развитие растений. | 1 |
20. | 18.11 | Охрана растений. | 1 |
21. | 22.11 | Разнообразие животных. | 1 |
22. | 25.11 | Кто что ест. | 1 |
23. | 29.11 | Размножение и развитие животных. | 1 |
24. | 02.12 | Охрана животных. | 1 |
25. | 06.12 | В царстве грибов. | 1 |
26. | 09.12 | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». | 1 |
27. | 13.12 | Странички для любознательных: Великий круговорот жизни. | 1 |
Мы и наше здоровье (10 часов) | |||
28. | 16.12 | Организм человека | 1 |
29. | 20.12 | Органы чувств | 1 |
30. | 23.12 | Надежная защита организма | 1 |
31. | 27.12 | Опора тела и движение | 1 |
32. | 10.01 | Наше питание. | 1 |
33. | 13.01 | Дыхание и кровообращение | 1 |
34. | 17.01 | Умей предупреждать болезни | 1 |
35. | 20.01 | Здоровый образ жизни | 1 |
36. | 24.01 | Наши проекты: «Школа кулинаров» | 1 |
37. | 27.01 | Странички для любознательных: Как устроены и работают наши органы чувств | 1 |
Наша безопасность 7 (часов) | |||
38. | 31.01 | Огонь, вода и газ. | 1 |
39. | 03.02 | Чтобы путь был счастливым. | 1 |
40. | 07.02 | Дорожные знаки. | 1 |
41. | 10.02 | Опасные места. | 1 |
42. | 14.02 | Природа и наша безопасность. | 1 |
43. | 17.02 | Наши проекты: «Кто нас защищает». | 1 |
44. | 21.02 | Странички для любознательных: Маленький справочник дорожных знаков. | 1 |
Чему учит экономика (12 часов) | |||
45. | 28.02 | Для чего нужна экономика? | 1 |
46. | 03.03 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 |
47. | 07.03 | Полезные ископаемые | 1 |
48. | 10.03 | Растениеводство | 1 |
49. | 14.03 | Животноводство | 1 |
50. | 17.03 | Какая бывает промышленность? | 1 |
51. | 21.03 | Что такое деньги? | 1 |
52. | 24.03 | Государственный бюджет | 1 |
53. | 04.04 | Семейный бюджет | 1 |
54. | 07.04 | Экономика и экология | 1 |
55. | 11.04 | Наши проекты: «Экономика родного края» | 1 |
56. | 14.04 | Странички для любознательных: Подробнее о растениеводстве и животноводстве | 1 |
Путешествие по городам и странам (11часов) | |||
57. | 18.04 | Золотое кольцо России | 1 |
58. | 21.04 | Золотое кольцо России | 1 |
59. | 25.04 | Наши ближайшие соседи. | 1 |
60. | 28.04 | На севере Европы. | 1 |
61. | 02.05 | Что такое Бенилюкс? | 1 |
62. | 05.05 | В центре Европы. | 1 |
63. | 12.05 | По Франции и Великобритании. | 1 |
64. | 16.05 | По Франции и Великобритании. | 1 |
65. | 19.05 | На юге Европы. | 1 |
66. | 23.05 | Всемирное наследие. | 1 |
67. | 26.05 | Наши проекты: «Музей путешествий». | 1 |
68. | 30.05 | Странички для любознательных: По знаменитым местам мира. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель: Максимова О.В.
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич...
Рабочая программа по окружающему миру на 2013-2014 учебный год.2 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру на 2013-2014 учебный год.2 класс УМК "Перспектива"...
Рабочая программа по окружающему миру на 2014-2015 учебный год, 1 класс по системе РОЗанкова Л.В.
Настоящая рабочая программа по окружающему миру разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на 2016 – 2017 учебный год для 1 класса
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...
Рабочая программа по окружающему миру на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс 2022-2023 учебный год ( 2 часа в неделю,68 часов)
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духов...