Статья на тему "Уроки окружающего мира исторического содержания в начальной школе как пропедевтика курса истории в средней школе"
статья по окружающему миру
Историческое образование – это сложный и многогранный процесс, требующий особого подхода для эффективного усвоения материала для всех школьников в целом, а не только для младших школьников. Однако именно в младшем школьном возрасте закладываются фундаментальные знания, служащие опорой для усвоения знаний в будущем ученика, средней школе. В данной статье представлены методы эффективного усвоения исторического содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки окружающего мира исторического содержания в начальной школе как пропедевтика курса истории в средней школе
Автор: Шевелева Екатерина Александровна
История – это многовековой опыт человечества, который передаётся из поколения в поколение. С ней мы знакомимся с раннего детства: через сказки, былины, мифы, легенды. И уже в школе изучаем историю более углубленно.
Однако в наши дни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой отсутствия знания исторических фактов – как отечественных, так и мировой истории в целом. Подрастающее поколение в основном плохо ориентируются в исторических периодах, не помнят важных государственных или мировых дат; не знают значения устаревших слов, которые так часто встречаются в шедеврах русской и зарубежной классической литературы; не умеют определять причинно-следственные связи. Но почему? Разве этому не учат в школе? Более того: многие люди и не стремятся к получению этих знаний. Так в чём же дело?
Проблема, в первую очередь, в формировании мотивации. Учителя должны создавать условия для изучения исторического содержания, использовать разнообразные методы преподнесения информации, - что будет способствовать формированию мотивационно-потребностного фактора. Следующая проблема – доступность излагаемого материала. Информация должна быть адаптирована с учётом возрастных особенностей, преподноситься на понятном для учеников языке. Также не маловажно соблюдение систематизации знаний: включение элементов исторических знаний в систему исторических знаний будет способствовать более эффективному усвоению материала исторического содержания.
В методике обучения истории нет единого мнения о методах обучения. Систематизировать методы обучения истории попытался И.Я. Лернер. Он считал, что каждый метод должен определять преподавательскую и учебную деятельность одновременно, а также характеризовать специфический для них способ усвоения и организации этого усвоения.
Для создания первичного ознакомления и формирования знаний исторического содержания на начальном этапе следует прибегнуть к объяснительно-иллюстративному методу. Суть в том, чтобы организовать осознанное восприятие готовой информации учащимися разными средствами и приемами. Он включает в себя привлечение наглядной изобразительности, устное изложение информации и предъявление документальных и художественных текстов. В помощь учителю идут: устное слово, письменный текст, видео, памятники материальной и духовной культуры или их воспроизведение на макетах, копиях и символическая наглядность.
Вторым методом обучения считается репродуктивный метод. Его сущность заключается в конструировании заданий на воспроизведение, выбор необходимого количества упражнений в педагогически оправданной системе, а далее – в воспроизведении действия учеником в соответствии с заданием. Например, пересказ объяснения учителя, описание содержания картины после ее характеристики, составление простого и сложного плана, упражнение на знакомое сравнение, на рассказ об исторической личности по схеме, ответ на вопрос, не требующий поиска, размещение мест событий на контурной карте, составление хронологической таблицы, упражнение на счет лет до и после н.э. и т.п.
Третий метод, метод проблемного изложения, подразумевает постановку проблемы и раскрытие доказательного пути её решения, чтобы показать противоречивый ход решения, трудности, которые встречаются на пути, способы и варианты их преодоления. В данном методе осуществляется мыслительное прогнозирование очередных шагов логики решения. Этот метод используется при раскрытии сложных проблем.
Эвристический метод, или частично-поисковый, характеризуется постановкой учителем проблемы, малодоступную для самостоятельного решения, и делением ее на подпроблемы и серией взаимосвязанных вопросов или аналогичных облегченных задач, то есть включает учащихся в процесс выполнения отдельных шагов хода решения. То есть происходит поэтапное обучение решению исследовательской задачи.
И, наконец, исследовательский метод – это составление и предъявление проблемных задач для самостоятельного поиска решений учеником. Предполагается, что на данном этапе ученик уже владеет необходимыми умениями и навыками. Ученик на доступном ему уровне попадает в положение, требующее не усвоения готового знания, а научного познания. К таким доступным формам относятся: более длительное исследование по истории школы, улицы, микрорайона, где живет ученик, или маленькая тестовая задачка. Проблему и проблемные задачи помочь сформулировать учителю могут кино- и видеофильмы, картины, документы исторического содержания, художественная литература и объекты, показанные во время экскурсии.
Какой вывод мы можем сделать? Эффективное усвоение исторического содержания, исторического образования младших школьников обеспечивает включение в урок окружающего мира вышепредставленных разнообразных методов в определённые этапы изучения дисциплины. Все они способствуют формированию фундаментальных исторических знаний ребёнка. Но можно ли сказать, что такой подход к изучению исторического материала в начальной школе может рассматриваться в качестве пропедевтики изучения курса истории в средней школе? Для этого необходимо узнать особенности организации уроков как пропедевтики изучения курса истории в средней школе.
В первую очередь, что подразумевает собой пропедевтика?
Пропедевтика, или предварительное обучение, - это своеобразное введение в предмет, курс, отличающийся от других отбором содержания, формой изложения, адаптированное к возрасту детей. К основным задачам пропедевтики относятся: обеспечение перехода от интегративной начальной ступени образования к предметной, подача элементарных представлений, связанных с основными характеристиками истории (время, пространство, образ жизни людей, деяния отдельных личностей, культура прошлого, исторические источники и др.), пробуждающие и развивающие интерес к предмету. Историческая пропедевтика предоставляет возможности и для воспитания у школьников любви к Отечеству, его истории и культуре, эстетических вкусов, способности к сопереживанию, сострадания к людям, человеколюбия, уважительного отношения к культуре, традициям и религиозным убеждениям людей.
Осуществление пропедевтики невозможно без осуществления ряда педагогических условий. По определению Н.М. Скаткина: «педагогическое условие – это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений».
Формирование исторических представлений и понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет осуществляться более эффективно, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- проведение терминологической работы на уроках;
- моделирование опорных схем и интеллектуальных карт по историческому материалу;
- включение детей в реализацию проектов исторического содержания;
- организация экскурсий с младшими школьниками в музеи.
При соблюдении данных педагогических условий, как уже было сказано выше, будут намного эффективнее формироваться исторические представления и понятия у младших школьников, а значит, будет закладываться надёжный фундамент знаний, который в будущем, - в средней школе, - поспособствует опорой и помощью в овладении новыми знаниями при изучении курса истории.
Список использованных источников:
- Саплина, Е.В. История в начальной школе [Текст]: методические рекомендации / Е.В. Саплина, А.И. Саплин. – М.: Астрель, 2012. – 94 с.
- Белявский И.В. Методика преподавания истории в школе [Текст]: пособие для учителей и студентов / И.В. Беляевский, Л.С. Павлов. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2001. – 250 с.
- Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: учебное пособие / А.В. Хуторской. – 2-е изд. перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 260 с.
- Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе. – М.: 2004. – 36 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по окружающему миру,1 класс УМК «Начальная школа 21 в.» «О дружбе»
Цели: уметь дружить и понимать для чего нужна дружба; тренировать способность к коммуникативному взаимодействию; учить общаться друг с другом, уважать друг друга, жить дружно, помогать друг друг...
Работа с учащимися с повышенной мотивацией к обучению. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по окружающему миру в 4 классе начальной школы - 2016
Материал включает задания по окружающему миру за полный курс начальной школы. Готовые бланки заполняются самими учащимися в самом начале олимпиады....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки окружающего мира (по УМК"Перспекивная начальная школа"
Данная статья укажет на те темы и разделы в предмете "окужающий мир" по УМК "Перспективная начальная школа", которые позволяют в наибольшей степени воспитать у младшего школьника духовно-нравственные ...
Урок по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Самоанализоткрытого урока ...
Урок окружающего мира 4 класс УМК Начальная школа XXI века по теме Как славяне обживали север
Конспект урока по теме Как славяне обживали север....
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-техниче...
Рабочая программа логопедического сопровождения для учащихся начальной школы с легкой умственной отсталостью и средней школы с умеренной умственной отсталостью по обучению грамоте
Программа для работы с детьми, обучающимися в начальной школе, с легкой умственной отсталостью и детьми, обучающимися в средней школе с умеренной умственной отсталостью....