Конспект урока по теме: "Свет и цвет."
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока 2 класс УМК "Планета знаний" .Окружающий мир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2_kl.docx | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила: Митясова Е. И., учитель начальных классов, МОУ «Гимназия №34 им.Г.Д.Ермолаева»
Предмет: окружающий мир
2 класс
УМК «Планета знаний»
Тема «Свет и цвет. Значение света и цвета в природе и в жизни человека»
Цель: показать значение света и цвета в природе и в жизни человека.
Оборудование:
Компьютер, телевизор, презентации, экран, фонарь, прозрачный и непрозрачный квадрат, выставка книг, 7 цветных квадратиков, слова на карточках (красивый, образованный, жизнерадостный, здоровый, грамотный, сильный, фантазёр), толковый словарь.
У учащихся: 4 группы по 6 человек – на столах 4 фонарика, рабочие тетради, листы с заданием в конвертах, предмет для исследования тени, разноцветные прямоугольники.
Ход урока
- Орг. момент.
- Сегодня на уроке нас ждёт много удивительных и интересных встреч и открытий. Но для этого нужно быть внимательными, наблюдательными и активно работать на уроке.
- Постановка учебных задач:
- Чтобы определить тему урока, отгадайте загадку:
Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он уже вошел
Значит, новый день пришел (Свет) Слайд 1.
- Замените в слове «свет» одну букву, и получится окраска (Цвет)
- Определите тему урока (Свет и цвет). Мы сегодня обобщим знания по теме «Свет и цвет» и рассмотрим значение света и цвета в природе и в жизни человека, узнаем опытным путём, как человек использует их в своей жизни.
- Значение света в природе и в жизни человека.
- Группа ребят к сегодняшнему уроку подготовила проект «О значении Солнца в природе».
Слайд 2.
Выступление группы с презентацией.
1 ученик: - Существует много источников по данной теме. Мы подготовили специальную выставку книг. Это энциклопедии, справочники. А наш рассказ будет сопровождать презентация по теме «Значение Солнца в природе»
2 ученик: - Откуда берется свет и тепло на Земле? От Солнца. Ходит Солнце низко зимой, стороною, не упирает лучами в землю, — ничего не шевелится. Станет солнышко ходить выше над головами: станет светить, отогреется все на свете и начнет шевелиться. Оттают семечки, выпустят ростки, зацепятся ростки за землю; из старых кореньев пойдут побеги, начнут расти деревья и травы. Кто это сделал? Солнце.
3 ученик: - Встанут медведи, кроты, очнутся мухи, пчелы, выведутся комары, выведутся рыбы из икринок на тепло. Кто все это сделал? Солнце.
4 ученик: - Вырастут травы, хлеба, плоды, деревья; насытятся животные, напитаются люди; построят себе люди дома, построят железные дороги, города. Кто все это приготовил? Солнце.
5 ученик: - Человек построил себе дом. Из чего он его сделал? Из бревен. Бревна вырублены из деревьев, деревья вырастило Солнце.
Топится печка дровами. Кто вырастил дрова? Солнце.
6 ученик: - Ест человек хлеб, картофель. Кто вырастил? Солнце. Ест человек мясо. Кто выкормил животных? Травы. А травы вырастило Солнце.
Все, что людям нужно, что идет прямо на пользу, — все это заготовляется Солнцем, и во все идет много солнечного тепла и света.
Учитель: - Солнце даёт нам свет и поддерживает жизнь на Земле. Нас также окружают и другие источники света. Назовите их. (Луна и звёзды, пламя и электрические лампы.) Слайд 3.
б) - Благодаря их свету мы можем видеть окружающий мир. Благодаря свету существует все живое на нашей планете. Но вопрос о том, что такое свет, не так-то прост. Свет – это нечто неуловимое. Поймать его кажется совершенно невозможной задачей. Однако давайте попробуем провести некоторые исследования света и определим, как человек использует свет в жизни.
- А что мы будем исследовать, отгадайте из загадки: «Ты за ней – она от тебя. Ты от нее – она за тобой» (Тень) Слайд 4.
(Закрыть жалюзями окно. Демонстрация с помощью света от фонаря.)
- Свет всегда распространяется по прямой. Если свет встречает на пути прозрачный предмет, то проходит сквозь него, если непрозрачный предмет, то отражается от него. А позади этого предмета возникает тень. Тень – это пространство, в которое не попадает световая энергия от источника света.
Работа в группах.
1 группа – наблюдатели, остальные три группы – исследователи.
1 группа: - Используя собственные наблюдения, ответьте на вопросы об изменении тени.
- А остальные группы исследуйте тень опытным путём по заданиям на листах, в которых вы и отметите результаты своих исследований.
Задания:
2 группа: - Когда тени от предметов больше: когда предметы расположены ближе к источнику света или дальше от него?
3 группа: - Когда тени от предметов короче: когда Солнце стоит высоко в небе или низко?!
4 группа: - Когда тени резче: когда Солнце светит ярко или просвечивает сквозь облака? Воспользуйся листом белой бумаги, имитирующим облака.
При проверке сначала отвечают наблюдатели, а затем соглашаются или нет с ними исследователи.
Учитель: - Зная, как ведёт себя тень по отношению к источнику света, создаются и действуют театры теней. Например, в Китае театр теней – один из видов театрального искусства. Ему более двух тысяч лет. Он очень популярен в народе. Сюжеты просты и понятны зрителям: добро всегда побеждает, а зло всегда бывает наказано.
- А у нас свой театр. Группа ребят подготовили для вас сюрприз: они продемонстрируют мини-спектакль (детский фольклор).
– Георгий Сапгир. Потешка.
Сказала тётя: Сестра сказала:
- Фи, футбол! – - Ну, футбол … -
Сказала мама: А я ответил:
- Фу, футбол! – - Во футбол! (Г.Сапгир)
- А кто бы из вас ответил также как герой этого сюжета? (Заниматься спортом или выполнять физические упражнения – это важно для здоровья в любом возрасте.)
Учитель предлагает посмотреть небольшой сюжет театра теней.
Слайд 5.
- Не перестаёшь удивляться творениям рук человеческих.
- Назовите самый яркий, на ваш взгляд, момент этого сюжета. Несмотря на то, что человек строит огромные города, хочется верить, что он не будет забывать о братьях наших меньших: охранять их, оберегать, подкармливать при необходимости.
- Д/З:
- Дома поиграйте в театр теней. Попробуйте изобразить гуся, птицу, собаку. Придумайте другие фигуры и на следующем уроке продемонстрируйте свои достижения. Выполните творческое задание №10 в рабочей тетради, в котором предлагается исправить ошибки художника. Обратите внимание, в какую сторону на рисунке падают тени дерева и дома, а также детей. Есть ли тень у собаки? Может ли так быть? Если нет, то нарисуйте недостающие тени.
- Значение цвета в природе и в жизни человека.
Учитель: - А мы продолжаем наш урок. У меня для вас загадка.
Крашеное коромысло над рекой повисло (радуга).
Слайд 6. Радуга — красивое явление природы, вызывающее восторг в сердце человека. У древних народов радугу считали дочерью «чуда и лучезарности солнца».
Слайд 7. - В результате чего образуется радуга?
- Какой вывод мы можем сделать о белом свете?
Слайд 8. - На прошлом уроке мы опытным путём доказали, что белый свет – сложный свет, он разлагается на 7 цветов.
– Как называется эта радужная полоска? (Спектром) Мы запоминали фразу о порядке их расположения.
Игра: к доске выходят по два человека от каждой группы, один от группы наблюдателей будет наблюдать. Каждый выбирает один из семи цветов, затем по команде дети выстраиваются в цепочку, соответствующую цветам радуги. Наблюдатель подтверждает правильность построения.
- Класс хором повторяют фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». (У французских детей «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь»)
(Дети крепят магнитиками каждый свою карточку к доске.)
- С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду. Он также многогранен, как сама жизнь.
- Вообразите себе, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится!
- Цвет оказывает сильное влияние на организм человека. Цвет создаёт определенное настроение.
- У вас у каждого на партах прямоугольники со всеми цветами спектра. Я попрошу вас выразить своё настроение цветом. Я рада, что у вас хорошее, приподнятое настроение, вы улыбаетесь.
- Оказывается, цвет лечит! Не удивляйтесь! Наука о лечении цветом называется цветотерапия. Цветотерапия – эффективное средство сохранения здоровья и работоспособности.
- Минутки отдыха.
- Давайте немного отдохнём и полюбуемся разнообразием мира через его краски.
Слайд 9. «Цветотерапия»
- Какое впечатление на Вас произвели эти минуты просмотра?
- - Как много в нашей жизни значит цвет! Исследования ученых показали, что в помещениях, где люди трудятся или учатся, необходимо правильное сочетание цвета и освещенности. Светлые тона повышают освещенность и благоприятно влияют на работоспособность. Посмотрите на наш класс: кругом спокойные светлые тона, и они также повлияли на вашу способность хорошо трудиться.
Поэтому художникам, дизайнерам, модельерам следует это учитывать.
- Благодаря свету мы видим этот мир во всём его красочном многообразии. Человек – часть этого мира, поэтому он должен жить в гармонии с этим миром.
- Что значит жить в гармонии?
- Поиск в толковом словаре значения слова ГАРМОНИЯ (согласованность)
- У меня для вас очень интересное задание. Одному справиться тяжело, а группой легче. Поэтому работаем в группе. - Давайте подумаем, каким должен быть человек, чтобы жить в согласии с ОМ?
- Перед вами первые буквы названий цветов спектра (радуги). На каждую букву назовите качества человека, или каким бы вы хотели его видеть в этом мире?
Работа в группах.
(Учитель на доске открывает карточки со словами)
К - красивый (и здесь имеется не только внешняя красота, но и внутренняя, которая подчас важнее внешней), (контактный – коммуникабельный, креативный, классный)
О – образованный, (общительный)
Ж – жизнелюбивый, жизнерадостный;
З – здоровый, (зоркий, заботливый)
Г – грамотный;
С – сильный (не только физически, но и духом), смелый, скромный;
Ф – фантазёр.
- Из всех названных качеств, какое вы считаете главным? Почему?
- Здоровый. Если человек здоров, то всё остальное, при желании, у него будет. Поэтому к своему здоровью нужно относиться бережно,
о чём мы постоянно с вами говорим. И здесь нам может помочь цвет.
- Итог урока.
Вы узнали о главном предназначении света – он дает нам возможность увидеть красоту окружающего нас мира, он согревает нас, свет дает возможность всему живому существовать на нашей планете Земля.
Слайд 10. Учитель читает:
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить!
У. – Что помогло усилить ваше чувство восприятия цвета? Помогли усилению этих положительных чувств звуки музыки. А исследовать звуки мы с вами будем на последующих уроках. Так что нам с вами предстоят не менее увлекательные уроки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока ИЗО "Морские глубины" дополнительные цвета, батик
"Морские глубины" дополнительные цвета, батик. как с помощью простой игровой формы найчить детей смешивать цвета...
План-конспект урока по информатике и ИКТ "Цвет. Область. Область раскрашивания"
Тема: Цвет. Область. Область раскрашивания. Знакомство с компьютером.Цели урока: расширять представления учащихся о цвете, области раскрашивания, познакомить учащихся с компьютером, частями комп...
Конспект урока по изобразительному искусству Тема: « Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета».
Знакомство с цветом как средством выражения, научить составлять теплые и холодные цветовые гаммы....
Конспект урока "В Жостовском подносе все цветы России. Русские лаки традиции мастерства" +презентация к уроку
Конспект урока "В Жостовском подносе все цветы России. Русские лаки традиции мастерства"...
Конспект урока по ИЗО 2 класс. Цвет как средство выражения. Мягкие и яркие цвета.
Конспект урока по ИЗО по теме:«Цвет как средство выражения. Мягкие и яркие цвета.»...
Конспект урока по изобразительному искусству. Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета» (3 класс)
Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета».Цели деятельности учителя: знакомство с цветом как средством выражения, формирование у учащихся представления о теплы...
Конспект урока изобразительного искусства "Три основных цвета. Изображение цветов" (УМК "Школа России", 2 класс)...
Цели деятельности учителя: создание условий для развития навыка смешивать краски, получать новые цвета.Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия «основной цвет» и «составной ц...