Рабочая программа. Окружающий мир. Домашнее обучение
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс ОВЗ.Вариант 1. Домашнее обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_okr_mir_3kl._1variant.docx | 38.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
МБОУ Гнездовская СШ
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО |
Руководитель ШМО | Заместитель директора по УВР |
_____________Ниценкова Т.Н.. Протокол № 1 от «___».08.2022 | _________________Осипова Е.А. 31.08.2022 |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Мир природы и человека»
для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель:Опалева Светлана Семёновна,
учитель начальных классов
Новые Батеки, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)(Приказ Минобрнауки от 19.12.2014г. № 1599) с учетом рекомендаций ТПМПК.
- Примерная рабочая обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
- СП 2.2364 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- СанПин 1.2.3658 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- АОП образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) МБОУ Гнездовской СШ (1вариант)
- Учебного плана МБОУ Гнездовская СШ.
- Положения о рабочей программе МБОУ Гнездовской СШ.
На изучение предмета «Мир природы и человека» в 3 классе отводится по 0,5 часа в неделю. Курс рассчитан на 17 часов (34 учебные недели).
Кол-во часов по УП на 2022\23 уч. год:
Занятия с учителем | Самообразование | Итого | |
Кол-во часов по УП | 17 | 51 | 68 |
Кол-во часов в неделю | 0,5 | 1,5 | 2 |
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших
классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Содержание дисциплины «Мир природы и человека» базируется на знакомых
детям объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенно
углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи
между объектами, явлениями и состояниями природы. Курс «Мир природы и человека»
должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как
«Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему
знаний.
Общая характеристика учебного предмета
Цель программы обучения: углубление сведений, раскрывающих причинные,
следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями
природы; формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание»
и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи программы обучения:
-уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать
новые знания об основных ее элементах;
- расширить представления взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;
- выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ,
отмечать фенологические данные;
-сформировать знания учащихся о природе своего края;
-сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности
человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционные задачи:
-развитие зрительной памяти и зрительного восприятия;
-развитие способности обобщать и делать выводы при наблюдениях;
-развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать запоминания и
припоминания при закреплении материала;
-коррекция восприятия времени, пространственного восприятия;
-формирование умений слушать речь отвечающих и учителя;
-устранение недоразвития словаря через толкование новых незнакомых слов;
-развитие коммуникативной функции речи;
-совершенствовать навыки и умения делать выводы при составлении рассказа;
-обучение приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка
материала, анализу изученного) при изучении предметов и явлений окружающей
действительности;
-развитие логического мышления на всех этапах урока;
-активизирование познавательной деятельности развивающими вопросами,
нестандартными заданиями во время беседы;
-развитие наблюдательности, способности понимания главного в воспринимаемом
учебном материале.
Планируемые результаты
Предметные результаты освоения данного учебного предмета, согласно ФГОС,
включают освоенные обучающимися знания и умения, полученные на уроках и
готовность их применения.
Достаточный уровень
- правильно называть изученные объекты и явления;
- сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи,плоды и семена растений; названия деревьев и кустарников, наиболее распространённых в данной местности;
- сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и
образ жизни;
- соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений,животных, человека;
- определять по сезонным изменениям время года;
- определять направления ветра.
Минимальный уровень
правильно называть изученные объекты и явления;
- сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2—3 растения, наиболее распространённых в данной местности; различать ягоды, орехи, грибы;
- сравнивать домашних и диких животных, птиц; описывать их повадки;
- соблюдать правила употребления в пищу грибов и ягод;
- соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;
- соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений,
животных, человека
Личностные
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные
-адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные
-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо
знакомых предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-читать;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу
Коммуникативные
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
-сотрудничать с взрослыми в разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми;
Содержание программы учебного предмета
Сезонные изменения в природе. Сезонные изменения в неживой природе.
Основные виды деятельности: Формировать представление о временах года. Познакомить с названиями месяцев. Формировать представления о явлениях и состояниях неживой природы, о смене времен года, о сезонных изменениях осенью, зимой, весной, летом. Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе. Участвуют в беседе, составляют простые предложения, наблюдают за природой. Использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки. Учатся различать объекты живой и неживой природы.
Неживая природа
Основные виды деятельности: Сформировать первоначальное представление о неживой природе: о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных и человека. Учить наблюдать за явлениями окружающей природы; развивать внимательность и наблюдательность.
Живая природа
Основные виды деятельности: Организовать наблюдения за животными и растениями включить детей в природоохранительную деятельность. Различать домашних и диких животных. Приводят примеры различных домашних животных, показывают как изменения погоды влияют на жизнь животных. Называют животных леса. Характеризуют их отличительные черты. Различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут. Ухаживать за комнатными растениями. Выполнять элементарные гигиенические правила. Учить сравнивать и обобщать; развивать внимательность и наблюдательность. Развивать творческие способности детей.
Человек
Основные виды деятельности: Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом . Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь
Тематическое планирование 17ч.
№ п/п | Темы раздела | Целевые ориентиры результатов воспитания | Кол-во часов |
1 | Сезонные изменения в природе. Сезонные изменения в неживой природе. | Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. | 6 |
2 | Неживая природа | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. | 3 |
3 | Живая природа | Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. | 4 |
4 | Человек | Воспитывать бережное отношение к своему здоровью | 4 |
Всего за год | 17 |
Календарно-тематическое планирование 17 ч
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Часы по самообразованию | Темы по самообразованию |
1. | Времена года. Осень. | 1 | 1,5 | Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток | |
2. | Животные и птицы осенью | 1 | 1,5 | Экскурсия в природу. | |
3 | Растения осенью | 1 | 1,5 | Экскурсия. Листопад, увядание трав | |
4 | Долгота дня зимой. Времена года . Календарь | 1 | 1,5 | Экскурсия. | |
5 | Растения и животные зимой.. | 1 | 1,5 | Экскурсия. Занятия людей зимой. | |
6 | Время года. Весна. Растения и животные весной. | 1 | 1,5 | Знакомство с названиями весенних месяцев Занятия людей весной. | |
7 | Время года. Лето. Растения и животные летом. | 1 | 1,5 | Знакомство с названиями летних месяцев Занятия людей летом. | |
8 | Солнце в разные времена года. Сутки | 1 | 1,5 | Восход и заход солнца.Наблюдения. | |
9 | Воздух. Термометр. Ветер | 1 | 1,5 | Правила поведения во время урагана | |
10 | Части растений. Жизнь растений. Комнатные растения. | 1 | 1,5 | Уход за комнатными растениями. | |
11 | Овощи. Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека | 1 | 1,5 | Огород. Овощи в питании человека. | |
12 | Дикие и домашние животные. | 1 | 1,5 | Правила ухода за домашними животными | |
13 | Птицы. | 1 | 1,5 | Певчие птицы | |
14 | Человек. Сердце. Кровь. Пульс человека | 1 | 1,5 | Окружающая среда и здоровье человека | |
15 | Питание человека. | 1 | 1,5 | Правила питания | |
16 | Профилактика отравлений. | 1 | 1,5 | Первая помощь | |
17 | Промежуточная аттестация. | 1 | 1,5 | Безопасное поведение |
Критерии оценивания.
При проверке знаний, умений и навыков учитываются:
- понимание содержания статьи при пересказе и воспроизведении на слух;
- логичность построения ответа;
- знание терминологии (по изучаемой теме);
- практическое применение полученных знаний и умений.
«5» - учащийся правильно употребляет в речи лексику по изучаемой теме;
- строит рассказ в соответствии с программными требованиями и материалом предмета;
- правильно ставит вопрос, владеет навыками сжатого и полного пересказа;
- самостоятельно строит высказывания, излагает материал логично и последовательно.
«4» - учащийся допускает 3-4 ошибки при употреблении лексики по изученной теме;
- нуждается в помощи при построении сложных предложений;
- требует помощи в логическом построении предложения, диалога;
«3» - учащийся недостаточно владеет лексикой по изученной теме;
- употребляет при пересказе простые предложения;
- нуждается в систематической помощи учителя при построении самостоятельных высказываний;
- дает краткие односложные ответы на поставленные вопросы;
- не может объединить отдельные высказывания в логической последовательности.
«2» - учащийся не овладел учебным материалом. Допускается словесное оценивание «Не справился».
Литература
Учебно – методический комплект (УМК):
1.Учебник "Мир природы и человека» 3 класс авторы: Н.Б.Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Москва "Просвещение", в 2 ч, 2019г.
2.Матвеева Н.Б., Попова М.А рабочая тетрадь «Мир природы и человека. 2 класс» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) – М.: Просвещение, 2019.
Дополнительная литература:
1. Ткаченко Т. А. Совершенствование связной речи. Логопедическая тетрадь.- Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2006
2. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками - Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 2 класс (домашнее обучение) УМК "Перспективная НШ" окружающий мир
Рабочая программа составлена по программе УМК"Перспективная НШ" 2 класс (домашнее обучение) 1 час в неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике, домашнее обучение Класс 1
Данная программа предназначена для домашнего обучения по математике в 1 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике, домашнее обучение 3 класс
Данная программа предназначена для обучения на дому учащихся 3 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру, домашнее обучение 3 класс
Данная программа предназначена для обучения на дому учащихся 3 класса...
Рабочая программа «Окружающий мир» коррекционное обучение 8 вид 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа 4 класс Домашнее обучение 1 полугодие
Рабочая программа 4 класс Домашнее обучение 1 полугодие...
Рабочая программа. Русский язык . Домашнее обучение
Рабочая программа по русскому языку . 3 класс ОВЗ.Вариант 1. Домашнее обучение....