Конспект урока по окружающему миру на тему: "Воздух".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Данный урок разработан по предмету окружающим мир по теме "Воздух и его свойства" для 2 класса по программе Школа России, но может быть использован и по другим программам. Дети с помощью стихотворений, опытов, в общении с учителем и между собой знакомятся со свойствами воздуха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_vozduh.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

МАОУ «Школа №36»

Румянцева В.А.

Модель урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

УМК «Школа России»

Тема: «Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человек».

Цель: познакомить с одним из главных богатств природы – воздухом, его свойствами. 

Планируемые результаты:

Предметные:

-понимать значение воздуха в жизни растений, животных, человека;

-называть источники загрязнения воздуха;

-иметь представление о мерах по охране воздух.

Метапредметные: 

организовать деятельность учащихся по формированию  универсальных учебных действий  (умение составлять алгоритм для решения учебной задачи)

Тип урока: открытие нового знания

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Необходимое техническое оборудование: учебник  А.А. Плешаков «Окружающий мир». Москва « Просвещение» 2017., компьютер с мультимедиа проектором и экраном

Этап урока

Деятельность учителя (содержание урока)

УУД у учащихся

Формирование УУД

1.Самоопределение к деятельности

 Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока:

« Где есть желание, найдётся путь!»

 - Почему сегодня у нас такой девиз?

- Да, сегодня у нас урок открытия нового знания, значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

Повторение известных учащимся правил организации учебного процесса.

Проверяют готовность к уроку.

Р: контролировать готовность к уроку.

П: анализировать свои действия.

2.Актуализация учебной деятельности

-Что нельзя отнести к природе?

-На какие группы можно разделить предметы?

-Составьте слово по первым буквам.

- Какое слово у вас получилось?

Дети отвечают на вопросы

Р: оценивать работу товарища, адекватно воспринимать оценку.

П: определять живую и неживую природу

К: сотрудничать со сверстниками.

3. Выявление места и причины затруднения. 

- Как вы думаете, почему я вам загадала это слово?

-Что мы будем изучать на уроке?

 -Какая будет тема?

-Назовите тему урока.

-Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

 Предметные: понимать значение воздуха в жизни растений, животных, человека, называть источники загрязнения воздуха, иметь представление о мерах по охране воздуха.  

Метапредметные: умение работать по алгоритму (работа над опытом).

-Проверим свои предположения. Прочитайте тему и задачи урока в учебнике.

Почему воздух необходим? 

Чтение стихотворения

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

-А что мы уже знаем про воздух? ( Воздух нас окружает, мы и все живые организмы дышат воздухом.)

-А всё ли мы знаем про воздух? (Нет)

-Ребята, давайте попробуем наметить план работы:

Узнать:

  • Что такое воздух?
  • Из чего он состоит, каковы его свойства?
  • Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека?
  • От чего загрязняется воздух?
  • Работа над опытом по алгоритму.

И так задача нашего урока найти ответы на эти вопросы

Давайте, станем учеными и будем проводить опыты. После каждого опыта будем делать вывод.

Актуализируют имеющиеся знания

Определяют учебную задачу урока, читают учебную задачу в учебнике.

Р: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

П: построение и сравнение речевых  высказываний.

К: строить понятные для партнёра высказывания.

4.Физминутка

Воздух поможет вам отдохнуть.

Визуализация « Цветочная поляна».

 А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке. Воздух здесь свежий и наполнен ароматами леса. Дышится легко и непринужденно. Где –то неподалеку слышны мелодичные переливы ручейка. Заливистые трели птиц. Оглядитесь. Вокруг вас на поляне прекрасные цветы. Понюхайте цветок, который вам понравился больше всех. Сделайте глубокий вздох, насладитесь ароматом цветка. Почувствуйте, как вместе с этим ароматом к вам притекают силы, энергия и бодрость. Уловите, как ваше настроение улучшается. Теперь откройте глаза. Еще раз глубоко вдохните.

 

5. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Организуется исследование проблемной ситуации.

- А что такое воздух?

 - Молодцы. Но воздух это не просто газ, а смесь газов?

- А кто-нибудь знает, из каких газов состоит воздух? азот-78%,кислород-21% и углекислого газа – 1%

Посмотрите на диаграмму

 - Какого газа в воздухе больше всего?

 - Какой газ в воздухе самый важный? Почему?

- Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе?

-Для того, чтобы узнать свойства, нам необходимо провести несколько опытов.

 

Учащиеся, работают с   презентацией, учебником, знакомятся с составом воздуха, выясняют причины загрязнения воздуха. Пытаются найти способы очистки воздуха.

Р: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-адекватно воспринимать оценку учителя.

П: осознают значение воздуха и воды для растений, животных и человека;

 научатся анализировать схемы,  рисунки, составлять рассказ по схеме;

Устанавливать причинно- следственные связи.

К: строить для партнёра понятные высказывания; задавать вопросы; делать выводы; оценивать свои достижения на уроке; рассказывать о своих чувствах.

(Формирование универсальных УУД- работа по алгоритму)

5. Реализация построенного проекта.

Опыт 1

Один из учеников надувает воздушный шарик.

  • Готово? Теперь вдохни воздух, вдохни - выдохни, еще можешь? (Нет.)
  • Потому и не можешь, что кислорода не хватает. Ты его весь «выловил» из
    шарика. Окажись сейчас внутри шарика  мышка, она задохнулась бы.

Вывод: воздухваженсмесьгазов

  • А теперь   ответьте, для чего мы комнату проветриваем? (Чтобы был всегда свежий   воздух, а значит, и много кислорода.)

- Без кислорода не может жить ни человек, ни растения, ни животные. Но кислород необходим не только для дыхания.

Опыт 2

 Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха. Мы видим воздух? Есть у него цвет?

Вывод: воздух бесцветен, прозрачен

Опыт 3

Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и проверим, что там действительно ничего нет. Если мы опустим бутылку в воду, то увидим, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены  воздухом.

Учитель топит пластиковую бутылку в банке с водой.

– Что за невидимка сидел в бутылке, кого выдали пузырьки? (Воздух.)

– О каком свойстве воздуха мы только что узнали?  

Вывод: воздух легче воды

6. Включение в систему знаний, продолжение работы

-Ребята, а от чего воздух может загрязняться?

-Рассмотрите схемы на с. 49.

-Что еще делают люди, чтобы воздух был чистым?

Учитель дополняет то, что не скажут дети.

На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.

А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.

7. Закрепление изученного материала.

Работа в тетрадях.

С. 35. Рабочая тетрадь

Самостоятельно решать пример  с проговариванием алгоритма.

Работать в паре,  проводить взаимопроверку.

Выполнять самопроверку.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

-Над какой темой мы сегодня работали?

-Узнали ли вы что-то новое?

-Скажите ребята, смогли мы решить учебные задачи, которые ставили в начале урока?

Что такое воздух?

Из чего он состоит?

 Каковы свойства воздуха?

Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека?

 От чего загрязняется воздух?

– Оцените свою работу на уроке.

На столах у вас воздушные шарики. Разукрашиваем

-Если на уроке у вас хорошо получалось? Зеленым

-Если были трудности? желтым

-Если ничего не получилось? красным

Д.З.Прочитать статью «Свойства воздуха» (учебник, стр. 48 -51) Дополнительно  - понаблюдать за небом и подготовить фоторассказ на тему «Красота неба», свой фоторассказ вы можете оформить в рабочей тетради, задание № 3, или представить его любым другим удобным для вас способом.

Фронтальная работа

Контроль и самоконтроль.

Отвечать на итоговые вопросы

Р: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать самооценку.

П: осознают значение воздуха для растений, животных, человека.

К: строить понятные высказывании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему "Воздух. Его свойства и состав".

Разработка урока по окружающему миру для 3 класса, с презентацией, на тему: "Воздух. Его свойства и состав"....

Урок по окружающему миру на тему: «Воздух. Распространение воздуха над поверхностью»

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Воздух. Распространение воздуха над поверхностью»(слайд 1)1.    Организационный момент.Есть на земле огромный дом (слайд 2)Под крышей голубо...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Воздух и его охрана" 3 класс

             Тема: «Воздух и его охрана.»Цели деятельности учителя: познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием &laq...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Воздух и его охрана" (УМК "Школа России")

Цели: знакомство с составом и основными физическими свойствами воздуха; определение значения воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнений.Планируемые результа...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Воздух и вода». Обобщение.

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Воздух и вода». Обобщение....

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Воздух " 3 класс

Урок-исследование объектов живой и неживой природы в курсе "Окружающий мир"...

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Воздух и его охрана" (3 класс) УМК Школа России

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о составе и основными физическими свойствами воздухаЗадачи урокаДидактические:Ознакомление обучающихся с по...