Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Воздух и его охрана" (3 класс) УМК Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о составе и основными физическими свойствами воздуха
Задачи урока
Дидактические:
- Ознакомление обучающихся с понятиями воздуха и его физических свойств;
- Ознакомление обучающихся с тем , как используются охрана воздуха.
Развивающие:
- 1. Развитие самостоятельности, условий и организации работы.
- Развитие памяти, мышления, речи, познавательных процессов.
Воспитательные:
1 Совершенствование навыков сотрудничества;
2 Формирование интереса.
Планируемые результаты
Предметные:
1. знать состав и основные физические свойства воздуха;
2. уметь выявлять причины загрязнения воздуха.
Личностные:
1. принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
2. высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;
3. понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 13.10.2023 г. Школа: МАОУ 148 лицей Класс: 3м Урок: 3 Время: Кабинет: 212 | Студент: Жанабаева Индира Маратовна Группа: 45 Учитель: Боярина Людмила Михайловна Методист: Горячёва Светлана Леонидовна |
Тема урока «Воздух и его охрана»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о составе и основными физическими свойствами воздуха
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные: 1. знать состав и основные физические свойства воздуха; |
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные: 1 Совершенствование навыков сотрудничества; 2 Формирование интереса. |
УМК: «Школа России» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 3 класс 1 часть; рабочая тетрадь Плешаков А.А., 3 класс 1 часть). Презентация, раздаточный материал, видеоматериал.
ЭТАПЫ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | 1Формы организации учебной деятельности, 2методы и 3приемы, 4 формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный: беседа. Приёмы: организация учебного общения. | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Индира Маратовна сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. | Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя. | Регулятивные: выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций. Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. | Учебная презентация: |
Актуализация знаний и мотивация (4 – 5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф, П Словесный: опрос, беседа. Практический: выполнение задания с компасом. Приёмы: организация учебного общения. Самоконтроль с образцом на доске. | 1. Повторение пройденного материала. - Наш урок мы начнем с повторения изученного материала. - Как называется наш раздел? - Вспомните, каковы главные свойства поваренной соли и сахара? - Где эти вещества встречаются в природе? - Какие кислоты встречаются в природе? - Почему с кислотами нужно обращаться осторожно? - Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал прошлого урока. | Отвечают на вопросы, поставленные учителем. - Это удивительная природа. - Самое важное свойства поваренной соли – то, что она соленая на вкус. Сладкий вкус – главное свойство сахара. - В природе поваренная соль встречается под землей, в морской воде, в соленых озерах, в почве, в живых организмах. Сахар можно встретить в растениях. - Уксусная кислота, аскорбиновая кислота, лимонная кислота. - Многие кислоты очень едкие – они разрушают человека, одежду, бумагу, древесину. | Регулятивные: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. Познавательные: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать гипоте-зу об истинности со-бственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение. Коммуникативные: принимать цель совместной | Учебная презентация: слайд №2 (Вопросы) |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: опрос, беседа. Наглядный: изображение местности на слайде. Приёмы: организация учебного общения. | 1. Подведение к формулировке темы и целей урока. - Для того, чтобы определить тему нашего урока, отгадайте загадку. Есть невидимка: в дом не просится, А прежде людей бежит, торопится. - Что у вас получилось? Какова тема нашего урока? - Верно, но, чтобы быть точнее, тема нашего урока: воздух и его охрана. - Каких целей нам нужно добиться? Что мы хотели бы узнать и чему научиться? - Сегодня мы не просто узнаем, что такое воздух, а познакомимся с его составом и свойствами, определим значение воздуха и поймем, от чего нам нужно защищать воздух. | Отвечают на вопросы, поставленные учителем. Поднимают руки. - Воздух. - Узнаем, что такое воздух, как его нужно охранять, и какие он имеет свойства. | Регулятивные: составлять план действий; принимать себя и других не осуждая. Познавательные: работать по предложенному плану, выдвигать свой план . Коммуникативные: воспринимать и формулировать цели и задачи | Учебная |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, Г Словесный: беседа. Практический: выполнение задания на карточках. Наглядный: изображение местности на слайде. Приёмы: наблюдение, анализ информации. Устный взаимоконтроль | 1. Открытие для детей новых сведений. - Что вы знаете о воздухе? - Как вы думаете, что такое воздух? - Воздух – это смесь газов. Рассмотрите схему на слайде. - Какие газы входят в состав воздуха? - Какого газа в воздухе больше всего? - Какого газа меньше всего? - При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ. - Ребята, а зачем нам нужен воздух? - Может воздуха и не существует, давайте это проверим. Проделаем опыт. - Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите пальцами. - Что вы заметили? - Верно, как будто мы взяли шарик в рот. Так происходит потому, что воздух – это смесь невидимых газов. Вся наша планета укутана воздухом – прозрачным невидимым покрывалом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью органов чувств. Вдохните воздух. - Вы сейчас все абсолютно с любого места вдохнули воздух. - Что же это значит? - Посмотрите, что я сейчас делаю? - Я создаю ветер. Что же такое ветер? - Ветер – это движение воздуха. - Итак, мы с вами определили, что воздух – это смесь газов. Но какими же свойствами обладает воздух? Сейчас мы это с вами выясним. - Первый вопрос. Воздух прозрачен или нет? Проведем опыт. Возьмите карандаш или ручку. Вы хорошо их видите? Ничего на пути не мешает? - Как же так? Мы только что с вами выяснили, что воздух находится везде. Почему мы можем видеть ручку, карандаш, перед нами же есть воздух? - А чистый воздух пахнет? - На самом деле воздух насыщен разными ароматами, приятными или нет, но чистый воздух не имеет запаха. Какой вывод сделаем? - Можно ли попробовать воздух на вкус? - Лизните воздух. Какое свойство воздуха мы откроем? - *, прочитай следующий вопрос. - И следующий вопрос, давайте тоже прочитаем. - Чтобы ответить на эти вопрос, посмотрите небольшой видеоролик. (1:30) - Посмотрите, когда ученый опустил бутылку с шариком в горячую воду, что произошло с шариком? - Когда опустили в холодную, что произошло. - И в третий раз, ученый опустил бутылку с шариком в горячую воду, что произошло? - Какой вывод из этого мы можем сделать? - Попробуйте дома проделать опыт: возьмите шарик, надуйте его, но не сильно, измерьте его диаметр. Затем, положите шарик в холодильник, через час проверьте диаметр шарика еще раз. Шарик должен стать меньше. - А почему он станет меньше? - Воздух – это вещество. - А из чего состоит вещество? - Проведен небольшой опыт. Мне нужно шесть человек. - Вы будете частицами. Итак, что же происходит с частицами, давайте сейчас выясним. - (Выставить шесть человек по кругу близко друг к другу). Когда воздух нагревается, частицы начинают двигаться быстрее, сталкиваться друг с другом и отскакивать на большие расстояния. - Что вы можете сказать о промежутке между частицами? - Что у нас стало с воздухом? Он расширился или сузился? - Делаем вывод: когда частицам «жарко – их нагревают», они отталкиваются «чтобы было больше пространства», тогда воздух расширяется. - А теперь подуйте на частицы. - Они сужаются. Почему? (Вспомогательные вопросы: что стало с промежутком между частицами, что происходит с воздухом при охлаждении). - Итак, подводя итоги, как мы можем охарактеризовать воздух? - Чистый воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, вкуса, при нагревании расширяется, при охлаждении сужается. Запомните это! | Высказывают свою точку зрения. - Кислород, азот, углекислый газ. - Больше всего в воздухе азота. - Меньше всего углекислого газа. - Чтобы дышать. - Мы не можем протолкнуть воздух. -Воздух есть повсюду: на улице, в классе, в земле, в воде. - Ветер – это поток воздуха. Высказывают свою точку зрения. - Все видно хорошо. - Потому что воздух прозрачен, и мы не может его увидеть. - Коричневого. - Зеленого. - Зеленые. - Нет. - Потому что он бесцветен. - Воздух бесцветен или не имеет цвета. - Да/нет. - Да. - Нет. - Воздух не имеет запаха. - Да/нет. - Воздух не имеет вкуса. - Что происходит с воздухом при нагревании? - Что происходит с воздухом при охлаждении? - Он надулся. - Шарик сдулся. - Шарик снова надулся. - При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении воздух сужается. - Потому что при охлаждении воздух сужается. - Из частиц. - Он увеличивается. - Воздух расширился. - Потому что при охлаждении частицы наоборот сужаются, пространства между ними становится меньше, поэтому воздух при охлаждении тоже сужается. - Воздух прозрачен, не имеет цвета, запаха и вкуса, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении, наоборот, сужается. | Регулятивные: осознанно относиться к другому человеку, его мнению. Познавательные: выявление причинно- следственных связей. Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться. | Учебная презентация: |
- Первое свойство воздуха: воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы. - Посмотрите вокруг. - Какого цвет шкаф? - Какого цвета классная доска? - А комнатные растения? - А цвет воздуха мы можем увидеть? - Почему? - Какой вывод делаем? - Кто из вас был в лесу, на море? Вы помните, какой был запах? Свежий, морской, лесной. А запах в столовой, в аптеке. Как вы думаете, это так воздух пахнет? - Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? - А чистый воздух пахнет? - На самом деле воздух насыщен разными ароматами, приятными или нет, но чистый воздух не имеет запаха. Какой вывод сделаем? - Можно ли попробовать воздух на вкус? - Лизните воздух. Какое свойство воздуха мы откроем? - *, прочитай следующий вопрос. - И следующий вопрос, давайте тоже прочитаем. - Чтобы ответить на эти вопрос, посмотрите небольшой видеоролик. (1:30) - Посмотрите, когда ученый опустил бутылку с шариком в горячую воду, что произошло с шариком? - Когда опустили в холодную, что произошло. - И в третий раз, ученый опустил бутылку с шариком в горячую воду, что произошло? - Какой вывод из этого мы можем сделать? - Попробуйте дома проделать опыт: возьмите шарик, надуйте его, но не сильно, измерьте его диаметр. Затем, положите шарик в холодильник, через час проверьте диаметр шарика еще раз. Шарик должен стать меньше. - А почему он станет меньше? - Воздух – это вещество. - А из чего состоит вещество? -Когда воздух нагревается, частицы начинают двигаться быстрее, сталкиваться друг с другом и отскакивать на большие расстояния. - Что вы можете сказать о промежутке между частицами? - Что у нас стало с воздухом? Он расширился или сузился? - Делаем вывод: когда частицам «жарко – их нагревают», они отталкиваются «чтобы было больше пространства», тогда воздух расширяется. - А теперь подуйте на частицы. - Они сужаются. Почему? (Вспомогательные вопросы: что стало с промежутком между частицами, что происходит с воздухом при охлаждении). - как мы можем охарактеризовать воздух? - Чистый воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, вкуса, при нагревании расширяется, при охлаждении сужается. Запомните это! | Регулятивные: осознанно относиться к другому человеку, его мнению. Познавательные: выявление причинно- следственных связей. Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать мнения нескольких людей. | Учебная презентация: | ||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф, П, Г Словесный: беседа. Наглядный: изображение местности на слайде. Практический: измерение по плану местности. | 1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке. - А сейчас откройте страницу 48. Прочитайте текст под названием «Воздух должен быть чистым!» - Кто прочитает, поставьте руку на локоток. - Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»? - Всегда ли воздух чист и прозрачен? - Почему происходит загрязнение воздуха? - Можно ли с этим бороться? - Что вы предлагаете предпринять для сохранения чистоты воздуха? - В мире для сохранения чистоты воздуха, планируют создавать экогорода. | Читают текст. - Воздух нельзя загрязнять, потому что им дышат человек и другие живые существа. Если вдыхать загрязненный воздух, можно отравиться, нужно вдыхать только чистый воздух, поэтому воздух должен быть чистым. - Нет. Воздух может выглядеть темным из-за вредных примесей. - Некоторые фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ. - Да, на многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. А также, ученые разработали электромобили – которые не будут загрязнять воздух. | Регулятивные: осознанно относиться к другому человеку, его мнению. Познавательные: устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа. Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. | Учебник (стр.21) |
Физминутка (1 мин) Танец «Колёсики» | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4 – 5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. | И,П Практический: самостоятельная работа в рабочей тетради. Приёмы: организация учебного общения, анализ информации, измерения. Взаимоконтроль | 1. Организовывает самостоятельную деятельность по освоению новых знаний. - Откройте рабочую тетрадь на странице 21. - Выполните самостоятельно задания 1 и 2. - Поменяйтесь с соседом по парте, оцените его работу. Проверка по алгоритму. - 0-1 ошибка – 5 2-3 ошибки – 4 4 ошибки – 3 5 ошибок - 2 | Выполняют задание в рабочих тетрадях и обмениваются ими для взаимопроверки. Взаимопроверка. Сравнивают в образцом на экране. | Регулятивные: владеть способами самоконтроля, самомотивации; признавать своё право на ошибку и такое же право другого. Познавательные: Выявлять причинно- следственные связи. Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах. Регулятивные: владеть способами самоконтроля. Познавательные: Выявлять причинно- следственные связи. Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах. | Учебная презентация: |
Включение в систему знаний, повторение (7 – 8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф, П Словесный: беседа. Наглядный: изображение местности на слайде. Практический: Измерение по плану местности. Приёмы: рассматривания, измерения, организация домашней работы. Самоконтроль и взаимоконтроль. | 1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. - Закройте рабочую тетрадь. - Какой газ мы поглощаем из воздуха при дыхании? - Перечислите свойства воздуха. - Почему при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается? - Отчего загрязняется воздух? - Что надо делать для охраны чистоты воздуха? - Молодцы, вы хорошо усвоили материал. - В дневниках запишите домашнее задание, | Читают информацию в учебнике. - Кислород. - Чистый воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сужается. - Воздух, как и все вещества, состоит из частиц. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваться сильнее и отскакивать друг от друга на большие расстояния. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется. При охлаждении воздуха все происходит наоборот. - От заводов, машин, пыли, грязи, ядовитых газов. - Использовать специальные установки для отчистки воздуха. | Регулятивные: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого. Познавательные: выявление причинно- следственных связей. Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. | Учебник (стр.23) |
Рефлексия деятельности (2 – 3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа, опрос. Приёмы: организация учебного общения. | 1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Вы узнали о составе и свойствах воздуха? - Определили для чего человеку, растениям и животным нужен воздух? - Вы теперь знаете от чего нужно охранять воздух? - Если вы все узнали, значит вы полностью изучили материл и были внимательны на уроке. | Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления. | Регулятивные: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. Познавательные: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и | Учебная презентация: слайд №9 (Тема, цели урока) |
2. Самооценивание. - Всё ли было понятно? - Что было интересным? - Всем спасибо за урок. Урок окончен. | письменных текстах. | Учебная презентация: слайд №10 (Самооценивание) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воздух и его охрана
Цели: - узнаем что такое воздух, его состав и физические свойства; - научимся о пределять причины загрязнения воздуха
1 познакомиться с составом воздуха 2 узнать что такое воздух 3 изучить физические свойства воздуха
1 узнать что такое воздух 2 познакомиться с составом воздуха 3 изучить физические свойства воздуха
Учебник: стр.48 «Воздух должен быть чистым!»
Воздух должен быть чистым!
Самостоятельная работа: ответы: 1 вариант: 1) 3 2) 3 3) 3 4) 2 5) 3 6) 1 2 вариант: 1) 2 2) 3 3) 2 4) 3 5) 3 6) 1
Задание 2
Критерии оценивания 0-1 ошибка – 5 2-3 ошибки – 4 4 ошибки – 3 5 ошибок - 2
Домашнее задание: Учебник стр. 45 ответить на вопросы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру "Введение. Этот удивительный мир" 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Ф.Виноградова. Рабочая тетрадь (с.4). Тема: "Введение. Этот удивительный мир". Цель: создать условия для формирования представлен...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Растения луга" (2 класс)
В технологической карте урока по окружающему миру русписаны УУД. Показаны формы и методы работы на уроке....
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" 3 класс "Школа России"
"Экологическая безопасность"...
Технологическая карта урока по Окружающему миру на тему " Петр Великий ." 3 класс , Школа 2100
Урок на тему " Петр Великий "Цели урока-Сформировать представление о Петре 1 - первом императоре-формировать повышение интереса обучающихся к истории страны-...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Про кошек и собак" 2 класс по УМК "Школа России"
Технологическая карта урока по окружающему миру "Про кошек и собак" 2 класс по УМК "Школа России"(конспект урока)...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Уменьшение числа на несколько единиц" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания...
Технологическая карта урока по окружающему миру "О чём расскажет план" (3 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: «открытия» нового знания Цель урока: формирование обучающихся представление с понятиями «План местности» и «масштаб»Задачи урока Дидактические: 1. П...