Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Воздух " 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Копсенкова Екатерина Евгеньевна

Урок-исследование объектов живой и неживой природы в курсе "Окружающий мир"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент:

Учитель: - Ребята, проверим: готовы ли мы к работе?

Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь! Желаю всем нам хорошего урока!

Как  мы поработаем?

-Учащиеся:  Слушать будем мы внимательно! Поработаем старательно!

- Учитель- Молодцы, ребята! Садитесь. Я желаю вам сохранить такой настрой  на весь урок и желаю удачи!

-Прошу прочитать  девиз  сегодняшнего урока!

                       Учитель открывает  презентацию: (2 слайд)

Девиз:  «С маленькой удачи начинается большой успех»

- Как вы думаете, что это значит? ( Высказывания учащихся)

- Я предлагаю вам  сегодня представить себя  в роли «открывателей»? Согласны?

2. Мотивация. Актуализация знаний учащихся.

-Учитель:  С чего  начнем  работу? Выбирайте: поиграем  или  почитаем?

-Учащиеся: будем играть.

-Учитель: Предлагаю поработать в группах. Напомните правила работы.(слайд 3) 

-Хорошо, перед вами игра «Где логика?» (слайд 4)

На экране расположено 3 картинки. Ваша задача понять, в чем логика и что объединяет эти картинки.

Как только готов ответ - нужно подать сигнал ( поднять руку). Если ответ самого быстрого игрока не верный, игра продолжается до тех пор, пока не будет назван правильный ответ.

                                                (работа учащихся)

 (учитель открывает правильный ответ) см. 3 слайд «ВОЗДУХ».

                     Без пищи человек может прожить несколько месяцев

                     Без воды – несколько дней

                     Без воздуха лишь несколько минут.

                     Он занимает весь мир,

                     Он такой маленький, что в любую щель пролезет.

3. Этап  формулирования  проблемы, задачи  поиска,

темы   и  цели  урока

Учитель : подумайте,  о чём сегодня пойдет речь на уроке?

(Предлагает  высказать предположения о теме урока  сточки зрения его уникальности - учитель открывает тему урока на доске)         

    Тема: «Воздух - самое обычное и самое удивительное вещество на Земле». (слайд 5)

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответ на сегодняшнем уроке?

(Вывешивает опорные слова).

Узнать…             Выяснить…            Изучить…                 Доказать…

Цель: «Доказать, что воздух окружает нас повсюду» (слайд 5 )

4. Выбор метода решения проблемной ситуации.

-Учитель: Чтобы доказать это высказывание предлагаю вам, как настоящим ученым провести исследование.

 - Где работают ученые?

-Учащиеся: (В научных лабораториях, в научных библиотеках.)

 -Учитель: Вам необходимо  распределить роли специалистов  и обязанности между собой.

  • Эксперт (заполняет показания)
  • 2 лаборанта (читает статью вслух, проводят опыты)
  • ответственный за регламент (следит за временем и дисциплиной в группе)
  • выступающий (делает отчёт)

5.  «Открытие» нового знания в ходе активного взаимодействия учащихся в группе. 

- Учитель: Про воздух говорят так:  Он не видимый, но всё же без него мы прожить не можем. Что же такое воздух? (слайд 6)

Учитель: по толковому словарю русского языка Сергея Ивановича Ожегова -  воздух это смесь газов.

  Каждый отдел получает задание, которое находится в голубом конверте.( приложение 1)

В нём написан научный текст, ваше задание заполнить диаграмму, прочитав текст.   На выполнение этого задания - 1 минута.

 А теперь я предлагаю сверить вашу диаграмму с эталоном. (слайд 7)

-У кого также? Оцените свою работу в табличке.

- Ребята, какое незнакомое слово вы встретили в тексте?

-Учащиеся: Атмосфера.

-Учитель: обратимся снова к толковому словарю русского языка: «Атмосфера газообразная оболочка, окружающая Землю, некоторые другие планеты, Солнце и звёзды». (слайд 8)

-Учитель: Глядя на эти цифры, какой вывод можно сделать ?(слайд 7)

Для чего нужен кислород на Земле?

-Учащиеся: для дыхания всего живого на Земле. Им дышат люди, животные, растения,  как на суше, так и воде.

-Учитель: предлагаю вам рассмотреть опыт и сделать вывод.

Для этого мне понадобится стеклянный стакан и ёмкость с водой. Я беру пустой стакан, переворачиваю  его вверх дном и опускаю  в блюдо с водой. Слегка наклоняю его, и …..что вы заметили?  Какой вывод можно сделать?  

-Учащиеся : в воде есть воздух.

-Учитель: Растворённый в воде кислород  расходуется при дыхании обитателями водоёмов. Используя  это свойств, человек научился работать под водой без специального костюма . Для этого был создан водолазный колокол( слайд 9).

Под колокол-колпак, изготовленный из прочного материала, становятся человек и брал с собой  необходимое оборудование. Его опускали  при помощи подъёмного крана.

Такое устройство необходимо  для устранения неполадок под водой. Это может быть ремонт опоры моста, ремонт  корабля, а также  исследование дна реки.

 Это одно из главных свойств воздуха. Предлагаю зафиксировать наше подтверждение на кластере.  

6. Отчет групп.

Предлагаю приступить к выполнению следующего задания. Оно у вас в жёлтых конвертах.( Приложение 2). Для выполнения этого задания необходимо ознакомиться с планом  действий. (слайд 10) (дети читают план).

Если вам всё понятно, приступаем к работе.  На выполнение 3 минуты.        

(каждая группа выполняет сой опыт, фиксирует на листе вывод)

Учитель: время вышло, к доске приглашаю

1 группу – вывод воздух прозрачен, бесцветный;

 2- воздух не имеет форму, принимает форму того предмета, в котором находится

3- без запаха, присваивает чужие, посторонние

4 – воздух легче воды

(на выступление по 1 минуте). Вывод фиксируем на кластере.

Учитель: следующий опыт  проведу я . Вам задание ответить на вопрос о каком свойстве воздуха идёт речь. Я одену на бутылку воздушный шарик и подержу его над  горячей водой. Что вы заметили?

Учащиеся: шарик надувается.

Учитель: Воздух в бутылке нагревается, расширяется и начинает заполнять пространство  в воздушном шаре.

Если бутылку охладить, то шарик опят сдуется, т.к. воздух сожмётся.

Так о каком свойстве воздуха мы сейчас говорили?

Учащиеся: При нагревании воздух расширяется, при охлаждении - сужается.

Учитель: зафиксируем это на кластере. Знание этого воздуха помогло людям создать воздушный шар.( слайд 11).

7. Первичное закрепление знаний. Самостоятельная работа.

Учитель: я предлагаю поиграть в игру «Знатоки». ( приложение 3)

У вас на столах лежат зелёные конверты, в них название  свойства  воздуха и картинки, где его применяют. И если картинки не соответствуют свойству, то их вы найдете у своих коллег в других лабораториях.  Разместите получившийся результат на кластер.

Учитель: сделайте вывод по кластеру.

Учащиеся: воздух находится и окружает нас повсюду.

Учитель: А как должен  вести себя человек, чтобы сохранить это удивительное вещество? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам обратиться к учебнику на с.48-49. Ответить на вопрос: что надо делать для охраны воздуха?( работа по учебнику). Затем каждая лаборатория даёт по одному ответу. (12 слайд)

-Учитель: Попробуйте решить математическую задачу.

-Один клён выделяет в год 2 кг. кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода выделяет в год вяз?

-Какой способ охраны воздуха указан в задаче?

-Учащиеся: зелёные насаждения. (слайд 12)

8. Самооценка собственной деятельности.

Учитель:  предлагаю оценить работу своей группы. (слайд 13).Прикрепите пожалуйста номер своей лаборатории напротив высказывания.

 9. Рефлексия учебной деятельности.

-Ребята,  вернемся  к  цели  и задачам  нашего урока, всё ли удалось нам  выполнить?

 (учитель  возвращается к  слайду  № 5 и  просит

учащихся  дать  общую  оценку  выполнения  поставленных  задач)

- А  сейчас  каждый  из  вас оценит свою  работу  сегодня  на  уроке продолжив фразу на доске. (слайд 14)

-Учитель: Молодцы, ребята! Спасибо  за  урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру в з классе "Умей предупреждать болезни"

Цель урока:формирование представления о здоровом образе жизни через знания о строении организма человека. Планируемые результаты. Предметные результаты: ознакомить с правилами закаливани...

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе

Воспитывать любовь  к  животным,ответственность за  наших  четвероногих друзей.Учить  детей  сопереживатьсочувствовать.Познакомить  детей  с  различными по...

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе «История Московского Кремля» УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Конспектоткрытого урокапо окружающему мируво 2 классе«История Московского Кремля»УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»...

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе.

Конспект по окружающему миру по теме "Водоёмы" во 2 классе ("Школа России")...

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Путешествие по Москве. Московский Кремль".

Урок носит закрепляющий характер. Предварительная работа по ознакомлению учащихся с историей Москвы, с её достопримечательностями проводилась на классных часах, во время проведения конкурсов "Мои люби...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...