4 класс Технологическая карта открытого урока окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»

Дата: 21.02.2022

Предмет: окружающий мир

Тема урока: Петр Великий

Класс: 4

Учитель:  Кузьменко А.Н.

Тип урока:  «открытие» новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: иметь представления о жизни Петра I, знать о преобразованиях Петра Великого, знать дату основания Санкт - Петербурга и его достопримечательности, понимать роль преобразований Петра I в истории России

Метапредметные Регулятивные: ссамостоятельно организовывать свое рабочее; ппонимать и спокойно воспринимать оценку учителя или сверстника; ссоотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Коммуникативные: Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, ооформлять свои мысли в устной форме, уметь отвечать на вопросы учителя; ввысказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку

Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные: воспитывается чувство гордости за Родину, ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи; высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции, формируется интерес к истории России.

Методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Цели урока: формирование представлений учащихся о времени правления Петра I, его реформах.

Задачи:

-Познакомиться с жизнью Петра I

-Узнать об эпохе правления Петра I, его преобразованиях

-Выяснить роль преобразований Петра I в истории России

-Развивать мыслительные операции на основе выполнения заданий на анализ

-Развивать устную речь на основе составления развернутых ответов

- Воспитывать самостоятельность на основе выполнения практических заданий;

- Воспитывать чувство гордости за нашу Родину на основе знакомства с жизнью и преобразованиями Петра I

Дидактические средства: учебник, ИКТ, наглядный материал.         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока окружающего мира

Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»

Дата: 21.02.2022

Предмет: окружающий мир

Тема урока: Петр Великий

Класс: 4

Учитель:  Кузьменко А.Н.

Тип урока:  «открытие» новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: иметь представления о жизни Петра I, знать о преобразованиях Петра Великого, знать дату основания Санкт - Петербурга и его достопримечательности, понимать роль преобразований Петра I в истории России

Метапредметные Регулятивные: ссамостоятельно организовывать свое рабочее; ппонимать и спокойно воспринимать оценку учителя или сверстника; ссоотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Коммуникативные: Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, ооформлять свои мысли в устной форме, уметь отвечать на вопросы учителя; ввысказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку

Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные: воспитывается чувство гордости за Родину, ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи; высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции, формируется интерес к истории России.

Методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Цели урока: формирование представлений учащихся о времени правления Петра I, его реформах.

Задачи:

-Познакомиться с жизнью Петра I

-Узнать об эпохе правления Петра I, его преобразованиях

-Выяснить роль преобразований Петра I в истории России

-Развивать мыслительные операции на основе выполнения заданий на анализ

-Развивать устную речь на основе составления развернутых ответов

- Воспитывать самостоятельность на основе выполнения практических заданий;

- Воспитывать чувство гордости за нашу Родину на основе знакомства с жизнью и преобразованиями Петра I

Дидактические средства: учебник, ИКТ, наглядный материал.        

Структура урока

№ этапа, название

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организационный этап

- Добрый день, дети.

- Прозвенел и смолк звонок, начинается урок!

-Давайте помолимся перед началом урока.

Здороваются.

Поют молитву «Царю Небесный».

Р-1,

К-1

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Беседа.

-Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим, как вы усвоили ранее изученный материал.

-Какие опасности угрожали России в н. 17 в.?

- Расскажите, как народ защитил Россию в 1612г. (Наводящие вопросы: Что создали для борьбы с врагами?  Когда народное ополчение двинулось к Москве?)

-Кто призвал русский людей постоять за родную землю? В каком городе это произошло?

- Кто возглавил народное ополчение?

- Какой праздник мы отмечаем 4 ноября?

- Какая новая династия и когда начала править в России?

-Верно, молодцы, ребята.

-Посмотрите на слайд, что объединяет этих людей?  (Слайд)

-Прошли столетия и все эти имена помнит история. Почему?

-Все эти исторические личности знамениты, потому что оставили яркий след в истории и за свою деятельность народ дал им свои имена.

Отвечают на вопросы:

-В начале 17 века польские захватчики выступили против России. Полякам удалось войти в Москву и укрыться за стенами Кремля и Китай - города.

-Для борьбы с врагом было создано народное ополчение, которое в марте 1612 г. двинулось к Москве. В августе ополчение подошло к Москве, опередив войско, спешившее на помощь полякам. Русские разбили его, вынудив уйти из Москвы.

-Кузьма Минин, в Нижнем Новгороде

-Дмитрий Пожарский

-День народного единства

-Династия Романовых, в 1613 г.

-Это князья и цари.

-Ответы детей

Р-2, 3,

К-1, 2, 3, 4

Позн-1,2,3,

Л-2

3. Постановка учебной задачи.

Работа с карточками

-У вас на партах лежат карточки с заданием. В левом столбике написаны имена князей и царей, а в правом столбике то, как их называли в народе. Работая в паре, вам нужно соединить имя и название в народе. Одно имя должно остаться лишним

Карточка

Имя

Название в народе

Иван IV

Мудрый

Ярослав

Вещий

Олег

Грозный

Владимир

Красное Солнышко

Дмитрий

Калита

Александр

Донской

Иван

Невский

Петр I

Долгорукий

Юрий

-Кто выполнил задание, садится правильно.

-Кто прочитает, какие ответы получились? (Учитель спрашивает одного ученика): прочитай, какое имя осталось лишним? Поднимите руку, у кого получилось по-другому. (Слайд с правильными ответами)

-Ребята, а как звали в народе Петра I?

-В народе царя Петра I звали Великий. Как вы думаете, почему его так прозвали?

-Перед вами портрет Петра I. Что вы уже знаете о нем? (Слайд)

-А что вы хотели бы узнать о Петре I?

-Кто догадался, какова тема нашего урока?

-Какую цель поставим на урок?

-Слушают учителя

-Работая в паре, выполняют задание на карточке

-Один ученик читает ответы. Проверяют правильность выполнения задания, при необходимости корректируют ответ ученика. Лишнее имя- Петр I.

-Ответы детей

-Ответы детей. Потому что многое сделал для государства.

-Высказывания детей.

-Когда  и где родился, чем прославился, что сделал для страны и др.

-Петр Великий

-Познакомиться с жизнью Петра I, узнать, что он сделал для государства.

4.Первичное восприятие нового материала

Работа по группам

Физминутка

-Ребята, а сейчас будете работать в парах. На каждую парту я раздам карточки с заданиями. У каждого ряда свое задание. Вам нужно подготовить сообщение, ответив на вопросы в карточке. На листочек записываете полные, развернутые ответы. В скобках я указала страницы, на которых вы найдете нужную информацию. После того, как подготовите сообщение, вам нужно выбрать одного человека от ряда, который будет выступать. На своем ряду вы можете помогать друг другу в поиске ответов на вопросы, но только шепотом. Если какие-то вопросы вызовут затруднения, поднимайте руку, я помогу вам. Итак, можете приступать к работе.

Карточка для первой группы:

Кто такой Петр I (стр.94)

1.Во сколько лет Петр I был провозглашен царем? Назовите годы правления царя.

2.Что было одним из любимых увлечений Петра? Как назывался полк, набранный по его приказу? Во что переросла эта детская забава?

3.Почему Петр I не походил ни на одного из европейских государей?

4. Каким был царь? (Опишите черты его характера)

5.Какие предметы хорошо знал Петр I? Сколько специальностей он освоил? Что царь мог построить своими руками?

6.Прочитайте отрывок  из воспоминаний  Петра 1 и ответьте на вопрос: чем царь Петр I был необычен для своего времени?

«Я царь, а у меня мозоли на руках. Безделья я не терплю и день мой заполнен до рассвета. В 3-4 часа утра уже присутствую на совете министров. Быстро обхожу Адмиралтейство. Там слежу за постройкой судов, а нередко и сам берусь за топор. Потом зайду домой , займусь токарным делом, которое очень люблю. В 11 часов сажусь обедать, за столом не засиживаюсь. После обеда короткое время отдыхаю, а затем посещаю мастерские, осматриваю корабли. Вечером я обычно навещаю друзей, но к себе возвращаюсь рано и ложусь спать. «Делу время, потехе-час»-люблю я говорить окружающим».

Карточка для второй группы:

Царь - преобразователь (стр. 95 - 96)

1.Какие преобразования произошли в России при Петре I ?

2.Какие новые города были основаны при Петре I ?

3.Кого пытался приохотить царь к европейским обычаям? Что Петр I им запретил?

4.Какие органы управления перестал созывать царь?

5. В каком году и кем был провозглашен Петр I? Чем стала Россия?

6.Найдите на карте (стр.92-93) города, основанные Петром I

Карточка для третьей группы:

Град Петра (стр. 98-99)

  1. Какой город и когда был заложен Петром I? Найдите его на карте

2.Легко ли было строить город на Неве? Докажите.

3.С какого сооружения началось строительство города.

4.Какое здание долгое время считалось самым высоким в России? Какие здания были возведены на берегу Невы? Что было построено в честь князя Александра Невского?

5.Как называется главная улица города?

6.В каком году и чем стал город на Неве?

-Кто выполнил задание, садится правильно.

-Перед тем, как начать слушать ваши сообщения, давайте отдохнем и проведем физминутку:

Тренируй получше плечи (Круговые вращения плечами без помощи рук)

Корпус вправо, корпус влево -

Надо спинку нам размять.

Повороты будем делать

И руками помогать. (Повороты туловища вправо и влево)

На одной ноге стою,

А другую подогну. (Постоять на одной ноге)

А теперь попеременно

Буду поднимать колени. (по очереди поднимать согнутые в коленях ноги, как можно выше)

Отдохнули, посвежели

И на место снова сели. (сесть за парту)

-Слушают инструкцию учителя. Знакомятся с содержанием карточки.

Выполняют задание: готовят сообщение, отвечая на вопросы.

Ответы:

-Петр I был провозглашен царем в 10 лет. Правил с 1682 по 1725 год.

-Одним из любимых увлечений Петра были военные «потехи» (игры). Поэтому, полк, набранный по его приказу, назвали «потешным». Детская забава переросла в серьезное увлечение Петра военными науками

-Петр I не походил ни на одного из европейских государей, т.к. даже во время путешествия в Европу он трудился плотником на верхвях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. А царь -  простой мастеровой - было в диковинку.

-Царь был неутомимым, волевым, деятельностным, энергичным. Все хотел постичь сам. Петр не любил, когда шли наперекор его воле.

-Петр I хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Он освоил 14 специальностей. Могу своими руками построить корабль

-Ответы детей. Для своего времени царь Петр I был необычен тем, что он постоянно трудился, не мог бездельничать. Был мастеровым: строил суда, любил заниматься токарным делом

Ответы:

-Петр I ввел новый календарь, упростил азбуку - кириллицу, открыл новые типографии, выпустил первую печатную газету, основал первый музей - Кунтскамеру, первую доступную всем библиотеку, подписал указ о создании академии наук. В России появился морской флот, возникли новые заводы и города.

-При Петре I были основаны новые города - Санкт -Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург.

-Царь пытался приохотить знатных людей, купцов, зажиточных граждан к европейским обычаям. Петр I запретил знатным людям носить бороду и русское платье.

-Царь перестал созывать Боярскую думу и Земские соборы.

-В 1721 году Петр I был провозглашен императором. Россия стала империей.

Ответы:

-16 мая 1703 года, в устье Невы, был заложен град Петров - Санкт -Петербург

-Город не легко было строить, он создавался тяжким трудом людей. Болотистая местность была малопригодна для житья. От голода, холода и непосильного труда погибли тысячи людей.

-Строительство города началось с сооружения Петропавловской крепости

-Пр Петре I было начато строительство Петропавловского собора, который долгое время считался самым высоким зданием в России. На берегу Невы было возведено здание Адмиралтейства и верфь для строительства судов. В честь князя Александра Невского была выстроена Александро-Невская лавра.

-Главная улица Петербурга - Невский проспект.

-В 1713 году город на Неве стал столицей России

-Повторяют движения за учителем

П-1,2,3,4,

Р-2,

К-1,2,3,4,

Позн-1,2,

Л-1,2,3,4

5.Вторичное восприятие во внешней речи.

-Присаживайтесь, продолжаем работу.

-Итак, садимся ровно и внимательно слушаем ребят.

- Первая группа  расскажет нам о том, кто такой Петр I.

-Вторая группа расскажет нам о Петре Первом, как о царе - преобразователе. Ребята, кто такой преобразователь? Как вы понимаете значение этого слова?

-Третья группа расскажет классу о граде Петра. Что такое «град»? Значит, о чем будет выступление ребят?

-Вы все молодцы, вам удалось найти нужную информацию.

-Ребята, так почему же Петра I назвали в народе Великим?

-Петр Первый был предан  России, верил в ее огромные возможности, а поэтому,  его  не  устрашали  и  не  могли  остановить  неудачи.  Едва  ли  не самой  яркой  чертой  его  личности  было  поразительное  трудолюбие. Россия  в  результате  всей  этой  многогранной  деятельности  Петра  I превратилась в великую державу. В 1721 г. за выдающиеся заслуги царю торжественно был присвоен титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей, а так  называли только большие и сильные государства.

Выступление учащихся по группам группы.

Ответы детей.

-Слушают учителя

6.Закрепление новых знаний и способов деятельности

-А сейчас проведем викторину. Я буду читать вопрос, кто знает ответ поднимает руку. За правильный ответ я буду давать жетон. С места не выкрикивать, спрашиваю только по поднятой руке.

Викторина:

-Сколько лет было Петру I, когда его провозгласили царем?

-Как прозвали Петра I в народе?

-Какое любимое увлечение было у Петра?

-Как назывался его полк?

-Чем отличался Петр Первый от европейских государей своего времени?

-Какой город при Петре Великом стал столицей России?

-В устье какой реки был заложен Санкт-Петербург?

-Чем стала Россия при Петре I?

-Что нового появилось в России при Петре I?

-С чего началось строительство города?

-Что было возведено на берегу Невы?

-Назовите главную улицу города.

-Что Петр Первый запретил носить знатным людям?

-Посчитайте количество жетонов. У кого сколько получилось? (Имя ученика) набрал (а) большее количество жетонов, поэтому, вручаю ему (ей) медаль. Ты молодец!

-Слушают учителя

-10

-Великий

-Военные игры - потехи

-Потешный полк

-Был простым мастеровым. Трудился плотником в верхфях, хотел сам постичь премудрости корабельного дела

-Санкт - Петербург

-Нева

-Империей

-Новый календарь, новые типографии, печатные газеты, библиотека, музей - Кунтскамера, морской флот, новые заводы и города.

-С соооружения Петропавловской крепости

-здание Адмиралтейства и верфь для строительства судов

-Невский проспект

-Бороду и русские платья

-Определяется победитель

П-1,2,3,

Р-2,

К-1,2,3,4,

Позн-1,

Л-2

7. Итоги урока.

Рефлексия

Вернуться к целям и плану урока

- Какую цель ставили перед собой?

-Что нового узнали?

-Достиг ли каждый из вас желаемого результата?

Рефлексия.

- У каждого на парте лежит светофор. Поднимите красный цвет, если скучали на уроке и ничего нового не узнали. Поднимите жёлтый цвет, если было интересно, но что-то не совсем понятно и знакомо. Поднимите зеленый цвет, если удалось справится с заданиями, урок понравился.

   Дети делают выбор

Вы сегодня - молодцы! На уроке были активными, старательными учениками. Благодарю за вашу активность!   Спасибо за работу!

Молитва после учения.

-А теперь давайте поблагодарим Господа за то, что помог нам узнать много нового, полезного и интересного на уроке.

Отвечают на вопросы

Дети делают свой выбор.

Поют молитву «Достойно есть».

П-2,4,

К-1,2,3,4,

Позн-1,

Л-1,2,3

8.Информирование о домашнем задании

-Откройте дневник и запишите домашнее задание: прочитать текст на стр. 94-99. И второе задание - с помощью дополнительной литературы, Интернета подготовьте рассказ о Петре Первом, используя факты, которых нет в учебнике.

-Открывают дневник, записывают домашнее задание

К-1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока окружающего мира во 2 классе по ОС «Л.В. Занкова" по теме "Рельеф. Ландшафт."

Тема «Рельеф. Ландшафт.»Цели:Содержательная (предметные результаты):- формировать представление о рельефе и ландшафте ЗемлиДеятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать новые способы дей...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс

Технологическая карта открытого урока окружающего мира в начальной школе (1 класс)...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира на тему:"Что у нас над головой"

Методическая разработка направлена на изучение нового и  закрепление уже имеющихся знаний у детей о небе, солнце, луне,звездах и созвездиях....

Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».

Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....

технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Россия на карте". Программа "Школа России" 2 класс

Технологическая карта разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте". Программа "Школа России". 2 класс. Технологическая карта разработана по всем требованиям ФГО...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс Н.Ф.Виноградова. Тема "Что мы знаем о птицах"

Технология деятельностного метода обучения.«Любая деятельность может быть либотехнологией, либо искусством.Искусство основано на интуиции,технология – на науке.С искусства все начинается,т...