Технологическая карта открытого урока окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Самбуу Буяна Эресовна

Тема: Путешествия. Посмотри вокруг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель

Комбу Буяна Эресовна

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Тема урока

Путешествия. Посмотри вокруг

Класс

2

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель

Сформировать представление о путешествиях, о Земле, о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта, учить находить стороны горизонта по компасу, дать первоначальные представление об умении ориентироваться.

Методы

словесный;

- частично-поисковый;

- деятельностный;

- создание проблемной ситуации;

- наглядно-иллюстрационный

Формы организации

индивидуальная, групповая, фронтальная

Необходимое оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки, компасы, мяч, кроссворд

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Буяна Эресовна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- А теперь все закройте глаза и представьте ночное звездное небо. На нем очень много звезд. Летят спутники. Луна красуется вся желтая, красивая. Вдруг одна звезда упала. Загадайте желание. Загадали? Молодцы! Желаю, чтобы ваши желания обязательно сбылись.

-  Ребята, а вы заметили, что сегодня у нас пройдет необычный урок? Класс разделен на команды. В каждой команде выберите своего капитана, придумайте название команды. А названиями ваших команд должны быть средства передвижения.

- Какие средства передвижения вы знаете?

А теперь обсудите в командах, как вы назовете свою команду, а также выберите капитана.  А за каждый правильный ответ команда получает жетон.

- Семь лепестков

Разного цвета.

В сказке цветет 

Растение это. Что же это?

- Верно, это цветик-семицветик. А почему он так называется? К нам сегодня на урок прилетел Цветик-семицветик.

Приветствуют учителя.

Работают в командах: придумывают названия и выбирают капитана.

- Цветик-семицветик.

Личностные:

смыслообразование,

самоопределение

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

управление своей деятельностью.

Коммуникативные:

развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем

2.Определение темы и целей урока

- Ребята, Цветик-семицветик предлагает вам разгадать кроссворд.

1. В поход идут и дом берут,

 В котором на природе живут.

2. Есть у радости подруга в виде полукруга

На лице она живет, и веселье она несет.

3. Поцарапал друг в походе руку и коленку

Где возьмем мы для него перекись и бинтик?

4. Знают взрослые и дети, что 1апреля – это праздник ….

5. Этот головной убор очень всем известен.

Есть он у грибов, ковбоев. И даже у Незнайки.

6. Хлеб, сыр,  масло, картошка, торт - это все…

7. Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет.

Не фонарь, а ярко светит.

И не пекарь, а печет.

8. На этом листе уместилась вся Земля.

Моря, океаны, леса и поля.

И северный полюс там тоже найдешь

И можешь дотронуться до каждой страны.

9. Она и ручеек, и море, и океан.

Без нее мы все жить-то не сможем.

И даже наша мама не сможет

Ни готовить, ни стирать без нее.

10. Домино, прятки, карты, шашки, крестики-нолики – это все …

11. Они в беде не бросят,

Они лишнего не спросят.

Они твои настоящие,

Верные и веселые….

- Молодцы! Так какое же слово у нас получилось? Действительно ли нужны нам в путешествии эти вещи?

- Так о чем мы с вами будем говорить?

- Мы уже сказали, что в путешествии очень важна карта. Вот и у нас сегодня есть карта. У вас на столах есть карты. В каждой команде – одна карта. Во время путешествия мы с вами столкнемся с необычными заданиями, которые нас поджидают на разных станциях. Вы справитесь?

- Ну, что? В путь?

Разгадывают кроссворд

- Палатка

- Улыбка

- Аптечка

- Смеха

- Шляпа

- Еда

- Солнце

- Карта

- Вода

- Игры

-Друзья.

- Путешествия.

 

- О путешествиях.

- Да.

- Да.

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

3. Работа по теме урока

- Итак, смотрите на карту. Мы сейчас где находимся? Куда мы должны отправиться?

 - Куда мы прибыли, ребята?

- Верно. Наше путешествие начинается с древности. Мы с вами живём на большой красивой планете. Как называется наша планета, на которой мы живем?

- Что вы знаете о нашей планете?
- Какую же форму имеет Земля?

- Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский остров. Он лежит на спинах больших слонов, которые стоят на панцире огромной черепахи, плавающей в океане. Другие представляли себе Землю в форме половинки яблока, которая плоской частью лежит на трёх китах, плавающих в океане.

- Как вы думаете, правы ли были мудрецы?

-Так какой же формы Земля?

В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морю, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Лишь при приближении становился виден весь корабль. Прошло много времени, и люди поняли, что так может быть только если Земля по форме напоминает шар.

- Почти пять веков назад отважный капитан Фернан Магеллан снарядил пять судов. Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт. Долгие месяцы плыли корабли. Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан. И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось обратно в порт только через три года с противоположной стороны. - Что доказало это путешествие?( Это стало еще одним доказательством шарообразной формы Земли.) 
- Как вы думаете, какой вывод о форме Земли можно сделать после этого путешествия?

- Правильно. Это путешествие ещё раз доказало, что Земля имеет форму шара.

- И вот в наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара. 
Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края.

Люди сделали модель Земли. Как она называется?
- А ещё люди стали изображать поверхность Земли на карте. Проведём опыт. Какую форму имеет планета Земля?

- Почему я принесла на урок мяч? На что он похож?
- Представьте, что вы стоите на огромном- преогромном шаре. Вы не можете сразу увидеть всю его поверхность, а только ту часть, которая находится с вашей стороны, вокруг вас.
Путешествуя по Земле, вы увидите новые поверхности суши и воды, но никогда
 … не закончите своё путешествие. Ведь по шару, как по кольцу, можно ходить бесконечно.

Отправляясь в путешествие, люди узнавали всё больше нового. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом.

- Откройте учебники на стр.73. Что же называют горизонтом?

- А как будет называться линия, где небо как бы сходится с землёй?

- Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта?

- Сделайте вывод. Можно ли дойти до линии горизонта?

- Сейчас мы в нашей школе. Мы отправимся на станцию «Древние времена»

- Земля

- Форму шара.

- Нет.

- Формы шара.

- Земля формы шара.

- Глобус.

- На шар.

- Горизонт – земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.

- Линия горизонта.

- Потому что Земля имеет форму шара.

- Нет.

Познавательные:

формирование умения самостоятельно выделять проблему урока, проводить анализ и синтез, сравнение,

классификацию, извлечение необходимой информации, подведение под понятие.

Коммуникативные:

использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные:

формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно, составление плана и последовательности действий, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

4.Физкультминутка

- А давайте теперь отдохнем. Все встаньте. Повторяйте за мной движения, которые я делаю.

Включает музыку и показывает движения.

Повторяют за учителем.

Садятся.

Личностные:

снятие напряжения, концентрирование внимания.

5.Продолжение работы по теме урока

- Все чаще жители древних стран надолго уплывали от своей родины, отправляясь в далекие путешествия по Земле.

- Как в старину мореходам удавалось плыть всё время в нужном направлении, не сбиваясь с пути?

 -Как же они находили дорогу домой?  
Оказывается, они были очень наблюдательны и умели ориентироваться.

Не заблудиться им помогало Солнце. Ведь оно каждое утро восходит с одной стороны, а закатывается, садится с противоположной.

-Подумайте, как будет называться та сторона, где солнце восходит, где заходит?

- Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу две стороны света – восток и запад, а со временем ещё две – север и юг. То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом.. Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух. Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали севером. Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их «сторонами горизонта». Всё это объединили в схему Принято на схемах и картах всегда север обозначать вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа. 

-Это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны горизонта.

-Посмотрите на схему

- На схемах и картах север всегда вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.

 -Как обозначаются названия сторон горизонта на русском языке?

-Как вы думаете, какая из сторон горизонта важнее?

-Послушайте сказку.

Сказка про Север, Юг, Запад, Восток.

- Как-то раз встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее.

Север: - Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я - самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу!

Юг: - А вот и не всех. Меня ты не заморозишь - такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я тёплыми морями управляю.

Восток: - Откуда тепло исходит? От Солнца! А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я!

Запад: - Встаёт-то оно на востоке, да вот потом на закате ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я!

- Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит:

Солнце: - Все вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете!

-Сделайте вывод: какая из сторон горизонта важнее?

-Какие стороны горизонта вы знаете?

-Зачем нужно их знать?

- Куда же мы сейчас отправляемся?

- Верно, следующая станция называется «Стороны света». 

-Подумайте, какая сторона горизонта будет находиться между севером и западом, севером и востоком, югом и западом, югом и востоком?

СЗ – северо-запад ЮЗ - юго-запад

СВ – северо-восток ЮВ – юго-восток - Это промежуточные стороны горизонта. Подробнее вы будете их изучать в старших классах.

Слушают учителя.

Слушают сказку.

- Все стороны важны.

- Север,юг, запад,восток.

- Чтобы не заблудиться.

- В станцию «Стороны света».

Предметные: сохраняют учебную задачу, работают в соответствии заданиями

6.Физкультминутка для глаз

Глазкам нужно отдохнуть.
Нужно глубоко вздохнуть.
Глаза по кругу побегут.
Много-много раз моргнут.
Глазкам стало хорошо.
Увидят мои глазки все!

Выполняют физкультминутку для глаз

Личностные: снятие напряжения  глаз, усталость.

7.Закрепление изученного

- Прибор, который помогает ориентироваться туристам на местности, называется компас. Кто видел компас?

- Я раздала вам компасы. Вы должны покрутить компас так, чтобы стрелка показывала на север. Какая команда опередит, получит жетон.

- Молодцы! А теперь вы должны распределить предметы в каком то направлении:

1. Смотря на компас, определите и расположите на южной стороне на ваших партах учебник.

2. Поставьте, пожалуйста, пенал на запад.
3. Положите ручку на северо-восток.

4. Положите карандаш на юго-запад.

- Следующая станция – «Игровая». А теперь поиграем.

Пусть сторона, куда мы смотрим прямо – это север. А противоположная сторона – это юг. Тогда левая – запад, а правая – восток. Двигаем головой по тому направлению, по которому я скажу. Путешественники пошли на север. На второй день они повернули на запад. А затем они пошли опять на север. А затем на восток. Затем они пошли на юг. И еще на юг. И повернули на запад. Молодцы!

Работают в командах  по компасу.

Включаются в игру.

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

8.Рефлексия

- Ребята. А теперь давайте проверим, кто меня хорошо слушал. Итак, я задаю вопросы и за каждый правильный ответ я даю жетончик.

- Как называется линия, соединяющая землю с небом?

- Какой инструмент поможет ориентироваться на местности?

- Назовите 4стороны горизонта.

- Откуда восходит солнце?

- Куда заходит солнце?

- Кто совершил кругосветное путешествие?

- Какой корабль добрался до изначального места?

- Сколько лет путешествовал корабль Виктория?

- На что похожа Земля?

- Наша следующая станция – «Наш класс».

Методика «Кластер»

Каждой команде я раздала листочки. Приклейте их, чтобы получился цветик-семицветик. А на лепестках напишите то, чего желаете вашим друзьям и подарите другой команде.

Отвечают на поставленные вопросы.

-Линия горизонта.

- Компас.

- Север,юг, запад, восток.

- Восток.

- Запад.

- Ф.Магеллан.

- «Виктория».

- 3 года.

- На шар.

Работают с кластерами в командах.

Личностные:

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

9.Подведение итогов

- Итак, давайте посчитаем, какая команда набрала большое количество жетонов. Молодцы! Цветик-семицветик очень рад вашей работе и желает вам успехов в учебе. Давайте его проводим.

Считают жетоны. Определяют победителей.

Коммуникативные:

достижение общего решения в совместной деятельности.

10.Домашнее задание

- Прочитать с. 70-73.Ответить на вопрос «Как не заблудиться в лесу?». А об этом поговорим на следующем уроке. Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание.

Личностные:

Развитие осознания необходимости в изучении данной темы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока окружающего мира во 2 классе по ОС «Л.В. Занкова" по теме "Рельеф. Ландшафт."

Тема «Рельеф. Ландшафт.»Цели:Содержательная (предметные результаты):- формировать представление о рельефе и ландшафте ЗемлиДеятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать новые способы дей...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс

Технологическая карта открытого урока окружающего мира в начальной школе (1 класс)...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира на тему:"Что у нас над головой"

Методическая разработка направлена на изучение нового и  закрепление уже имеющихся знаний у детей о небе, солнце, луне,звездах и созвездиях....

Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».

Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....

технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Россия на карте". Программа "Школа России" 2 класс

Технологическая карта разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте". Программа "Школа России". 2 класс. Технологическая карта разработана по всем требованиям ФГО...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс Н.Ф.Виноградова. Тема "Что мы знаем о птицах"

Технология деятельностного метода обучения.«Любая деятельность может быть либотехнологией, либо искусством.Искусство основано на интуиции,технология – на науке.С искусства все начинается,т...

4 класс Технологическая карта открытого урока окружающего мира

Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»Дата: 21.02.2022Предмет: окружающий мирТема урока: Петр ВеликийКласс: 4Учитель:  Кузьменко А.Н.Тип урока:  «открытие» новых знанийП...